Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 419

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

роликом 9 отводит защелку 5 и поворачивает планку 8 вокруг оси, вызывая мгновенное размыкание контактов 6 и замыкание контак­ тов 7. Возврат переключателя в исходное положение после прекра­ щения действия на ролик 1 производится пружиной 4.

Если требуется получить срабатывание путевого датчика, при очень малом перемещении штока и небольшом давлении на него, используются микропереключатели (рис. 275, в). При воздействии иа колпачок 1 он утапливается и через пружину 2 перемещает

Рис. 275. Электроконтактные путевые датчики:

а — простой; б — моментный; в — микропереключатель.

штырь 3 с колодкой 4. При этом прогибаются плоские пружины 5, которые размыкают жонтакт 7 и замыкают контакт 6. После пре­ кращения действия на колпачок 1 пружины 5 возвращаются в ис­ ходное положение.

При большой частоте переключений электроконтактные датчи­ ки постепенно теряют точность и выходят из строя. Чтобы устранить указанные недостатки, применяют бесконтактные датчики, в част­ ности индуктивные.

Индуктивный датчик (рис. 276) имеет две катушки / и 3 с об­ мотками, между которыми расположен якорь 2, находящийся под действием штока 4. Первичные обмотки катушек соединены после­ довательно и питаются переменным током, вторичные — встречно. Когда якорь занимает среднее положение, результирующая напря­ жения на зажимах вторичных катушек (на выходе датчика) равна пулю. Отклонение якоря под воздействием штока от среднего поло^ жения изменяет воздушные зазоры около катушек и вызывает по­ явление электрических сигналов, направляемых в промежуточный элемент для усиления.

Гидравлический датчик (рнс. 277) предназначен для изменения направления потока рабочей жидкости. В верхнем положении плун­ жера / поток жидкости Поступает от насоса через отверстия 7 и 2 к цилиндру, а отработанная жидкость сливается в бак через отвер­ стия 3 и 5 или по каналу 6 и отверстие 8. При нажиме на плунжер он, преодолевая давление пружины 4, опустится. В этом положении рабочая жидкость, поступающая в отверстие 7, направится в дру­ гую полость гидроцилиндра через отверстие 3, а обратный ее поток будет сливаться в бак через отверстие 2, канал 9 и отверстие 5.

2. Р а з м е р н ы е д а т ч и к и. Действие таких датчиков в ав томатических системах управления основано на подаче сигнала или команды исполнительному звену для корректировки положения ре-

Р и с . 2 7 6 . И н д у к т и в н ы й п у т е в о й

Р и с . 2 7 7 . Г и д р а в л и ч еск и й п у те -

д а т ч и к .

в ой д а т ч и к .

жущего инструмента, когда размер обрабатываемой поверхности выходит за пределы поля допуска. Для этой цеЛи наиболее часто употребляют электроконтактные и индуктивные датчики, обладаю­ щие высокой чувствительностью.

В двухпредельном электроконтактном датчике (измерительной головке) (рис. 278) индикатор 6 наконечником упирается в верх­ ний торец измерительного штока 1, который в свою очередь пру­ жиной 4 отжимается вниз для создания контактного усилия. На Штоке закреплены два хомутика 5 и 3. Первый имеет твердосплавный наконечник, который в процессе измерения воздействует на корун­


довый штифт 11 двуплечего рычага 12, второй — прорезыо надет на штифт 15 и препятствует повороту штока. Рычаг 12 подвешен к ко­

лодке 13 крестообразными плоскими пружинами

и поджимается

к регулируемому контактному винту 7 пружиной 8.

Вторым регули­

руемым контактом является винт 14. Контакты датчика имеют вы­ воды, которые присоединены к розетке 10.

При уменьшении диаметра измеряемой детали шток 1 опус­ кается, размыкая верхний контакт. Когда шток опустится на опре­ деленный размер, замыкается нижний контакт. Кроме того, инди­

катор 6 позволяет

визуально

наблюдать за изменениями размера

детали.

Для

настройки

датчика

 

предусмотрены

микрометрические

 

барабаны 9 и гайка 2.

 

 

 

Размерные

датчики индуктив­

 

ного типа

аналогичны индуктив­

 

ным путевым датчикам (см. рис.

 

276) и основаны на появлении сиг­

 

нала на выходе в результате изме­

 

нения воздушного

зазора

между

 

якорем

и электромагнитными

ка­

 

тушками.

 

 

 

 

 

 

 

3. С и л о в ы е

д а т ч и к и .

 

Датчики этого типа создают ко­

 

мандный сигнал в

момент, когда

 

усилие или давление рабочей сре­

 

ды в системе

управления достиг­

 

нет

определенного предельного

 

значения.

 

 

примера

на

 

рис.

В

качестве

 

279 приведена

принципиаль­

 

ная

схема

электрогидравлическо-

 

го силового датчика, в котором

 

рабочая жидкость имеет доступ в

 

нижнюю полость 4 под мембра­

 

ну 5. Когда давление в системе до­

 

стигнет нужной величины, мемб­

 

рана изогнется и, сжимая пружи­

 

ну 3, переместит стержень 2 вверх,

 

заставляя

его

воздействовать

на

Рис 278 Двухпредельный раз.

шток микропереключателя 1.

 

м ер н ы й д а т ч и к .

4. С к о р о с т н ы е

д а т ч и-

 

к и. Назна-чение таких датчиков — дать электрический сигнал в том случае, когда скорость вращения вала станка станет выше задан­ ного значения. Для этой цели часто применяют тахогенераторы, схема которых приведена на рис. 280.

Тахогенератор представляет собой машину постоянного тока. Его вал присоединяется к валу станка, скорость которого контроли­ руется. Во внешнюю цепь тахогенератора включается реле Р. Так как электродвижущая сила тахогенератора пропорциональна ско-


рост» вращения якоря Я, то реле срабатывает при определенной скорости вращения контролируемого вала. Изменяя сопротивление R, можно менять величину скорости якоря, при которой срабатыва­ ет реле.

Р и с . 2 7 9 . Э л е к т р о г и д р а п л п ч еск и й с и л о в о й д а т ч и к .

Вопросы для повторения

1. П р Л в ед п т е к л а сси ф и к а ц и ю д а т ч и к о в .

2 .

О б ъ я с н и т е н а зн а ч е н и е и п р ин ц ип д е й с т в и я п у т е в ы х д а т ч и к о в .

3 .

Д л я ч е г о п р е д н а зн а ч е н ы р а зм е р н ы е д а т ч и к и ? О б ъ я с н и т е их п ри н ц ип д е й ­

ст в и я .

 

 

 

4.

О б ъ я с н и т е

н а зн а ч е н и е , у с т р о й с т в о н

п р инцип д е й с т в и я си л о в ы х д а т ч и к о в ,

5 .

Д л я ч его

п р е д н а зн а ч е н ы ск о р о с т н ы е

д атч и к и ?

6.

Объясните

принцип действия тахогенератора.

§ 5. Промежуточные элементы автоматики

Промежуточные элементы автоматических устройств предназ­ начены для усиления, замедления или преобразования сигнала, по­ ступающего от датчиков, и направления его к исполнительным ме­ ханизмам. Для этой цели применяют различные реле, усилители и преобразователи.

.1. Р е л е называются приборы, воспринимающие контролиру­ емый сигнал и при достижении им заданного значения приводя­ щие в действие исполнительные механизмы. Они являются наиболее распространенными промежуточными элементами автоматики и могут выполнять почти все их функции.

По принципу действия реле делятся па электрические, электро­ магнитные, фотоэлектрические и комбинированные (например, пневмоэлектрические).

В главе VII частично рассматривались некоторые типы реле, используемые для управления электродвигателем токарного станка (см. рис. 168 и 169): контакторы, плавкие предохранители, тепловые реле и реле времени.

Контакторы являются характерными представителями электро­ магнитных реле, которые замыкают силовую цепь исполнительного


механизма (двигателя) при получении слабого электрического сиг­ нала. Они используются в качестве усилителен и действуют на прин­ ципе втягивания в катушку железного сердечника, на конце которо­ го закреплены контактные пластины. Применяются также контак­ торы с поворотным якорем, работающие на таком же принципе.

Плавкие предохранители являются электрическими реле, кото­ рые разрывают цепь при достижении силой тока заранее предусмот­ ренной величины.

Тепловые реле отключают исполнительный механизм, когда температура его нагрева становится выше допустимой.

Реле времени являются за­ медлителями входного сигнала. Они срабатывают по истечении заранее установленного вре­ мени.

В. автоматических систе­ мах, где необходима высокая скорость преобразования или усиления входного сигнала, применяются электронные реле.

Воснове действия элект­ ронного реле использована

трехэлектродиая

электронная

Р и с . 2 8 1 . Б ы с т р о д е й с т в у ю щ е е э л е к т ­

лампа — триод

(рис. 281, а).

р о н н о е р ел е .

Триод состоит из стеклянного

 

баллона /, внутри которого расположены цилиндрический анод 2, сетка 3 и нить накала — катод 4. При подключении анода к поло­ жительному полюсу источника тока, а катода — к отрицательному в лампе возникает ток, сила которого увеличивается с увеличением подведенного напряжения.

Если управляющей сетке сообщить отрицательный заряд, то опа, отталкивая электроны, будет снижать анодный ток и при оп­ ределенном значении заряда лампа окажется «запертой» — анод­ ный ток станет равным нулю. Таким образом, регулируя заряд сетки или изменяя его по знаку, можно увеличивать или уменьшатьанодный ток, проходящий через лампу.

Принцип действия быстродействующего электронного реле можно выяснить из схемы, приведенной на рис. 281, б. Нить накала (катод) и анод присоединены к первичной обмотке трансформато­ ра, а управляющая сетка — ко вторичной. В цепь анода включено промежуточное электромагнитное реле Р, а в цепь сетки — нор­ мально разомкнутые контакты К и сопротивления R\ и R2. При ра­ зомкнутых контактах К сетка в один полупернод получает отрица­ тельный заряд, в другой — положительный. Когда сеткаимеет отрицательный заряд, лампа заперта, когда же сетка получит поло­ жительный заряд, анод в это вермя получит отрицательный и лам­ па снова окажется запертой.

Как только включаются контакты К, сетка может получить по­ ложительный заряд в тот полупериод, когда анод имеет тоже поло­


жительный заряд (если правильно подобрать соотношение сопро­ тивлений R 1 и Яг). В эти полупериоды будет возникать анодный ток, который, пройдя катушку реле, вызовет замыкание пли размы­ кание контактов, управляемых этим реле. Анодный ток получается здесь пульсирующим, так как во второй полупериод лампа не рабо­ тает. Для сглаживания анодного тока параллельно реле включается конденсатор С.

2. У с и л и т е л и. Эти функции, в частности, выполняют неко­ торые реле. Кроме того, применяются специально предназначенные для этой цели электромагнитные, электромашинные п гидравличе­ ские усилители.

Электромагнитный усилитель (рис. 282, а) позволяет значи­ тельно повышать силу тока в нагрузочной цепи 2, в которую вклю­ чены потребитель 1 н обмотка 4. Величина тока в этой цепи зависит от ее общего сопротивления, основной частью которого является индуктивная составляющая.

Индуктивное сопротивление изменяют за счет изменения маг­ нитной проницаемости сердечника 3 путем подмапшчнвапия его постоянным током, подаваемым в обмотку 5. Чем больше сила тока в обмотке 5, тем больше ток в нагрузочной цепи.

Электромашинный усилитель (ЭМУ) (рис. 282, б) представля­ ет собой генератор постоянного тока, приводимый в действие вспо­ могательным асинхронным двигателем переменного тока. Такие ге­

нераторы отличаются от обычных тем, что

имеют, кроме управля­

ющей

обмотки Wy на

основных полюсах,

еще компенсационную

WK, включаемую в цепь нагрузки для

компенсирования размагни­

чивающего действия нагрузочного тока. Степень такой

компенса­

ции

устанавливается

регулируемым

сопротивлением

ЯкКроме

того, якорь генератора

снабжен двумя

парами щеток: продольны­

ми АА, включенными в нагрузочную цепь, и поперечными ВВ, зам­ кнутыми накоротко. Входное напряжение UBX подается в обмотку управления.

При вращении якоря ЭМУ продольный магнитный поток Ф\ индуктирует в его обмотке электродвижущую силу, которая в ко­ роткозамкнутой цепи поперечных щеток ВВ создает большую силу тока. Этот ток в свою очередь создает большой поперечный маг­ нитный поток 0 2 , который, пересекая обмотку якоря, вызывает появление между щетками АА значительного выходного напряже­ ния Uвых-

ЭМУ с поперечным магнитным потоком называются ампдиди- ' нами. Они имеют коэффициент усиления до 10 000.

Гидроусилитель крутящих моментов (рис. 282, в) состоит из аксиально-плунжерного гидродвигателя й следящего золотника.

На валу 1 гидродвигателя свободно установлен ротор 4 с плун­ жерами 6, которые во время работы воздействуют на толкатели 5, размещенные в барабане 3. Последний закреплен на валу и соеди­ нен поводковыми пальцами с ротором 4. При поступлении масла от насоса через штуцер 8 и следящий золотник 9 в полости плунжеров толкатели 5, взаимодействуя сферическими поверхностями с нак­