Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 417

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тележки относятся к группе горизонтального транспорта, так как с их помощью производится перемещение грузов в горизонталь­ ной плоскости с небольшим возвышением от пола. Для расширения зоны действия цехового транспорта применяются пространственные транспортные средства (рис. 265): подвесные пути с электротель­ ферами, консольные и мостовые краны, кранбалки.

Электротельфер 1 (рис. 265, а) представляет собой электриче­ ский подъемник, передвигающийся по однорельсовому подвесному пути — монорельсу 2, который подвешивается над станочным обо-

Рис. 264. Электротележка:

/ — колеса; 2 — грузовая платформа; 3 — аккумуляторная ба­ тарея; 4 — рукоятки управления; 5 — платформа для води­ теля.

рудованием. В зависимости от расположения рабочих мест моно­ рельсы выполняют прямыми, с закруглениями и кольцевыми. Гру­ зоподъемность наиболее часто применяемых тельферов 0,25—5 т.

Тележка 3, на которой электротельфер подвешивается к моно­ рельсу, выполняется либо простой с ручным перемещением (для грузоподъемности до 0,25 г), либо с отдельным электродвигателем 4. Ток для питания электродвигателей тельфера и тележки подво­ дится к ним тролейными проводами или, реже, гибким кабелем. Управление работой двигателей обычно осуществляется подвесными кнопочными станциями 5.

Для обслуживания одного или нескольких рядом расположен­ ных рабочих мест часто применяются консольные поворотные кра­ ны (рис. 265, б). По устройству они просты и не требуют специаль­ ной площадки. Такие краны состоят из двутавровой балки (консо­ ли) 1, тяги 2 и опор 3, которые крепятся к стене здания или к ко­ лонне. На консольную балку посредством тележки 5 ,подвешивается электротельфер 4 или пневмоподъемник. В тех случаях, когда тя­ желые предметы приходится поднимать редко, применяют тали с ручным подъемом грузов.

Пневматический подъемник представляет собой цилиндр с поршнем, к которому гибким шлангом подводится сжатый воздух от воздушной цеховой сети. Управление им производится также с пола подвесным тросом, действующим на воздушный ПереКЛЮЧа-



Л Л -Ѵ ч ^ \\\-ч х ^ ^

Рис. 265. Пространственные транспортные средства:

а —. электротельфер; 6 ~ консольный кран; в — мостовой кран; а ■ кран-балка.

тель. Грузоподъемность

пневмоподъемника

обычно не

превышает

 

300 кГ.

 

 

 

 

несколько сот тони исполь­

 

Для перемещения грузов весом до

 

зуются мостовые краны

(рис. 265, в). Мост 1 крана, представляющий

 

собой ферму, опирается катками

на рельсы, проложенные

вдоль

 

цеха иа специальных выступах стен или колонн. Электродвигатель

 

2, вращая катки

5, перемещает

кран вдоль

пролета

цеха. Кроме

 

того, по рельсам моста может поперечно двигаться тележка 3, на

 

которой размещены механизмы ее перемещения и подъема грузо­

 

вого крана 7. Электродвигатели моста питаются током от тролей-

 

ных проводов 4.

Управление

краном

осуществляется с

пульта

 

управления, который размещен в подвесной кабине 6.

 

 

 

Разновидностью

мостового

крана является кран-балка

 

(рис. 265, г), предназначенная для подъема и перемещения

грузов

 

до 5 г. Она обычно управляется сщола посредством подвесной кно­

 

почной станции 8. Для перемещения кран-балки вдоль пролета цеха

/

служит цепь 1 и звездочка 5. От вала 6 движение передается зубча-

тыми передачами

на катки 2 и 4,

которые передвигаются по двута­

 

вровым балкам

3. Подъемным

устройством кран-балки является

 

электротельфер 7.

 

 

электротельферами применяют раз­

 

При работе с кранами и

 

личные грузозахватные устройства. Наиболее простыми и универ­

 

сальными из них являются канатные и цепные стропы (рис. 266, а).

 

Для предметов определенной формы пользуются специальными за­

 

хватами в виде самозажимных клещей

(рис. 266, б) или коромысел

 

сдвумя парами крюков (рис. 266, в) и др.

Вкрупносерийном и массовом производствах, кроме рассмот­ ренных транспортных средств периодического действия, применя­ ются специальные транспортные механизмы непрерывного или пуль­

сирующего действия. Они предназначены для связи рабочих мест в непрерывный технологический поток. К их числу относятся скаты, склизы, рольганги и конвейеры различных типов..

С к а т ы и

с к л и з ы (рис. 267, а и б) в виде наклонных жело­

бов или штанг

применяются ■для передачи небольших деталей от

одного рабочего места к другому. В скатах детали перекатываются, в склизах — скользят.

Р о л ь г а н г и (рис. 267, в) изготавливаются в виде длинных роликовых столов, располагаемых вдоль технологической линии станков, или отдельными секциями, устанавливаемыми между со­ седними рабочими местами. Крупные-детали с плоскими опорны­ ми поверхностями перемещаются.непосредственно по роликам, мел­ кие — в ящиках. Для облегчения ручного передвижения деталей рама рольганга имеет небольшой уклон в сторону движения. При

необходимости рольганги могут

иметь разветвления,

которые

по­

зволяют перемещать детали в

нескольких

направлениях. В этом

случае рольганг снабжается поворотным столом I.

делятся

на

К о н в е й е р ы по виду грузонесущего

элемента

цепные, пластинчатые, ленточные и тележечные, а по расположе­ нию— на горизонтальные, наклонные и вертикальные. Последние


два типа конвейеров называют элеваторами. Рассмотрим наиболее характерные конструкции конвейеров.

Подвесной цепной конвейер (рис. 268, а) представляет собой замкнутый в пространстве рельс 1, по которому с помощью бесконеч­ ной цепи 2, приводимой в движение специальным приводом, перед­ вигаются небольшие тележки 3 с подвесками 4 для груза. Рельс подвешивается к фермам или колоннам и может иметь повороты,

Рис. 266. Грузозахватные устройства:

а — стропы; б и в — захваты для валов.

спуски и подъемы, что позволяет перемещать грузы от станка к станку, между цехами и в различные этажи здания.

Пластинчатый конвейер (рис. 268, б) предназначен для пере­ мещения относительно тяжелых грузов. Он имеет отдельные жест-

Рис. 267. Скаты ( а ) , склизы ( б ) , рольганги ( в ) .

кие металлические или деревянные пластины 1, установленные на роликах 2 и скрепленные между собой бесконечными цепями 3, ко­ торые приводятся в движение специальным механизмом.

Ленточный конвейер отличается от пластинчатого тем, что у него несущим элементом является широкая бесконечная лента из

многослойно» прорезиненной ткани, натянутая между двумя шки­ вами— ведущим » ведомым. От провисания верхняя ветвь ленты поддерживается деревянным настилом или роликами. Такие кон­ вейеры главным образом применяются для транспортировки отно­ сительно легких предметов.

Для перемещения тяжелых грузов используются конвейеры тележечного типа. Они состоят из ряда тележек, перемещающихся^ по рельсовым путям тяговой цепыо или тросом.

Рис. 268. Конвейеры:

а — цепной; 6 — пластинчатый; в — элеватор.

Элеваторы (рис. 268, в) предназначены для подачи изделий в вертикальном или крутонаклонном направлениях. Они представля­ ют собой бесконечную цепь 1 с полками 2 для изделий. Движение осуществляется приводом с цепными звездочками 3.

2.Механизация закрепления заготовок на станке. Применение

механизирующих устройств

уменьшает утомляемость

рабочего и

и способствует повышению

производительности труда.

Ниже рас­

сматриваются некоторые из таких устройств, применяемых на то­ карных станках.

Известно, что большая часть токарных работ производится при закреплении заготовок в 3-кулачковых самоцентрирующих патро­ нах. Благодаря своей универсальности и сравнительно быстрой перенастройке такие патроны получили широкое распространение. Вместе с тем они обладают существенными недостатками, заклю­ чающимися в следующем. Зажим заготовки в самоцентрирующем патроне осуществляется силами трения, возникающими между спи­ ральной нарезкой центрального колеса и зубьями кулачков. Следо­


вательно, для обеспечения надежности закрепления заготовок то­ карю приходится прилагать большие усилия. Кроме того, такие патроны не являются быстродействующими. Поэтому в серийном производстве широкое распространение получили патроны с сило­ вым приводом, лишенные указанных недостатков. Сила зажима в них не зависит от рабочего, а выполняется действием сжатого воз­ дух^ или масла. Сам процесс совершается быстро поворотом руко­

ятки распределительного крана.

пневмоцнлппдра двойного

На рис. 269 приведена конструкция

действия, наиболее часто используемого

в качестве силового при-

5

А

вода механизированных токарных патронов. Принцип действия его заключается в следующем.

Сжатый воздух под давлением 4—5 от подается от воздушной сети по гибкому шлангу к штуцеру 2, от которого через канал рас­ пределительной муфты 3 поступает в правую полость А цилиндра 4. Под действием сжатого воздуха поршень 6 вместе со штоком 7 переместится влево, а из полости Б воздух через другой канал рас­ пределительной муфты, штуцер / и второй шланг уйдет в атмосфе­ ру. При подаче воздуха к штуцеру 1 привод сработает в обратном порядке, и поршень переместится вправо. Изменение направления подачи воздуха к приводу осуществляется распределительным кра­ ном. .

Плотность соединения поршня с цилиндром обеспечивается ко­ жаными или резиновыми манжетами 5. Воздух, попадая в клино­ видные пространства а, прижимает борта манжет к внутренней поверхности цилиндра. С этой же целью между цилиндром и што­ ком также установлена манжета.

Цилиндры описанного типа прикрепляются к фланцу на зад­ нем конце шпинделя1н вращаются вместе с ним.

Недостатком поршневых пневмоцилиидров является необходи­ мость хорошего уплотнения в местах соединения подвижных дета­

лей, поэтому вместо них часто

 

применяют

простые

и

дешевые

 

устройства — беспоршневые

диа­

 

фрагменные камеры.

цилиндры

 

Гндравлические

 

двойного

действия устроены

по­

 

добно пиевмоцилиндрам, но име­

 

ют значительно меньшие размеры

 

благодаря

несжимаемости масла.

 

Масло в такие цилиндры подают

 

от насоса под высоким давлением

 

(50—60 ат).

 

 

патроны

 

Механизированные

 

выполняются двух типов: рычаж­

 

ные и клиновые. Рассмотрим кон­

 

струкцию

рычажного

патрона по

 

рис. 270.

 

приводится в дейст­

 

Патрон

 

вие силовым

приводом

посредст-

 

вом тяги,

которая одним концом -F--------------

соединена

со штоком

пневмоци­

 

линдра, а другим — с

муфтой 7

 

патрона.

Радиальные

 

перемеще­

 

ния кулачков 5 при зажиме

или

Рис. 270. Самоцеитрирующий рычаж­

отжиме заготовки осуществляют­

ный патрон.

ся осевым движением муфты. При

 

этом поворачиваются рычаги 2, перемещающие ползуны 3. Послед­ ние соединены с кулачками посредством регулировочных винтов 4. Так как ведущие плечи рычагов в три раза больше ведомых, то си­ ла,- развиваемая приводом, увеличивается на кулачке втрое. Рабо­ чий ход кулачков 5 мм.

Для закрепления заготовок различных диаметров кулачки можно одновременно удалять или приближать к оси патрона пово­ ротом одного из винтов 4. Для этого на концах винтов нарезаны зубья, которые соединяются с плоским зубчатым колесом 8. Сле­ довательно, при вращении одного винта остальные также будут по­ ворачиваться колесом 8, что вызовет одновременное перемещение всех кулачков.

Кулачки двигаются в Т-образных радиальных пазах корпуса 1 и могут при перестановке использоваться в качестве как прямых,