Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
Рис. 24. Универсальная сцепка С-18У:
а — общий вид; б — в транспортном положении,
полунавесную сцепку СН-35А (рис. 25), а с трактором ДТ-75 полунавесную сцепку СН-75. Боковые звенья этих сцепных устройств могут изменяться по длине в зависи мости от ширины захвата машин, а их навесные устрой ства унифицированы с навесной системой трактора. Тя говое сопротивление сцепок можно определить по фор муле:
где С с ц — вес сцепки;
/— коэффициент сопротивления качению, равный для прицепных сцепок 0,10—0,20, а для навес ных — коэффициенту сопротивления качению трактора.
§4. Расчет и обоснование состава агрегата
Комплектование агрегата предполагает установление такого его состава и скоростного режима для данных ус ловий, которые обеспечивают высокие показатели ра боты.
Решение может быть найдено двумя способами: опытным и расчетным.
Опытный способ заключается в составлении агрегата на основании заводской инструкции или рекомендаций специальной литературы. Агрегат проверяют в работе по скоростному режиму и использованию мощности. Если двигатель трактора недогружен или перегружен, увели чивают или уменьшают число машин в агрегате и ско рость его движения, пока не будут достигнуты наилуч шие показатели.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот способ имеет существенные недостатки. Приходится затрачивать много времени и средств на комплектование агрегата.
Расчетный способ заключается в предварительном расчете возможных вариантов состава агрегата и их эф фективности, выборе лучшего варианта и проверке его на опыте.
Расчетный способ применяют также для планиро вания работы машинного парка, технического нормирова ния и подбора систем машин. Он также необходим для изучения общих закономерностей агрегатирования.
Рассчитать состав агрегата и основные показатели его работы можно следующими способами. .
107
|
|
|
|
|
|
1. |
Графическим — |
|||||
Vp |
|
|
|
|
когда |
все необходимые |
||||||
|
|
|
|
|
величины |
|
определяют |
|||||
|
|
|
|
|
по графикам |
(если этот |
||||||
|
|
|
|
|
способ применяют в со |
|||||||
|
|
|
|
|
четании |
с |
некоторыми |
|||||
|
|
|
|
|
расчетами |
по |
форму |
|||||
|
|
|
|
|
лам, |
то |
его |
называют |
||||
|
|
|
|
|
графо-аналнтическнм). |
|||||||
|
|
|
|
|
|
2. |
По |
|
расчетным |
|||
|
|
|
|
|
таблицам, |
имеющимся |
||||||
|
|
|
|
|
в |
технической |
литера |
|||||
|
|
|
|
|
туре |
(в |
них |
приводят |
||||
|
|
|
|
|
ся |
составы |
|
агрегатов, |
||||
•I |
i |
• i i i |
|
|
их режимы |
|
и основные |
|||||
|
|
показатели |
в зависимо |
|||||||||
|
5 |
Ю 15 20 25 30 |
„ |
сти |
от |
условий |
ра |
|||||
|
—1 |
—1—'—1—1 |
—i—1 |
Звенья борон |
боты) . |
|
|
|
|
|
||
|
1 |
' |
Сеямц |
|
3. Аналитическим —• |
|||||||
|
|
|
по |
расчетным |
форму |
|||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
' Картофеле |
лам |
(это |
самый |
рас |
|||||
|
|
|
пространенный |
способ, |
||||||||
|
|
|
сажалки |
|||||||||
|
|
|
|
|
так как он дает наибо |
|||||||
Рис. 26. Схема использования тя |
лее |
точные |
показа |
|||||||||
говой |
характеристики |
для расчета |
тели) . |
|
|
|
|
|
||||
|
|
состава |
агрегата. |
|
Каждый |
|
из |
этих |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
способов |
должен |
да |
вать ответы на вопросы о количестве машин в агрегате для данных условий, о производительности агрегата и расходе топлива на единицу работы, о наибольшем подъ еме, который может преодолеть данный агрегат, п т. д.
Суждение о |
маневрировании |
и устойчивости |
агрегата |
|
основывается |
на общих |
соображениях. |
|
|
Г р а ф и ч е с к и й |
с п о с о б |
р а с ч е т а |
агрегатов |
при имеющихся необходимых данных удобен, прост и то чен. В качестве одного из примеров на рисунке 26 пока зана схема использования тяговой характеристики для расчета состава агрегата. Расчет по этому графику сво дится к следующему. Приняв наиболее вероятные комп лекты машин агрегатов, проектируют соответствующие точки отрезков прямых (сопротивление и количество ма шин) на шкалу Ркр и далее до пересечения с кривыми Мф, vp, GT, 6 тяговой характеристики. Точки пересечения этих нормалей к оси абсцисс с указанными кривыми
108
проектируют на ось ординат и находят скорость vp, мощ
ность NKV, часовой |
расход топлива |
и другие |
показатели |
|||
для каждого варианта состава агрегата. |
|
|
||||
|
Таким образом, по графику тяговой характеристики |
|||||
устанавливают |
наиболее оптимальный состав |
агрегата |
||||
его |
скоростной |
режим, степень использования |
мощно |
|||
сти |
трактора |
и на |
основе этого |
расчета |
определяют |
производительность агрегата и погектарный расход топ лива.
Тяговые показатели тракторов и тяговое сопротивле ние машин изменяются в широком диапазоне, и невоз можно иметь графики для всех условий. Этот недостаток сильно ограничивает возможность применения графиче
ского |
способа. |
|
|
|
П о |
р а с ч е т н ы м |
т а б л и ц а м |
весьма |
просто |
обосновать состав агрегата, но в этих |
таблицах |
пред |
ставлены далеко не все сочетания условий работы машин.
А н а л и т и ч е с к и |
р а с ч е т состава агрегата вы |
полняется в следующем |
порядке. |
1. После подбора типов машин для агрегата данного назначения устанавливают диапазон возможного скоро стного режима (рабочих скоростей и передач) с учетом агротехнических требований, эксплуатационных качеств машин и условий работы. Об устойчивости, маневренно сти и проходимости агрегата судят по данным техниче ской характеристики машин и закономерностям измене ний этих показателей в агрегате.
2. Определяют величину нормального тягового уси лия трактора Р к Р н на выбранных скоростях для данных условий. Обычно наиболее вероятное количество передач, для которых требуется находить тяговое усилие, равно двум-трем. Тяговое усилие можно принять по тяговой характеристике трактора, снятой в аналогичных почвен ных условиях. Можно принять его и по справочным таб лицам, если они составлены для условий, соответствую
щих данным. Поправку величины Р к Р н |
можно сделать, |
||
используя коэффициенты, приведенные в таблице 4. |
|
||
Нормальное |
тяговое усилие РК рн (кгс) трактора |
на |
|
данной передаче определяют по формуле: |
|
||
РкРя |
= 716,2 Д Ч Л т ' ° - G T p ( / |
+ t), |
(84) |
где /0 — передаточное число трансмиссии трактора;
109
пн—номинальная |
частота вращения коленчатого ва |
ла двигателя, |
об/мин; |
гк — радиус качения движителей, м.
3. Рассчитывают максимальную ширину захвата аг регата для полной загрузки трактора на выбранных пе редачах:
Ркр |
|
# т а х = - Т - 2 " > |
(8^) |
где kM — удельное тяговое сопротивление выбранной |
ма |
шины или орудия в данных условиях работы (его прини мают по справочным данным с учетом почвенных усло вий или по данным, полученным при динамометрировании машин в хозяйстве).
Для |
комплексного агрегата |
|
|
|
|
Втах |
= - 2 |
^ г , |
(85,а) |
где k' |
и k" — удельное |
тяговое |
сопротивление |
разнород |
ных машин, например сеялки и культиватора. Тяговое со противление сцепки Ren, которую предполагается ввести в агрегат, определяют по ее весу и величине коэффициен та сопротивления качению для данных условий.
4. Определяют необходимое количество машин пы на основе полученной максимальной ширины захвата агре
гата Вшах и конструктивной ширины Ьк выбранной |
маши |
|||||||
ны для вероятных |
двух-трех |
вариантов состава |
агрегата: |
|||||
|
|
— |
Д|Па* ~ |
Р к р " |
— |
Rcu |
|
|
"м |
|
|
, |
, |
, |
|
|
|
Конструктивная |
|
ширина |
захвата |
агрегата |
Вк |
= Ькпм. |
||
Количество машин |
пм |
округляют |
до |
целого числа |
в сто |
|||
рону уменьшения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Находят рабочее тя-говое сопротивление Rar |
(кгс) |
|||||||
по этим вариантам: |
|
|
|
|
|
|
||
для пахотного |
агрегата |
|
|
|
|
|
Rar ~ k0aBK,
для простого агрегата
Rar = kK Вк ~f- Rai,
для комплексного агрегата
* а г - [К + К) Вх + |
*«• |
110
6. Рассчитывают степень загрузки трактора и его двигателя но вариантам:
t |
#аг |
|
t |
^кРф |
|
= |
— |
. Ч р |
= ^ |
; |
|
|
|
|
|
/ V l i Pmax |
|
|
|
- |
|
#аг Ур |
|
|
|
|
2 7 0 / V P H % |
Р |
|
Далее определяют производительность и расход топ |
|||||
лива для рассчитываемых |
вариантов. |
|
|||
Сравнивая величины |
производительности и расхода |
топлива, выявляют наиболее эффективный из двух-трех вариантов состав и режим работы агрегата для данных условий. При однотипных машинах в агрегате необходи мо еще учитывать степень загрузки трактора. Наиболее целесообразным будет тот из расчетных вариантов, при
котором |
1ркр или \ N g |
ближе |
к их |
оптимальному |
зна |
|
чению. |
|
|
|
|
|
|
Правильность расчета состава агрегата и режима его |
||||||
движения |
проверяют |
по загрузке |
трактора |
при первых |
||
проходах |
в поле, о чем будет |
сказано далее. |
Если |
при |
расчетной скорости движения двигатель значительно не догружен (в результате несоответствия принятых значе ний kM, РкРн и /?Сц истинным), то проверяют возмож ность работы агрегата на следующей, большей скорости.
Наиболее общим показателем правильности комплек тования агрегата с энергетической точки зрения будет
коэффициент загрузки двигателя: |
|
|
|||
|
Ev |
= ^ |
= —^£1р |
. |
(86) |
|
" « |
Л/, н |
2 7 ( W , H r , T p |
|
|
Сравнивая количественное значение коэффициента за |
|||||
грузки |
двигателя |
с |
оптимальным |
коэффициентом |
|
l \ N |
= 1 — К а П Jr |
Ктш\, |
можно |
сделать заключение о |
правильности комплектования агрегата и выбранных скоростях движения. Чем ближе значение коэффициента загрузки двигателя к его оптимальному значению, тем выше производительность и экономичность работы агре гата.
Для более полного обоснования выбора агрегата оп ределяют его техническую производительность, погектар ный расход топлива и к. п. д.
Hi