Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 3
Т а б л и ц а 7
Примерные значения мощности Л'м , потребной для машин
|
с приводом рабочих органов |
от ВОМ |
|
||
Наименование |
и марка |
Мощность, л. с. |
|
||
|
|
|
|||
|
машины |
на ВОМ |
на тягу |
суммарная |
|
|
|
|
|||
Жатка |
валковая |
навесная |
6,0—12,0 |
|
|
ЖВН - 6 |
|
6,5—13,0 |
4,5—5,5 |
|
|
Жатка |
валковая |
прицепная |
|
||
ЖРБ-4,9 |
навесная |
8,8—15,0 |
|
|
|
Жатка |
валковая |
|
|
||
ЖВН-10 |
|
8,0—12,0 |
|
|
|
Косилка |
КНУ-6 |
|
|
|
|
Косилка |
КСХ-2,1 |
|
4,0—6,0 |
|
|
Косилка скоростная КС-2,1 |
4,0—3,0 |
4,2—5,0 |
|||
Косилка-измельчитель |
|
21,0—25 |
7,0 |
||
КИР-1,5 |
|
|
|
6,0—9,0 |
2,50—3,5 |
Пресс-подборщик ППБ-1,6 |
|||||
Подборщик - стогообразова- |
12,0 |
3,0 |
|||
тель ПСП-1,65 |
|
|
|
|
|
Картофелесажалка: |
|
|
1,0 |
|
|
СН-4Б |
|
|
|
9,0 |
|
СКМ-6 |
|
|
|
4,0 |
28,0 |
Опрыскиватель |
ОМ-500 |
|
29,0 |
8,0 |
|
Разбрасыватель |
минераль |
|
|
||
ных удобрений: |
|
|
4,0 |
|
|
РМИ-0,5 |
|
|
|
|
|
РМИ - 3 |
|
|
|
6,0 |
|
РУМ-6 |
|
|
|
3,0 |
5,00 |
Измельчитель-смеситель |
|
4,5 |
|
||
ИС-4 |
|
|
|
30—35 |
|
Картофелеуборочный |
ком |
10—12 |
|||
байн ККУ-2 |
|
|
|
|
|
Кукурузоуборочный |
|
ком |
|
|
|
байн: |
|
|
|
30,5 |
|
ККХ-3 |
|
|
|
11,2 |
|
«Херсонец-7» |
|
|
34,6 |
14,6 |
|
Свеклоуборочный |
комбайн: |
|
|
||
КС-3 |
|
|
|
15—25 |
20—25 |
СКД - 3 |
|
|
|
14—22 |
15—20 |
СКН-2А |
|
|
|
10—15 |
10—15 |
Льноуборочный |
|
комбайн |
12—17 |
4 - 6 |
|
ЛКВ-4М |
|
|
|
|
|
Коноплеуборочный |
комбайн |
14—19 |
6 - 9 |
||
ККП-18 |
|
|
|
|
|
Дождевальная |
машина: |
|
|
|
|
ДДН - 50 |
|
|
|
60—70 |
|
ДДН - 70 |
|
|
|
79—80 |
|
98
is |
№Si Si |
|
P H C . 19. Динамограммы тяговых |
процессов: |
|
/ — пахота двумя пятикорпусными плугами; 2—культивация; |
3—боронование| |
|
4 — посев; 5 — уборка прицепным |
комбайном. |
|
Рис. 20. Динамограмма тягового сопротивления машины:
/? — сопротивление |
машины; |
I |
|
— длина |
пути Та |
и а |
— период и амплитуда |
|
микроколебания; Тп1\— период |
д |
|
|
к |
К |
|
||
|
мезоколебания;м R |
—средняя величина сопро- |
||||||
тивления машины; |
R max и |
^min |
максимальное и |
минимальное значения |
||||
|
сопротивлений |
машины, кгс. |
|
99
наполнении и опорожнении бункера комбайна (рис. 19, поз. 5).
Существенное влияние оказывают мезоколебания и макроколебания сопротивлений. Микроколебания прео долеваются в основном кинетической энергией движу щихся масс агрегата.
С увеличением скорости движения изменяются абсо лютная величина среднего тягового сопротивления и ам плитуда его колебаний. Колебания возрастают от удар ной нагрузки на неровном микрорельефе поля.
Необходимая величина запаса тягового усилия трак тора определяется степенью неравномерности тягового
сопротивления 6Ш |
которую |
находят в соответствии с |
|||
обозначениями на рисунке 20 по формуле: |
|
|
|||
|
|
бн = / ? " ' " - / ? " " » > |
|
(81) |
|
где |
/?„— средняя для данных условий величина со |
||||
|
противления |
машины; |
|
|
|
Rmixt |
Rmm — наибольшая и наименьшая величина со |
||||
|
противления машины в данных условиях. |
||||
Степень неравномерности |
тягового сопротивления б я |
||||
для плугов примерно равна 0,20—0,60; лапчатых |
культи |
||||
ваторов —0,20—0,50; |
борон —0,06—0,20; дисковых |
сея |
|||
лок — 0,06—0,30; повозок до 0,06—0,40; самоходных |
ком |
||||
байнов —0,06—0,35; молотилок—0,08—0,22. |
|
|
|||
Чем больше 8Н, тем более |
неблагоприятные |
условия |
|||
создаются для работы двигателя трактора. |
|
|
|||
Тяговое сопротивление агрегата изменяется |
и от пе |
рехода на более высокие скорости движения. Повышение скорости с 4—5 до 7—8 км/ч на вспашке обычными плу гами увеличивает тяговое сопротивление примерно на 3% на каждый километр повышения скорости.
При работе машин других типов (культиваторов, сея лок, жаток, борон) тяговое сопротивление увеличивается в меньшей мере, чем у плугов.
Хотя работа на повышенных скоростях и вызывает увеличение тягового сопротивления машин и орудий, но она дает высокую производительность труда.
При вспашке скоростными плугами увеличения тяго вого сопротивления не наблюдается.
На рисунке 21 показана зависимость тягового сопро тивления плуга Rnn от глубины вспашки а и площади
аоо
поперечного сечения пласта аЬ. |
Чем |
глубже обработка, |
|
а следовательно, и ab, тем выше |
Run. |
|
|
У плугов с предплужниками тяговое сопротивление на |
|||
5—10% |
больше, чем у плугов без предплужников. |
||
На |
тяговое сопротивление влияет |
и влажность почвы. |
Повышение влажности почвы за пределы оптимальной увеличивает удельное сопротивление плуга (залипают отвалы, увеличивается сила трения пласта о рабочую по верхность корпуса плуга, возрастает сопротивление пере катыванию вследствие налипания почвы на колеса плута).
При отклонениях влажности почвы от оптимальных пределов сопротивление плуга может увеличиваться до 30% и более.
Коэффициент полезного действия сельскохозяйствен ные машин-орудий представляет собой отношение агро технически полезной механической работы к общей за
трате механической |
энергии |
при выполнении |
данного |
производственного процесса машиной-орудием: |
|
||
Г|м = |
— ^ — |
= ^ . |
(82) |
10!
Разделив числитель и знаменатель на ширину захвата машины, получим выражение коэффициента ее полезного действия через составляющие удельного сопротивления, т. е.
|
|
г), = |
^п = AIL ( |
(33^ |
где |
kn—полезная |
часть |
удельного |
сопротивления; |
|
к, — сопротивление трения; |
|
||
|
£ м — общее удельное сопротивление машины. |
|||
Коэффициент |
полезного действия |
сельскохозяйствен |
||
ных |
машин и орудий — переменная величина, колеблю |
щаяся от 0,08 до 0,75, в том числе у культиваторов и зу бовых борон от 0,40 до 0,67, у сеялок от 0,35 до 0,37, у
прицепных комбайнов до 0,15, |
у свеклокомбайнов до 0,2, |
|
у льнокомбайнов до 0,18, у плугов от 0,70 до |
0,75. |
|
При эксплуатации машин |
необходимо |
использовать |
все возможные способы повышения их к. п. д. и сниже ния тягового сопротивления. Для этого необходимо со блюдать следующие правила.
1. Содержать машины в технически исправном со стоянии, своевременно затачивать или заменять режущие рабочие органы.
2.Правильно регулировать механизмы с учетом ус ловий работы.
3.По возможности обрабатывать почву оптимальной (нормальной) влажности.
4.Правильно соединять машины-орудия с трактором, правильно регулировать навесное или прицепное устрой ство.
§3. Сцепки и навесные устройства
Сельскохозяйственные машины соединяют с трактором или самоходным шасси тремя способами: навешивают на трактор или на самоходное шасси; прицепляют к тракто ру сцепкой; комбинируют навеску и сцепку. Способ аг регатирования определяется конструкцией машин.
Может применяться различная навеска машин: зад няя, передняя, передняя и задняя боковая, боковая (спе реди и сзади), передняя и две боковые.
Если конструкция машин позволяет менять способ на вески, необходимо выполнять следующие требования: ра ционально распределять массу агрегата на опорные ко леса или гусеницу трактора, с тем чтобы потери на пере-
102
катывание были наименьшими; увеличивать нагрузку на ведущие колеса трактора в условиях недостаточного сцепления с почвой; обеспечивать хорошую управляе мость агрегата.
Известно, что навесные агрегаты по сравнению с при цепными менее металлоемки, более маневренны и имеют меньшее сопротивление машин.
Если при навешивании машин на трактор ухудшают ся эксплуатационные качества агрегата (управляемость, устойчивость, проходимость), то следует применять по лунавесные машины.
Если навесные машины не позволяют полностью ис пользовать мощность двигателя, комплектуют прицепной агрегат. Для соединения нескольких прицепных машин или орудий с трактором применяют сцепки, с помощью которых прицепным машинам передается тяговое усилие, развиваемое трактором.
Промышленность выпускает сцепки нескольких типов, которые можно классифицировать по признакам.
1. По степени универсальности: универсальные, пред назначенные для соединения различных симметричных машин и орудий (культиваторов, сеялок, борон), и специ альные— для соединения несимметричных машин и ору дий (комбайнов, плугов, жаток). К универсальной сцеп ке, как правило, орудия присоединяют в один-два ряда фронтально, а на специальной сцепке их располагают по следовательно одно за другим, с некоторым сдвигом в сторону.
2.По способу присоединения к трактору: прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные сцепки (за исклю чением тросовых) снабжены собственным колесным хо дом, навесные навешиваются на трактор, полунавесные имеют на одном конце опорные колеса, а другим концом навешиваются на трактор.
3.По конструкции рамы: с жесткой, шарнирной ра- - мой и безрамные. Безрамные, тросовые и цепные сцепки применяют для сенокосилок и жаток. Сцепки с жесткой рамой используют при небольшой ширине захвата агре гата.
4.По расположению орудий: фронтальные, косые и комбинированные.
5.По назначению: для разных машин.
Сцепки необходимы для создания нормальной работы машин в агрегате, а также для применения такого коли-
103
чества .машин, которое достаточно для загрузки двига теля. Они должны быть удобны для маневрирования и транспортировки агрегата, прочны и надежны в работе.
Схемы наиболее распространенных сцепок показаны на рисунках 22, 23, 24, 25; их основные конструктивные данные приведены в таблице 8.
Т а б л и ц а 8
|
Основные конструктивные данные сцепок |
|
||
|
Тип |
Ширина |
Масса, |
|
|
захвата |
агре |
кг |
|
|
|
гата, |
м |
|
Прицепная универсальная сцепка С-ПУ |
12 |
|
530 |
|
Прицепная универсальная сцепка С-18У |
19 |
|
900 |
|
Полунавесная универсальная сцепка СН-54А |
9,0 |
|
700 |
|
к трактору |
ДТ-54А |
|
|
620 |
Полунавесная универсальная сцепка СН-35А |
8,4 |
|
||
к тракторам МТЗ, Т-38М |
|
|
|
|
Полунавесная |
универсальная сцепка СН-75 |
9 |
|
1100 |
к трактору |
ДТ-75 |
16 |
|
|
Полунавеспая универсальная сцепка СП-16 |
|
750 |
||
Навесная сцепка НУБ-4,8 (для борон) |
4,0 |
|
110 |
|
к тракторам |
ДТ-20, Т-25 |
|
|
|
Прицепнаячуниверсальная сцепка С-ПУ предназначе на для комплектования агрегатов с тракторами ДТ-75, ДТ-54А, Т-74 и МТЗ-50. К ней можно прицепить от двух до четырех 24-рядных сеялок или тракторных культива торов или 24 звена зубовых борон «Зигзаг». Сцепка сос тоит из трех звеньев, соединенных шарнирно.
Универсальная сцепка С-18У (рис. 24) по конструк ции мало отличается от сцепки С-11 У. При транспорти ровке сцепок С-ПУ и С-18У их крайние брусья укладыва ют на среднее звено (рис. 24,6).
Навесные сцепки (рис. 22, а, б) менее металлоемки, дешевы и удобны в эксплуатации, но недостаточно хоро шо копируют рельеф ноля, и их можно применять только на ровных участках для прицепных машин (борон и др.).
Полунавесные сцепки (рис. 23, а и 25) снабжены шар нирами и опорными колесами. Они хорошо приспосабли ваются к рельефу, хотя тяжелее и дороже навесных сце пок. Кроме того, уход за ними сложнее.
Д л я |
трехсекционного агрегатирования машин (трех |
сеялок |
или культиваторов) с трактором МТЗ применяют |
104