Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
iV6 —потери мощности на буксование и извили
стый ход;
Nj—потери мощности на перекатывание; Л'под — затраты мощности на подъем;
Nj — затраты мощности на преодоление сил инер ции;
Nw — затраты мощности на преодоление сопротив ления воздуха;
iVK P — затраты мощности на тягу машин (крюковая мощность).
При равномерном движении трактора и использова
нии его мощности только на тяге машин-орудий |
уравне |
||||
ние баланса мощности имеет следующий вид: |
|
||||
|
е |
т 1 |
о 1 |
/ — под 1 кр |
^ > |
Затраты |
мощности |
на |
преодоление сопротивления |
||
воздуха Pw |
при небольших скоростях не учитываются. |
||||
Баланс |
мощности не остается постоянным, |
он изме |
няется вследствие износа некоторых деталей и узлов, на рушения регулировок, перемены условий использования трактора. Для эффективной эксплуатации машиннотракторного парка необходимо знать закономерности из менения составляющих баланса мощности трактора.
М о щ н о с т ь NT, расходуемая в трансмиссии тракто ра на преодоление трения между зубьями шестерен и в подшипниках коробки передач, в главной и конечной пе редачах, между звездочной и гусеничной лентой и в шар нирах ее ведущего участка тем выше, чем больше пар шестерен в передачах, чем ниже качество обработки ше стерен, сильнее их износ и хуже смазка или регулировка зацепления.
Количественное значение этой мощности определяют
по известным составляющим рабочего баланса: |
|
||||
|
N^Ne-(NKp |
+ Nf±N„0R) |
= Ne-NK, |
(45) |
|
где |
NK— мощность, подводимая |
к |
ведущим |
колесам |
|
трактора. |
|
|
|
|
|
|
Мощность Nr можно также найти из уравнения: |
||||
|
ЛГт |
= Л Г в ( 1 - т | т ) , |
|
(46) |
|
где |
rir — механический |
к. п. д. всех |
передач — произве |
||
дение к. п. д. отдельных |
пар передач |
|
(т)т = т)|Т]2 г]з)- |
56
Коэффициент полезного действия пары цилиндриче ских шестерен находится в пределах 0,96—0,98, кониче ских—0,94—0,97, червячной пары—0,83—0,87 и цепной
передачи —0,92—0,96. Коэффициент |
полезного |
действия |
||
передаточных |
механизмов трактора |
колеблется |
от |
0,88 |
до 0,95. |
|
|
|
|
Мощность, |
затрачиваемую на преодоление |
сил |
тре |
ния в трансмиссии трактора, можно определить также экспериментально с помощью ротационных динамогра фов, установленных перед коробкой передач и на осях
ведущих колес. |
No, затрачиваемую |
|
М о щ н о с т ь |
на преодоление сил |
|
трения в передачах к ВОМ, подсчитывают по формуле: |
||
|
N n = ^ - N 0 , |
(47) |
где т)п — к. п. д. передачи к ВОМ. |
на привод рабочих |
|
М о щ н о с т ь |
Л/о, расходуемую |
органов машин-орудий через ВОМ, находят из выраже ния:
N |
Л М о = |
N |
( 4 |
8 ) |
о |
7 ] 6 2 |
BOM |
V |
/ |
При нескольких валах отбора мощности ее определя ют по формуле:
|
|
716,2 ' |
|
где М0. — крутящий |
момент, |
подводимый к соответст |
|
вующему ВОМ; |
|
||
п0. — частота |
вращения |
соответствующего вала, |
|
об/мин. |
Nf, |
|
|
М о щ н о с т ь |
расходуемая на перекатывание |
трактора, зависит от его массы, конструкции |
ходовой ча |
||||
сти, типа и состояния |
почвы и скорости движения. Мощ |
||||
ность Nf |
(л. с.) определяют по формуле: |
|
|||
|
|
N, |
= Pf Vp = - т р fVp , |
(49) |
|
|
|
' |
270 |
270 |
|
где |
vp |
— рабочая |
скорость |
передвижения |
трактора, |
|
Р/ |
км/ч; |
|
|
|
|
— сила, затрачиваемая |
на перекатывание трак |
|||
|
|
тора, кгс; |
|
|
57
/— коэффициент |
сопротивления |
перекатыва |
нию (качению) трактора, зависящий от кон |
||
струкции ходовой части и физико-механиче |
||
ских свойств |
почвы; |
|
Gr p — масса трактора, кг.
М о щ н о с т ь N6, затрачиваемая на буксование и из вилистый ход, зависит от физико-механических свойств почвы, конструкции ведущего механизма ходовой части
трактора и нагрузки на его крюке. Мощность N& |
может |
|||||||||
быть выражена |
уравнением (л. с ) : |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
N. = |
Р* ^~J^L, |
|
|
|
|
(50) |
|
|
|
|
6 |
270 |
|
|
|
|
|
где |
Р к |
— касательная |
сила тяги |
на |
ведущих |
колесах, |
||||
|
vT |
кгс; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— теоретическая скорость |
трактора |
(при отсут |
|||||||
|
|
ствии буксования), км/ч; |
|
|
|
|
||||
|
fp-—рабочая |
скорость трактора, |
км/ч. |
|
|
|
||||
|
М о щ н о с т ь |
Л/п о д , |
расходуемая |
на |
преодоление |
|||||
подъема, зависит от величины угла уклона а, массы |
G T p |
|||||||||
трактора |
и скорости |
ир , т. е. (л. с.) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
под |
G T p s i n a , p |
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
2 7 0 |
|
|
|
|
||
|
М о щ н о с т ь |
Nj, |
расходуемую |
на |
преодоление |
сил |
инерции Pj при ускорении движения трактора, определя. ют из уравнения (л. с ) :
|
|
|
iV, = |
|
270 |
0 , 5 ^ р |
, |
|
|
(52) |
||
|
|
|
' |
|
|
|
270 |
|
|
|
; |
|
где |
f c p — с р е д н я я скорость |
движения за |
период |
разго |
||||||||
|
|
|
на или замедленного движения, км/ч; |
|
||||||||
|
|
v — скорость |
движения |
в |
данный |
момент, |
км/ч. |
|||||
|
М о щ н о с т ь Nw, |
затрачиваемую |
на преодоление со |
|||||||||
противления воздуха, |
находят |
из выражения |
(л. с ) : |
|||||||||
|
|
|
|
|
270 |
|
13-270 |
|
|
|
' |
|
где |
vQ |
— относительная |
скорость |
движения |
трактора, |
|||||||
равная |
разности или |
сумме |
скорости |
движения тракто |
||||||||
ра |
vp |
и |
скорости |
ветра |
+vB |
(знак -f- соответствует |
||||||
встречному |
ветру), т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
V0 |
= Vp |
± |
VB; |
|
|
|
|
58
JJW= — |
|
сила |
сопротивления |
воздуха |
движению |
||||
10 |
трактора, |
кгс; |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
|
К—коэффициент |
сопротивления |
воздуха, |
||||||
|
|
равный 0,07+0,08 кгс-ч2 /м4 ; |
|
|
|||||
|
F — лобовая |
поверхность |
трактора, |
м2 . |
|||||
Т я г о в а я , |
или к р ю к о в а я , |
м о щ н о с т ь |
т р а к т о- |
||||||
р a iVK p может |
быть |
определена |
из |
уравнения |
баланса |
||||
мощности |
(л. с.): |
|
|
|
|
|
|
|
|
NK |
= N — (Nv |
+ N. + N |
+ |
ЛЛ. + N |
) |
||||
кр |
е |
\ т |
' |
f ' |
о 1 |
о — |
пор,) |
или по тяговому усилию и скорости движения (л. с ) :
|
|
Л Г |
к р = - ^ Е - , |
(54) |
|
|
|
кр |
2 7 0 |
' |
v ' |
где ^ к р |
— тяговое усилие трактора, кгс; |
|
|||
vp |
— рабочая, |
или |
техническая, скорость |
движе |
|
|
ния трактора, |
км/ч. |
|
|
|
На рисунках 9 и |
10 показаны |
примерные диаграммы |
балансов мощности колесного и гусеничного тракторов. Из этих диаграмм наглядно видно, как значительно
изменяются составляющие |
баланса |
мощности |
трактора |
в зависимости от скоростного режима. |
|
||
Составляющие баланса |
мощности |
NT, N6, Njy |
Nш не |
участвуют в технологическом процессе. Их потери необ ратимы, поэтому надо стремиться к уменьшению этих со ставляющих. Затраты мощности на преодоление подъе ма уУП О д идут на приращение потенциальной энергии аг регата и при ходе вниз по склону возвращаются (иногда не полностью, вследствие смещения центра давления на опорное основание почвы). Мощность Nj, потребляемая на ускорение движения агрегата, идет на приращение кинетической энергии агрегата и при его замедлении возвращается.
Условия и степень использования мощности трактора отражаются на величине его к. п. д.
Общий, полный к. п. д. трактора, есть отношение сум мы мощностей /VKp и N0, используемых на полезную ра боту, к эффективной мощности двигателя Ме:
т Ь р . О = ^ 4 ^ . |
(55) |
50