Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 3
Г л а в а IV
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ВЫБОРА РЕЖИМОВ РАБОТЫ АГРЕГАТОВ
§ 1. Принцип подбора и комплектования агрегатов
Основные требования к комплектованию агрегатов
состоят в следующем.
1.Обеспечение хорошего агротехнического качества работы.
2.Высокопроизводительная работа агрегата при на именьшем количестве обслуживающего персонала, ми нимальном расходе топлива и наименьших эксплуатаци онных расходах на единицу работы.
3.Удобство обслуживания.
Эффективность работы агрегата определяется экс плуатационными качествами трактора и сельскохозяй ственных машин, входящих в агрегат, правильностью их соединения, выбором режимов работы.
Факторы, учитываемые при составлении агрегатов.
Кроме эксплуатационных качеств машин-орудий и трак торов, а также условий работы, при комплектовании аг регатов важно учитывать следующее.
1. Изменение устойчивости, маневренности и проходи мости агрегата в зависимости от его состава.
2. Изменение удельного тягового сопротивления
взависимости от количества машин в агрегате.
3.Влияние количества машин на эксплуатационную надежность агрегата.
4.Влияние неустановившегося режима загрузки на использование мощности двигателя.
5.Влияние скоростного режима на энергетические показатели агрегата.
6. Закономерность |
изменения к. п. д. |
агрегата. |
У с т о й ч и в о с т ь |
н а п р а в л е н и я |
д в и ж е н и я |
а г р е г а т а сохраняется, когда внешние |
силы не изменя |
ют заданного направления и не выводят его из установ ленных (допустимых) пределов отклонений. Неустойчи вое направление движения (извилистость) снижает ско рость, качество работы, повышает износ механизмов ходовой части и управления машин, затрудняет управле ние агрегатом.
Наиболее устойчивым можно назвать движение сле дующих агрегатов.
80
1. С симметричным расположением |
машин-орудий |
относительно продольной оси трактора. |
|
2.Длинногабаритных (комплексных), а также с большой массой (весом).
3.Работающих на повышенных скоростях (момент инерции таких агрегатов больше, и, чтобы изменить на правление движения, необходима значительная внешняя сила).
4.С большой массой (до определенного предела), приходящейся на направляющие колеса.
Маневренность агрегатов по мере увеличения его ширины или длины снижается; проходимость при уве личении ширины тоже может снижаться.
З а в и с и м о с т ь |
т я г о в о г о |
с о п р о т и в л е н и я |
|
а г р е г а т а |
от к о л и ч е с т в а м а ш и н при одинако |
||
вой ширине |
захвата |
обусловливается некоторыми попе |
речными перемещениями их во время работы. Если ма шины-орудия в агрегате соединены с трактором шарнир-
но, то движение каждой из них |
не зависит |
от других. |
При этом вследствие случайных |
реактивных |
моментов |
происходят поперечные перемещения машин по отноше нию к оси движения. В результате удельное сопротивле
ние машин и общее тяговое сопротивление |
RMa агрегата, |
|
состоящего из нескольких |
машин-орудий, |
может увели- |
п |
где К'^ 1,0 — коэффициент, |
|
чнваться, т. е. Р м п = / ( / 2 Р м , |
учитывающий изменение сопротивления машин в зави
симости |
от поперечных колебаний. |
|
|
|
|
|||
|
Чем |
ровнее микрорельеф |
поля |
и однороднее |
обра |
|||
батываемая почва, тем меньше К'- |
|
|
|
|
||||
|
Э к с п л у а т а ц и о н н а я |
н а д е ж н о с т ь |
|
а г р е |
||||
г а т а зависит от эксплуатационных |
качеств |
и |
количест |
|||||
ва |
машин в агрегате и характеризуется коэффициентом |
|||||||
эксплуатационной |
надежности. |
|
|
|
|
|
||
|
Коэффициентом |
эксплуатационной надежности |
агре |
|||||
гата или машины |
называется |
отношение |
времени Тр |
|||||
работы |
агрегата к |
сумме времени |
работы |
и |
простоев |
|||
Тп |
из-за |
технических неисправностей: |
|
|
|
|||
|
|
|
тн = |
. |
|
|
|
(65) |
|
|
|
' р i |
' н |
|
|
|
|
С увеличением в агрегате количества машин-орудий уменьшается коэффициент эксплуатационной надежно сти и снижается производительность агрегата. Неисправ-
6 С. П. Хробостов |
81 |
ность любой м ашины может наступить в моменты, не зависящие от возникновения неисправностей в других
машинах |
агрегата. |
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент эксплуатационной |
надежности |
агрега |
||||||
та в общем случае: |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
тя .,г = тт тс т2;т2». ••<'», |
|
|
|
(66) |
|||
г д е . |
тт —коэффициент |
эксплуатационной |
на |
|||||
|
дежности |
трактора; |
|
|
|
|
||
|
т с — коэффициент |
эксплуатационной |
на |
|||||
|
дежности |
сцепки; |
|
|
|
|
||
T M J |
I т м 2 > тм i — коэффициенты эксплуатационной на |
|||||||
|
дежности |
машин |
1-го, |
2-го,..., |
i'-ro |
|||
|
типа; |
|
|
|
|
|
|
|
л,, п2 ... пт—количество |
машин-орудий |
данного |
||||||
|
типа в агрегате. |
|
|
|
|
|
||
Чтобы |
производительность |
агрегата |
с |
увеличением |
||||
числа машин-орудий не уменьшалась, |
надо повышать |
эксплуатационную надежность каждой машины, входя
щей в агрегат, тщательной ее подготовкой |
к |
работе. |
О п т и м а л ь н а я з а г р у з к а д в и г а т е л я |
в аг |
|
р е г а т е . Наибольшая производительность и |
экономич |
ность работы агрегата достигаются при полном исполь зовании мощности двигателя трактора (самоходной машины). Тяговое сопротивление машин-орудий и сопро тивление перекатыванию трактора непрерывно меняют ся, поэтому в агрегате необходимо иметь запас крутя щего момента двигателя (соответственно эффективной мощности) для преодоления максимальных кратковре менных сопротивлений, чтобы двигатель не заглох при временных перегрузках и не работал длительное время на перегрузочном режиме.
Непрерывные изменения тягового сопротивления ма шин-орудий и сопротивления перекатыванию трактора приводят к неустановившемуся режиму работы двига теля, влияют на степень использования его мощности и тяги трактора.
При комплектовании агрегатов и выборе скорости движения необходимо стремиться к оптимальной за грузке двигателя для получения наибольшей производи тельности и экономичности работы агрегата в данных условиях.
82
|
Из условия движения агрегата и необходимого |
запа |
||||
са |
крутящего момента |
оптимальная |
загрузка двигателя |
|||
|
"опт |
- # в . п + Я д . з , |
|
(67) |
||
|
|
|
|
|
||
где |
КЕ,п—коэффициент |
возможного |
повышения |
сопро- |
||
|
тивления |
движению агрегата, K B . n = l + " V . |
||||
|
(бн — степень |
неравномерности |
сопротивления аг |
|||
|
регата) ; |
|
|
|
|
|
|
^ д . з — коэффициент допустимой |
загрузки |
двигате |
|||
|
ля с учетом неустановившегося режима. |
|||||
|
Из этого следует, что для одного |
и того же |
трактора |
|||
в зависимости от вида работы и почвенных условий |
опти |
мальная степень загрузки двигателя различна вследст
вие изменения /Св.п- |
расчетов |
без учета снижения |
|
Для ориентировочных |
|||
мощности при неустановившемся режиме |
оптимальная |
||
степень загрузки двигателя |
|
|
|
= 1 - Кв.п |
"~Ь ^ п . м ~ |
-Кп.м |
Г" > |
«опт |
|
л |
|
ИЛИ |
1 —/(„.„ + |
|
|
E,Ve o n T = |
Кп.н- |
|
|
С учетом снижения М н |
при неустановившемся режиме |
||
"опт |
|
z |
|
где Кп.м—коэффициент |
приспособляемости |
двигателя |
по крутящему моменту.
В соответствии с этим величина оптимального исполь зования в агрегате мощности и касательной силы тяги будет:
"опт |
е н |
н о п т |
|
|
опт |
Р' |
= Р |
£ |
к опт |
к |
~Мн0Пг |
В зависимости от условий работы для современных тракторов при скоростях движения 5 — 7 км/ч значение коэффициента £мн использования крутящего момента двигателя можно принять равным:
б* |
83 |