Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
На рис. 11.8, б. представлен построенный по изложенному методу график с т оим ости пробега А для 40 автомобилей-само свалов ЗИЛ-ММЗ-555. В соответствии с установленной системой учета к первой составляющей удельной стоимости (расходам, мало зависящим от срока эксплуатации) относятся расходы на
д) А,коп/км
Рис. II.8. Экономический -критерий'для установления оптимального |
амортиза |
|
ционного срока автомобилей: а —-'метод определения; б — график |
стоимости |
|
пробега |
' |
|
зарплату 3, смазку, обтирочные и |
другие материалы 7, |
расходы |
на топливо, несколько повышающиеся в период зимней эксплуа тации 5.
Вторая составляющая, уменьшающаяся с увеличением пробега автомобиля, — это амортизационные расходы 2.
Третья составляющая удельной стоимости, возрастающая с увеличением пробега, включает в себя расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт 4, на ремонт и восстановление шин 8, накладные расходы 6.
34
Суммарная кривая 1 стоимости 1 км пробега автомобиля имеет минимум А mln.
Теоретически точка Л т1п соответствует оптимальному сроку службы. Однако величина стоимости 1 км пробега справа и слева от Л т1п повышается медленно. Поэтому оптимальный пробег sonT до точки А т|П может быть существенно повышен при малом уве
личении |
удельной стоимости |
А. |
В |
рассматриваемом примере, |
|
если оптимальный пробег |
s0nT |
равен |
115 000 км, то при увеличе |
||
нии Л т1п |
на 16% — с |
13,5 |
до |
15,6 коп./км — величина про |
бега s возрастает до 200 000 км, т. е. на 75%. Поэтому некоторое
увеличение |
пробега soriT обычно бывает |
целесообразным. |
Пробег |
s, который меньше пробега |
sonT, невыгоден. |
§ |
10. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ. ОБЗОР |
Удобство посадки водителя и хороший обзор являются важ ными требованиями к конструкции автомобилей. Усилия, которые водитель должен прикладывать к рычагам и педали, а также их перемещения должны лежать в определенных пределах и не вызывать утомления водителя.
Положение сиденья водителя для грузовых автомобилей (согласно ГОСТ 9734—61) представлено на рис. II.9. Основные размеры: высота сиденья Н не менее 350 мм; внутренняя ширина кабины не менее 750, 1250 и 1700 мм соответственно для одно-, двух- и трехместной кабины; глубина сиденья L x не менее 400 мм;
расстояние от потолка кабины до сиденья |
Н х не менее 1000 мм; |
|||
наименьшее расстояние от обода рулевого |
колеса до сиденья R x |
|||
не менее 180 мм; ход педалей.L 2 не более 200 мм. Ширина двери |
||||
в верхней |
части R 2 не менее 650 мм. Размещение педалей: А — |
|||
расстояние |
между |
педалями тормоза |
и сцепления; А х— между |
|
педалями |
тормоза |
и акселератора; |
А 2 и |
А 3— расстояние от |
центра рулевого колеса до педалей сцепления и тормоза. Продольное перемещение сиденья водителя может осуще
ствляться в пределах ±45 мм; перемещение по высоте в пределах ±30 мм.
Хороший обзор (видимость) с сиденья водителя имеет большое значение, так как обеспечивает «точность» и безопасность вожде ния, особенно скоростных автомобилей и автомобилей высокой проходимости, двигающихся в сложных дорожных условиях.
Обзор пути с сиденья водителя улучшается при приближении места водителя к передней части автомобиля, увеличении перед него стекла и исключении металлических непрозрачных стоек, создающих «слепые» зоны (стекло панорамного типа).
Обзор с места водителя хорошо представлен эпюрой обзора (рис. II. 10), представляющей собой площадь, видимую с места водителя среднего роста (173 см). Величина угла вертикального обзора у определяется исходя из необходимости водителю видеть светофор, подвешенный на высоте 5 м, с расстояния L не более
2* |
35 |
9 м для легковых и 12 м для грузовых автомобилей. Площадь стекла, очищаемая стеклоочистителем, по длине 5^600—750 мм и ширине г^гЗОО—400 мм (меньшие значения относятся к грузовым автомобилям).
Обзор назад с сиденья водителя достигается с помощью зеркал заднего вида.
В зависимости от типа автомобиля изменяются требования к обзору для пассажиров. Обзор с места водителя всегда должен быть отличным.
36
Величины сил Р, прикладываемых к органам управления, не должны быть значительными.
Перемещения (ход) s должны лежать в определенных преде лах (табл. II.6).
Так как сила Р обычно изменяется в зависимости от хода педали или рычага s, то при подсчете работы R принимаются средние значения Р; R = Pcps.
Максимально допустимые усилия, развиваемые водителем на органах управления грузового автомобиля, по данным СЭВ в Н (кгс):
Педаль тормоза .................................................................... |
700 |
(70) |
Педаль сцепления ............................................................... |
150 |
(15) |
Рулевое колесо движущегося автомобиля (дорога ас |
60 |
(6) |
фальтобетон) ........................................................................ |
||
Рычаг ручного т о р м о за ............................. |
400 |
(40)1 |
Рычаг переключенияпередач ............................................. |
60 |
(6) |
Как видно, приведенные данные близки к данным табл. 11.6 для случаев редкого включения.
1 В отдельных случаях допускаются до 700 Н (70 кгс).
37
|
|
Т а б л и ц а 11.6 |
|
|
Значения |
силы Р и хода s |
|
Сила Р (средняя вели |
Работа |
R |
|
Органы |
чина) |
Ход S, м |
|
управления |
|
|
|
Н |
кгс |
Дж |
кгс-м |
Педали |
100— 150 |
10— |
15 |
0,10 *—0,15 |
10—22,5 |
Рычаги |
80— 100 |
8— |
10 |
0,10 *—0,12 |
8— 12 |
* Меньшие значения для легковых автомобилей.
1—2,3
т |
CN |
00 о |
§ 11. КОМПОНОВКА АВТОМОБИЛЯ
Компоновка автомобиля определяется его назначением, усло виями эксплуатации, весовыми п габаритными ограничениями и др.
Двигатель может быть расположен в передней части автомо биля (у автомобилей всех типов), в задней части автомобиля (у автобусов и некоторых легковых автомобилей), между кабиной водителя и кузовом (у грузовых автомобилей), за кабиной (у гру зовых автомобилей КамАЗ), в нижней части автомобиля между
осями (у автобусов). |
|
|
||
При |
переднем расположении двигателя облегчается доступ |
|||
к нему. |
Однако |
величина коэффициента |
Кя = |
-Is- , характерн- |
зующего |
степень |
использования общей |
длины |
автомобиля La |
для размещения грузовой платформы или помещения для пасса жиров /п, уменьшается. При одной и той же общей длине La авто мобили с передним расположением двигателя (рис. 11.11, а) вследствие меньшего значения К„ могут перевозить груз меньшей длины и меньшего объема, чем автомобили с двигателем в кабине. Кроме того, при этом ухудшается обзор вперед.
В |
случае |
расположения двигателя |
в |
кабине |
водителя |
(рис. |
II. 11, в) |
улучшается обзор вперед, |
и |
величина |
коэффи |
циента Ки повышается. При расположении двигателя в кабине уменьшается емкость, кабины, требуется тщательная звуковая,
газовая и тепловая изоляции двигателя, |
затрудняется доступ |
к двигателю, повышается центр тяжести |
автомобиля. |
Для улучшения доступа к двигателю, размещенному в кабине, применяется откидывающаяся кабина, что влечет за собой не которое усложнение конструкции (рис. 11.11, б), однако доступ к двигателю удобен.
Существенное уменьшение габаритной длины грузового авто мобиля будет при переходе на новую более современную ком
поновку — с ' кабиной, расположенной |
впереди |
двигателя |
(рис. II.11, г). |
|
|
38
При этом кузов или грузовая платформа могут быть продви нуты вперед на 800— 1000 мм (для,автомобиля КамАЗ), что позво ляет увеличить грузоподъемность автомобиля, не увеличивая нагрузки на задний мост.
Преимуществами подобной компоновки являются сокращение (для 8-тонной машины) на 400—500 мм базы автомобиля с улуч шением его маневренности и улучшение обзора за счет сокращения непросматриваемой зоны перед автомобилем.
Рис. 11.11. |
Расположение |
|
двигателя |
у |
грузовых авто |
мобилей: |
а — в передней |
части; б — то же у автомоби
лей с откидной кабиной;в— в кабине; а — за кабиной
Расположение двигателя сзади применяется на некоторых легковых автомобилях и большинстве автобусов, так как при такой компоновке достигаются компактность силового агрегата и трансмиссии, хороший обзор впереди, высокий коэффициент Кю лучшая изоляция двигателя от помещения для пассажиров.
Схема легкового автомобиля с задним расположением дви гателя представлена на рис. 11.12, в. Как видно, при одинаковой длине автомобиля емкость кузова в случае заднего расположения двигателя несколько возрастает. Однако при подобной компоновке имеет место перегрузка шин заднего моста, усложняется управ ление двигателем и агрегатами трансмиссии, размещенными на значительном расстоянии от водителя.
39
При расположении двигателя в нижней части у некоторых автобусов сохраняются все преимущества, свойственные компо новке с задним расположением двигателя. Однако при этом сни жается дорожный просвет и доступ к двигателю затруднен.
Тип трансмиссии оказывает существенное влияние на компо новку автомобиля. На рис. 11.13 показаны схемы механических
Рис. II. 12. Расположение двигателя у легковых автомобилей: а — в передней части, привод на задние колеса; б — то же, привод на передние колеса; в — сзади, привод на задние колеса
трансмиссий, применяемых на автомобилях, с разным числом ведущих мостов. У двухосных автомобилей с колесной формулой 4X2 применяется или «классическая» схема расположения дви гателя в передней части автомобиля и с приводом на задние веду щие колеса (рис .11.13, б), или же у некоторых легковых автомо билей с приводом на передние ведущие колеса (рис. 11.13, о). К преимуществам автомобиля с приводом на передние колеса относятся близость двигателя и трансмиссии к водителю, упро щающая приводы к органам управления, лучшая устойчивость на поворотах, отсутствие «тоннеля» в полу кузова для карданного вала, имеющего место у автомобилей с «классической» компо новкой и др.
У |
автомобиля с колесной формулой 4x 4 |
(рис. 11.13, в) заме |
нен |
передний, неведущий мост базовой |
машины — ведущим. |
40
Схема (рис. 11.13, г) с бортовыми передачами позволяет увели чить дорожный просвет, хотя конструктивно сложнее преды дущей.
У трехосных автомобилей подвод момента к двум задним мостам может осуществляться одним проходным (рис. 11.13, д) или двумя (рис. 11.13, е) карданными валами.
а) |
___ |
a) |
У''',/.-) |
С77Р777Л |
|
|
\бхе\ |
||
|
|
1 ___ 2 и с |
Su5 |
J и ,5 |
|
|
іи 5 |
О * |
O ' |
|
|
• 1bp'У>7 |
C S D |
|
|
|
С Ю |
|
|
8) <------ . |
EZl |
|
|
fr1.1'".ул |
|
о |
|
|
.іи 5 |
|
|
|
|
|
|
|
іи 2 |
|
|
Рис. 11.13. Схемы механических трансмиссии автомобиля:
I — вал, передающиі! момевт от двигателя; 2 — дополнительная и раздаточная коробки; 3 — главная передача; 4 —редуктор; 5 —межколесныіі дифференциал; 6 —мсжосевоЛ или межбортовой дифференциал (ведущие колеса заштрихованы)
Схемы трансмиссий четырехосных автомобилей отличаются
значительным |
многообразием. Более простое решение принято |
в схеме (рис. |
11.13, ок) с одним проходным валом. Однако при |
этом в случае применения блокированного привода возникают дополнительные нагрузки в трансмиссии, что снижает ее к. п. д., повышает износ и уменьшает путь выбега автомобиля.
Схема (рис. 11.13, з) трансмиссии с применением трех меж осевых дифференциалов свободна от присущих предыдущей схеме недостатков, однако конструктивно сложна и утяжеляет автомобиль.
Применение гидродинамического трансформатора облегчает управление автомобилем и улучшает его тяговую характеристику, однако не исключает необходимости в механической трансмиссии, что усложняет конструкцию автомобиля.
41
Удобная компоновка автомобилей с несколькими ведущими осями может быть осуществлена при использовании гидрообъем ной и электрической трансмиссии с индивидуальными двигателями на ведущих колесах (мотор-колесо).
Схема автомобиля-тягача с электромоторами на каждом ве дущем колесе представлена на рис. 11.14. Тяговые электромо торы 1 с шестеренчатыми редукторами размещены в соответ ствующих ведущих колесах. Источником энергии является ди-
Рис. 11.14. Схема тягача с электроприводом типа мотор-колесо
зель 4, приводящий во вращение генератор постоянного тока 2,
питающий |
тяговые |
электромоторы, и |
генератор |
переменного |
|
тока 3, питающий вспомогательные электромоторы 5. |
|
||||
Применение электротрансмиссии с использованием мотор- |
|||||
колес (см. |
рис. VII. 19) позволяет успешно решать |
компоновку |
|||
автопоездов с весьма большим числом ведущих осей. |
|
||||
При проектировании автомобиля возможна следующая после |
|||||
довательность работы по составлению |
компоновочного эскиза. |
||||
По заданному типу и грузоподъемности (или емкости) автомо |
|||||
биля определяются |
основные размеры |
автомобиля, |
число |
осей |
|
(по величине допустимой нагрузки на колесо), размер шин, |
база |
и колея автомобиля. Предельные габариты автомобиля не должны превышать допустимых по ГОСТ 9314—59.
Компоновочный эскиз (рис. 11.15) делается в масштабе 1 : 10 или 1 : 20. Конфигурация нижней части и общая длина автомо биля находятся после нанесения выбранных-значений углов про ходимости переднего у.х и заднего у 2, радиусов проходимости
42