зависит от множества факторов. Достаточно сказать, что в целом программа и предложения, положенные в основу плана государ ственной стандартизации в этих отраслях, предусматривают раз работку и пересмотр около 1400 стандартов.
Примером комплексной стандартизации, проведенной в рам ках СЭВ, является производство гидравлического оборудования и элементов единой системы гидравлики [30J. Объектами стандар тизации в данном случае были не отдельные изделия, а группы продукции одного функционального назначения: насосы (шесте ренчатые, поршневые, винтовые, лопастные), моторы, цилиндры, распределительная и контрольно-регулирующая аппаратура, гид роаккумуляторы и гидробаки. Разработанная серия стандартов устанавливает терминологию, условные обозначения, ряды номи нальных давлений, потоки (расходы) жидкости, условные проходы, присоединительные размеры, общие технические требования, ме тоды испытания основных параметров И т. д. Отметим, что КС является главным направлением работы СЭВ по стандартизации.
Работы, предусматриваемые планами КС по улучшению каче ства сырья, материалов, заготовок, полуфабрикатов, покупных и кооперируемых изделий, по созданию стандартов и организации производств, проводятся организациями, входящими в различ ные министерства и ведомства. Поэтому важным звеном практиче ской деятельности по комплексной стандартизации является обес печение взаимных связей между смежными отраслями производ ства.
Большую роль в деле значительного повышения качества про мышленной продукции должна сыграть комплексная стандартиза ция деталей и узлов общемашиностроительного применения. Здесь КС охватывает весьма широкий круг объектов на стадиях проектирования, производства и эксплуатации изделий. Можно указать, в частности, на такие объекты, как нормы проектирова ния (системы допусков и посадок, профили резьб и зубьев звездо чек к приводным цепям, размеры концов валов и т. д.), методы расчета на точность, прочность, долговечность, классификация и обозначение деталей и узлов общемашиностроительного приме нения и их параметров (муфт и т. д.), конструкции деталей и уз лов и технические требования к ним, термины, оформление чер тежей деталей и узлов, требования к материалу, оборудованию, оснастке и режущему инструменту, к методам и средствам конт роля и испытания, а также к условиям эксплуатации. КС узлов машин одновременно предусматривает комплексную стандартиза цию и деталей, входящих в эти узлы.
Наиболее полно комплексная стандартизация проведена по подшипникам качения, на которые действует более 75 взаимо увязанных государственных стандартов. Однако работы здесь продолжаются, причем главным образом в направлении повыше ния точности и долговечности подшипников с учетом рекомендаций ISO ТК 4 и СЭВ.