Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шины-орудия, входящие в агрегат, имеют высокие экс­ плуатационные показатели, технически исправны и правильно подобраны.

Основные эксплуатационные показатели сельско­ хозяйственных машин и орудий следующие.

1.Качество работы — глубина и характер обработки почвы, высота среза, отсутствие потерь урожая.

2.Производительность, ширина захвата и скорость движения, допустимая по качеству работы и прочности машин.

3.Тяговое усилие и мощность, необходимые для ра­ боты машин, расход топлива и смазочных материалов на гектар или на единицу обрабатываемого продукта, к. п. д. машины.

4.Число рабочих, обслуживающих машину, а также безопасность работы, доступность регулировок, удобство обслуживания и управления машиной.

5.Надежность машины, срок службы ее основных

узлов и деталей до ремонта, проходимость

по

полям

и дорогам, ремонтопригодность.

 

 

6. Эксплуатационные расходы на единицу работы.

Тяговое сопротивление сельскохозяйственных

машин

и орудий возникает при их работе или холостом движении

в результате взаимодействия внешних факторов

(силы

тяги, вращающего момента, массы машины

и др.) с об­

рабатываемым

материалом. Агрегат может

совершать

работу лишь в

том случае, если трактор преодолевает

сопротивления, возникающие от действия сельскохозяй­ ственных машин.

Р а б о ч и м

т я г о в ы м

с о п р о т и в л е н и е м

назы­

вается сила, необходимая

для передвижения

машины

или орудия при

работе.

 

 

 

 

Х о л о с т ы м

т я г о в ы м

с о п р о т и в л е н и е м

на­

зывается сила, необходимая

для перемещения

машины

при холостом ходе (при перемещении в

транспортном

положении или с выключенными рабочими

органами на

повороте).

 

 

 

 

 

Тяговое сопротивление измеряют в кгс и определяют динамометрированием машины в полевых условиях или расчетным путем.

Величина тягового сопротивления зависит от многих причин: от массы (веса) машины, конструкции ходовой части, типа рабочих органов, типа и количества под­ шипников передаточных механизмов, ширины захвата,

89



технического состояния машины, физико-механических

свойств обрабатываемой

почвы или другого

материала,

состояния почвы и угла

наклона местности,

по которой

перемещается агрегат, глубины обработки и

скоростно­

го режима, способа установки и регулировки

машин или

орудий в агрегате. Как видно из перечисленного, только часть этих факторов постоянна для данной машины, большинство же переменно.

Тяговое сопротивление одной и той же машины существенно изменяется в зависимости от ее техническо­ го состояния и условий работы. При обработке одного участка даже на длине одного гона динамограммы пока­ зывают значительные колебания тягового сопротивления.

Чтобы лучше использовать машины, необходимо снижать их тяговое сопротивление и мощность, потребля­ емую при работе. Для этого надо знать закономерности

изменения тягового

сопротивления и его

составляющих.

Р а ц и о н а л ь н а я ф о р м у л а д л я

о п р е д е л е .

н и я с и л ы т я г и

п л у г а предложена

академиком

В. П. Горячкиным. Из многочисленных факторов, влияю­ щих на тяговое сопротивление плуга, он выделил глав­

ные

и предложил

формулу

в таком

виде

(кгс):

 

 

 

р =-fo

+

kab + гаЬи2,

 

 

(71)

где

G— вес плуга в борозде, кгс;

 

 

 

 

 

/—коэффициент сопротивления перекатыванию

 

плуга, зависящий от сил сопротивления

каче­

 

нию колес и трения корпусов

о дно и

стенку

 

борозды;

 

 

 

 

 

 

 

к— коэффициент

деформации

пласта,

кгс/см2 ;

 

а—глубина

пахоты,

см;

 

 

 

 

 

b—-ширина

пласта (захват плуга),

см;

 

 

 

е— коэффициент

пропорциональности,

учитываю­

 

щий сопротивление при отбрасывании

пласта

всторону, кгс-см2 4 ;

v— скорость передвижения плуга, м/с.

Так как сила тяги Р , ф равна силе сопротивления плуга Run, то можно записать:

(72)

Тяговое сопротивление плуга можно представить тремя составляющими:

# п л — ^ 1 + ^ 2 + R;3>

(72а)

90


где Rx — [Ga— суммарное сопротивление

трения при

передвижении плуга в борозде (тре­

ние корпусов

плуга

о

почву, дно и

стенку борозды, трение во втулках ко­

лес и др.);

 

 

 

 

R2 = knab— сопротивление почвы деформации при

пахоте,

зависящее

от

поперечного

сечения пласта и удельного сопротив­

ления деформации почвы;

 

 

/?3 =еа6у2 —сопротивление, возникающее в резуль­

тате сообщения

кинетической

энергии

частицам

массы пласта при

отбрасы­

вании их в сторону.

Формула определения силы тяги плугов, предложен­

ная

академиком В. П. Горячкиным, имеет значение об­

щего

теоретического закона сопротивления не только

для плугов, но и для борон, культиваторов, сеялок и дру­ гих машин-орудий. Однако дальнейшие исследования показали, что эта формула не дает полного анализа со­ ставляющих тягового сопротивления, а практическое оп­ ределение коэффициентов /, k и е затруднительно.

 

В общем виде тяговое сопротивление сельскохозяйст­

венных

машин-орудий можно представить

уравнением:

 

 

* „ = * f + * „ +

/?, + /? . +

/?,

+

/?.,

 

(73)

где

Rf—сопротивление

перекатыванию,

возникающее

 

 

в результате трения во

втулках

колес, тре­

 

 

ния качения ободьев колес о почву, сопротив­

 

 

ления почвы прессованию

ходовой

частью;

 

 

Rq, — сопротивление, возникающее в

результате

 

 

трения-скольжения

рабочих

поверхностей

 

 

машин или орудий об обрабатываемую сре­

 

 

ду, почвы о лемех, отвал, зубья, диски, стеб*

 

 

лей о режущий аппарат, семян

и

удобрений

 

 

о детали высевающего аппарата;

 

 

 

Ra — сопротивление

деформации

обрабатываемой

 

 

среды (крошение пласта, рыхление при бо­

 

RR

роновании и культивации и др.);

 

 

 

— сопротивление,

возникающее

в

результате

 

 

сообщения кинетической

энергии

 

частицам

 

 

обрабатываемого материала

(отбрасывание

 

 

пласта при пахоте или частиц почвы при бо­

 

 

роновании, культивации,

лущении,

копании

 

 

канав, колебание

стеблей

при уборке);

91


Rj— сопротивление, вызываемое трением в пере­ даточных механизмах машины или орудия; Ran — сопротивление воздушной среды (в силу не­ значительных поступательных скоростей аг­ регатов для практических расчетов им мож­

но пренебречь).

У почвообрабатывающих машин сопротивление соб­ ственно деформации почвы составляет 40—70% всего тягового сопротивления, у посевных и посадочных ма­ шин 23—40, у культиваторов и зубовых борон 33— 34% общего сопротивления.

Сопротивление перекатыванию у почвообрабатываю­ щих орудий составляет от 7 до 20%, у посевных и поса­

дочных— от 43 до 63%, а у прицепных

комбайнов — до

97% общего тягового

сопротивления. Величина

коэффи­

циента

сопротивления

перекатыванию

машин-орудий

в зависимости от почвенных условий

и типа

ходового

аппарата может быть принята равной

 

величине анало­

гичного коэффициента для колесных тракторов.

 

Общее тяговое

сопротивление машин на

практике

удобнее

определять

по их удельному

сопротивлению.

У д е л ь н ы м т я г о в ы м с о п р о т и в л е н и е м на­ зывается рабочее сопротивление, приходящееся на еди­

ницу ширины

захвата машины или орудия.

 

Для всех машин и орудий, кроме плугов, удельное

сопротивление

kM (кгс/м) определяется делением

обще­

го тягового сопротивления машины RM на ширину захва­

та b (м), т.е.

 

 

 

А Н = Т - '

' ( 7 4 >

 

о

 

Для плуга суммарное удельное сопротивление k0 (кгс/см2 или кгс/м2 ) определяется делением рабочего тя­ гового сопротивления /?п л (кгс) плуга на площадь ab (см2 или м2 ) поперечного сечения пласта, т. е.

*o = ^ f .

(75)

ab

 

Удельное сопротивление &Пл (кгс/м) плута, отнесен­ ное к единице ширины захвата,

knjl = k0alQ0,

92