Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 3
При движении агрегата по горизонтальному участку
|
|
|
|
|
|
|
|
Рк |
= |
Р к р |
-(- Р,. |
|
|
|
|
|
|
(6а) |
|||
|
У р а в н е н и я |
(6) |
|
и |
(6а) |
т я г о в о г о |
|
б а л а н с а |
|||||||||||||
т р а к т о р а |
|
и а г р е г а т а |
|
п р и |
р а в н о м е р н о м |
||||||||||||||||
д в и ж е н и и |
действительны |
и |
для самоходного |
агрега |
|||||||||||||||||
та. В этом случае сила |
|
Я 1 ф |
представляет |
собой |
тяговое |
||||||||||||||||
сопротивление |
прицепной |
части |
самоходного |
агрегата |
|||||||||||||||||
(копнителя |
и др.), если она имеется. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Предел движущей силы трактора или агрегата слага |
||||||||||||||||||||
ется из следующих |
величин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
А к т и в н а я с и л а т р а к т о р а и а г р е г а т а — |
|||||||||||||||||||||
это касательная сила тяги на окружности ведущих |
ко |
||||||||||||||||||||
лес |
(кгс): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
= |
|
М я е |
* |
_ |
м* |
|
Пт __ 716,2jVe |
% f0 |
|
|
|
^ |
|||||
|
|
|
|
|
|
U |
|
|
|
|
гк |
|
|
|
пгк |
|
|
|
|
|
|
для |
приводного |
агрегата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
р |
_ |
Шк - |
М0) 10 |
т|т |
|
7\6,2 (Ne |
— N0) |
i0 |
Пт |
|
|
|
|||||||
где |
|
|
гк — радиус |
качения |
колеса |
или |
радиус |
на |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
чальной |
окружности |
звездочки |
гусенич |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ного движителя; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
г'о—передаточное отношение трансмиссии |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
трактора; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Nei\N0—эффективная |
|
|
|
|
мощность |
двигателя |
и |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
мощность, |
отбираемая |
от |
ВОМ, |
л. с ; |
|||||||||||
|
|
|
г|т —к. п. д. трансмиссии трактора; |
|
|
|
|||||||||||||||
/Ив е д , Мк и М0— |
|
соответственно |
ведущий момент, прило |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
женный |
к |
движителям, |
крутящий |
мо |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
мент |
двигателя |
при |
|
данной |
нагрузке |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
и |
крутящий |
момент, |
передаваемый |
на |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ВОМ,' кгс-м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
п—частота |
|
|
вращения |
коленчатого |
вала, |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
об/мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
К а с а т е л ь н а я с и л а |
|
т я г и т р а к т о р а |
и л и |
|||||||||||||||||
с а м о х о д н о й |
|
м а ш и н ы |
— это |
сила, |
|
касательная |
|||||||||||||||
к окружности |
|
движителей |
(ведущих |
колес). Она |
равна |
||||||||||||||||
отношению крутящего момента на оси движителей |
к ра |
||||||||||||||||||||
диусу |
перекатывания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Сила Р к — внутренняя |
сила. Для |
перемещения |
трак |
|||||||||||||||||
тора |
(агрегата) |
необходима |
внешняя |
движущая |
сила, |
||||||||||||||||
направленная |
|
в |
сторону |
движения и возникающая |
при |
37
взаимодействии ходо вого аппарата с поч вой. Схема образова
|
|
|
ния |
этой |
силы |
показа |
|
|
|
|
на |
на рисунке |
8. |
|
|
т~*- |
* |
» |
Рк, |
Касательная |
сила |
||
а |
|
ъ |
действующая |
на |
|||
|
почву, вызывает |
с ее |
|||||
Рис. 8 Схема |
образования движу- |
стороны |
реакцию |
ХК) |
|||
|
щей силы Хк. |
противоположно |
нап |
||||
|
|
|
равленную и |
прило |
|||
|
|
|
женную |
к колесу. Она |
образует внешнюю силу агрегата. Чтобы нагляднее пред ставить возникновение движущей силы, обод колеса счи тают жестким, без шпор, а опорную поверхность грунта— недеформирующейся. Крутящий момент Мк, приложен
ный к ведущему колесу, |
заменяют |
парой |
горизонталь |
|||||||||
ных сил РК=ХК, |
из которых |
одна |
приложена |
к |
центру |
|||||||
колеса, а |
другая — к ободу. Касательная |
сила |
тяги Я н |
|||||||||
вызывает |
уравновешивающую ее горизонтальную реак |
|||||||||||
цию Хп. Сила же Хк, |
приложенная к оси колеса и равная |
|||||||||||
Р к , |
но направленная |
в сторону |
движения |
(как и сила |
||||||||
Х п ) , |
является |
движущей |
силой, |
вызывающей |
перемеще |
|||||||
ние |
колеса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д в и ж у щ а я |
|
с и л а |
т р а к т о р а и а г р е г а |
|||||||||
т а — это внешняя |
сила, создаваемая двигателем |
тракто |
||||||||||
ра или самоходной |
машины, |
обусловливаемая |
реакцией |
|||||||||
почвы и направленная вперед по движению. |
|
|
||||||||||
В реальных условиях вследствие смятия и среза поч |
||||||||||||
вы |
под движителями |
возникает |
некоторое |
пробуксовы |
||||||||
вание ведущих органов ходовой части. |
|
|
|
|||||||||
Величина |
буксования |
и максимально возможная ре |
акция почвы Хп на ведущие колеса, а равно и движущая сила трактора Хк, для одних и тех же двигателей зави сят от физико-механических свойств почвы. На плотных почвах сила сцепления движителей больше, а буксова ние меньше, чем на рыхлых.
Максимальное значение движущей силы трактора в зависимости от его конструкции и условий взаимодей ствия ходового аппарата с почвой может в одних усло
виях |
ограничиваться мощностью |
двигателя Мк |
или Рк, |
|
а в других — пределом горизонтальной реакции |
почвы |
|||
ХП, |
т. е. силой сцепления Р с ц |
движителей |
с |
поч |
вой. |
|
|
|
|
38
Предел движущей |
силы по мощности двигателя |
|
X == Р = |
М к '° Л т = 7 1 6 > 2 ^УоЧт |
^g) |
Кгк пгк
Максимальная движущая |
сила трактора |
по услови |
||||||
ям сцепления движителей с почвой |
|
|
|
|
|
|||
К' |
= Р' = X |
= uG |
, |
|
|
|
(9) |
|
к |
к |
п |
~ сц' |
|
|
4 |
' |
|
г д е Х п = Р с ц — г о р и з о н т а л ь н а я |
реакция |
почвы, |
или сила |
|||||
сцепления движителей с почвой при допу |
||||||||
стимом |
буксовании; |
|
|
|
|
|
||
\л — коэффициент |
сцепления, |
зависящий |
от |
|||||
свойств |
почвы |
и |
конструкции |
движителя; |
||||
Р'к—максимальная |
касательная |
сила |
тяги |
по |
||||
сцеплению с почвой; |
|
|
|
|
|
Gc u —сцепной вес машины, равный величине нормальной реакции почвы на ведущий орган ходовой части.
Анализируя закономерности изменения движущей силы агрегата и взаимодействие сил, выражаемые урав нениями 8 и 9, можно представить условия движения агрегата следующими зависимостями:
общее условие движения агрегата
Р> Р 4- Р, ^ Р •
равномерное движение агрегата
полное буксование движителей (предел по сцеп лению)
|
|
|
Рщ>Рттах<Ъг |
|
+ |
РГ, |
|
|
|
|
|
заглохание |
двигателя |
от |
перегрузки (предел |
по |
дви |
||||
гателю) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ к т а х < |
^ а г |
+ |
Pf < -^сц. |
|
|
|
|
где |
Рк т а |
х — |
максимальная |
касательная |
сила |
тяги |
||||
|
PKi |
|
трактора |
на |
ведущих |
колесах; |
|
|
||
|
— текущее |
значение |
касательной |
силы |
||||||
|
|
|
тяги; |
|
|
|
|
|
|
|
|
PuPi—текущее |
значение силы тяги |
трактора; |
|||||||
|
P C U m a x — м а к с и м а л ь н а я |
сила |
сцепления |
трактора |
||||||
|
|
|
с почвой; |
|
|
|
|
|
|
39
PCii |
— сила |
сцепления |
трактора |
при |
допусти |
|
Рf |
мом |
проценте буксования |
движителей; |
|||
— сила |
сопротивления перекатыванию |
(са |
||||
|
моперемещению) |
трактора; |
|
|
|
|
R3r—тяговое |
сопротивление агрегата. |
сле |
||||
Сцепные качества |
тракторов. Из уравнения |
(9) |
дует, что величина движущей силы трактора зависит от его сцепного веса. Для гусеничного трактора и трактора с двумя ведущими осями сцепной вес приближенно ра вен общему весу. Для колесного трактора он равен час ти общего веса, приходящейся на ведущие оси. Сцепной вес трактора зависит также от нагрузки на крюке, так как ведущий момент, передаваемый от двигателя дви жителям, вызывает дополнительную реакцию почвы на них. Кроме того, колебания остова трактора при работе воздействуют на опорное основание.
С ц е п н о й в е с колесных тракторов с одной веду щей осью можно определить с точностью, достаточной
для практических |
расчетов, по формуле: |
|
|||
|
G |
— ° т р |
^L ~ ° ^ c o s а |
М в ° А |
(10) |
где |
Grp—общий |
вес |
трактора; |
|
|
|
L — продольная |
база трактора; |
|
||
|
а—расстояние |
от центра |
тяжести |
трактора до |
|
|
задней оси; |
|
|
|
|
|
М в г д — крутящи й момент, передаваемый от двига |
||||
|
теля на ведущие колеса; |
|
|||
|
а — угол подъема пути. |
|
|
||
|
Сцепной вес гусеничных и колесных тракторов с дву |
||||
мя |
ведущими осями с |
учетом влияния тягового усилия |
на реакцию почвы и угла подъема пути можно опреде лить по формуле:
|
С с ц = |
G cos а + Ркр |
sin у, |
(11) |
|
где у — |
угол направления силы |
тяги |
на |
крюке. |
|
К о э |
ф ф и ц и е н т |
с ц е п л е н и я |
ц. |
устанавливают |
опытным путем, динамометрированием трактора на низ шей передаче. При этом нагрузку на крюке трактора доводят дб? максимальной, ограничиваемой сцеплением движителей с почвой. Прибавляя к этой величине силу сопротивления трактора самопередвижению Рс, опреде ляемую буксованием (по динамометру), получают
40