Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 7

Примерные значения мощности Л'м , потребной для машин

 

с приводом рабочих органов

от ВОМ

 

Наименование

и марка

Мощность, л. с.

 

 

 

 

 

машины

на ВОМ

на тягу

суммарная

 

 

 

Жатка

валковая

навесная

6,0—12,0

 

 

ЖВН - 6

 

6,5—13,0

4,5—5,5

 

Жатка

валковая

прицепная

 

ЖРБ-4,9

навесная

8,8—15,0

 

 

Жатка

валковая

 

 

ЖВН-10

 

8,0—12,0

 

 

Косилка

КНУ-6

 

 

 

Косилка

КСХ-2,1

 

4,0—6,0

 

 

Косилка скоростная КС-2,1

4,0—3,0

4,2—5,0

Косилка-измельчитель

 

21,0—25

7,0

КИР-1,5

 

 

 

6,0—9,0

2,50—3,5

Пресс-подборщик ППБ-1,6

Подборщик - стогообразова-

12,0

3,0

тель ПСП-1,65

 

 

 

 

Картофелесажалка:

 

 

1,0

 

СН-4Б

 

 

 

9,0

СКМ-6

 

 

 

4,0

28,0

Опрыскиватель

ОМ-500

 

29,0

8,0

Разбрасыватель

минераль­

 

 

ных удобрений:

 

 

4,0

 

РМИ-0,5

 

 

 

 

РМИ - 3

 

 

 

6,0

 

РУМ-6

 

 

 

3,0

5,00

Измельчитель-смеситель

 

4,5

 

ИС-4

 

 

 

30—35

 

Картофелеуборочный

ком­

10—12

байн ККУ-2

 

 

 

 

 

Кукурузоуборочный

 

ком­

 

 

байн:

 

 

 

30,5

 

ККХ-3

 

 

 

11,2

«Херсонец-7»

 

 

34,6

14,6

Свеклоуборочный

комбайн:

 

 

КС-3

 

 

 

15—25

20—25

СКД - 3

 

 

 

14—22

15—20

СКН-2А

 

 

 

10—15

10—15

Льноуборочный

 

комбайн

12—17

4 - 6

ЛКВ-4М

 

 

 

 

 

Коноплеуборочный

комбайн

14—19

6 - 9

ККП-18

 

 

 

 

 

Дождевальная

машина:

 

 

 

ДДН - 50

 

 

 

60—70

 

ДДН - 70

 

 

 

79—80

 

98


is

Si Si

 

P H C . 19. Динамограммы тяговых

процессов:

 

/ — пахота двумя пятикорпусными плугами; 2—культивация;

3—боронование|

4 — посев; 5 — уборка прицепным

комбайном.

 

Рис. 20. Динамограмма тягового сопротивления машины:

/? — сопротивление

машины;

I

 

— длина

пути Та

и а

— период и амплитуда

микроколебания; Тп1\— период

д

 

 

к

К

 

 

мезоколебания;м R

—средняя величина сопро-

тивления машины;

R max и

^min

максимальное и

минимальное значения

 

сопротивлений

машины, кгс.

 

99


наполнении и опорожнении бункера комбайна (рис. 19, поз. 5).

Существенное влияние оказывают мезоколебания и макроколебания сопротивлений. Микроколебания прео­ долеваются в основном кинетической энергией движу­ щихся масс агрегата.

С увеличением скорости движения изменяются абсо­ лютная величина среднего тягового сопротивления и ам­ плитуда его колебаний. Колебания возрастают от удар­ ной нагрузки на неровном микрорельефе поля.

Необходимая величина запаса тягового усилия трак­ тора определяется степенью неравномерности тягового

сопротивления 6Ш

которую

находят в соответствии с

обозначениями на рисунке 20 по формуле:

 

 

 

 

бн = / ? " ' " - / ? " " » >

 

(81)

где

/?„— средняя для данных условий величина со­

 

противления

машины;

 

 

Rmixt

Rmm — наибольшая и наименьшая величина со­

 

противления машины в данных условиях.

Степень неравномерности

тягового сопротивления б я

для плугов примерно равна 0,20—0,60; лапчатых

культи­

ваторов 0,20—0,50;

борон 0,06—0,20; дисковых

сея­

лок 0,06—0,30; повозок до 0,06—0,40; самоходных

ком­

байнов —0,06—0,35; молотилок—0,08—0,22.

 

 

Чем больше 8Н, тем более

неблагоприятные

условия

создаются для работы двигателя трактора.

 

 

Тяговое сопротивление агрегата изменяется

и от пе­

рехода на более высокие скорости движения. Повышение скорости с 4—5 до 7—8 км/ч на вспашке обычными плу­ гами увеличивает тяговое сопротивление примерно на 3% на каждый километр повышения скорости.

При работе машин других типов (культиваторов, сея­ лок, жаток, борон) тяговое сопротивление увеличивается в меньшей мере, чем у плугов.

Хотя работа на повышенных скоростях и вызывает увеличение тягового сопротивления машин и орудий, но она дает высокую производительность труда.

При вспашке скоростными плугами увеличения тяго­ вого сопротивления не наблюдается.

На рисунке 21 показана зависимость тягового сопро­ тивления плуга Rnn от глубины вспашки а и площади

аоо


поперечного сечения пласта аЬ.

Чем

глубже обработка,

а следовательно, и ab, тем выше

Run.

 

У плугов с предплужниками тяговое сопротивление на

5—10%

больше, чем у плугов без предплужников.

На

тяговое сопротивление влияет

и влажность почвы.

Повышение влажности почвы за пределы оптимальной увеличивает удельное сопротивление плуга (залипают отвалы, увеличивается сила трения пласта о рабочую по­ верхность корпуса плуга, возрастает сопротивление пере­ катыванию вследствие налипания почвы на колеса плута).

При отклонениях влажности почвы от оптимальных пределов сопротивление плуга может увеличиваться до 30% и более.

Коэффициент полезного действия сельскохозяйствен­ ные машин-орудий представляет собой отношение агро­ технически полезной механической работы к общей за­

трате механической

энергии

при выполнении

данного

производственного процесса машиной-орудием:

 

Г|м =

— ^ —

= ^ .

(82)

10!

Разделив числитель и знаменатель на ширину захвата машины, получим выражение коэффициента ее полезного действия через составляющие удельного сопротивления, т. е.

 

 

г), =

^п = AIL (

(33^

где

kn—полезная

часть

удельного

сопротивления;

 

к, — сопротивление трения;

 

 

£ м — общее удельное сопротивление машины.

Коэффициент

полезного действия

сельскохозяйствен­

ных

машин и орудий — переменная величина, колеблю­

щаяся от 0,08 до 0,75, в том числе у культиваторов и зу­ бовых борон от 0,40 до 0,67, у сеялок от 0,35 до 0,37, у

прицепных комбайнов до 0,15,

у свеклокомбайнов до 0,2,

у льнокомбайнов до 0,18, у плугов от 0,70 до

0,75.

При эксплуатации машин

необходимо

использовать

все возможные способы повышения их к. п. д. и сниже­ ния тягового сопротивления. Для этого необходимо со­ блюдать следующие правила.

1. Содержать машины в технически исправном со­ стоянии, своевременно затачивать или заменять режущие рабочие органы.

2.Правильно регулировать механизмы с учетом ус­ ловий работы.

3.По возможности обрабатывать почву оптимальной (нормальной) влажности.

4.Правильно соединять машины-орудия с трактором, правильно регулировать навесное или прицепное устрой­ ство.

§3. Сцепки и навесные устройства

Сельскохозяйственные машины соединяют с трактором или самоходным шасси тремя способами: навешивают на трактор или на самоходное шасси; прицепляют к тракто­ ру сцепкой; комбинируют навеску и сцепку. Способ аг­ регатирования определяется конструкцией машин.

Может применяться различная навеска машин: зад­ няя, передняя, передняя и задняя боковая, боковая (спе­ реди и сзади), передняя и две боковые.

Если конструкция машин позволяет менять способ на­ вески, необходимо выполнять следующие требования: ра­ ционально распределять массу агрегата на опорные ко­ леса или гусеницу трактора, с тем чтобы потери на пере-

102


катывание были наименьшими; увеличивать нагрузку на ведущие колеса трактора в условиях недостаточного сцепления с почвой; обеспечивать хорошую управляе­ мость агрегата.

Известно, что навесные агрегаты по сравнению с при­ цепными менее металлоемки, более маневренны и имеют меньшее сопротивление машин.

Если при навешивании машин на трактор ухудшают­ ся эксплуатационные качества агрегата (управляемость, устойчивость, проходимость), то следует применять по­ лунавесные машины.

Если навесные машины не позволяют полностью ис­ пользовать мощность двигателя, комплектуют прицепной агрегат. Для соединения нескольких прицепных машин или орудий с трактором применяют сцепки, с помощью которых прицепным машинам передается тяговое усилие, развиваемое трактором.

Промышленность выпускает сцепки нескольких типов, которые можно классифицировать по признакам.

1. По степени универсальности: универсальные, пред­ назначенные для соединения различных симметричных машин и орудий (культиваторов, сеялок, борон), и специ­ альные— для соединения несимметричных машин и ору­ дий (комбайнов, плугов, жаток). К универсальной сцеп­ ке, как правило, орудия присоединяют в один-два ряда фронтально, а на специальной сцепке их располагают по­ следовательно одно за другим, с некоторым сдвигом в сторону.

2.По способу присоединения к трактору: прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные сцепки (за исклю­ чением тросовых) снабжены собственным колесным хо­ дом, навесные навешиваются на трактор, полунавесные имеют на одном конце опорные колеса, а другим концом навешиваются на трактор.

3.По конструкции рамы: с жесткой, шарнирной ра- - мой и безрамные. Безрамные, тросовые и цепные сцепки применяют для сенокосилок и жаток. Сцепки с жесткой рамой используют при небольшой ширине захвата агре­ гата.

4.По расположению орудий: фронтальные, косые и комбинированные.

5.По назначению: для разных машин.

Сцепки необходимы для создания нормальной работы машин в агрегате, а также для применения такого коли-

103

чества .машин, которое достаточно для загрузки двига­ теля. Они должны быть удобны для маневрирования и транспортировки агрегата, прочны и надежны в работе.

Схемы наиболее распространенных сцепок показаны на рисунках 22, 23, 24, 25; их основные конструктивные данные приведены в таблице 8.

Т а б л и ц а 8

 

Основные конструктивные данные сцепок

 

 

Тип

Ширина

Масса,

 

захвата

агре­

кг

 

 

гата,

м

 

Прицепная универсальная сцепка С-ПУ

12

 

530

Прицепная универсальная сцепка С-18У

19

 

900

Полунавесная универсальная сцепка СН-54А

9,0

 

700

к трактору

ДТ-54А

 

 

620

Полунавесная универсальная сцепка СН-35А

8,4

 

к тракторам МТЗ, Т-38М

 

 

 

Полунавесная

универсальная сцепка СН-75

9

 

1100

к трактору

ДТ-75

16

 

 

Полунавеспая универсальная сцепка СП-16

 

750

Навесная сцепка НУБ-4,8 (для борон)

4,0

 

110

к тракторам

ДТ-20, Т-25

 

 

 

Прицепнаячуниверсальная сцепка С-ПУ предназначе­ на для комплектования агрегатов с тракторами ДТ-75, ДТ-54А, Т-74 и МТЗ-50. К ней можно прицепить от двух до четырех 24-рядных сеялок или тракторных культива­ торов или 24 звена зубовых борон «Зигзаг». Сцепка сос­ тоит из трех звеньев, соединенных шарнирно.

Универсальная сцепка С-18У (рис. 24) по конструк­ ции мало отличается от сцепки С-11 У. При транспорти­ ровке сцепок С-ПУ и С-18У их крайние брусья укладыва­ ют на среднее звено (рис. 24,6).

Навесные сцепки (рис. 22, а, б) менее металлоемки, дешевы и удобны в эксплуатации, но недостаточно хоро­ шо копируют рельеф ноля, и их можно применять только на ровных участках для прицепных машин (борон и др.).

Полунавесные сцепки (рис. 23, а и 25) снабжены шар­ нирами и опорными колесами. Они хорошо приспосабли­ ваются к рельефу, хотя тяжелее и дороже навесных сце­ пок. Кроме того, уход за ними сложнее.

Д л я

трехсекционного агрегатирования машин (трех

сеялок

или культиваторов) с трактором МТЗ применяют

104