ному отделению самолета от земли, либо, как и в предыдущем случае, к отрыву в процессе продольных колебаний самолета.
Заметим, что иногда летчик преднамеренно увеличивает ско рость Vn.K. Это целесообразно при взлете с грунтовых аэродромов, имеющих грубый микрорельеф, при порывистом ветре и т. п. Здесь внешние причины вызывают продольную раскачку самолета и не которое повышение скорости улучшает условия их демпфирования и стабилизации самолета (за счет его собственных динамических свойств и действий летчика). Зная, что скорость Vn,K увеличена, летчик мягче и плавнее берет ручку на себя и не допускает «пере подъема» носа.
Скорость Уп.к определяется по видимому движению ВПП, ха рактеру и частоте толчков шасси, пройденному самолетом пути и по временному интервалу. Но эти признаки неточны. Поэтому с
приближением к Vn .K целесообразно |
(а в процессе |
освоения |
взлета |
или переучивания на новом типе |
самолета необходимо) |
бегло |
взглянуть на широкую стрелку КУС. На скорости, |
близкой |
к Vn.K, |
самолет уже достаточно устойчив в путевом отношении, а отделе ние от ВПП еще невозможно. Поэтому кратковременный перевод взгляда в кабину здесь неопасен. Разумеется, нужно предвари
тельно |
четко знать положение |
стрелки, соответствующее |
скоро |
сти Уп .к, чтобы не читать цифры |
на шкале прибора и не |
зани |
маться |
вычислениями. |
|
|
Во второй половине разбега внимание распределяется:
—на подъем переднего колеса;
—на выдерживание заданного взлетного угла атаки;
—на выдерживание направления взлета;
—на контроль работы двигателя (на слух);
—на определение момента отрыва.
Взгляд направлен вперед — на горизонт.
По достижении заданной скорости плавно поднять переднее колесо и в дальнейшем строго выдерживать нормальный взлетный угол атаки по заученному положению видимых частей самолета относительно горизонта. Одновременно внимательно следить за направлением движения, немедленно устраняя возникающие укло нения соразмерным отклонением педалей. Отделение самолета от
земли |
по |
достижении |
скорости отрыва, соответствующей взлет |
ному |
углу |
атаки при |
фактических условиях взлета, происходит |
без каких-либо специальных действий летчика. В ряде случаев (увеличенный вес, высокая температура, низкое давление) ско рость отрыва, длина и продолжительность разбега могут суще ственно увеличиться. Это не должно быть поводом для «подрыва» самолета. От летчика требуется одно — уверенность в выдержива нии нормального взлетного угла атаки и в нормальной работе си ловой установки. Момент отрыва определяется по прекращению толчков.
После отрыва внимание распределяется:
—на темп отхода самолета от земли;
—на устранение кренов и скольжений;