Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

логии с двигателем) коэффициентом

приспособляемости

трактора, т. е.

 

ЯТ р = ^ г ^ .

(63)

Очевидно, чем больше этот коэффициент, тем эконо­ мичнее работа агрегата; силу тяги трактора можно ис­ пользовать полнее, без частых переключений передач (трактор сам преодолевает более значительные времен­ ные возрастания сопротивлений).

5. Чем меньше разности мощностей и тяговых уси­ лий при переходе от одной передачи к другой, тем боль­ шей экономичности можно достичь. Работа трактора протекает с большей загрузкой двигателя за счет более плавного и широкого маневрирования скоростями дви­ жения.

1Гп,НМ/Ч

10

200 Ш 600 800 WOO 1200 П00 1600Рнр,кгс,

Рис. 16. Тяговая характеристика трактора МТЗ-52 на болотноторфяной почве по стерне (влажность почвы № = 75ч-78%).

74

Рис. 17. Типовая тяговая характеристика трактора МТЗ-50 по стерне зерновых на среднесуглинистой почве; основные показатели тяговой характеристики:

передача

III

IV

V

VI

VII

VIII

 

23,0

27,5

30,5

31,2

29,3

27,7

Р к р „ • " г с

148Э

1400

1270

1070

793

630

vjs, км/ч

4,2

5,3

6,5

7,9

10

11,9

 

9Д5

9.9

10

10

10

10

«кр н г / л - с ' 4 -

398

360

328

321

341

361

в„. %

25

22

18

14

10

8

 

0,460

0,550

0,610

0,625

0,585

0,555

vx, км/ч

5,90

7,20

8,50

9,95

12,15 '

14,4

°т.х- , < г / ч

3,90

4,15

4.40

4,65

5,10

5,15

§ 8. Пути повышения энергетических показателей трактора

на полевых работах

Энергетические показатели трактора зависят не толь­ ко от его конструкции и технического состояния, но и от типа и состояния почвы.

75


Характер изменения энергетических показателей трак­ тора в зависимости от агрофона наглядно отображен на тяговых характеристиках (см. рис. 13—16). Из этих характеристик видно, что на почве, подготовленной под

посев

(прокультивированной),

тяговая

мощность и тяго­

вое усилие одного и того же трактора

существенно

сни­

жаются

по сравнению с этими

же показателями

при ра­

боте на

стерне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергетические показатели зависят также от меха­

нического состава почвы. На почвах, менее связных

(пес­

чаных), на одном и том же агрофоне

они

значительно

ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указанные

изменения энергетических

показателей

обусловливаются различным составом

и состоянием поч­

вы, влияющим на величину ее смятия

и сдвига

(дефор­

мации)

в

процессе

взаимодействия

 

с ходовой

частью

трактора. В итоге получаются различные

потери

мощности

па

перекатывание

 

н

буксование

и,

зна­

чит,

неодинаковая

величина

тяговой

мощности

трак­

тора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение

тяговой

мощности

и к. п. д. трактора

мож­

но

характеризовать

коэффициентом

/ С Т , представляю­

щим

собой отношение

тяговой

 

мощности

трактораJVk p

в

данных

почвенных

условиях

к

его мощности

Л/щ> -

в

эталонных условиях, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

На основе обобщенных результатов тяговых испыта­ ний тракторов в таблице 4 дано выраженное через К?

примерное изменение тяговой мощности и

к. п. д. трак­

торов

в зависимости

от агрофона

и

типа

дерново-под­

золистых

почв.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данных таблицы 4 можно сделать вывод, что на

одном

и том же агрофоне к. п. д. и

тяговая

мощность

трактора

значительно

изменяются

в

зависимости

от ти­

па

почв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий

диапазон

изменения

 

тяговой

мощности

и

к. п. д. с учетом

влияния агрофонов и типа

почв

нахо­

дится в пределах 3942% у колесных и 18—19%

у гу­

сеничных

тракторов.

 

 

 

 

 

 

 

Имея для данной марки трактора тяговую характе­

ристику для одного из агрофонов

(дерново-подзолистой

почвы

нормальной

влажности), можно с

 

достаточной

76


Т а б л и ц а 4

Зависимость коэффициента относительного изменения тяговой

 

 

мощности

и к. п. д.

трактора

от агрофона и

разностей

 

дерново-подзолистых

почв

(при оптимальной

влажности)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.Значение

коэффициента ^ т

 

 

Агрофон

 

 

Тип почвы

для тракторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колесных

гусеничных

Целина,

 

многолет­

Средний

и

тяже­

1,09—1,12

1,05—1,06

няя

залежь,

пласт

лый суглинок

 

 

 

многолетних

трав

Супесь

и

легкий

1,06—1,09

1,03—1,04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

суглинок

 

1,03—1,05

1,02-1,03

 

 

 

 

 

 

Песчаная

 

Стерня

 

зерновых

Средний

и

тяже­

1,00

 

1,00

колосовых и

однолет­

лый суглинок

0,95—0,97

0,98—0,99

них

трав,

поле

после

Супесь

и

легкий

уборки

кукурузы или

суглинок

 

0,90—0,93

0,96-0,97

подсолнечника

 

Песчаная

 

Пар,

поле

после

Средний

и

тяже­

0,87—0,90

0,94—0,95

уборки

 

корнеплодов,

лый суглинок

0,83—0,86

 

поле

при перепашке,

Супесь

и

легкий

0,92—0,93

междурядная

 

обра­

суглинок

 

0,78—0,81

 

ботка

 

пропашных

Песчаная

 

0,89—0,90

культур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поле,

подготовлен­

Средний

и

тяже­

0,80—0,83

0,91—0,92

ное

под

посев,

или

лый суглинок

 

 

 

свежевспаханное

 

Супесь

и

легкий

0,75—0,78

0,89—0,90

 

 

 

 

 

 

суглинок

 

0,70—0,74

0,87—0,88

 

 

 

 

 

 

Песчаная

 

 

*

Коэффициент Кт

= 1 для

стернн на

средних

и тяжелых суг­

линках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

точностью определить

тяговую

мощность

трактора

по

формуле:

 

 

 

 

 

 

N = N'

К" = N'

,

(64)

кр

кр

Ч

кр -

'

^

'

где ЛГ — известная

тяговая мощность, полученная

на

одном из агрофонов для определенных типа

и влажности почвы

(по данным

тяговых ис­

пытаний трактора данной

марки);

 

77


Кт — коэффициент, учитывающий относительное изменение тяговой мощности трактора в данных условиях по сравнению с условиями, соответствующими N'Kp (определяется в соот­ ветствии с данными таблицы 4, т. е. из соот-

Кт — коэффициент относительного изменения тя­ говой мощности трактора, соответствующий почвенным условиям, при которых получено значение ЛГ (принимается по табл.4);

Кт— коэффициент относительного изменения мощ­ ности трактора, соответствующий данным условиям (принимается по табл .4) .

С изменением влажности почвы также уменьшаются или увеличиваются потери мощности трактора на пере­ катывание и буксование.

Например, у гусеничного трактора ДТ-75 при изме­ нении влажности супесчаной почвы с 6—8 до 26—28% тяговая мощность снижается до 10%.

На работе колесных тракторов изменение влажности почвы сказывается в еще большей мере, потому что сцеп­

ные качества у них ниже,

чем у гусеничных.

Чтобы

получить высокие

тяговые

и экономические

показатели

тракторов и

самоходных машин, необходи­

мо помнить следующее.

 

 

 

1. Полное использование

мощности

двигателей при

всех условиях позволяет добиться высокой тяговой мощ­ ности, коэффициента полезного действия трактора и меньшего расхода топлива.

2.Скорость движения трактора (в пределах агротех­ нически допустимой) следует выбирать такую, при кото­ рой получаются наибольшие тяговая мощность и к. п. д. трактора.

3.Трактор необходимо содержать в хорошем техни­ ческом состоянии, в этом случае он развивает нор­ мальную мощность и расходует меньше горючего и смазки.

4.В тяжелых почвенных условиях, когда тяговая мощность трактора значительно снижается вследствие буксования движителей и увеличения силы сопротивле­ ния перекатыванию, целесообразно использовать догружатели ведущих колес, уширители, почвозацепы и дру-

78


гие устройства для повышения его тягово-сцепных ка­ честв.

5. Тракторы агрегатируют с такими сельскохозяйст­ венными машинами-орудиями, которые позволяют ис­ пользовать его энергетические возможности наиболее полно.

6. Колесные тракторы надо стараться использовать с учетом почвенных условий и видов работ; на легкодеформируемых и переувлажненных почвах в первую очередь применять гусеничные машины; на транспорт­ ных работах во многих случаях выгоднее использовать колесные тракторы, так как коэффициент их полезного действия на траспортных скоростях выше гусеничных.

Контрольные вопросы

1.Перечислите эксплуатационные качества тракторов.

2.Какими показателями оценивают эксплуатационные качества тракторов?

3.Какое представление об эксплуатационных качествах двигателя дает регулярная характеристика?

4.

Как

влияет величина коэффициента приспособляемости двигате­

 

ля на эксплуатационные качества трактора?

5.

Как

влияет удельное давление трактора на его эксплуатацион­

 

ные

качества?

6.Что такое тяговый баланс и каковы пределы движущей силы трактора?

7. Назовите способы улучшения тягово-сцепных качеств тракторов.

8.Какие факторы влияют на изменение величины составляющих ба­ ланса мощности трактора?

9. Как

строится тяговая характеристика трактора по данным тяго­

вых

испытаний?

10. Какова методика тяговых испытаний тракторов? Как рассчиты­ вают показатели тяговой характеристики трактора по данным его тяговых испытаний?

11.Какие выводы можно сделать по тяговой характеристике тракто­ ра об его эксплуатационных качествах?

12.

Что

такое

к. п. д. трактора и

каковы закономерности его

изме­

 

нения?

 

 

 

13.

Как

влияет

рельеф на тяговые

показатели трактора?

 

14.

Каково влияние агрофона, типа почвы и ее влажности на

тяго­

 

вую

мощность и к. п. д. трактора?

 

15.Назовите пути повышения тяговых и экономических показателей тракторов при эксплуатации.

16.Как можно приближенно определить тяговую мощность трактора для данных почвенных условий, если известна его мощность на другом агрофоне или типе почвы?