Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 24. Универсальная сцепка С-18У:

а — общий вид; б — в транспортном положении,

полунавесную сцепку СН-35А (рис. 25), а с трактором ДТ-75 полунавесную сцепку СН-75. Боковые звенья этих сцепных устройств могут изменяться по длине в зависи­ мости от ширины захвата машин, а их навесные устрой­ ства унифицированы с навесной системой трактора. Тя­ говое сопротивление сцепок можно определить по фор­ муле:

где С с ц — вес сцепки;

/— коэффициент сопротивления качению, равный для прицепных сцепок 0,10—0,20, а для навес­ ных — коэффициенту сопротивления качению трактора.

§4. Расчет и обоснование состава агрегата

Комплектование агрегата предполагает установление такого его состава и скоростного режима для данных ус­ ловий, которые обеспечивают высокие показатели ра­ боты.

Решение может быть найдено двумя способами: опытным и расчетным.

Опытный способ заключается в составлении агрегата на основании заводской инструкции или рекомендаций специальной литературы. Агрегат проверяют в работе по скоростному режиму и использованию мощности. Если двигатель трактора недогружен или перегружен, увели­ чивают или уменьшают число машин в агрегате и ско­ рость его движения, пока не будут достигнуты наилуч­ шие показатели.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот способ имеет существенные недостатки. Приходится затрачивать много времени и средств на комплектование агрегата.

Расчетный способ заключается в предварительном расчете возможных вариантов состава агрегата и их эф­ фективности, выборе лучшего варианта и проверке его на опыте.

Расчетный способ применяют также для планиро­ вания работы машинного парка, технического нормирова­ ния и подбора систем машин. Он также необходим для изучения общих закономерностей агрегатирования.

Рассчитать состав агрегата и основные показатели его работы можно следующими способами. .

107

 

 

 

 

 

 

1.

Графическим —

Vp

 

 

 

 

когда

все необходимые

 

 

 

 

 

величины

 

определяют

 

 

 

 

 

по графикам

(если этот

 

 

 

 

 

способ применяют в со­

 

 

 

 

 

четании

с

некоторыми

 

 

 

 

 

расчетами

по

форму­

 

 

 

 

 

лам,

то

его

называют

 

 

 

 

 

графо-аналнтическнм).

 

 

 

 

 

 

2.

По

 

расчетным

 

 

 

 

 

таблицам,

имеющимся

 

 

 

 

 

в

технической

литера­

 

 

 

 

 

туре

них

приводят­

 

 

 

 

 

ся

составы

 

агрегатов,

•I

i

• i i i

 

 

их режимы

 

и основные

 

 

показатели

в зависимо­

 

5

Ю 15 20 25 30

сти

от

условий

ра­

 

1

1—'—11

—i—1

Звенья борон

боты) .

 

 

 

 

 

 

1

'

Сеямц

 

3. Аналитическим —•

 

 

 

по

расчетным

форму­

 

 

 

 

 

 

 

 

' Картофеле­

лам

(это

самый

рас­

 

 

 

пространенный

способ,

 

 

 

сажалки

 

 

 

 

 

так как он дает наибо­

Рис. 26. Схема использования тя­

лее

точные

показа­

говой

характеристики

для расчета

тели) .

 

 

 

 

 

 

 

состава

агрегата.

 

Каждый

 

из

этих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способов

должен

да­

вать ответы на вопросы о количестве машин в агрегате для данных условий, о производительности агрегата и расходе топлива на единицу работы, о наибольшем подъ­ еме, который может преодолеть данный агрегат, п т. д.

Суждение о

маневрировании

и устойчивости

агрегата

основывается

на общих

соображениях.

 

Г р а ф и ч е с к и й

с п о с о б

р а с ч е т а

агрегатов

при имеющихся необходимых данных удобен, прост и то­ чен. В качестве одного из примеров на рисунке 26 пока­ зана схема использования тяговой характеристики для расчета состава агрегата. Расчет по этому графику сво­ дится к следующему. Приняв наиболее вероятные комп­ лекты машин агрегатов, проектируют соответствующие точки отрезков прямых (сопротивление и количество ма­ шин) на шкалу Ркр и далее до пересечения с кривыми Мф, vp, GT, 6 тяговой характеристики. Точки пересечения этих нормалей к оси абсцисс с указанными кривыми

108


проектируют на ось ординат и находят скорость vp, мощ­

ность NKV, часовой

расход топлива

и другие

показатели

для каждого варианта состава агрегата.

 

 

 

Таким образом, по графику тяговой характеристики

устанавливают

наиболее оптимальный состав

агрегата

его

скоростной

режим, степень использования

мощно­

сти

трактора

и на

основе этого

расчета

определяют

производительность агрегата и погектарный расход топ­ лива.

Тяговые показатели тракторов и тяговое сопротивле­ ние машин изменяются в широком диапазоне, и невоз­ можно иметь графики для всех условий. Этот недостаток сильно ограничивает возможность применения графиче­

ского

способа.

 

 

 

П о

р а с ч е т н ы м

т а б л и ц а м

весьма

просто

обосновать состав агрегата, но в этих

таблицах

пред­

ставлены далеко не все сочетания условий работы машин.

А н а л и т и ч е с к и

р а с ч е т состава агрегата вы­

полняется в следующем

порядке.

1. После подбора типов машин для агрегата данного назначения устанавливают диапазон возможного скоро­ стного режима (рабочих скоростей и передач) с учетом агротехнических требований, эксплуатационных качеств машин и условий работы. Об устойчивости, маневренно­ сти и проходимости агрегата судят по данным техниче­ ской характеристики машин и закономерностям измене­ ний этих показателей в агрегате.

2. Определяют величину нормального тягового уси­ лия трактора Р к Р н на выбранных скоростях для данных условий. Обычно наиболее вероятное количество передач, для которых требуется находить тяговое усилие, равно двум-трем. Тяговое усилие можно принять по тяговой характеристике трактора, снятой в аналогичных почвен­ ных условиях. Можно принять его и по справочным таб­ лицам, если они составлены для условий, соответствую­

щих данным. Поправку величины Р к Р н

можно сделать,

используя коэффициенты, приведенные в таблице 4.

 

Нормальное

тяговое усилие РК рн (кгс) трактора

на

данной передаче определяют по формуле:

 

РкРя

= 716,2 Д Ч Л т ' ° - G T p ( /

+ t),

(84)

где /0 — передаточное число трансмиссии трактора;

109



пн—номинальная

частота вращения коленчатого ва­

ла двигателя,

об/мин;

гк радиус качения движителей, м.

3. Рассчитывают максимальную ширину захвата аг­ регата для полной загрузки трактора на выбранных пе­ редачах:

Ркр

 

# т а х = - Т - 2 " >

(8^)

где kM — удельное тяговое сопротивление выбранной

ма­

шины или орудия в данных условиях работы (его прини­ мают по справочным данным с учетом почвенных усло­ вий или по данным, полученным при динамометрировании машин в хозяйстве).

Для

комплексного агрегата

 

 

 

Втах

= - 2

^ г ,

(85,а)

где k'

и k" — удельное

тяговое

сопротивление

разнород­

ных машин, например сеялки и культиватора. Тяговое со­ противление сцепки Ren, которую предполагается ввести в агрегат, определяют по ее весу и величине коэффициен­ та сопротивления качению для данных условий.

4. Определяют необходимое количество машин пы на основе полученной максимальной ширины захвата агре­

гата Вшах и конструктивной ширины Ьк выбранной

маши­

ны для вероятных

двух-трех

вариантов состава

агрегата:

 

 

Д|Па* ~

Р к р "

Rcu

 

 

 

 

,

,

,

 

 

 

Конструктивная

 

ширина

захвата

агрегата

Вк

= Ькпм.

Количество машин

пм

округляют

до

целого числа

в сто­

рону уменьшения.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Находят рабочее тя-говое сопротивление Rar

(кгс)

по этим вариантам:

 

 

 

 

 

 

для пахотного

агрегата

 

 

 

 

 

Rar ~ k0aBK,

для простого агрегата

Rar = kK Вк ~f- Rai,

для комплексного агрегата

* а г - [К + К) Вх +

*«•

110


6. Рассчитывают степень загрузки трактора и его двигателя но вариантам:

t

#аг

 

t

^кРф

=

. Ч р

= ^

;

 

 

 

 

/ V l i Pmax

 

 

-

 

#аг Ур

 

 

 

 

2 7 0 / V P H %

Р

Далее определяют производительность и расход топ­

лива для рассчитываемых

вариантов.

 

Сравнивая величины

производительности и расхода

топлива, выявляют наиболее эффективный из двух-трех вариантов состав и режим работы агрегата для данных условий. При однотипных машинах в агрегате необходи­ мо еще учитывать степень загрузки трактора. Наиболее целесообразным будет тот из расчетных вариантов, при

котором

кр или \ N g

ближе

к их

оптимальному

зна­

чению.

 

 

 

 

 

 

Правильность расчета состава агрегата и режима его

движения

проверяют

по загрузке

трактора

при первых

проходах

в поле, о чем будет

сказано далее.

Если

при

расчетной скорости движения двигатель значительно не­ догружен (в результате несоответствия принятых значе­ ний kM, РкРн и /?Сц истинным), то проверяют возмож­ ность работы агрегата на следующей, большей скорости.

Наиболее общим показателем правильности комплек­ тования агрегата с энергетической точки зрения будет

коэффициент загрузки двигателя:

 

 

 

Ev

= ^

= —^£1р

.

(86)

 

" «

Л/, н

2 7 ( W , H r , T p

 

Сравнивая количественное значение коэффициента за­

грузки

двигателя

с

оптимальным

коэффициентом

l \ N

= 1 К а П Jr

Ктш\,

можно

сделать заключение о

правильности комплектования агрегата и выбранных скоростях движения. Чем ближе значение коэффициента загрузки двигателя к его оптимальному значению, тем выше производительность и экономичность работы агре­ гата.

Для более полного обоснования выбора агрегата оп­ ределяют его техническую производительность, погектар­ ный расход топлива и к. п. д.

Hi