Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При движении агрегата по горизонтальному участку

 

 

 

 

 

 

 

 

Рк

=

Р к р

-(- Р,.

 

 

 

 

 

 

(6а)

 

У р а в н е н и я

(6)

 

и

(6а)

т я г о в о г о

 

б а л а н с а

т р а к т о р а

 

и а г р е г а т а

 

п р и

р а в н о м е р н о м

д в и ж е н и и

действительны

и

для самоходного

агрега­

та. В этом случае сила

 

Я 1 ф

представляет

собой

тяговое

сопротивление

прицепной

части

самоходного

агрегата

(копнителя

и др.), если она имеется.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предел движущей силы трактора или агрегата слага­

ется из следующих

величин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А к т и в н а я с и л а т р а к т о р а и а г р е г а т а —

это касательная сила тяги на окружности ведущих

ко­

лес

(кгс):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

=

 

М я е

*

_

м*

 

Пт __ 716,2jVe

% f0

 

 

 

^

 

 

 

 

 

 

U

 

 

 

 

гк

 

 

 

пгк

 

 

 

 

 

для

приводного

агрегата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

_

Шк -

М0) 10

т|т

 

7\6,2 (Ne

— N0)

i0

Пт

 

 

 

где

 

 

гк радиус

качения

колеса

или

радиус

на­

 

 

 

 

 

 

чальной

окружности

звездочки

гусенич­

 

 

 

 

 

 

ного движителя;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г'о—передаточное отношение трансмиссии

 

 

 

 

 

 

трактора;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Nei\N0—эффективная

 

 

 

 

мощность

двигателя

и

 

 

 

 

 

 

мощность,

отбираемая

от

ВОМ,

л. с ;

 

 

 

г|т —к. п. д. трансмиссии трактора;

 

 

 

в е д , Мк и М0

 

соответственно

ведущий момент, прило­

 

 

 

 

 

 

женный

к

движителям,

крутящий

мо­

 

 

 

 

 

 

мент

двигателя

при

 

данной

нагрузке

 

 

 

 

 

 

и

крутящий

момент,

передаваемый

на

 

 

 

 

 

 

ВОМ,' кгс-м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п—частота

 

 

вращения

коленчатого

вала,

 

 

 

 

 

 

об/мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К а с а т е л ь н а я с и л а

 

т я г и т р а к т о р а

и л и

с а м о х о д н о й

 

м а ш и н ы

— это

сила,

 

касательная

к окружности

 

движителей

(ведущих

колес). Она

равна

отношению крутящего момента на оси движителей

к ра­

диусу

перекатывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сила Р к внутренняя

сила. Для

перемещения

трак­

тора

(агрегата)

необходима

внешняя

движущая

сила,

направленная

 

в

сторону

движения и возникающая

при

37


взаимодействии ходо­ вого аппарата с поч­ вой. Схема образова­

 

 

 

ния

этой

силы

показа­

 

 

 

на

на рисунке

8.

 

т~*-

*

»

Рк,

Касательная

сила

а

 

ъ

действующая

на

 

почву, вызывает

с ее

Рис. 8 Схема

образования движу-

стороны

реакцию

ХК)

 

щей силы Хк.

противоположно

нап­

 

 

 

равленную и

прило­

 

 

 

женную

к колесу. Она

образует внешнюю силу агрегата. Чтобы нагляднее пред­ ставить возникновение движущей силы, обод колеса счи­ тают жестким, без шпор, а опорную поверхность грунта— недеформирующейся. Крутящий момент Мк, приложен­

ный к ведущему колесу,

заменяют

парой

горизонталь­

ных сил РКК,

из которых

одна

приложена

к

центру

колеса, а

другая — к ободу. Касательная

сила

тяги Я н

вызывает

уравновешивающую ее горизонтальную реак­

цию Хп. Сила же Хк,

приложенная к оси колеса и равная

Р к ,

но направленная

в сторону

движения

(как и сила

Х п ) ,

является

движущей

силой,

вызывающей

перемеще­

ние

колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д в и ж у щ а я

 

с и л а

т р а к т о р а и а г р е г а ­

т а — это внешняя

сила, создаваемая двигателем

тракто­

ра или самоходной

машины,

обусловливаемая

реакцией

почвы и направленная вперед по движению.

 

 

В реальных условиях вследствие смятия и среза поч­

вы

под движителями

возникает

некоторое

пробуксовы­

вание ведущих органов ходовой части.

 

 

 

Величина

буксования

и максимально возможная ре­

акция почвы Хп на ведущие колеса, а равно и движущая сила трактора Хк, для одних и тех же двигателей зави­ сят от физико-механических свойств почвы. На плотных почвах сила сцепления движителей больше, а буксова­ ние меньше, чем на рыхлых.

Максимальное значение движущей силы трактора в зависимости от его конструкции и условий взаимодей­ ствия ходового аппарата с почвой может в одних усло­

виях

ограничиваться мощностью

двигателя Мк

или Рк,

а в других — пределом горизонтальной реакции

почвы

ХП,

т. е. силой сцепления Р с ц

движителей

с

поч­

вой.

 

 

 

 

38


Предел движущей

силы по мощности двигателя

 

X == Р =

М к Л т = 7 1 6 > 2 ^УоЧт

^g)

Кгк пгк

Максимальная движущая

сила трактора

по услови­

ям сцепления движителей с почвой

 

 

 

 

 

К'

= Р' = X

= uG

,

 

 

 

(9)

к

к

п

~ сц'

 

 

4

'

г д е Х п = Р с ц — г о р и з о н т а л ь н а я

реакция

почвы,

или сила

сцепления движителей с почвой при допу­

стимом

буксовании;

 

 

 

 

 

\л — коэффициент

сцепления,

зависящий

от

свойств

почвы

и

конструкции

движителя;

Р'к—максимальная

касательная

сила

тяги

по

сцеплению с почвой;

 

 

 

 

 

Gc u —сцепной вес машины, равный величине нормальной реакции почвы на ведущий орган ходовой части.

Анализируя закономерности изменения движущей силы агрегата и взаимодействие сил, выражаемые урав­ нениями 8 и 9, можно представить условия движения агрегата следующими зависимостями:

общее условие движения агрегата

Р> Р 4- Р, ^ Р •

равномерное движение агрегата

полное буксование движителей (предел по сцеп­ лению)

 

 

 

Рщттах<Ъг

 

+

РГ,

 

 

 

 

заглохание

двигателя

от

перегрузки (предел

по

дви­

гателю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ к т а х <

^ а г

+

Pf < -^сц.

 

 

 

где

Рк т а

х

максимальная

касательная

сила

тяги

 

PKi

 

трактора

на

ведущих

колесах;

 

 

 

— текущее

значение

касательной

силы

 

 

 

тяги;

 

 

 

 

 

 

 

 

PuPi—текущее

значение силы тяги

трактора;

 

P C U m a x — м а к с и м а л ь н а я

сила

сцепления

трактора

 

 

 

с почвой;

 

 

 

 

 

 

39



PCii

сила

сцепления

трактора

при

допусти­

Рf

мом

проценте буксования

движителей;

— сила

сопротивления перекатыванию

(са­

 

моперемещению)

трактора;

 

 

 

R3r—тяговое

сопротивление агрегата.

сле­

Сцепные качества

тракторов. Из уравнения

(9)

дует, что величина движущей силы трактора зависит от его сцепного веса. Для гусеничного трактора и трактора с двумя ведущими осями сцепной вес приближенно ра­ вен общему весу. Для колесного трактора он равен час­ ти общего веса, приходящейся на ведущие оси. Сцепной вес трактора зависит также от нагрузки на крюке, так как ведущий момент, передаваемый от двигателя дви­ жителям, вызывает дополнительную реакцию почвы на них. Кроме того, колебания остова трактора при работе воздействуют на опорное основание.

С ц е п н о й в е с колесных тракторов с одной веду­ щей осью можно определить с точностью, достаточной

для практических

расчетов, по формуле:

 

 

G

— ° т р

^L ~ ° ^ c o s а

М в ° А

(10)

где

Grp—общий

вес

трактора;

 

 

 

L — продольная

база трактора;

 

 

а—расстояние

от центра

тяжести

трактора до

 

задней оси;

 

 

 

 

М в г д — крутящи й момент, передаваемый от двига­

 

теля на ведущие колеса;

 

 

а — угол подъема пути.

 

 

 

Сцепной вес гусеничных и колесных тракторов с дву­

мя

ведущими осями с

учетом влияния тягового усилия

на реакцию почвы и угла подъема пути можно опреде­ лить по формуле:

 

С с ц =

G cos а + Ркр

sin у,

(11)

где у

угол направления силы

тяги

на

крюке.

К о э

ф ф и ц и е н т

с ц е п л е н и я

ц.

устанавливают

опытным путем, динамометрированием трактора на низ­ шей передаче. При этом нагрузку на крюке трактора доводят дб? максимальной, ограничиваемой сцеплением движителей с почвой. Прибавляя к этой величине силу сопротивления трактора самопередвижению Рс, опреде­ ляемую буксованием (по динамометру), получают

40