Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и возникает момент, поворачивающий трактор в сторону спуска. Приходится прибегать к повороту трактора ме­ ханизмом управления в сторону подъема.

Движение поперек склона тоже сопровождается уменьшением силы тяги на крюке вследствие сопротив­ ления перекатыванию.

Тяговое усилие трактора с учетом поперечного крена

можно определить по формуле:

 

^ p = ^ K p - C T p c o s a ( / a - / 0 ) ,

(24)

где / а и f0— коэффициенты сопротивления

перекатыва­

нию соответственно при поперечном крене и на горизон­ тальном участке.

В среднем при движении на подъем до 10° потери в силе тяги гусеничных тракторов составляют около 5% на каждый градус уклона, а увеличение при спуске — около 3 % . Общее уменьшение силы тяги составляет около 2 % на каждый градус уклона.

Иногда приходится вести агрегат по косогору на подъем или спуск с одновременным боковым креном. При этом происходит перераспределение нагрузки на

ходовую

часть в

продольном

и поперечном

направ­

лении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяговое усилие

трактора при этом

может

быть

под­

считано по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

^

= / > i , ± C 4

, s i n T - C T p c o s a ( / T

+ / 1 | , - 2 / 0

) f

(25)

| где a — угол

уклона;

 

 

 

 

 

 

В — угол

отклонения продольной

оси

трактора от

 

направления движения по поперечному ук­

 

лону;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л—угол наклона продольной оси трактора, опре­

 

деляемый

из

выражения sin ух

sin a -cos a;

op— угол

наклона

поперечной оси

трактора;

 

fy— коэффициент сопротивления качению с учетом

 

влияния

продольного

уклона;

 

 

 

 

/ф — коэффициент

сопротивления

качению

с учетом

 

влияния

бокового крена;

 

 

 

 

/о—коэффициент сопротивления качению на гори­

 

зонтальном

участке.

 

 

 

 

 

С точки зрения

более полного использования

тяговых

свойств трактора на склонах крутизной до 2° допустима работа вдоль склона, а на участках с большим укло­ ном — поперек.

46


Работа на крутых склонах связана с ухудшением не только тяговых свойств трактора, но и условий работы тракториста, с быстрой его утомляемостью.

Предельно допустимая крутизна склонов для гусе­ ничных тракторов составляет 15°, для колесных — 10°.

§ 5. Факторы, влияющие на скорость движения трактора и агрегата

Правильное использование диапазона скоростей сов­ ременных сельскохозяйственных тракторов и самоход­ ных машин имеет большое значение для повышения эф­ фективности механизации работ.

Изменяя скорость движения агрегата, можно достичь повышения производительности, уменьшения расхода топлива, добиться экономичной работы агрегата и луч­ шего агротехнического качества выполнения некоторых работ.

Наивыгоднейшая скорость движения агрегата обу­ словливается следующими факторами: диапазоном ско­ ростей, силой тяги и другими энергетическими показате­ лями трактора, агротехническими требованиями, тяго­ вым сопротивлением сельскохозяйственных машин, почвенными условиями и рельефом полей.

Различают теоретическую и рабочую (техническую) скорости движения трактора, агрегата или самоходной

машины, а также

среднетехническую,

эксплуатацион­

ную скорости и скорость холостого хода

агрегата.

Теоретическая

скорость скорость

прямолинейною

движения трактора или самоходной машины по ровной

горизонтальной

плоскости без

буксования при данном

режиме работы двигателя. Скорость ит (км/ч)

может

быть определена по формуле:

 

 

 

 

 

v,

= 3,6 2 л

Г к " д

0,377

,

 

 

(26)

 

 

60l'o

 

(0

 

 

 

 

где гк—радиус

начальной

окружности

колеса

или

на­

ибольший радиус

перекатывания,

м;

 

 

п д — частота вращения коленчатого вала

двигате­

ля, об/мин;

 

 

 

 

 

 

 

i0—передаточное

отношение трансмиссии

на

дан­

ной передаче.

 

 

 

 

 

 

 

Для машин с изношенной гусеницей

расчет

ит

и ир

ведется с учетом фактического

шага звена

гусеницы.

47


Радиус перекатывания гк для гусеничных машин, с малопзношенной гусеницей можно принять равным

радиусу

начальной окружности ведущего колеса. Для

колесных

машин па пневматических шинах

 

г

= г' I

(27)

ИЛИ

'

к о ш

V- • /

 

 

 

 

 

r K = r 0 - l k h ,

(28)

где г' и /' —соответственно

полный

радиус ненагру-

 

женного колеса

и радиус

стального обода

колеса, м; А,ш —коэффициент деформации шины (умень­

шения радиуса качения) под влиянием вертикальной нагрузки и растягивающих усилий, зависящий от давления воздуха в шинах (ориентировочно его принимают равным для шин низкого давления 0,90— 0,94, для шин повышенного давления

0,93-0,96)1

k—коэффициент

усадки шины,

отнесенный

к ее высоте (для пневматических шин низ­

кого давления

он равен па

стерне 0,75,

адля вспаханного поля — 0,8);

//— высота пневматической шипы, м.

Для гусеничных тракторов теоретическую скорость (км/ч) удобнее определять по формуле:

 

 

 

от = 0,06 - ^ - ,

(29)

 

 

 

 

 

где

t— шаг гусеничной цепи, м;

 

 

г—число звеньев гусеничной цепи, укладываю­

 

щихся

по окружности

звездочки

(или число

 

зубцов

ведущей звездочки).

 

Рабочая,

или техническая,

скорость

vp—фактиче­

ская

скорость движения при работе в данных условиях,

выражается

формулой (км/ч):

 

 

Vp

= ^L. = vTlB

(30)

или

 

 

^

= 0,377 - ^4, ,

(31

48


где

| ц — коэффициент,

учитывающий

потери

на бук­

 

сование и непрямолинейность хода;

 

 

5 Р — д л и н а

рабочего пути, км;

 

 

 

Т р — чистое

рабочее время прохождения

данного

 

пути, ч.

 

 

 

Рабочая скорость трактора пли агрегата пропорцио­

нальна

частоте вращения

коленчатого

вала двигателя

«д, радиусу качения ведущих колес г,{,

коэффициенту |„

и обратно пропорциональна передаточному числу транс­ миссии трактора.

Рабочую, или техническую, скорость движения агре­ гата можно определить опытным путем, замерив опре­

деленный участок пути (100 или 200

м) рулеткой, и тог­

да

скорость движения

агрегата

(км/ч):

 

 

fP = 3,6-^f

(32)

где

L — длина гона, км;

 

 

 

t— время прохождения гона, ч.

 

 

Среднетехническая

скорость

и,.т

(км/ч) —скорость

движения агрегата на всем пути (рабочего и холостого хода):

 

' р i

' X

 

где Sp••• Sx—суммарный

путь

рабочего и

холостого хо­

да, км;

 

 

 

ТР -\ Тх—время

рабочего

и холостого

движения, ч.

Скорость холостого хода находят из выражения:

 

^ = -§*-•

(34)

 

' X

 

 

Эксплуатационная скорость иэ — средняя скорость движения в течение всего времени (наряда или смены) с учетом простоев (на погрузку, выгрузку, маневрирова­ ние, технологические остановки, техническое обслужи­ вание, оформление документов). Скорость va (км/ч) оп­ ределяется по формуле:

 

v3 =

s p + s*

=

Sp + Sx. f

 

(35)

 

Tp -f- Tx "b Tnp

 

T C M

 

 

 

где

Tup—суммарное

время

 

простоев, ч;

 

 

 

Тсм—продолжительность

 

наряда

или

смены,

ч;

5 Р

+ 5Х — путь, пройденный

агрегатом

за

время

Тсм,

 

км.

 

 

 

 

 

 

4 С. М. Хробостов

49