Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М\ и Ай) —- отклонение температур колес и корпуса от 20° С; ад — угол профиля исходного контура.

Деформация от нагрева отсчитывается по нормали к профилям. Величина бокового зазора, обеспечивающая нормальные условия смазки, зависит от способа смазки и окружной скорости передачи. Ориентировочно принимают эту величину равной от 0,01 тп (для тихоходных кинематических передач) до 0,03 тп (для высоко­ скоростных передач).

Рис. 150. Смещение исходного контура:

1 — номинальное

положение: г — предельные дополнительные

 

 

смещения

Пример. Дано: тп =

5; а =

200 мм; колеса стальные, корпус чугунный

(ах = ' 11,5• 10~в.; аг = 10,5-10“®);

окружная скорость 15 м/с; tx= 75° С;

t2 — 50° С. Определить сопряженно для косозубой передачи. Г1о уравнению

(173) находим ' /„min = 0,02-5 + 200 (11,5-10“*-55 — 10,5• 10-“ •30) 0,684 = = 0,144 мм.

Но таблице 9-й ГОСТа 1643—72 выбираем нормальное сопряжение В, для которого при а — 180—250 мм гарантированный зазор равен 185 мкм.

Погрешности изготовления и монтажа колес учитываются при определении наибольшего бокового зазора. Разность между наи­ большим и гарантированным зазорами должна быть достаточной для компенсации погрешностей изготовления и монтажа колес. Величина бокового зазора обеспечивается путем радиального смещения исходного контура рейки (зуборезного инструмента) от его номинального положения в тело колеса (рис. 150). Номи­ нальным положением исходного контура условно считается то, которое получается после его смещения при коррегировании зуб­ чатых колес.

Дополнительное смещение исходного контура Ацг от его номи­ нального положения в тело зубчатого колеса осуществляется с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора.

339


Наименьшая величина этого смещения (предписанная) назна­ чается в зависимости от степени точности по нормам плавности и вида сопряжения и обозначается: для зубчатых колес с внешними зубьями через —Аце, для колес с внутренними зубьями через Допуск Тн на смещение исходного контура установлен в зависимости от допуска на радиальное биение Fr, вида сопряже­

ния, причем Тц > Fr.

а — средней длины общей нормали Л ц г т е ;

б

— измерительного межосе­

вого расстояния

А ^

е

Показателями, обеспечивающими гарантированный боковой зазор, являются:

для колес — наименьшее дополнительное смещение исходного контура А це (Ат) или наименьшее предписанное отклонение средней длины общей нормали AWme (Awmi) (рис. 151, а), определяемой по формуле

тд/ W ^ W z + .-. + W,

уут— z

где Wlt2...z — действительные длины общей нормали; либо на­ именьшее предписанное отклонение толщины зуба по постоянной хорде в нормальном сечении Асе (Aci) или отклонение измеритель­ ного межосевого расстояния Аа"е (рис. 151, б);

для передач с нерегулируемым расположением осей — предель­ ные отклонения межосевого расстояния / 0, а с регулируемым — наименьший предписанный боковой зазор /nmin.

Стандартом установлены допуски на среднюю длину общей нормали Twn и на толщину зуба по постоянной хорде Тс, а также предельные отклонения измерительного межосевого расстояния: верхнее + Аа"е и нижнее —Аа>ч, которые определяются разностью между допускаемым наибольшим (или наименьшим) и номинальным

340


измерительным межоссвым расстояниями. Отклонения / а и Ла”е, как п /„mi,,, не зависят от степени точности и назначаются в за­ висимости от вида сопряжений.

Связь смещения исходного контура с боковым зазором /„ и утонением толщины зуба по постоянной хорде А се можно уста­ новить соответственно из треугольников аЪс и dbc (см. рис. 150):

jn = Ane2sm ad;

(174)

A ce = A He2 tg a d.

(175)

Общин боковой зазор должен состоять из гарантированного бокового зазора /'„min и зазора К , компенсирующего погрешности изготовления зубчатых колес и монтажа передачи, т. е.

in К- (А НсЛ“Г А Не2) 2 sill <хд.

Тогда необходимое наименьшее смещение исходного контура на обоих зубчатых колесах будет определяться по формуле

 

fn+ K

(176)

A m i -\ - А Н е 2

2 sin а д

 

Если принять наименьшие смещения исходного контура на обе­ их колесах пары примерно равными (т. е. пренебречь разностью их диаметров), то при аа = 20° получим

А Н е

/яН~77

0,73 (jn + K).

(177)

2 •2 sin а д

Величина К предназначается для компенсации следующих погрешностей изготовления зубчатых колес и монтажа передачи, уменьшающих величину бокового зазора: межосевого расстояния / а, шага зацепления / рЬ, направления зуба /ф, непараллельности fx и перекоса / осей. При определении К учитывается предельно допустимое значение указанных погрешностей. Они проекти­ руются на нормаль к профилям (в направлении которой опреде­ ляется боковой зазор) и суммируются квадратически как случай­ ные величины по формуле

к = Vila 2 sin ад)2+ 2fph+ 2F$ + (fx sin a0f + (fy cos adf . (178)

Наибольший боковой зазор, получаемый между зубьями в пере­ даче, не ограничивается стандартом. Он представляет собой за­ мыкающее звено сборочной размерной цепи, в которой состав­ ляющими размерами, ограниченными допусками, являются межо­ севое расстояние и смещение исходных контуров при нарезании обоих колес и др. Поэтому величина наибольшего зазора не может превышать значения, получаемого при наиболее неблагоприятном сочетании отклонений составляющих размеров, т. е. не будет пре­ восходить величины, определяемой по формуле

/наиб = i n ( ^ h i + Т Н 2 + 2/ а) 2 sin аа.

(179)

Второе слагаемое в правой части этого уравнения — допуск бокового зазора Тj„.

341



Вместо контроля смещения исходного контура можно проверять среднюю длину общей нормали. Ее отклонение можно определить из выражения

AWm^ 0,68 (АПг + 0,35В,.).

(180)

Допуск на среднюю длину общей нормали

 

T\vm—0,68 (Тц — 0.7/Д).

(181)

При необходимости уменьшение толщины зуба по постоянной

хорде находят из соотношений (при ад = 20°)

 

Лсе^0,73 Л Не;

(182)

ТС= 0,73ТН.

(183)

Выбор степени точности зубчатых колес. Степень точности колес и передач устанавливают в зависимости от требований к ки­ нематической точности, плавности и бесшумности их работы, от­ сутствию вибрации, а также от величины окружной скорости ко­ лес, передаваемой мощности и т. д. Степень точности должна опре­ деляться соответствующими расчетами. Например, на основе кинематического расчета погрешностей всей передачи и допусти­ мого угла рассогласования можно найти необходимую степень по нормам кинематической точности; из расчета динамики пере­ дачи, вибраций и шумовых явлений выбирают степень точности по нормам плавности работы; расчет на прочность и долговечность дает возможность выбрать степень точности по нормам контакта.

При выборе степени точности учитывают опыт эксплуатации аналогичных передач и обязательно используют принцип комби­ нирования норм точности, т. е. для конкретной передачи в зави­ симости от ее назначения устанавливают различные степени точ­

ности: по

нормам кинематической точности, плавности работы

и контакта

зубьев. Комбинирование норм позволяет устанавли­

вать повышенные допуски только тех параметров колес, которые важны для удовлетворения эксплуатационных требований, ос­ тальные параметры можно выполнять по более грубым допускам. При таком комбинировании нужно учитывать, что нормы плав­ ности работы колес и передачи могут быть не более чем на две сте­ пени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точ­ ности; нормы контакта зубьев могут назначаться точнее норм плавности колес и передач, а для передач с коэффициентом осе­ вого перекрытия ер 1,25 — также и на одну ступень грубее норм плавности.

Указанные ограничения вызваны наличием определенной вза­ имосвязи между показателями точности колес. Так, циклическая погрешность является частью кинематической погрешности, мно­ гократно повторяющейся за оборот колеса (см. рис. 143, а, б). По­ этому при сохранении допуска на кинематическую погрешность колеса расширение допуска на циклическую погрешность более чем на одну степень вызывает заметное уменьшение допуска на

342