Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

та). Когда линии тяги и движения агрегата совпадают, движение наиболее устойчиво, а «виляние» агрегата и по­ тери мощности на его преодоление наименьшие. Такое совпадение линий возможно, например, у симметричных

агрегатов. Пересечение линий

тяги и движения приводит

к перекосу, повороту рабочей

машины.

Положение линии тяги в вертикальной плоскости дол­ жно быть таким, чтобы не нарушался нормальный ход машины (например, по глубине обработки), а распреде­ ление нагрузки на ходовые колеса должно быть равно­ мерным, чтобы не увеличивалось сопротивление перека­ тыванию и не нарушалась управляемость.

Неправильное направление силы тяги в агрегате уве­ личивает тяговое сопротивление машин или орудий (у плугов до 30%), ухудшает агротехническое качество работы и способствует усиленному износу многих деталей машины.

По горизонтали линию тяги регулируют на прицепной серьге. Прицепное устройство некоторых тракторов име­ ет регулировку направления силы тяги также и по вер­ тикали. У большинства сельскохозяйственных машин направление линии тяги в вертикальной плоскости регу­ лируют их сцепным устройством.

В пахотном агрегате наиболее выгодное направление силы тяги проходит через след центра тяжести плуга (или несколько правее его), положение которого указы­ вается в заводских инструкциях или определяется экспе­ риментально.

В агрегатах с машинами, имеющими колесный ход,

наилучшим считается направление силы

тяги,

которое

вместе с действующими

активными

силами

создает

равномерное

распределение нагрузки

по

всем

колесам.

У машин,

рабочие

органы которых

приводятся в

действие от ходовых колес, направление силы тяги ре­

гулируют

с учетом нагрузки на колеса, чтобы обеспе­

чить необходимую силу сцепления с почвой.

При

комплектовании несимметричных агрегатов,

включающих жаткп, косилки и другие машины, точку прицепа на прицепной скобе трактора смещают от се­ редины в сторону расположения режущего аппарата. В результате создается момент, поворачивающий трак­ тор по часовой стрелке; он противодействует моменту, возникающему от несимметричного расположения ма­ шин.

117


Присоединение машин к сцепке. Когда определено количество машин и подобраны длины тяг, машины доставляют к месту работы. Сложный агрегат транс­ портируют, прицепляя машины последовательно (одну за другой). В таком положении он может проходить по дорогам и мостам.

Для составления сложного, например прицепного сеялочного агрегата, около рабочего участка выбира­ ют ровную площадку. На ней отцепляют машины, отъ­ единяют удлинители, а сцепку перемещают трактором вперед на 10—15 м. Первую, третью и пятую сеялки перемещают трактором поочередно в передний ряд, так чтобы между ними оставалось расстояние, примерно равное ширине захвата машины. Вторую и четвертую се­ ялки перемещают во второй ряд. Когда к сцепке при­ соединены удлинители, трактором ее подают назад до линии первого ряда машин. Снимают боковые брусья, устанавливают в нормальное положение и присоединя­

ют

машины

к сцепке. После этого

проверяют

готовность

машин и приступают к работе.

 

 

 

 

 

 

Навесные

 

и полунавесные

агрегаты

в

отличие

от

прицепных

состоят

только

из

одной

навесной

машины с

одной

главной

рамой

или

из

несколь­

ких

отдельных

секций,

монтируемых на

раму трак­

тора (самоходного

шасси)

или

на

полунавесную

сцепку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют

навесной

агрегат в

такой последова­

тельности. Сначала проверяют правильность установки

рабочих органов

на раме

навесной

машины. Прямым

или задним ходом

(в зависимости

от

типа навески) по­

дают трактор

к машине

или ее

секциям

так, чтобы

шарниры тяг

пли

замки

механизма

навески

оказались

против соответствующих соединительных замков маши­ ны. Гидравлическим механизмом при помощи рукоятки управления опускают или поднимают тяги (замки) ме­ ханизма навески и присоединяют к ним машины или орудия.

Для установки требуемой защитной зоны прн меж­ дурядной обработке и жесткого соединения навесной машины с трактором блокируют тяги механизма навес­ ки блокировочными тягами и полосами.

После присоединения машин к трактору или само­ ходному шасси в агрегате устанавливают направляю­ щие устройства. Они дают возможность обеспечивать

па


прямолинейное

(без огрехов)

движение

агрегата

по

полю и облегчают условия труда тракториста.

 

Проверка загрузки

трактора. После

составления

аг­

регата в натуре при первом рабочем ходе агрегата

(па

вспашке — при

втором

ходе)

проверяют

загрузку дви­

гателя, т.е. соответствие принятых при расчете исходных величин удельного сопротивления, тягового усилия или

мощности трактора их истинным значениям

в данных

условиях.

 

Если на тракторе имеются специальные

приборы,

загрузку двигателя (по крутящему моменту,

мощности

или частоте вращения коленчатого вала) можно прове­

рить быстро

и точно. Когда нет таких приборов,

фак­

тическую загрузку проверяют в начале работы

агрега­

та, основываясь

на

следующих

фактах.

 

 

 

1. Если при переходе с данной

(установленной

рас­

четом, принятой

ранее)

передачи

на более

высокую

двигатель

работает

нормально — он был

недогружен.

2. Если с заданной глубины переходят на большую и

двигатель

работает

нормально,

то

при работе

на

дан­

ной скорости

с

заданной

глубиной

обработки

он

был

недогружен.

В

подобных

случаях

надо

работать на

скорости, большей, чем было предусмотрено. Наруше­ ние же нормальной работы двигателя вследствие пере­ грузки на данной скорости, наоборот, требует перехо­ да на меньшую скорость.

Установка направляющих устройств агрегата. Для обеспечения прямолинейности движения, особенно у посевных агрегатов, и улучшения условий труда приме­ няют направляющие устройства — маркеры или следо­ указатели. Особенно важно пользоваться направляю­ щими устройствами при квадратно-гнездовом способе посадки и посеве культур.

Маркеры обычно применяют, когда в агрегате не­ сколько машин; следоуказатели используют с одной машиной. Для правильной установки маркера или сле­ доуказателя определяют их вылет. Схема установки маркера показана на рисунке 27.

В ы л е т

м а р к е р а X, т.е. расстояние от его

указа­

теля (или

следа) до центральной оси трактора,

может

быть определен по формуле:

 

ПУ



Рис. 27. Схема посевного агрегата и установки маркера:

/ — штанга маркера; 2 — диск; 3 — маркерная линия,

ИЛИ

 

X = (А + т) ±

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-f

,

 

 

 

 

где

В— ширина

захвата

агрегата,

равная

В — А-\-т;

 

а—расстояние

между

серединами

передних ко­

 

лес или

между

 

внутренними

краями

гусениц

 

(знак

«плюс»

соответствует

левому

маркеру,

 

знак «минус» — правому);

 

 

 

 

 

 

А—расстояние

между

крайними

рабочими орга­

 

нами агрегата;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т— ширина междурядья.

 

 

 

 

 

 

 

В ы л е т с л е д о у к а з а т е л я

С,

т.е.

расстояние от

продольной оси

трактора

 

до

следа колеса

предыдущего

прохода прицепной машины, рассчитывают по

формуле:

 

 

 

С =

В-

 

 

 

 

 

 

где

В—захват

машины;

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К—колея

машины

 

(расстояние

между

середина­

 

ми ходовых колес).

 

 

 

 

 

 

 

 

Если агрегат

 

состоит

 

из

четырех

и

более

машин,

для

уменьшения

вылета

маркера

рекомендуется

приме-