Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 3
и возникает момент, поворачивающий трактор в сторону спуска. Приходится прибегать к повороту трактора ме ханизмом управления в сторону подъема.
Движение поперек склона тоже сопровождается уменьшением силы тяги на крюке вследствие сопротив ления перекатыванию.
Тяговое усилие трактора с учетом поперечного крена
можно определить по формуле: |
|
^ p = ^ K p - C T p c o s a ( / a - / 0 ) , |
(24) |
где / а и f0— коэффициенты сопротивления |
перекатыва |
нию соответственно при поперечном крене и на горизон тальном участке.
В среднем при движении на подъем до 10° потери в силе тяги гусеничных тракторов составляют около 5% на каждый градус уклона, а увеличение при спуске — около 3 % . Общее уменьшение силы тяги составляет около 2 % на каждый градус уклона.
Иногда приходится вести агрегат по косогору на подъем или спуск с одновременным боковым креном. При этом происходит перераспределение нагрузки на
ходовую |
часть в |
продольном |
и поперечном |
направ |
||||||
лении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тяговое усилие |
трактора при этом |
может |
быть |
под |
||||||
считано по формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
^ |
= / > i , ± C 4 |
, s i n T - C T p c o s a ( / T |
+ / 1 | , - 2 / 0 |
) f |
(25) |
|||||
| где a — угол |
уклона; |
|
|
|
|
|
|
|||
В — угол |
отклонения продольной |
оси |
трактора от |
|||||||
|
направления движения по поперечному ук |
|||||||||
|
лону; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л—угол наклона продольной оси трактора, опре |
||||||||||
|
деляемый |
из |
выражения sin ух |
sin a -cos a; |
||||||
op— угол |
наклона |
поперечной оси |
трактора; |
|
||||||
fy— коэффициент сопротивления качению с учетом |
||||||||||
|
влияния |
продольного |
уклона; |
|
|
|
|
|||
/ф — коэффициент |
сопротивления |
качению |
с учетом |
|||||||
|
влияния |
бокового крена; |
|
|
|
|
||||
/о—коэффициент сопротивления качению на гори |
||||||||||
|
зонтальном |
участке. |
|
|
|
|
|
|||
С точки зрения |
более полного использования |
тяговых |
свойств трактора на склонах крутизной до 2° допустима работа вдоль склона, а на участках с большим укло ном — поперек.
46
Работа на крутых склонах связана с ухудшением не только тяговых свойств трактора, но и условий работы тракториста, с быстрой его утомляемостью.
Предельно допустимая крутизна склонов для гусе ничных тракторов составляет 15°, для колесных — 10°.
§ 5. Факторы, влияющие на скорость движения трактора и агрегата
Правильное использование диапазона скоростей сов ременных сельскохозяйственных тракторов и самоход ных машин имеет большое значение для повышения эф фективности механизации работ.
Изменяя скорость движения агрегата, можно достичь повышения производительности, уменьшения расхода топлива, добиться экономичной работы агрегата и луч шего агротехнического качества выполнения некоторых работ.
Наивыгоднейшая скорость движения агрегата обу словливается следующими факторами: диапазоном ско ростей, силой тяги и другими энергетическими показате лями трактора, агротехническими требованиями, тяго вым сопротивлением сельскохозяйственных машин, почвенными условиями и рельефом полей.
Различают теоретическую и рабочую (техническую) скорости движения трактора, агрегата или самоходной
машины, а также |
среднетехническую, |
эксплуатацион |
ную скорости и скорость холостого хода |
агрегата. |
|
Теоретическая |
скорость скорость |
прямолинейною |
движения трактора или самоходной машины по ровной |
||||||||
горизонтальной |
плоскости без— |
буксования при данном |
||||||
режиме работы двигателя. Скорость ит (км/ч) |
может |
|||||||
быть определена по формуле: |
|
|
|
|
|
|||
v, |
= 3,6 2 л |
Г к " д |
0,377 |
, |
|
|
(26) |
|
|
|
60l'o |
|
(0 |
|
|
|
|
где гк—радиус |
начальной |
окружности |
колеса |
или |
на |
|||
ибольший радиус |
перекатывания, |
м; |
|
|
||||
п д — частота вращения коленчатого вала |
двигате |
|||||||
ля, об/мин; |
|
|
|
|
|
|
|
|
i0—передаточное |
отношение трансмиссии |
на |
дан |
|||||
ной передаче. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для машин с изношенной гусеницей |
расчет |
ит |
и ир |
|||||
ведется с учетом фактического |
шага звена |
гусеницы. |
47
Радиус перекатывания гк для гусеничных машин, с малопзношенной гусеницей можно принять равным
радиусу |
начальной окружности ведущего колеса. Для |
|||
колесных |
машин па пневматических шинах |
|||
|
г |
= г' I |
(27) |
|
ИЛИ |
' |
к о ш |
V- • / |
|
|
|
|
|
|
|
r K = r 0 - l k h , |
(28) |
||
где г' и /' —соответственно |
полный |
радиус ненагру- |
||
|
женного колеса |
и радиус |
стального обода |
колеса, м; А,ш —коэффициент деформации шины (умень
шения радиуса качения) под влиянием вертикальной нагрузки и растягивающих усилий, зависящий от давления воздуха в шинах (ориентировочно его принимают равным для шин низкого давления 0,90— 0,94, для шин повышенного давления
0,93-0,96)1
k—коэффициент |
усадки шины, |
отнесенный |
к ее высоте (для пневматических шин низ |
||
кого давления |
он равен па |
стерне 0,75, |
адля вспаханного поля — 0,8);
//— высота пневматической шипы, м.
Для гусеничных тракторов теоретическую скорость (км/ч) удобнее определять по формуле:
|
|
|
от = 0,06 - ^ - , |
(29) |
|
|
|
|
|
'о |
|
где |
t— шаг гусеничной цепи, м; |
|
|||
|
г—число звеньев гусеничной цепи, укладываю |
||||
|
щихся |
по окружности |
звездочки |
(или число |
|
|
зубцов |
ведущей звездочки). |
|
||
Рабочая, |
или техническая, |
скорость |
vp—фактиче |
||
ская |
скорость движения при работе в данных условиях, |
||||
выражается |
формулой (км/ч): |
|
|
Vp |
= ^L. = vTlB |
(30) |
или |
|
|
^ |
= 0,377 - ^4, , |
(31 |
48
где |
| ц — коэффициент, |
учитывающий |
потери |
на бук |
|
|
сование и непрямолинейность хода; |
|
|||
|
5 Р — д л и н а |
рабочего пути, км; |
|
|
|
|
Т р — чистое |
рабочее время прохождения |
данного |
||
|
пути, ч. |
|
|
|
|
Рабочая скорость трактора пли агрегата пропорцио |
|||||
нальна |
частоте вращения |
коленчатого |
вала двигателя |
||
«д, радиусу качения ведущих колес г,{, |
коэффициенту |„ |
и обратно пропорциональна передаточному числу транс миссии трактора.
Рабочую, или техническую, скорость движения агре гата можно определить опытным путем, замерив опре
деленный участок пути (100 или 200 |
м) рулеткой, и тог |
|||
да |
скорость движения |
агрегата |
(км/ч): |
|
|
|
fP = 3,6-^f |
(32) |
|
где |
L — длина гона, км; |
|
|
|
|
t— время прохождения гона, ч. |
|
||
|
Среднетехническая |
скорость |
и,.т |
(км/ч) —скорость |
движения агрегата на всем пути (рабочего и холостого хода):
|
' р i |
' X |
|
где Sp••• Sx—суммарный |
путь |
рабочего и |
холостого хо |
да, км; |
|
|
|
ТР -\ Тх—время |
рабочего |
и холостого |
движения, ч. |
Скорость холостого хода находят из выражения: |
|||
|
^ = -§*-• |
(34) |
|
|
' X |
|
|
Эксплуатационная скорость иэ — средняя скорость движения в течение всего времени (наряда или смены) с учетом простоев (на погрузку, выгрузку, маневрирова ние, технологические остановки, техническое обслужи вание, оформление документов). Скорость va (км/ч) оп ределяется по формуле:
|
v3 = |
s p + s* |
= |
Sp + Sx. f |
|
(35) |
|
|
Tp -f- Tx "b Tnp |
|
T C M |
|
|
|
|
где |
Tup—суммарное |
время |
|
простоев, ч; |
|
|
|
|
Тсм—продолжительность |
|
наряда |
или |
смены, |
ч; |
|
5 Р |
+ 5Х — путь, пройденный |
агрегатом |
за |
время |
Тсм, |
||
|
км. |
|
|
|
|
|
|
4 С. М. Хробостов |
49 |