1. Ориентировку значительно проще сохранить, чем восстаио- ' вить. Поэтому, перед тем как закрыть шторку пли войти в облака, необходимо установить достаточно простой, по возможности уста новившийся режим полета и запомнить его. Восстановление ориен
тировки при входе в облака |
на произвольном маневре, когда шка |
ла авиагоризонта и стрелки |
всех прочих пилотажно-навигационных |
приборов одновременно находятся в движении, — задача сложная,
аиногда и непосильная даже для опытного летчика.
2.По тем же причинам (во избежание потери ориентировки в пространстве) маневры вне видимости земли и естественного гори зонта необходимо расчленять на простые эволюции, выполняемые последовательно, так чтобы в каждый момент времени изменялось
возможно меньшее число параметров и, следовательно, приходило в движение возможно меньшее число стрелок. Например, если лет чик вошел в облака в горизонтальном полете, а далее ему нужно установить заданный режим подъема, то следует в горизонтальном полете установить скорость заданного режима и только после этого плавно перевести самолет в набор высоты с заданным углом подъ ема или вертикальной скоростью, одновременно увеличивая тягу, так чтобы скорость оставалась постоянной.
3. Ориентироваться при выдерживании определенного режима, полета и выполнении эволюции необходимо не по одному какомулибо прибору, а по всему комплексу пилотажно-навигационных приборов. Только в этом случае можно исключить неожиданный выход самолета в опасное или непонятное для летчика положение.
Чтобы не упустить какой-либо параметр, чтение показаний прибо- . ров должно осуществляться не в случайном порядке, а по вполне определенной,, обдуманной заранее рациональной схеме, централь
ное место в которой должен занимать |
прибор, дающий наиболее |
полное и общее представление (обычно |
авиагоризонт). Сняв |
пока |
зания центрального прибора, летчик переводит взгляд на |
(один- |
два) другие |
приборы (последовательно) |
и снова возвращается к • |
центральному |
прибору, например, авиагоризонт — вариометр — |
авиагоризонт — указатель скорости — авиагоризонт — вариометр — указатель поворота — авиагоризонт — компас — авиагоризонт — вариометр — высотомер. Частота обращения к тому или иному при бору определяется характером полета и особенностями данного са молета.
Показания приборов должны анализироваться и сопоставлять ся. Это укрепляет уверенность летчика в правильности показаний приборов, дает возможность точнее и полнее судить о положении самолета и изменениях параметров его движения, правильнее ре агировать на возникающие отклонения, своевременно обнаружить отказ какого-либо прибора (группы приборов). Так, заметив про сто появление вертикальной скорости снижения, летчик, очевидно, устранял бы ее подбором ручки управления на себя. При комплекс ном просмотре приборов он увидит не только появление вертикаль ной скорости, но и отрицательного угла тангажа по авиагоризонту и увеличение скорости, что убедит его в правильности показаний