Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а IV

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ВЫБОРА РЕЖИМОВ РАБОТЫ АГРЕГАТОВ

§ 1. Принцип подбора и комплектования агрегатов

Основные требования к комплектованию агрегатов

состоят в следующем.

1.Обеспечение хорошего агротехнического качества работы.

2.Высокопроизводительная работа агрегата при на­ именьшем количестве обслуживающего персонала, ми­ нимальном расходе топлива и наименьших эксплуатаци­ онных расходах на единицу работы.

3.Удобство обслуживания.

Эффективность работы агрегата определяется экс­ плуатационными качествами трактора и сельскохозяй­ ственных машин, входящих в агрегат, правильностью их соединения, выбором режимов работы.

Факторы, учитываемые при составлении агрегатов.

Кроме эксплуатационных качеств машин-орудий и трак­ торов, а также условий работы, при комплектовании аг­ регатов важно учитывать следующее.

1. Изменение устойчивости, маневренности и проходи­ мости агрегата в зависимости от его состава.

2. Изменение удельного тягового сопротивления

взависимости от количества машин в агрегате.

3.Влияние количества машин на эксплуатационную надежность агрегата.

4.Влияние неустановившегося режима загрузки на использование мощности двигателя.

5.Влияние скоростного режима на энергетические показатели агрегата.

6. Закономерность

изменения к. п. д.

агрегата.

У с т о й ч и в о с т ь

н а п р а в л е н и я

д в и ж е н и я

а г р е г а т а сохраняется, когда внешние

силы не изменя­

ют заданного направления и не выводят его из установ­ ленных (допустимых) пределов отклонений. Неустойчи­ вое направление движения (извилистость) снижает ско­ рость, качество работы, повышает износ механизмов ходовой части и управления машин, затрудняет управле­ ние агрегатом.

Наиболее устойчивым можно назвать движение сле­ дующих агрегатов.

80


1. С симметричным расположением

машин-орудий

относительно продольной оси трактора.

 

2.Длинногабаритных (комплексных), а также с большой массой (весом).

3.Работающих на повышенных скоростях (момент инерции таких агрегатов больше, и, чтобы изменить на­ правление движения, необходима значительная внешняя сила).

4.С большой массой (до определенного предела), приходящейся на направляющие колеса.

Маневренность агрегатов по мере увеличения его ширины или длины снижается; проходимость при уве­ личении ширины тоже может снижаться.

З а в и с и м о с т ь

т я г о в о г о

с о п р о т и в л е н и я

а г р е г а т а

от к о л и ч е с т в а м а ш и н при одинако­

вой ширине

захвата

обусловливается некоторыми попе­

речными перемещениями их во время работы. Если ма­ шины-орудия в агрегате соединены с трактором шарнир-

но, то движение каждой из них

не зависит

от других.

При этом вследствие случайных

реактивных

моментов

происходят поперечные перемещения машин по отноше­ нию к оси движения. В результате удельное сопротивле­

ние машин и общее тяговое сопротивление

RMa агрегата,

состоящего из нескольких

машин-орудий,

может увели-

п

где К'^ 1,0 — коэффициент,

чнваться, т. е. Р м п = / ( / 2 Р м ,

учитывающий изменение сопротивления машин в зави­

симости

от поперечных колебаний.

 

 

 

 

 

Чем

ровнее микрорельеф

поля

и однороднее

обра­

батываемая почва, тем меньше К'-

 

 

 

 

 

Э к с п л у а т а ц и о н н а я

н а д е ж н о с т ь

 

а г р е ­

г а т а зависит от эксплуатационных

качеств

и

количест­

ва

машин в агрегате и характеризуется коэффициентом

эксплуатационной

надежности.

 

 

 

 

 

 

Коэффициентом

эксплуатационной надежности

агре­

гата или машины

называется

отношение

времени Тр

работы

агрегата к

сумме времени

работы

и

простоев

Тп

из-за

технических неисправностей:

 

 

 

 

 

 

тн =

.

 

 

 

(65)

 

 

 

' р i

' н

 

 

 

 

С увеличением в агрегате количества машин-орудий уменьшается коэффициент эксплуатационной надежно­ сти и снижается производительность агрегата. Неисправ-

6 С. П. Хробостов

81


ность любой м ашины может наступить в моменты, не зависящие от возникновения неисправностей в других

машинах

агрегата.

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент эксплуатационной

надежности

агрега­

та в общем случае:

 

 

 

 

 

4

 

 

тя .,г = тт тс т2;т2». ••<'»,

 

 

 

(66)

г д е .

тт —коэффициент

эксплуатационной

на­

 

дежности

трактора;

 

 

 

 

 

т с коэффициент

эксплуатационной

на­

 

дежности

сцепки;

 

 

 

 

T M J

I т м 2 > тм i — коэффициенты эксплуатационной на­

 

дежности

машин

1-го,

2-го,...,

i'-ro

 

типа;

 

 

 

 

 

 

 

л,, п2 ... пт—количество

машин-орудий

данного

 

типа в агрегате.

 

 

 

 

 

Чтобы

производительность

агрегата

с

увеличением

числа машин-орудий не уменьшалась,

надо повышать

эксплуатационную надежность каждой машины, входя­

щей в агрегат, тщательной ее подготовкой

к

работе.

О п т и м а л ь н а я з а г р у з к а д в и г а т е л я

в аг­

р е г а т е . Наибольшая производительность и

экономич­

ность работы агрегата достигаются при полном исполь­ зовании мощности двигателя трактора (самоходной машины). Тяговое сопротивление машин-орудий и сопро­ тивление перекатыванию трактора непрерывно меняют­ ся, поэтому в агрегате необходимо иметь запас крутя­ щего момента двигателя (соответственно эффективной мощности) для преодоления максимальных кратковре­ менных сопротивлений, чтобы двигатель не заглох при временных перегрузках и не работал длительное время на перегрузочном режиме.

Непрерывные изменения тягового сопротивления ма­ шин-орудий и сопротивления перекатыванию трактора приводят к неустановившемуся режиму работы двига­ теля, влияют на степень использования его мощности и тяги трактора.

При комплектовании агрегатов и выборе скорости движения необходимо стремиться к оптимальной за­ грузке двигателя для получения наибольшей производи­ тельности и экономичности работы агрегата в данных условиях.

82


 

Из условия движения агрегата и необходимого

запа­

са

крутящего момента

оптимальная

загрузка двигателя

 

"опт

- # в . п + Я д . з ,

 

(67)

 

 

 

 

 

где

КЕ,п—коэффициент

возможного

повышения

сопро-

 

тивления

движению агрегата, K B . n = l + " V .

 

н — степень

неравномерности

сопротивления аг­

 

регата) ;

 

 

 

 

 

 

^ д . з — коэффициент допустимой

загрузки

двигате­

 

ля с учетом неустановившегося режима.

 

Из этого следует, что для одного

и того же

трактора

в зависимости от вида работы и почвенных условий

опти­

мальная степень загрузки двигателя различна вследст­

вие изменения /Св.п-

расчетов

без учета снижения

Для ориентировочных

мощности при неустановившемся режиме

оптимальная

степень загрузки двигателя

 

 

= 1 - Кв.п

"~Ь ^ п . м ~

-Кп.м

Г" >

«опт

 

л

ИЛИ

1 —/(„.„ +

 

 

E,Ve o n T =

Кп.н-

 

С учетом снижения М н

при неустановившемся режиме

"опт

 

z

 

где Кп—коэффициент

приспособляемости

двигателя

по крутящему моменту.

В соответствии с этим величина оптимального исполь­ зования в агрегате мощности и касательной силы тяги будет:

"опт

е н

н о п т

 

 

опт

Р'

= Р

£

к опт

к

~Мнг

В зависимости от условий работы для современных тракторов при скоростях движения 5 — 7 км/ч значение коэффициента £мн использования крутящего момента двигателя можно принять равным:

б*

83