Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
на |
вспашке |
|
0,784-0,94 |
на |
посеве |
и посадке |
0,854-0,96 |
на |
уборке |
хлебов |
0,80-f-0,95 |
Большие значения | м относятся к работе на выров ненных полях с высокой однородностью обрабатываемо го материала.
Правильность комплектования и использования агре гата, а также конструктивное совершенство машин, вхо дящих в него, характеризуются величинами энергетиче ского и механического коэффициентов полезного действия.
Энергетическим к. п. д. агрегата называется отноше ние количества энергии, затраченной на агротехнически
полезную работу |
Л П О л , |
к |
общему количеству |
энергии |
А 0 , содержащейся |
в израсходованном топливе, |
т.е. |
||
|
п |
|
— ^ п о л |
|
|
Ъ |
' а г |
~ А0 ' |
|
Энергетический к.п. д. характеризует энергетическую эффективность агрегата в целом. Подставив значение -Лпол = ^оГ|г г)ТрТ]м, получим следующее выражение энер гетического к. п. д. агрегата при рабочем ходе:
Чэ.^ = %^трЦы- |
(68) |
Учитывая, что эффективный к. п. д. двигателя |
г\е — |
=632 , выражение (68) можно представить в видед
ёе Ни
|
|
|
|
11э.аг = |
~ - ' 1 т р 1 1 м , |
|
|
(69) |
|||
|
|
|
|
|
|
Be |
Ни |
|
|
|
|
где |
ge — удельный |
расход |
топлива |
двигателем, |
|||||||
|
|
кг/э. л. с. ч; |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Лтр — к. п. д. трактора; |
|
|
|
|
|
||||
|
|
г | н — к . п. д. машины-орудия; |
|
|
|
||||||
|
|
Ни — теплотворная |
способность |
топлива, |
ккал/кг. |
||||||
|
П р и м е р. |
Определить энергетический к. п. д. пахотного агрега |
|||||||||
та, |
состоящего |
из |
трактора |
ДТ-75 и |
плуга |
П-5-35М, если ge = |
|||||
= |
0,220 кг/э. л. с-ч, |
теплотворная |
способность |
дизельного |
топлива |
||||||
Я и |
= |
Ю000 ккал/кг °С, Т]тр = |
0,65, т ) м = 0 , 7 5 . |
|
|
|
|||||
|
Подставляя |
исходные данные в формулу 69, получим: |
|
||||||||
|
|
Г Ъ аг = |
632 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,22-10000 0,65-0,75=0,32-0,65-0,75=0,16. |
|
84
Из примера видно, что только 16% энергии, содер жащейся в подводимом топливе, агрегат затрачивает на агротехнически полезную работу: откалывание, кроше ние, поворачивание и отбрасывание пласта в сторону.
Величина г)э .аг пахотных агрегатов находится в пре
делах |
0,12—0,18, культиваторных — 0,07—0,08, |
посевных |
— 0,04—0,05, уборочных — 0,03—0,08. Низкие |
энергети |
|
ческие |
к. п. д. указывают на необходимость дальнейшего |
улучшения конструкций машин и приемов их эксплуата
ции. |
|
|
|
|
|
|
|
Механическим к. п. д. агрегата |
называется |
отношение |
|||||
агротехнически |
полезной |
работы |
Апол |
к эффективной |
|||
работе Ае, произведенной |
двигателем агрегата, т.е. |
||||||
|
Л м . а г = |
= |
ЧтрЧм- |
|
|
(70) |
|
В приведенном выше примере для пахотного |
агрега |
||||||
та с трактором |
ФТ-75 механический к. п. д. Н м а г = |
0,65Х |
|||||
Х0,75 = 0,49. |
|
|
|
|
|
|
|
Повышения |
механического к. п. д. агрегата |
можно до |
|||||
биться за счет |
оптимального |
использования |
мощности |
двигателя и правильного подбора агрегата при хорошем техническом состоянии машин.
Комплектование агрегатов ведется в следующем по рядке.
1. Уточняют агротехнические требования (глубина вспашки на данном участке, тип применяемых лап и глу бина культивации, число следов при бороновании
ит.д.);
2.Выбирают тип трактора и марку сельскохозяйст венной машины.
3.Выбирают рабочую передачу трактора и скорость движения агрегата.
4.Определяют количество машин в агрегате.
5.Составляют агрегат, т.е. прицепляют или навеши вают машины, устанавливают в должном порядке рабо
чие органы |
пли направляющие устройства и т.д. |
|
||
В ы б о р |
т и п а |
м а ш и н . Машины |
подбирают |
так, |
чтобы благодаря |
их эксплуатационным |
свойствам |
обес |
печивались высокая производительность агрегата, хоро шее качество работы, наименьшие затраты труда и средств.
При выборе типа трактора необходимо учитывать следующее.
85
1. Возможность полного использования мощности трактора при работе с имеющимися сельскохозяйствен ными машинами или орудиями.
2. Ширина колеи колес или гусеницы должна соот
ветствовать ширине междурядий |
возделываемой куль |
|||
туры при выполнении процессов |
ухода |
за |
растениями. |
|
3. Тип трактора для данных почвенных условий ну |
||||
жно выбирать |
по возможности |
с лучшими |
сцепными |
|
свойствами и |
меньшими потерями на |
перекатывание, |
т.е. с наиболее высоким к. п.д.
4.Более мощные тракторы используют преимущест венно на энергоемких операциях (пахоте, глубоком ры хлении почвы) и на участках с большой длиной гонов; тракторы с меньшей мощностью — на менее энергоемких
операциях (посеве, сенокошении) и на мелких участках. 5. Для боронования озимых и раннего весеннего бо ронования зяби выделяют гусеничные тракторы или ко лесные с шинами низкого давления, так как они мень
ше повреждают озимь и имеют лучшую проходимость. В ы б о р с к о р о с т и д в и ж е н и я . Современные
тракторы и самоходные машины рассчитаны на широкий диапазон маневрирования скоростями (от 1—2 до 12—
30 км/ч). Способы маневрирования |
скоростями за счет ис |
||||
пользования |
коробки |
перемены |
передач, увеличителя |
||
крутящего момента |
и всережимного |
регулятора рассмот |
|||
рены ранее |
(см. стр. 52—55). |
|
|
||
Максимальные |
величины тягового |
к. п. д. трактора, |
|||
тяговой мощности, |
при которых получаются наибольшие |
||||
производительность |
и |
экономичность, |
соответствуют не |
всему, а определенному диапазону скоростей движения. Этому же диапазону скоростей обычно соответствует и наибольший к. п. д. агрегата.
Необходимо учитывать, что с повышением скорости несколько возрастает тяговое сопротивление машин-ору дий, а также увеличиваются затраты времени за сме ну на технологическое обслуживание машин. Кроме то
го, предъявляются при этом |
повышенные |
требования |
к надежности машин. |
|
|
При комплектовании агрегатов в практике сельскохо |
||
зяйственного производства могут решаться |
следующие |
|
задачи. |
|
|
1. Определение типа, количества машин и скоростно |
||
го режима для данного трактора. |
|
|
2. Выбор типа трактора и |
определение |
скоростного |
86
Вид работы |
Скорость движения,км/ч |
||||
3 \ 4- 5 \6 1 7 8 9 10 |
|||||
Вспашка |
|||||
— |
|
|
|
||
То же скоростными плугами |
|
|
|
—- |
|
Лущение диеновыми орудиями |
— |
|
|
||
|
|
|
|||
боронование зудодыми боронами |
— |
|
|
||
|
|
|
|||
культивация подрезающимилапами |
|
|
|||
|
|
|
|||
Обработка дисковыми орудиями |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Обработка штанговым культиватором |
|
|
|||
Прикатывание |
|
|
|
мая |
|
Посев зерновых и зернобобовых |
|
|
|
||
КЬадратно-гнездобойпосеВщкурузы |
|
|
|
|
|
кбадратно-гнездобойпосеб хлопчатники |
|
|
|||
посев сахарной свеклы |
|
|
— |
|
|
внесете удобрении туковыми сеялками |
|
|
|
||
Коадратно-гнездобаяпосадка картофеля |
Я |
I |
|||
РяЗобая посадка картофеля |
|
|
|
|
|
Ротационное мотыжение всходов |
|
|
|
1 |
|
междурядная культивация кукурузы! |
|
|
ш |
||
междурядная культивация кукурузы11 |
|
||||
|
* |
|
|
|
Рыхление междурядий шириной более ббем Рыхление междурядий шириной менееввсм1Mb№ !
шаровка сахарной свеклы |
|
|
|
Букетировка сахарной свеклы |
т |
|
|
, Рыхление сахарной свеклы |
|
|
|
Окучивание картофеля |
|
• В |
|
ношение рядковыми жатками в валки |
BES8яяв |
||
. Подборка валков самоходным комбайном |
|||
Подборка валков прицепным комбайном |
|
||
Прямое комВайнирование |
-- |
|
|
Уборка трав на сено |
90S SBS |
||
|
|||
Уборка кукурузы комбайном |
|
|
|
Уборка сахарной свеклы комбайном |
|
||
Уборка картофеля элеваторнымкопателем |
|||
Уборка хлопка шпиндельными машинамит |
|
||
Рис. 18. Скорости движения агрегатов |
при выполнении раз |
||
личных |
работ. |
|
режима агрегата с данной сельскохозяйственной маши ной или несколькими машинами данного типа.
3. Определение наиболее рационального состава аг регата для выполнения данной операции.
В первых двух случаях агрегатирование ограничено типом трактора или сельскохозяйственной машины.
87
Во всех |
случаях |
необходимо |
подбирать такой тип |
или такое |
количество |
машин в |
агрегате, при котором |
их тяговое сопротивление (с учетом необходимого запа са) примерно было бы равно нормальному тяговому уси
лию трактора, |
соответствующему его |
максимальному |
||
к. п. д. и наибольшей |
тяговой мощности. Скорость |
дви |
||
жения агрегата |
при |
этом получается |
из условия |
соот |
ветствия максимальной тяговой мощности трактора оп ределенной скорости движения.
При комплектовании агрегатов в первую очередь устанавливают ширину захвата (в соответствии с тяго вым сопротивлением агрегата), соответствующую макси мальной тяговой мощности трактора (и мощности дви гателя). Примерно при одинаковых тяговых сопротивле ниях (ширине захвата машин) скоростные агрегаты работают на большей скорости, поскольку они распола гают более мощным двигателем трактора.
Примерные пределы агротехнически допустимых ско
ростей |
движения сельскохозяйственных |
агрегатов на раз |
|
личных |
работах |
показаны графически |
на рисунке 18 |
(от 3 до 10—11 |
км/ч). |
|
|
Если практически не удается подобрать состав агре |
|||
гата, |
соответствующий (по тяговому |
сопротивлению |
и ширине захвата) максимальной тяговой мощности трак тора, целесообразно выбрать более высокую скорость движения, тогда увеличится загрузка двигателя и повы сится производительность агрегата.
Если по агротехническим условиям нельзя применить скорость; соответствующую полной загрузке двигателя, или увеличить ширину захвата агрегата, то для повыше ния топливной экономичности двигателя маневрируют скоростями движения с помощью всережимного регуля тора.
Использовать нескоростные тракторы на повышенных скоростях, не соответствующих Л ^ к Р т а х , целесообразно лишь в тех случаях, когда нет возможности загрузить их полностью на нормальных скоростях, соответствующих
K 1 max
§ 2. Тяговое сопротивление и потребная мощность для работы машин-орудий
Высокопроизводительное использование машиннотракторных агрегатов и хорошее агротехническое каче ство работ достигаются при условии, что трактор и ма-
88