Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

iV6 потери мощности на буксование и извили­

стый ход;

Nj—потери мощности на перекатывание; Л'под затраты мощности на подъем;

Nj — затраты мощности на преодоление сил инер­ ции;

Nw — затраты мощности на преодоление сопротив­ ления воздуха;

iVK P затраты мощности на тягу машин (крюковая мощность).

При равномерном движении трактора и использова­

нии его мощности только на тяге машин-орудий

уравне­

ние баланса мощности имеет следующий вид:

 

 

е

т 1

о 1

/ — под 1 кр

^ >

Затраты

мощности

на

преодоление сопротивления

воздуха Pw

при небольших скоростях не учитываются.

Баланс

мощности не остается постоянным,

он изме­

няется вследствие износа некоторых деталей и узлов, на­ рушения регулировок, перемены условий использования трактора. Для эффективной эксплуатации машиннотракторного парка необходимо знать закономерности из­ менения составляющих баланса мощности трактора.

М о щ н о с т ь NT, расходуемая в трансмиссии тракто­ ра на преодоление трения между зубьями шестерен и в подшипниках коробки передач, в главной и конечной пе­ редачах, между звездочной и гусеничной лентой и в шар­ нирах ее ведущего участка тем выше, чем больше пар шестерен в передачах, чем ниже качество обработки ше­ стерен, сильнее их износ и хуже смазка или регулировка зацепления.

Количественное значение этой мощности определяют

по известным составляющим рабочего баланса:

 

 

N^Ne-(NKp

+ Nf±N„0R)

= Ne-NK,

(45)

где

NK— мощность, подводимая

к

ведущим

колесам

трактора.

 

 

 

 

 

Мощность Nr можно также найти из уравнения:

 

ЛГт

= Л Г в ( 1 - т | т ) ,

 

(46)

где

rir механический

к. п. д. всех

передач — произве­

дение к. п. д. отдельных

пар передач

 

(т)т = т)|Т]2 г]з)-

56


Коэффициент полезного действия пары цилиндриче­ ских шестерен находится в пределах 0,96—0,98, кониче­ ских—0,94—0,97, червячной пары—0,83—0,87 и цепной

передачи —0,92—0,96. Коэффициент

полезного

действия

передаточных

механизмов трактора

колеблется

от

0,88

до 0,95.

 

 

 

 

Мощность,

затрачиваемую на преодоление

сил

тре­

ния в трансмиссии трактора, можно определить также экспериментально с помощью ротационных динамогра­ фов, установленных перед коробкой передач и на осях

ведущих колес.

No, затрачиваемую

 

М о щ н о с т ь

на преодоление сил

трения в передачах к ВОМ, подсчитывают по формуле:

 

N n = ^ - N 0 ,

(47)

где т)п к. п. д. передачи к ВОМ.

на привод рабочих

М о щ н о с т ь

Л/о, расходуемую

органов машин-орудий через ВОМ, находят из выраже­ ния:

N

Л М о =

N

( 4

8 )

о

7 ] 6 2

BOM

V

/

При нескольких валах отбора мощности ее определя­ ют по формуле:

 

 

716,2 '

где М0. — крутящий

момент,

подводимый к соответст­

вующему ВОМ;

 

п0. — частота

вращения

соответствующего вала,

об/мин.

Nf,

 

 

М о щ н о с т ь

расходуемая на перекатывание

трактора, зависит от его массы, конструкции

ходовой ча­

сти, типа и состояния

почвы и скорости движения. Мощ­

ность Nf

(л. с.) определяют по формуле:

 

 

 

N,

= Pf Vp = - т р fVp ,

(49)

 

 

'

270

270

 

где

vp

— рабочая

скорость

передвижения

трактора,

 

Р/

км/ч;

 

 

 

 

— сила, затрачиваемая

на перекатывание трак­

 

 

тора, кгс;

 

 

57


/— коэффициент

сопротивления

перекатыва­

нию (качению) трактора, зависящий от кон­

струкции ходовой части и физико-механиче­

ских свойств

почвы;

 

Gr p — масса трактора, кг.

М о щ н о с т ь N6, затрачиваемая на буксование и из­ вилистый ход, зависит от физико-механических свойств почвы, конструкции ведущего механизма ходовой части

трактора и нагрузки на его крюке. Мощность N&

может

быть выражена

уравнением (л. с ) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N. =

Р* ^~J^L,

 

 

 

 

(50)

 

 

 

 

6

270

 

 

 

 

 

где

Р к

— касательная

сила тяги

на

ведущих

колесах,

 

vT

кгс;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— теоретическая скорость

трактора

(при отсут­

 

 

ствии буксования), км/ч;

 

 

 

 

 

fp-—рабочая

скорость трактора,

км/ч.

 

 

 

 

М о щ н о с т ь

Л/п о д ,

расходуемая

на

преодоление

подъема, зависит от величины угла уклона а, массы

G T p

трактора

и скорости

ир , т. е. (л. с.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

под

G T p s i n a , p

 

 

 

 

/

 

 

 

 

2 7 0

 

 

 

 

 

М о щ н о с т ь

Nj,

расходуемую

на

преодоление

сил

инерции Pj при ускорении движения трактора, определя. ют из уравнения (л. с ) :

 

 

 

iV, =

 

270

0 , 5 ^ р

,

 

 

(52)

 

 

 

'

 

 

 

270

 

 

 

;

где

f c p — с р е д н я я скорость

движения за

период

разго­

 

 

 

на или замедленного движения, км/ч;

 

 

 

v — скорость

движения

в

данный

момент,

км/ч.

 

М о щ н о с т ь Nw,

затрачиваемую

на преодоление со­

противления воздуха,

находят

из выражения

(л. с ) :

 

 

 

 

 

270

 

13-270

 

 

 

'

где

vQ

— относительная

скорость

движения

трактора,

равная

разности или

сумме

скорости

движения тракто­

ра

vp

и

скорости

ветра

+vB

(знак -f- соответствует

встречному

ветру), т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V0

= Vp

±

VB;

 

 

 

 

58


JJW=

 

сила

сопротивления

воздуха

движению

10

трактора,

кгс;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К—коэффициент

сопротивления

воздуха,

 

 

равный 0,07+0,08 кгс-ч2 4 ;

 

 

 

F — лобовая

поверхность

трактора,

м2 .

Т я г о в а я ,

или к р ю к о в а я ,

м о щ н о с т ь

т р а к т о-

р a iVK p может

быть

определена

из

уравнения

баланса

мощности

(л. с.):

 

 

 

 

 

 

 

NK

= N — (Nv

+ N. + N

+

ЛЛ. + N

)

кр

е

\ т

'

f '

о 1

о —

пор,)

или по тяговому усилию и скорости движения (л. с ) :

 

 

Л Г

к р = - ^ Е - ,

(54)

 

 

кр

2 7 0

'

v '

где ^ к р

— тяговое усилие трактора, кгс;

 

vp

— рабочая,

или

техническая, скорость

движе­

 

ния трактора,

км/ч.

 

 

На рисунках 9 и

10 показаны

примерные диаграммы

балансов мощности колесного и гусеничного тракторов. Из этих диаграмм наглядно видно, как значительно

изменяются составляющие

баланса

мощности

трактора

в зависимости от скоростного режима.

 

Составляющие баланса

мощности

NT, N6, Njy

Nш не

участвуют в технологическом процессе. Их потери необ­ ратимы, поэтому надо стремиться к уменьшению этих со­ ставляющих. Затраты мощности на преодоление подъе­ ма уУП О д идут на приращение потенциальной энергии аг­ регата и при ходе вниз по склону возвращаются (иногда не полностью, вследствие смещения центра давления на опорное основание почвы). Мощность Nj, потребляемая на ускорение движения агрегата, идет на приращение кинетической энергии агрегата и при его замедлении возвращается.

Условия и степень использования мощности трактора отражаются на величине его к. п. д.

Общий, полный к. п. д. трактора, есть отношение сум­ мы мощностей /VKp и N0, используемых на полезную ра­ боту, к эффективной мощности двигателя Ме:

т Ь р . О = ^ 4 ^ .

(55)

50