Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
гресса и на этой основе повышения эффективности обществен ного производства. В прогнозах развития народного хозяйства предусматривается улучшение территориальной структуры про изводства и рациональное размещение производительных сил, освоение наиболее перспективных природных богатств, располо женных в восточных районах страны — в Сибири, Казахстане, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Имеется в виду также все стороннее развитие экономики республик Советского Союза, правильное сочетание интересов всего народного хозяйства с инте ресами союзных республик. Необходимо создать реальные пред посылки для дальнейшего развития в деле полного использова ния трудовых ресурсов, обеспечения занятости всего трудоспо собного населения с учетом сложившихся традиций и профес сиональных навыков.
Реализация этих положений находит отражение в ускоренном развитии промышленности восточных районов страны и повыше нии их удельного веса в выпуске продукции (табл. 2).
Т а б л и ц а 2*
|
П р о д у к ц и я |
|
|
Единица |
1940 г. |
I960 г. |
1965 г. |
1970 г |
||
|
|
|
измерения |
|||||||
Производство |
электроэнергии |
. . . |
млрд. |
10,5 |
112,8 |
199 |
281,1 |
|||
|
|
|
|
|
|
кет • ч |
21,7 |
38,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
39,3 |
38 |
||
Добыча нефти |
|
|
млн. т |
2,1 |
14,1 |
29,5 |
87,8 |
|||
Удельный вес |
|
|
(включая |
% |
6,9 |
9,6 |
12,1 |
24,9 |
||
Добыча природного газа |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
млрд. ма |
0,002 |
1,6 |
19,7 |
61,3 |
|
Удельный вес |
|
|
|
|
% |
0,6 |
3,5 |
15,4 |
30,9 |
|
Удельный вес |
|
|
|
млн. т |
59,5 |
237,8 |
282 |
315,9 |
||
серной |
кислоты в мо- |
% |
35,9 |
46,7 |
48,8 |
50,6 |
||||
Производство |
|
|
|
|
|
|||||
Удельный вес |
|
|
|
млн. т |
0,3 |
2 |
3,2 |
4,5 |
||
металлорежущих |
% |
17,7 |
37,2 |
37,3 |
37 |
|||||
Производство |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
тыс. шт. |
4,1 |
21,8 |
20,7 |
24,7 |
|
Производство |
цемента |
|
|
% |
7,1 |
14 |
11,1 |
12,2 |
||
|
млн. т |
1,1 |
15,7 |
25,1 |
32,9 |
|||||
Производство |
готового проката чер |
% |
19,5 |
34,4 |
34,7 |
34,5 |
||||
|
|
|
|
|
||||||
ных металлов |
|
|
|
млн. т |
3,6 |
18,6 |
24,8 |
33,5 |
||
|
|
|
|
|
|
% |
31,5 |
42,7 |
40,3 |
41,6 |
Удельный вес |
|
|
|
млн. т. |
5,8 |
27,7 |
37,6 |
48 |
||
|
|
|
|
% |
31,4 |
42,4 |
41,3 |
41,5 |
||
* |
Народное хозяйство |
СССР |
в 1970 г. Статистический е ж е г о д н и к . Изд - во «Статис |
|||||||
тика», |
1971, стр . 152—156 |
(таблица |
приведена |
в сокращенном виде). |
|
|
В текущем пятилетии и в дальнейшей перспективе первооче редное значение приобретает развитие в восточных районах стра ны добычи нефти, газа, открытой добычи угля, комплексной пере-
12
работки древесины. Особенно важна задача производственного освоения богатейших запасов полезных ископаемых Западно-Си бирской низменности, гидроэнергоресурсов Восточной Сибири, полиметаллических руд Казахстана и Средней Азии. Весь этот комплекс задач можно решить только на базе планомерного раз вития строительства и ускоренного наращивания мощностей строительной индустрии в восточных районах страны.
Социалистическое общество, решая задачи создания матери ально-технической базы коммунизма, обеспечивает высокие тем пы строительства, намного опережая в этом отношении передо вые капиталистические страны. Такова одна из основных законо мерностей социалистического расширенного воспроизводства.
Капитальное строительство призвано решать задачи значи тельного расширения материальной базы для расширения произ водства средств производства и для удовлетворения постоянно растущего потребления, для дальнейшего улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся. В этой связи на данном этапе характерным является сближение темпов раз вития производства средств производства и предметов потреб ления, чем определяются огромные масштабы жилищного и культурно-бытового строительства, комплексное развитие горо дов, сельских населенных мест, высокие темпы строительства же лезных, автомобильных дорог, гражданской авиации, всех средств связи и др.
2. СТРОИТЕЛЬСТВО КАК ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Конечной продукцией строительства являются законченные комплексы основных фондов производственного назначения, под готовленные к выпуску продукции, и комплексы непроизводст венного назначения, подготовленные к эксплуатации.
Промежуточной продукцией отдельных строительных органи заций являются завершенные комплексы общестроительных, монтажных и специальных строительных работ, выполнение ко торых необходимо для создания конечной строительной про дукции.
Экономической особенностью продукции капитального строи тельства является то, что она представляет собой недвижимые, локально закрепленные основные фонды народного хозяйства.
В процессе воспроизводства изменяется экономическое со держание отдельных элементов (материалы и оборудование), ко торые в результате целесообразной деятельности работников строительства превращаются в подготовленные к функциониро ванию основные фонды.
Эта закономерная особенность капитального строительства как отрасли материального производства определила и основные
1?
направления ее становления, качественного и количественного роста в условиях планомерного развития социалистического хозяйства.
Продукция строительства требуется всюду, где живут люди, и тем в большей степени, чем выше уровень общественного про изводства. Это значит, что строительные организации и пред приятия должны функционировать во всех без исключения райо нах страны; однако они не всегда могут быть стационарными, ибо строительная деятельность органически связана с перемеще нием работников и средств труда.
Строительное производство ведется, как правило, на открытом воздухе, иногда в сложных природно-климатических условиях.
К числу важнейших особенностей строительства относится за висимость его развития и технического прогресса от материаль но-технической базы строительства. Именно здесь — в строитель ном машиностроении, в промышленности строительных конструк ций и материалов и в производствах металлургической, химиче ской, деревообрабатывающей промышленности, снабжающих строительство средствами производства,— лежат истоки техниче ского прогресса, роста объемов строительного производства и эффективности капитального строительства в целом.
Под воздействием научно-технического прогресса происходят глубокие качественные изменения. Строительное производство все более превращается в процесс сборки зданий и сооружений из готовых элементов заводского изготовления. Новая наиболее эффективная строительная технология требует коренной рекон струкции промышленности строительных материалов. Раньше строительство получало от промышленности в основном сырье вые материалы (камень, песок, цемент, лес), теперь строители используют комплекты готовых конструкций и крупных элемен тов (колонны, фермы, панели, блоки, узлы и т. д.).
Исследованиями установлено, что существует экономическая закономерность опережающего роста объема продукции про мышленности строительных конструкций и материалов по отно шению к росту объемов строительных работ. В составе стоимости строительной продукции повышается доля перенесенного труда в результате технического прогресса, роста уровня индустриали зации. Эта зависимость подтверждается анализом плановых и статистических материалов.
Продукция строительства — производственные объекты и комплексы, жилые дома, поселки и города, социально-культур ные объекты и комплексы—участвуют в процессе общественного развития как основные условия для улучшения труда и жизни людей.
Эта продукция должна быть капитальна, долговечна, надеж на, как защита от влияния внешней природной и производствен ной среды, удобна для труда и быта, комфортабельна. Этим определяется сложность продукции строительства и строитель-
14
мого производства, а также продолжительность производствен ного цикла.
Известно, что строительство как процесс созидания неразрыв но связан с возникновением и развитием общества.
Строительство необходимо для простого и расширенного вос производства, для удовлетворения жизненных потребностей об щества. Однако строительство как самостоятельная отрасль на родного хозяйства возникает лишь на высших ступенях развития общественного производства в процессе разделения обществен ного труда.
Только в условиях социализма, на основе последовательного процесса разделения общественного труда строительство полу чило качественно новую роль и превратилось в ведущую произ водственную отрасль народного хозяйства, развитие которой осу ществляется на основе единых государственных планов.
По инициативе В. И. Ленина Совет Народных Комиссаров уже 9 мая 1918 г. (через 6 мес. после свершения Великой Октя брьской социалистической революции) принял Декрет об объеди нении всего строительства Республики. А 28 февраля 1921 г. был принят Декрет СНК «Об едином строительном плане Республи ки», которым предусматривалось составление единого строитель ного плана Республики и учреждение при Главном комитете го сударственных сооружений Центральной комиссии общегосудар ственного плана строительства (ЦКГПС).
В годы первых пятилеток строительство превратилось уже в обособленную самостоятельную отрасль производства, что юри дически было оформлено организацией в 1929 г. Главного строи тельного управления (Главстройпрома) в составе ВСНХ (позд нее в составе НКТП), а затем созданием в 1939 г. Народного Ко миссариата по строительству.
После Великой Отечественной войны в связи с необходи мостью значительного увеличения объемов строительства по вос становлению и развитию народного хозяйства СССР дальнейшее развитие получили подрядные строительные организации, объ единенные в ряд специализированных министерств,— Минтяжстрой и Минмашстрой (позднее Минстрой и Минметаллургхимстрой), Миннефтестрой, Минуглестрой, Мингорсельстрой, Минэнергострой, Минтрансстрой и др.
Одно время управление строительством было передано в ве дение совнархозов экономических районов. Однако решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС было признано целе сообразным создать союзные и союзно-республиканские строи тельные министерства, сосредоточив этим руководство строитель ством в специализированных организациях.
Партия и правительство последовательно осуществляют ряд мер, направленных на дальнейшее развитие и качественное укрепление капитального строительства, как одной из ведущих отраслей народного хозяйства, важнейшего рычага дальнейшего
15
повышения темпов роста экономики страны и эффективности общественного производства.
В 1967 г. были образованы новые союзно-республиканские министерства — Минтяжстрой СССР, Минпромстрой СССР,
Минстрой СССР и Минсельстрой СССР.
В настоящее время кроме указанных выше четырех строи тельных министерств основные подрядные строительно-монтаж ные работы осуществляют также Минтраисстрой (строительство транспортных сооружений), Минэнерго СССР (строительство энергетических и других объектов), Миннефтегазстрой (строи тельство магистральных трубопроводов и обустройство нефтяных и газовых месторождений), Минводхоз СССР (строительство объектов мелиорации и водного хозяйства), Министерство жи лищного и гражданского строительства РСФСР. Монтажные и специальные строительные работы осуществляет МинмонТажспецстрой СССР.
За последние годы под влиянием научно-технического про гресса в строительном производстве происходят планомерно на правляемые качественные изменения, в основу которых поло жено превращение строительства в непрерывный механизирован ный процесс сборки зданий, сооружений, конструкций, деталей, узлов, агрегатов промышленного изготовления с высокой степе нью заводской готовности.
Коренным образом изменился и характер строительного про цесса. Тяжелый ручной труд вытесняется средствами большой и малой механизации. Труд строителей-монтажников на строитель ной площадке превращен в разновидность индустриального труда.
Социалистическое плановое хозяйство располагает средства ми научно обоснованной оптимизации развития отраслей на родного хозяйства, в том числе капитального строительства, на основе глубокого познания и более полного использования эконо мических законов социализма, а также более широкого исполь зования достижений науки об управлении.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
За относительно короткий исторический период после Вели кой Октябрьской социалистической революции в СССР под руко водством Коммунистической партии, волей советского народа создана новая высокоразвитая социалистическая индустрия с современными средствами транспорта и связи, осуществлена ко ренная перестройка сельского хозяйства на основе социалистиче ского кооперирования, произведены социальные преобразования в городе и деревне, в результате чего из отсталой в экономиче ском отношении аграрной страны Советский Союз превратился
16