Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного назначения. Каждая машина характеризуется несколькими параметрами. Номенклатура стандартизуемых параметров должна быть минимальной, но достаточной для оценки эксплуатационных характеристик данного типа машин и его модификаций. Поэтому при стандартизации параметрических рядов необходимо опреде­ лить главный и основные параметры машин.

Главным называют такой параметр, который определяет важ­ нейший эксплуатационный показатель машины и не зависит от технических усовершенствований изделия и технологии его изго­ товления. По нему и строится параметрический ряд. Этот пара­ метр служит базой при определении числовых значений основных параметров. Например, главным параметром мостового крана является грузоподъемность токарного станка — габаритные раз­ меры обрабатываемых заготовок (высота центров и расстояние между центрами в крайнем положении задней бабки и ее ниноли), протяжного станка — тяговое усилие, для штангенинструмента, микрометров, рычажных скоб — предел измерения, для зубомеров и шагомеров — предел измеряемых модулей зубчатых колес и т. д.

Основные параметры иногда выражаются через главный пара­ метр. Например, главным параметром поршневого компрессора является диаметр D цилиндра, а одним из основных — произво­ дительность Q. Они связаны зависимостью

(2 = ^ / / я = /сН2; к = п * Н ,

где Н — ход поршня; п — число оборотов.

Разновидностью параметрического ряда является типоразмер­ ный (или просто размерный) ряд, его главный параметр — раз­ меры изделий. На базе параметрических (типоразмерных) рядов создаются конструктивные ряды конкретных типов (моделей) машин одинаковой конструкции и функционального назначения.

Параметрические* типоразмерные и конструктивные ряды машин иногда строят исходя из пропорционального изменения их эксплуатационных показателей (мощности, производительности, тягового усилия и др.). В этом случае геометрические характери­ стики машин (рабочий объем, диаметр цилиндра, диаметр колеса у роторных машин и т. д.) являются производными от эксплуа­ тационных показателей и в пределах ряда машин могут изменяться но закономерностям, отличным от закономерностей изменения эксплуатационных показателей. При построении параметриче­ ских, типоразмерных и конструктивных рядов машин желательно соблюдать подобие рабочего процесса, обеспечивающего равенство параметров тепловой и силовой напряженности машин в целом и их деталей. Такое подобие иногда называют механическим подо­ бием. Оно приводит к геометрическому подобию. Например, для двигателей внутреннего сгорания существуют два условия подо-.

413

>


бия: 1) равенство среднего эффективного давления ре, завися­ щего от давления и температуры топливной смеси на всасыва­

нии; 2) равенство средней скорости поршня vn — -^ (S — ход

поршпя; п — число оборотов двигателя) или равенство произве­ дения Dn, где D — диаметр цилиндра.

6)

Рис. 191. Конструктивные ряды машин:

а — двигателей по принципу механического подобия; б — прессов на основе рядов предпочтительных чисел

В специальной литературе приводятся расчеты, показываю­ щие, что равенство параметров силовой и тепловой напряженно­ сти, например деталей цилиндропоршневой группы, обеспечи­ вается тогда, когда главным параметром будет диаметр цилиндра D (рис. 191, а). Это дает возможность создать ряд геометрически

S

подобных двигателей с соотношением д = const п соблюсти ука­

занные выше критерии подобия рабочего процесса. При этом

414

у всех геометрически подобных двигателей будут одинаковые термодинамический, механический и эффективный к. и. д. (а сле­ довательно, и удельный расход топлива), тепловая и силовая напряженность и удельная мощность. Градации толщины стенки цилиндра h будут такими же, как и градации D.

При выборе и расчете параметрических и типоразмерных рядов машин необходимо широко применять математический аппарат. В большинстве случаев числовое зна­ чение параметров строят на основе рядов предпочтительных чисел, осо­ бенно для рядов (чаще производных или смешанных) с равномерной на­ сыщенностью градации во всех частях ряда (рис. 191, б). Например, ГОСТ 10648—63 на протяжные станки общего назначения установлен сле­ дующий ряд номинальных сил тяги:

2 ,5 - 5 - 1 0 - 2 0 - 4 0 - 8 0 - 1 6 0

тс. Это

Рис. 192. Применяемость мо­

производный ряд R 10/3 с

ср — 2.

В ГОСТ 13509—68 на продольно-шли­

дулей

т зубьев зубчатых ко­

фовальные станки наибольшие раз­

лес в

общем машиностроении

 

 

меры ширины В обрабатываемых

изделий даны по R 10 : 200—250—320—400—500—630—800—

1000-1250-1600-2000—2500-3200 мм.

В ГОСТ 6492-68

на поршневые

компрессоры номинальная

производительность

установлена по

ряду R 20/3 (с округлениями): 4500—6000—9000—

 

Рис. 193. Примерное снижение трудоемкости изготов­

 

ления

машин в зависимости от серийности их произ­

 

 

водства

12

000—18 000—25 000 ккал/ч. Диаметры дисковых трехсторон­

них фрез в

ГОСТ 9474—60 приняты по R 10 : 63, 80, 100,

125

мм.

 

 

При установлении рядов целесообразно учитывать плотность

распределения

применяемости различных значений параметра.

415


Например, из графика на рис. 192 видно, что н общем машино­ строении около 90% всех используемых модулей зубчатых колес находятся в пределах 1—0 мм; максимум применяемости прихо­ дится на колеса с т ■ 2 — 3 мм. Поэтому в стандарте на ряд модулей (ГОСТ 9563—00) наибольшее число градаций предус­ мотрено на модули 1—(> мм.

Наименьшее и наибольшее значения главного параметра, а также частоту ряда следует устанавливать не только на основе текущей потребности, но и с учетом перспективы развития народ­ ного хозяйства, достижений науки и техники, тенденций разви­ тия машин, для которых определяют параметрические (размер­ ные) ряды. Необходимо учитывать также возможность широкого применения принципа агрегатирования и унификации основных узлов размерного ряда изделий.

Частота ряда должна быть технически и экономически обос­ нована, чтобы избежать излишне большой номенклатуры выпу­ скаемых изделий. Следует иметь в виду, что с уменьшением числа типоразмеров увеличивается серийность и, следовательно, значи­ тельно снижается трудоемкость производства машин (рис. 193). Однако при этом главным определяющим фактором должен быть минимум суммарных затрат в сфере производства и эксплуатации.

§69. УНИФИКАЦИЯ И АГРЕГАТИРОВАНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ

Воснове унификации лежит конструктивное подобие деталей, узлов, агрегатов, машин и приборов, которое определяется общ­ ностью рабочего процесса, условий работы изделий, т. е. общно­ стью эксплуатационных требований. К ним, например, относятся величина и характер нагрузки, реяшм ее изменения, температур­ ные условия и т. и.

Агрегатирование — принцип создания машин, оборудования и приборов, основанный на применении унифицированных агре­ гатов (узлов), устанавливаемых в изделии в различном числе и комбинациях. Эти агрегаты (узлы) должны обладать полной вза­ имозаменяемостью по всем экплуатационным показателям и по присоединительным размерам.

Внедрение унификации и агрегатирования позволяет перейти от конструирования и производства специального оборудования и машин к их выпуску на основе стандартных узлов и агрегатов. При этом в создаваемых компоновках обеспечиваются оптималь­ ные эксплуатационные показатели, а сроки проектирования и освоения новой техники сокращаются с 4—6 до 1,5—2 лет (за счет использования освоенных ранее и проверенных в эксплуатации узлов). Соответственно затраты на проектирование и освоение серийного производства снижаются в 1,5—2 раза, растет выпуск машин на тех же производственных мощностях, а себестоимость их изготовления уменьшается на 25—30% [17].

416


Унификация может распространяться на параметрические и типоразмерные ряды машин, их типы, составные части (узлы) и детали. Различают следующие виды унификации.

Внутриразмерная унификация всех 1Модификаций определен­ ного изделия с базовой моделью или между собой внутри одного типоразмера. Например, токарно-винторезные станки с макси­ мальным диаметром обрабатываемых заготовок 320 мм модифици­ руются на токарные, винторезные, двухсуппортные, операцион­ ные и т. д. Их степень унификации между собой и с базовым то­ карно-винторезным станком достигает 85—05°6.

Межразмерная унификация базовых моделей или их модифика­ ций! (между разными размерами параметрического ряда изделий, но внутри одного типа). Например, унифицируются токарно­ винторезные станки с диаметром обрабатываемых заготовок 320 и 400 мл). Степень такой унификации может составлять до 35%.

Эти два вида относятся к внутритиповой унификации, так как охватывают машины, составные части и детали одного типа.

Межтиповая унификация изделий, относящихся к различным параметрическим рядам и различным типам. Например, унифици­ рованы в один межтиповой ряд продольно-фрезерные, продольно­ строгальные, продольно-шлифовальные станки.

Унификация может быть заводской (в рамках завода) и от­ раслевой (для ряда заводов отрасли). Она может охватывать номенклатуру изделий, их составные части и детали, которые производятся и находят применение в различных отраслях народ­ ного хозяйства (межотраслевая унификация).

Унификация и стандартизация деталей и агрегатов (узлов)

машин общего назначения. В СССР проведена унификация и раз­ работано около 250 стандартов на крепежные детали, свыше 400 стандартов на арматуру и соединения трубопроводов (вентили, клапаны, тройники, краны), более 500 стандартов на редукторы, шкивы, муфты. Большая работа выполнена по унификации и стан­ дартизации литейной, кузнечно-прессовой оснастки, станочных приспособлений, инструмента и т. д.

Наиболее простой метод унификации деталей и составных частей общемашиностроительного назначения заключается в за­ мене группы близких конструкций одним оптимальным типо­ размером, использование которого не связано с существен­ ными трудностями в какой-либо сфере применения. Этот метод широко используют для деталей машин с ограниченным числом параметров, определяющих их конструкцию (шайбы, винты, болты, гайки, муфты, уплотнения и т. д.). В других случаях требуется более сложный предварительный анализ конструкций и параметров унифицируемых объектов, оценка качества их функционирования и проведение расчетно-конструкторских ра­ бот. При этом большое внимание следует уделять влиянию кон­ структивных элементов на эксплуатационные качества унифици­ руемых деталей и агрегатов. Например, необходимо уменьшать

417


концентрацию напряжений, особенно в местах контакта деталей, проводить оптимизацию формы деталей и предусматривать плав­ ные переходы от одной поверхности детали к другой. В качестве примера на рис. 194 показано, что предельная амплитуда цикла напряжений ответственных болтов 1 при широкой проточке на 36% больше, чем у болтов 3, не имеющих такой проточки (а — угол сбега резьбы).

В настоящее время приводные цепи, клиновые ремни, боль­ шинство крепежных деталей, арматуры и многие другие унифици­ рованные детали и агрегаты (узлы) изготовляют на специализи-

Рпс. 194. Влияние формы перехода от нарезанной части к гладкому стержню болтов на усталостную прочность резьбовых соединений М12 X 1,5:

1 , 2 , з — болты с проточками раьной формы

рованных заводах. Это дает возможность значительно уменьшить себестоимость и повысить качество деталей. Так, например, тру­ доемкость изготовления болтов и гаек на специализированном предприятии в 10 раз ниже, чем на неспециализированном.

Однако неправильно осуществленная унификация может дать отрицательный эффект, в частности, когда приходится исполь­ зовать ближайшие большие унифицированные детали, вызываю­ щие неоправданное эксплуатационными условиями увеличение веса и габаритов машин. Как уже говорилось, задача унификации конструкций и типоразмеров деталей является не только техниче­ ской, но и экономической. Ее цель — стандартизовать такие конструкции деталей и их размерные ряды, при которых суммар­ ная эффективность в сфере производства и эксплуатации была бы наивысшей.

418

Это положение можно пояснить графическим примером (рис. 195). При небольшом сокращении типоразмеров изделий серийность производства возрастает незначительно и переход на более прогрессивный технологический процесс может быть не оправдан экономически. Тогда уровень качества и себестоимость изделий остаются прежними, но отсутствуют и связанные с уни­ фикацией потери (кривая 3, участок ЛБ). По мере дальнейшего сокращения типоразмеров создаются условия для организации специализированного производства и достижения значительного экономического эффекта (кривая 1). Но начинают расти и потери (кривая 3). Однако положительный эффект, полученный за счет улучшения качества изделий

и экономичности их произ­

 

 

 

 

водства,

намного превышает

 

 

 

 

величину

 

потерь,

поэтому

 

 

 

 

растет и суммарная экономи­

 

 

 

 

ческая эффективность (кри­

 

 

 

 

вая 2, участок БВ). Дальней­

 

 

 

 

шее сокращение

типажа и

 

 

 

 

повышение

серийности мало

 

 

 

 

увеличивают эффект в сфере

 

 

 

 

производства, так как спе­

 

 

 

 

циализация

уже

осущест­

 

 

 

 

влена, а потери продолжают

 

 

 

 

расти (участок ВГ). На участ­

Рис. 195. Зависимость серийности про­

ке ГД дальнейшее сокра­

изводства от экономической эффектив­

щение типоразмеров эконо­

ности

при его специализации

[5]:

мически

неэффективно

[5].

1 — кривая эффекта

специализации

произ­

водства;

2 — кривая

суммарной эффектив­

Приведенная схема не рас­

 

ности; з — кривая потерь

 

пространяется на

детали и

 

так как

они выпускаются

узлы машин массового производства,

с высокой серийностью.

В этом случае унификация деталей спо­

собствует сокращению запасных частей, улучшению условий эксплуатации и т. н.

В настоящее время унификация деталей, узлов и агрегатов проводится во всех отраслях машиностроения, существует также межотраслевая унификация. Организация специализированных производств унифицированных деталей и составных частей дает стране значительный технический и экономический эффект. Поэтому необходимо шире применять в разрабатываемых конструк­ циях унифицированные детали, узлы и агрегаты.

Агрегатирование машин и других изделий. Важнейшее преиму­ щество агрегатированных машин — конструктивная преемствен­ ность и возможность многократного применения стандартных агре­ гатов в новых компоновках при смене или конструктивном изме­ нении объекта производства.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что при частой сменяемости изготовляемых изделий и совершенствовании тех-

419