§ 15.5. Режим полета, оптимальный по дальности (полет по потолкам)
Ранее было показано, как определить высоту и скорость, обес печивающие максимальную дальность горизонтального полета при постоянном весе. У самолетов с ТРД значительную часть полетного веса составляет вес топлива. За счет выработки топлива вес само лета в горизонтальном полете может измениться на 25—35%. Если после подъема на оптимальную по дальности высоту выдерживать постоянство высоты и скорости, то с течением времени режим поле та будет все больше и больше отличаться от оптимального, ибо по мере облегчения самолета угол атаки и аэродинамическое качество будут уменьшаться и километровый расход топлива уже не будет минимальным.
Аэродинамическое качество самолета, являющееся функцией ко эффициента су и числа М, останется неизменным, если обеспечить постоянство этих параметров. Так как рассматриваемый режим близок к горизонтальному полету, можно считать, что между подъ емной силой и весом существует равенство
G = 0,7с у 5> я М 2 .
Как видно, при су — const и М = const полетный вес пропорциона лен атмосферному давлению. Следовательно, относительные прира щения этих параметров одинаковы:
Следовательно, для сохранения постоянства аэродинамического качества по мере выработки топлива необходимо при неизменном числе М набирать высоту с таким расчетом, чтобы с уменьшением веса на 1% и давление рн уменьшалось на 1%- Но таблице МСА можно убедиться, что на высотах 11 —15 км, где наиболее вероятно получение максимальной дальности полета самолетов с ТРД, паде нию давления на 1 % соответствует набор высоты 64 м.
При /( = const лобовое сопротивление Qr . п = -тг- пропорциональ
но |
полетному |
весу. Значит, и |
тяга двигателя, необходимая для |
уравновешивания сопротивления |
Q r . n , должна быть пропорциональ |
на |
полетному |
весу или в соответствии с уравнением (15.13) атмо |
сферному давлению. Как известно из теории ТРД, пропорциональ ность между тягой и давлением обеспечивается при постоянстве температуры и числа оборотов ротора. Удельный расход топлива С у д при этом не меняется.
Таким образом, для получения максимальной дальности летчик должен вывести самолет на режим HLOpu Vr.m a x и в дальнейшем вместо горизонтального полета выполнять пологий набор высоты, выдерживая М = const и п = const. Такой полет называют п о л е т о м п о п о т о л к а м .