Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 3
шины-орудия, входящие в агрегат, имеют высокие экс плуатационные показатели, технически исправны и правильно подобраны.
Основные эксплуатационные показатели сельско хозяйственных машин и орудий следующие.
1.Качество работы — глубина и характер обработки почвы, высота среза, отсутствие потерь урожая.
2.Производительность, ширина захвата и скорость движения, допустимая по качеству работы и прочности машин.
3.Тяговое усилие и мощность, необходимые для ра боты машин, расход топлива и смазочных материалов на гектар или на единицу обрабатываемого продукта, к. п. д. машины.
4.Число рабочих, обслуживающих машину, а также безопасность работы, доступность регулировок, удобство обслуживания и управления машиной.
5.Надежность машины, срок службы ее основных
узлов и деталей до ремонта, проходимость |
по |
полям |
|
и дорогам, ремонтопригодность. |
|
|
|
6. Эксплуатационные расходы на единицу работы. |
|||
Тяговое сопротивление сельскохозяйственных |
машин |
||
и орудий возникает при их работе или холостом движении |
|||
в результате взаимодействия внешних факторов |
(силы |
||
тяги, вращающего момента, массы машины |
и др.) с об |
||
рабатываемым |
материалом. Агрегат может |
совершать |
|
работу лишь в |
том случае, если трактор преодолевает |
сопротивления, возникающие от действия сельскохозяй ственных машин.
Р а б о ч и м |
т я г о в ы м |
с о п р о т и в л е н и е м |
назы |
||
вается сила, необходимая |
для передвижения |
машины |
|||
или орудия при |
работе. |
|
|
|
|
Х о л о с т ы м |
т я г о в ы м |
с о п р о т и в л е н и е м |
на |
||
зывается сила, необходимая |
для перемещения |
машины |
|||
при холостом ходе (при перемещении в |
транспортном |
||||
положении или с выключенными рабочими |
органами на |
||||
повороте). |
|
|
|
|
|
Тяговое сопротивление измеряют в кгс и определяют динамометрированием машины в полевых условиях или расчетным путем.
Величина тягового сопротивления зависит от многих причин: от массы (веса) машины, конструкции ходовой части, типа рабочих органов, типа и количества под шипников передаточных механизмов, ширины захвата,
89
технического состояния машины, физико-механических
свойств обрабатываемой |
почвы или другого |
материала, |
состояния почвы и угла |
наклона местности, |
по которой |
перемещается агрегат, глубины обработки и |
скоростно |
|
го режима, способа установки и регулировки |
машин или |
орудий в агрегате. Как видно из перечисленного, только часть этих факторов постоянна для данной машины, большинство же переменно.
Тяговое сопротивление одной и той же машины существенно изменяется в зависимости от ее техническо го состояния и условий работы. При обработке одного участка даже на длине одного гона динамограммы пока зывают значительные колебания тягового сопротивления.
Чтобы лучше использовать машины, необходимо снижать их тяговое сопротивление и мощность, потребля емую при работе. Для этого надо знать закономерности
изменения тягового |
сопротивления и его |
составляющих. |
Р а ц и о н а л ь н а я ф о р м у л а д л я |
о п р е д е л е . |
|
н и я с и л ы т я г и |
п л у г а предложена |
академиком |
В. П. Горячкиным. Из многочисленных факторов, влияю щих на тяговое сопротивление плуга, он выделил глав
ные |
и предложил |
формулу |
в таком |
виде |
(кгс): |
|
||
|
|
р =-fo |
+ |
kab + гаЬи2, |
|
|
(71) |
|
где |
G— вес плуга в борозде, кгс; |
|
|
|
|
|||
|
/—коэффициент сопротивления перекатыванию |
|||||||
|
плуга, зависящий от сил сопротивления |
каче |
||||||
|
нию колес и трения корпусов |
о дно и |
стенку |
|||||
|
борозды; |
|
|
|
|
|
|
|
|
к— коэффициент |
деформации |
пласта, |
кгс/см2 ; |
||||
|
а—глубина |
пахоты, |
см; |
|
|
|
|
|
|
b—-ширина |
пласта (захват плуга), |
см; |
|
|
|||
|
е— коэффициент |
пропорциональности, |
учитываю |
|||||
|
щий сопротивление при отбрасывании |
пласта |
всторону, кгс-см2 /м4 ;
v— скорость передвижения плуга, м/с.
Так как сила тяги Р , ф равна силе сопротивления плуга Run, то можно записать:
(72)
Тяговое сопротивление плуга можно представить тремя составляющими:
# п л — ^ 1 + ^ 2 + R;3> |
(72а) |
90
где Rx — [Ga„ — суммарное сопротивление |
трения при |
||||
передвижении плуга в борозде (тре |
|||||
ние корпусов |
плуга |
о |
почву, дно и |
||
стенку борозды, трение во втулках ко |
|||||
лес и др.); |
|
|
|
|
|
R2 = knab— сопротивление почвы деформации при |
|||||
пахоте, |
зависящее |
от |
поперечного |
||
сечения пласта и удельного сопротив |
|||||
ления деформации почвы; |
|
|
|||
/?3 =еа6у2 —сопротивление, возникающее в резуль |
|||||
тате сообщения |
кинетической |
энергии |
|||
частицам |
массы пласта при |
отбрасы |
вании их в сторону.
Формула определения силы тяги плугов, предложен
ная |
академиком В. П. Горячкиным, имеет значение об |
щего |
теоретического закона сопротивления не только |
для плугов, но и для борон, культиваторов, сеялок и дру гих машин-орудий. Однако дальнейшие исследования показали, что эта формула не дает полного анализа со ставляющих тягового сопротивления, а практическое оп ределение коэффициентов /, k и е затруднительно.
|
В общем виде тяговое сопротивление сельскохозяйст |
||||||||
венных |
машин-орудий можно представить |
уравнением: |
|||||||
|
|
* „ = * f + * „ + |
/?, + /? . + |
/?, |
+ |
/?., |
|
(73) |
|
где |
Rf—сопротивление |
перекатыванию, |
возникающее |
||||||
|
|
в результате трения во |
втулках |
колес, тре |
|||||
|
|
ния качения ободьев колес о почву, сопротив |
|||||||
|
|
ления почвы прессованию |
ходовой |
частью; |
|||||
|
|
Rq, — сопротивление, возникающее в |
результате |
||||||
|
|
трения-скольжения |
рабочих |
поверхностей |
|||||
|
|
машин или орудий об обрабатываемую сре |
|||||||
|
|
ду, почвы о лемех, отвал, зубья, диски, стеб* |
|||||||
|
|
лей о режущий аппарат, семян |
и |
удобрений |
|||||
|
|
о детали высевающего аппарата; |
|
|
|||||
|
Ra — сопротивление |
деформации |
обрабатываемой |
||||||
|
|
среды (крошение пласта, рыхление при бо |
|||||||
|
RR |
роновании и культивации и др.); |
|
|
|||||
|
— сопротивление, |
возникающее |
в |
результате |
|||||
|
|
сообщения кинетической |
энергии |
|
частицам |
||||
|
|
обрабатываемого материала |
(отбрасывание |
||||||
|
|
пласта при пахоте или частиц почвы при бо |
|||||||
|
|
роновании, культивации, |
лущении, |
копании |
|||||
|
|
канав, колебание |
стеблей |
при уборке); |
91
Rj— сопротивление, вызываемое трением в пере даточных механизмах машины или орудия; Ran — сопротивление воздушной среды (в силу не значительных поступательных скоростей аг регатов для практических расчетов им мож
но пренебречь).
У почвообрабатывающих машин сопротивление соб ственно деформации почвы составляет 40—70% всего тягового сопротивления, у посевных и посадочных ма шин — 23—40, у культиваторов и зубовых борон — 33— 34% общего сопротивления.
Сопротивление перекатыванию у почвообрабатываю щих орудий составляет от 7 до 20%, у посевных и поса
дочных— от 43 до 63%, а у прицепных |
комбайнов — до |
|||||
97% общего тягового |
сопротивления. Величина |
коэффи |
||||
циента |
сопротивления |
перекатыванию |
машин-орудий |
|||
в зависимости от почвенных условий |
и типа |
ходового |
||||
аппарата может быть принята равной |
|
величине анало |
||||
гичного коэффициента для колесных тракторов. |
|
|||||
Общее тяговое |
сопротивление машин на |
практике |
||||
удобнее |
определять |
по их удельному |
сопротивлению. |
У д е л ь н ы м т я г о в ы м с о п р о т и в л е н и е м на зывается рабочее сопротивление, приходящееся на еди
ницу ширины |
захвата машины или орудия. |
|
Для всех машин и орудий, кроме плугов, удельное |
||
сопротивление |
kM (кгс/м) определяется делением |
обще |
го тягового сопротивления машины RM на ширину захва |
||
та b (м), т.е. |
|
|
|
А Н = Т - ' |
' ( 7 4 > |
|
о |
|
Для плуга суммарное удельное сопротивление k0 (кгс/см2 или кгс/м2 ) определяется делением рабочего тя гового сопротивления /?п л (кгс) плуга на площадь ab (см2 или м2 ) поперечного сечения пласта, т. е.
*o = ^ f . |
(75) |
ab |
|
Удельное сопротивление &Пл (кгс/м) плута, отнесен ное к единице ширины захвата,
knjl = k0alQ0,
92