Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
в великую |
державу |
с самым передовым общественным строем, |
в страну, |
по своему |
экономическому потенциалу занимающую |
ведущее место в развитии мировой экономики, науки, техники, культуры н искусства.
Строительству принадлежит важнейшая роль в осуществле нии огромных социально-экономических и технических преобра зований, в создании качественно новых основных фондов всех отраслей на всех этапах исторического развития нашей страны.
Ставя перед строителями на каждом историческом этапе раз вития Советского государства все более и более сложные задачи, партия и правительство направляли их усилия на подъем народ ного хозяйства, на улучшение благосостояния советского народа.
С 1918 по 1970 г. вновь построено, восстановлено и введено в
действие более 41 тыс. новых крупных предприятий и промыш ленных комплексов. Темпы строительства, объемы вводимых в
действие фондов и совершенствование их структуры отвечали пе риодам социальных преобразований, осуществляемых в нашей стране.
Рабочим и крестьянам, взявшим власть в свои руки в октябре 1917 г., достались в наследство от царской России полностью раз рушенная, развалившаяся в результате первой мировой войны промышленность, отсталое сельское хозяйство, выведенный из строя железнодорожный транспорт.
Если в 1913 г. производство промышленной продукции состав ляло немногим более 4% мировой промышленной продукции, то в 1917 г. доля России в мировом производстве составляла уже
менее 3%; |
национальный доход |
уменьшился |
по |
сравнению с |
||||
1913 г. на |
25%; производственные |
основные фонды |
сократились |
|||||
на 6%, |
в том числе в промышленности — на |
11%; валовая |
про |
|||||
дукция промышленности снизилась на 29%, |
а сельского хозяй |
|||||||
ства — на |
12%. |
|
|
|
|
|
||
|
После окончания первой мировой войны производство чугуна |
|||||||
сократилось по сравнению с 1913 г. на 1,2 млн. т, или на |
29%; |
|||||||
стали — на |
1,2 млн. т, или на 28%; проката |
черных металлов — |
||||||
на |
1,2 |
млн. т, или на 33%; добыча нефти |
|
уменьшилась |
на |
|||
1,5 |
млн. г, или на 14%); железной руды — на 3,9 |
млн. т, или |
на |
42%- Значительно сократилось производство предметов потреб
ления— на 33%, в том |
числе производство тканей — почти в |
2 раза, обуви — на 26%, сахара — на 35%. |
|
Большие разрушения принесли нашей стране гражданская |
|
война и интервенция. В |
1920 г. объем промышленной продукции |
сократился по сравнению с 1913 г. в 4,5 раза, а сельскохозяйст венной продукции — в 2 раза.
Строительства как отрасли народного хозяйства еще не су ществовало. Но перед молодым советским государством стояла острая проблема восстановления разрушенных войнами всех от раслей хозяйства и прежде всего тяжелой промышленности, так как, по выражению В. И. Ленина, «... без cnaceifiui Ещш^мьдра^.
2 |
Заказ 2195 |
мышленности, без ее восстановления мы не сможем построить никакой промышленности...»
Разработанный под руководством В. И. Ленина и одобренный V I I I Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. Государ ственный план электрификации России (ГОЭЛРО) предусматри вал строительство как гидро- и теплоэлектростанций, так и объ ектов промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Осуществление этого плана в восстановительный период по зволило уже в 1928 г. значительно превзойти производство важ нейшей продукции по сравнению не только с 1917 г., но и с пред военным 1913 г. Валовая продукция промышленности возросла в 1928 г. против 1913 г. на 32%, при этом производство средств производства увеличилось на 55%, продукция сельского хозяйст
ва возросла на 24%, грузооборот железнодорожного |
транс |
|
порта—на 42%. Возросли на 6% и капитальные |
вложения. |
|
За 1918—1928 гг. построено и восстановлено |
2200 |
крупных |
государственных промышленных предприятий, таких как Волхов ская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, Каширская, Горловская, Шатурская и другие районные электростанции, москов ский завод «Прожектор», завод «Электроприбор» в Ленинграде, Чернореченский химический завод, Ярославский моторный завод, Константиновский стекольный завод, Балахнинский целлюлознобумажный комбинат, нефтепроводы Баку — Батуми и Грозный — Туапсе.
Важнейшим социальным завоеванием советского народа в ре зультате претворения в жизнь Ленинского плана восстановления и развития всего народного хозяйства было развитие социалисти ческой системы хозяйства, социалистической собственности на средства производства.
К концу восстановительного периода (1928 г.) удельный вес социалистического сектора составил в производстве валовой про дукции промышленности 82,4%, в розничном товарообороте тор говых предприятий — 76,4 %.
В следующий период развития нашей страны, в годы первых пятилеток (1929—1940 гг.), был заложен фундамент социалисти ческой экономики, было построено и введено в действие 9000 но вых крупных государственных промышленных предприятий, ко ренным образом преобразивших экономику страны.
Уже в первой пятилетке были построены такие всемирно из вестные промышленные комплексы, как Днепровская гидроэлек тростанция имени В. И. Ленина и ряд тепловых электростанций, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Вол
ховский алюминиевый завод |
и ряд других первенцев металлур |
|
гической промышленности. |
|
|
Основы химизации народного хозяйства страны были заложе |
||
ны |
благодаря строительству |
таких предприятий, как азотно- |
1 |
В. И. Л е н и н. Соч., изд. 5-е, т. 45, стр. 287. |
18
туковый завод в Березниках, комбинат «Апатит» на Кольском полуострове, Воскресенский химический и Клинский комбинаты химического волокна, Воронежский и Ярославский заводы син тетического каучука, Константиновский и ряд других.
В эти годы вступили в строй действующих Волгоградский и Харьковский тракторные заводы, завод «Россельмаш», Горьковский и Московский автомобильные заводы, Первый Государст венный подшипниковый завод и ряд других объектов молодой машиностроительной промышленности.
Предприятия легкой и пищевой промышленности строились в Иванове и Фергане, Минске и Ашхабаде, Омске, Киеве и Петро- павловске-Камчатском.
В годы первой пятилетки была введена в эксплуатацию Тур- кестано-Сибирская железная дорога «Турксиб» — первенец со ветского транспортного строительства.
В результате успешного завершения строительства фунда мента социалистической экономики, создания материально-тех нической базы для ускорения темпов построения социализма за годы второй пятилетки (1933—1937 гг.) и 3,5 года третьей пяти летки (1938 г.— первое полугодие 1941 г.) построено и введено в
действие 7500 крупных промышленных предприятий.
Вошли в строй гиганты металлургии «Запорожсталь», «Азовсталь», Криворожский, Ново-Липецкий и Ново-Тульский, Сред не-Уральский заводы, нефтеперерабатывающие заводы в Уфе, Ишимбае и Хабаровске, Ефремовский завод синтетического кау чука, Новомосковский, Соликамский, Чирчикский химические комбинаты, Уральский и Краматорский заводы тяжелого маши ностроения, завод «Уралхиммаш», Челябинский тракторный, Московский завод малолитражных автомобилей, Ленинаканский текстильный комбинат и многие, многие другие.
За эти годы были построены канал им. Москвы и БеломорскоБалтайский канал. В 1935 г. вступила в строй первая очередь и в 1938 г.—-вторая очередь Московского метрополитена.
На карте нашей Родины появились новые города, среди них — Магнитогорск, Новокузнецк, Игарка, Караганда и Комсомольск- на-Амуре.
Вгоды первых пятилеток строители внесли достойный вклад
восуществление важнейших задач построения социализма в на шей стране.
Уже в 1937 г. удельный вес социалистического сектора в на циональном доходе, продукции промышленности и сельского хо зяйства, а также в розничном товарообороте составил почта 100%.
В 1940 г. выпуск промышленной продукции возрос по сравне нию с 1913 г. в 7,7 раза, а с 1917 г.— в 11,9 раза; производство средств производства возросло соответственно в 13,4 и в 19,2 раза.
В 1938 г. СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире по объему промышленного производства.
19
Масштабы производства важнейшей промышленной продук ции в 1940 г. приведены в табл. 3.
Единица Продукция измерения
1 9 1 3 г. |
1917 г. |
1928 г. |
1940 г. |
Т а б л и ц а 3*
Р о с т производства в 1940 г.
к 1913 г. |
к 191 7 г. |
Электроэнергия |
млрд. |
2 |
2,6 |
5 |
48,3 |
В |
24 |
раза |
В |
19 |
раз |
||
Нефть |
|
кет • ч |
10,3 |
8,8 |
11,6 |
31,1 |
|
3 |
» |
» |
3,5 |
раза |
|
|
млн. т |
» |
|||||||||||
Железная |
руда |
» |
9,2 |
5,3 |
6,1 |
29,9 |
» |
3,2 |
» |
» |
5,7 |
» |
|
Чугун |
|
» |
4,2 |
3 |
3,3 |
14,9 |
» |
3,6 |
» |
|
» |
5 |
раз |
Сталь |
прокат |
» |
4,3 |
3,1 |
4,3 |
18,3 |
» |
4,2 |
» |
|
» |
6 |
» |
Стальной |
» |
3,4 |
2,3 |
3,2 |
11,4 |
» |
3,3 |
» |
|
» |
5 |
» |
|
Серная кислота |
» |
0,15 |
— |
0,2 |
1,6 |
» |
10 |
раз |
|
|
— |
|
|
Минеральные |
|
|
— |
0,1 |
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
удобрения . . . . |
|
0,09 |
3,2 |
» |
3,5 |
раза |
|
|
|
||||
Металлорежу |
тыс. шт. |
1,8 |
0,2 |
2 |
58,4 |
|
30 раз |
В |
290 раз |
||||
щие станки . . . |
» |
||||||||||||
Автомобили . . |
|
— |
— |
0,8 |
145 |
|
— |
|
|
— |
|
||
Тракторы . . . |
» |
— |
— |
1,3 |
31,6 |
|
— |
|
|
— |
|
||
Ткани |
|
млн. |
3006 |
1630 ЗОЮ |
4522 |
В 1,5 |
раза |
В |
2,8 |
раза |
|||
Обувь |
|
пог. м |
68 |
50 |
58 |
211 |
|
3 |
» |
» 4,2 |
|
||
|
млн. пар |
» |
» |
||||||||||
Сахар |
|
млн. т |
1,3 |
0,9 |
1,3 |
2,2 |
» |
1,5 |
» |
» |
2,5 |
» |
|
* Страна |
Советов за 50 лет . |
Изд - во |
«Статистика», 196 7, |
стр . 53. |
|
|
|
|
Строительство и ввод в действие промышленных предприятий различных отраслей народного хозяйства и в первую очередь ве дущих отраслей тяжелой промышленности — предприятий чер ной и цветной металлургии, заводов тяжелого и специального ма шиностроения, химических и нефтеперерабатывающих комбина тов, развитие энергетической системы, а также строительство текстильных и обувных комбинатов, консервных заводов, мясо комбинатов и холодильников — явилось прочной базой военнопромышленного потенциала, обеспечившей в годы Великой Оте чественной войны бесперебойное снабжение фронта и тыла всеми необходимыми средствами вооружения, боеприпасами и другими материально-техническими ресурсами.
В годы Великой Отечественной войны перед строителями были поставлены следующие задачи: строительство оборонитель ных рубежей, эвакуация на Восток промышленных предприятий и быстрый ввод их в действие, строительство новых и расширение существующих предприятий, выпускающих необходимую для фронта продукцию; в дальнейшем, по мере освобождения вре менно оккупированных районов, возникла новая задача — вос становление разрушенных городов, заводов, железных дорог.
20