Унификация может распространяться на параметрические и типоразмерные ряды машин, их типы, составные части (узлы) и детали. Различают следующие виды унификации.
Внутриразмерная унификация всех 1Модификаций определен ного изделия с базовой моделью или между собой внутри одного типоразмера. Например, токарно-винторезные станки с макси мальным диаметром обрабатываемых заготовок 320 мм модифици руются на токарные, винторезные, двухсуппортные, операцион ные и т. д. Их степень унификации между собой и с базовым то карно-винторезным станком достигает 85—05°6.
Межразмерная унификация базовых моделей или их модифика ций! (между разными размерами параметрического ряда изделий, но внутри одного типа). Например, унифицируются токарно винторезные станки с диаметром обрабатываемых заготовок 320 и 400 мл). Степень такой унификации может составлять до 35%.
Эти два вида относятся к внутритиповой унификации, так как охватывают машины, составные части и детали одного типа.
Межтиповая унификация изделий, относящихся к различным параметрическим рядам и различным типам. Например, унифици рованы в один межтиповой ряд продольно-фрезерные, продольно строгальные, продольно-шлифовальные станки.
Унификация может быть заводской (в рамках завода) и от раслевой (для ряда заводов отрасли). Она может охватывать номенклатуру изделий, их составные части и детали, которые производятся и находят применение в различных отраслях народ ного хозяйства (межотраслевая унификация).
Унификация и стандартизация деталей и агрегатов (узлов)
машин общего назначения. В СССР проведена унификация и раз работано около 250 стандартов на крепежные детали, свыше 400 стандартов на арматуру и соединения трубопроводов (вентили, клапаны, тройники, краны), более 500 стандартов на редукторы, шкивы, муфты. Большая работа выполнена по унификации и стан дартизации литейной, кузнечно-прессовой оснастки, станочных приспособлений, инструмента и т. д.
Наиболее простой метод унификации деталей и составных частей общемашиностроительного назначения заключается в за мене группы близких конструкций одним оптимальным типо размером, использование которого не связано с существен ными трудностями в какой-либо сфере применения. Этот метод широко используют для деталей машин с ограниченным числом параметров, определяющих их конструкцию (шайбы, винты, болты, гайки, муфты, уплотнения и т. д.). В других случаях требуется более сложный предварительный анализ конструкций и параметров унифицируемых объектов, оценка качества их функционирования и проведение расчетно-конструкторских ра бот. При этом большое внимание следует уделять влиянию кон структивных элементов на эксплуатационные качества унифици руемых деталей и агрегатов. Например, необходимо уменьшать