Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в великую

державу

с самым передовым общественным строем,

в страну,

по своему

экономическому потенциалу занимающую

ведущее место в развитии мировой экономики, науки, техники, культуры н искусства.

Строительству принадлежит важнейшая роль в осуществле­ нии огромных социально-экономических и технических преобра­ зований, в создании качественно новых основных фондов всех отраслей на всех этапах исторического развития нашей страны.

Ставя перед строителями на каждом историческом этапе раз­ вития Советского государства все более и более сложные задачи, партия и правительство направляли их усилия на подъем народ­ ного хозяйства, на улучшение благосостояния советского народа.

С 1918 по 1970 г. вновь построено, восстановлено и введено в

действие более 41 тыс. новых крупных предприятий и промыш­ ленных комплексов. Темпы строительства, объемы вводимых в

действие фондов и совершенствование их структуры отвечали пе­ риодам социальных преобразований, осуществляемых в нашей стране.

Рабочим и крестьянам, взявшим власть в свои руки в октябре 1917 г., достались в наследство от царской России полностью раз­ рушенная, развалившаяся в результате первой мировой войны промышленность, отсталое сельское хозяйство, выведенный из строя железнодорожный транспорт.

Если в 1913 г. производство промышленной продукции состав­ ляло немногим более 4% мировой промышленной продукции, то в 1917 г. доля России в мировом производстве составляла уже

менее 3%;

национальный доход

уменьшился

по

сравнению с

1913 г. на

25%; производственные

основные фонды

сократились

на 6%,

в том числе в промышленности — на

11%; валовая

про­

дукция промышленности снизилась на 29%,

а сельского хозяй­

ства — на

12%.

 

 

 

 

 

 

После окончания первой мировой войны производство чугуна

сократилось по сравнению с 1913 г. на 1,2 млн. т, или на

29%;

стали — на

1,2 млн. т, или на 28%; проката

черных металлов —

на

1,2

млн. т, или на 33%; добыча нефти

 

уменьшилась

на

1,5

млн. г, или на 14%); железной руды — на 3,9

млн. т, или

на

42%- Значительно сократилось производство предметов потреб­

ления— на 33%, в том

числе производство тканей — почти в

2 раза, обуви — на 26%, сахара — на 35%.

Большие разрушения принесли нашей стране гражданская

война и интервенция. В

1920 г. объем промышленной продукции

сократился по сравнению с 1913 г. в 4,5 раза, а сельскохозяйст­ венной продукции — в 2 раза.

Строительства как отрасли народного хозяйства еще не су­ ществовало. Но перед молодым советским государством стояла острая проблема восстановления разрушенных войнами всех от­ раслей хозяйства и прежде всего тяжелой промышленности, так как, по выражению В. И. Ленина, «... без cnaceifiui Ещш^мьдра^.

2

Заказ 2195


мышленности, без ее восстановления мы не сможем построить никакой промышленности...»

Разработанный под руководством В. И. Ленина и одобренный V I I I Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. Государ­ ственный план электрификации России (ГОЭЛРО) предусматри­ вал строительство как гидро- и теплоэлектростанций, так и объ­ ектов промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Осуществление этого плана в восстановительный период по­ зволило уже в 1928 г. значительно превзойти производство важ­ нейшей продукции по сравнению не только с 1917 г., но и с пред­ военным 1913 г. Валовая продукция промышленности возросла в 1928 г. против 1913 г. на 32%, при этом производство средств производства увеличилось на 55%, продукция сельского хозяйст­

ва возросла на 24%, грузооборот железнодорожного

транс­

порта—на 42%. Возросли на 6% и капитальные

вложения.

За 1918—1928 гг. построено и восстановлено

2200

крупных

государственных промышленных предприятий, таких как Волхов­ ская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, Каширская, Горловская, Шатурская и другие районные электростанции, москов­ ский завод «Прожектор», завод «Электроприбор» в Ленинграде, Чернореченский химический завод, Ярославский моторный завод, Константиновский стекольный завод, Балахнинский целлюлознобумажный комбинат, нефтепроводы Баку — Батуми и Грозный — Туапсе.

Важнейшим социальным завоеванием советского народа в ре­ зультате претворения в жизнь Ленинского плана восстановления и развития всего народного хозяйства было развитие социалисти­ ческой системы хозяйства, социалистической собственности на средства производства.

К концу восстановительного периода (1928 г.) удельный вес социалистического сектора составил в производстве валовой про­ дукции промышленности 82,4%, в розничном товарообороте тор­ говых предприятий — 76,4 %.

В следующий период развития нашей страны, в годы первых пятилеток (1929—1940 гг.), был заложен фундамент социалисти­ ческой экономики, было построено и введено в действие 9000 но­ вых крупных государственных промышленных предприятий, ко­ ренным образом преобразивших экономику страны.

Уже в первой пятилетке были построены такие всемирно из­ вестные промышленные комплексы, как Днепровская гидроэлек­ тростанция имени В. И. Ленина и ряд тепловых электростанций, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Вол­

ховский алюминиевый завод

и ряд других первенцев металлур­

гической промышленности.

 

Основы химизации народного хозяйства страны были заложе­

ны

благодаря строительству

таких предприятий, как азотно-

1

В. И. Л е н и н. Соч., изд. 5-е, т. 45, стр. 287.

18


туковый завод в Березниках, комбинат «Апатит» на Кольском полуострове, Воскресенский химический и Клинский комбинаты химического волокна, Воронежский и Ярославский заводы син­ тетического каучука, Константиновский и ряд других.

В эти годы вступили в строй действующих Волгоградский и Харьковский тракторные заводы, завод «Россельмаш», Горьковский и Московский автомобильные заводы, Первый Государст­ венный подшипниковый завод и ряд других объектов молодой машиностроительной промышленности.

Предприятия легкой и пищевой промышленности строились в Иванове и Фергане, Минске и Ашхабаде, Омске, Киеве и Петро- павловске-Камчатском.

В годы первой пятилетки была введена в эксплуатацию Тур- кестано-Сибирская железная дорога «Турксиб» — первенец со­ ветского транспортного строительства.

В результате успешного завершения строительства фунда­ мента социалистической экономики, создания материально-тех­ нической базы для ускорения темпов построения социализма за годы второй пятилетки (1933—1937 гг.) и 3,5 года третьей пяти­ летки (1938 г.— первое полугодие 1941 г.) построено и введено в

действие 7500 крупных промышленных предприятий.

Вошли в строй гиганты металлургии «Запорожсталь», «Азовсталь», Криворожский, Ново-Липецкий и Ново-Тульский, Сред­ не-Уральский заводы, нефтеперерабатывающие заводы в Уфе, Ишимбае и Хабаровске, Ефремовский завод синтетического кау­ чука, Новомосковский, Соликамский, Чирчикский химические комбинаты, Уральский и Краматорский заводы тяжелого маши­ ностроения, завод «Уралхиммаш», Челябинский тракторный, Московский завод малолитражных автомобилей, Ленинаканский текстильный комбинат и многие, многие другие.

За эти годы были построены канал им. Москвы и БеломорскоБалтайский канал. В 1935 г. вступила в строй первая очередь и в 1938 г.—-вторая очередь Московского метрополитена.

На карте нашей Родины появились новые города, среди них — Магнитогорск, Новокузнецк, Игарка, Караганда и Комсомольск- на-Амуре.

Вгоды первых пятилеток строители внесли достойный вклад

восуществление важнейших задач построения социализма в на­ шей стране.

Уже в 1937 г. удельный вес социалистического сектора в на­ циональном доходе, продукции промышленности и сельского хо­ зяйства, а также в розничном товарообороте составил почта 100%.

В 1940 г. выпуск промышленной продукции возрос по сравне­ нию с 1913 г. в 7,7 раза, а с 1917 г.— в 11,9 раза; производство средств производства возросло соответственно в 13,4 и в 19,2 раза.

В 1938 г. СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире по объему промышленного производства.

19



Масштабы производства важнейшей промышленной продук­ ции в 1940 г. приведены в табл. 3.

Единица Продукция измерения

1 9 1 3 г.

1917 г.

1928 г.

1940 г.

Т а б л и ц а 3*

Р о с т производства в 1940 г.

к 1913 г.

к 191 7 г.

Электроэнергия

млрд.

2

2,6

5

48,3

В

24

раза

В

19

раз

Нефть

 

кет • ч

10,3

8,8

11,6

31,1

 

3

»

»

3,5

раза

 

млн. т

»

Железная

руда

»

9,2

5,3

6,1

29,9

»

3,2

»

»

5,7

»

Чугун

 

»

4,2

3

3,3

14,9

»

3,6

»

 

»

5

раз

Сталь

прокат

»

4,3

3,1

4,3

18,3

»

4,2

»

 

»

6

»

Стальной

»

3,4

2,3

3,2

11,4

»

3,3

»

 

»

5

»

Серная кислота

»

0,15

0,2

1,6

»

10

раз

 

 

 

Минеральные

 

 

0,1

 

 

 

 

 

 

 

удобрения . . . .

 

0,09

3,2

»

3,5

раза

 

 

 

Металлорежу­

тыс. шт.

1,8

0,2

2

58,4

 

30 раз

В

290 раз

щие станки . . .

»

Автомобили . .

 

0,8

145

 

 

 

 

Тракторы . . .

»

1,3

31,6

 

 

 

 

Ткани

 

млн.

3006

1630 ЗОЮ

4522

В 1,5

раза

В

2,8

раза

Обувь

 

пог. м

68

50

58

211

 

3

»

» 4,2

 

 

млн. пар

»

»

Сахар

 

млн. т

1,3

0,9

1,3

2,2

»

1,5

»

»

2,5

»

* Страна

Советов за 50 лет .

Изд - во

«Статистика», 196 7,

стр . 53.

 

 

 

 

Строительство и ввод в действие промышленных предприятий различных отраслей народного хозяйства и в первую очередь ве­ дущих отраслей тяжелой промышленности — предприятий чер­ ной и цветной металлургии, заводов тяжелого и специального ма­ шиностроения, химических и нефтеперерабатывающих комбина­ тов, развитие энергетической системы, а также строительство текстильных и обувных комбинатов, консервных заводов, мясо­ комбинатов и холодильников — явилось прочной базой военнопромышленного потенциала, обеспечившей в годы Великой Оте­ чественной войны бесперебойное снабжение фронта и тыла всеми необходимыми средствами вооружения, боеприпасами и другими материально-техническими ресурсами.

В годы Великой Отечественной войны перед строителями были поставлены следующие задачи: строительство оборонитель­ ных рубежей, эвакуация на Восток промышленных предприятий и быстрый ввод их в действие, строительство новых и расширение существующих предприятий, выпускающих необходимую для фронта продукцию; в дальнейшем, по мере освобождения вре­ менно оккупированных районов, возникла новая задача — вос­ становление разрушенных городов, заводов, железных дорог.

20