Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нять его в сочетании со следоуказателем. Вылет следо­ указателя С в таких случаях принимают равным 2,5 м, тогда длина вылета маркера Х = В—С.

В настоящее время ведутся работы по созданию автоматических устройств для вождения агрегатов. Уже имеется ряд опытных и производственных автоматичес­ ких установок. С их внедрением возрастет производи­ тельность агрегатов и облегчится труд механизаторов.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные требования к комплектованию агрегатов.

2. Чем обусловливаются экслуатационные качества агрегата?

3. Какими показателями оцениваются эксплуатационные качества сельскохозяйственных машин-орудий?

4.Из каких элементов складывается тяговое сопротивление машинорудий?

5. Как определяются удельное тяговое сопротивление машин-орудий

иего величина для основных типов машин?

6.Как находят общее сопротивление машин по их удельному со­ противлению?

7. Как рассчитывают потребную мощность для работы прицепных

и приводных машин?

8.Каково влияние скорости движения на тяговое сопротивление машин?

9. Перечислите факторы, влияющие на тяговое сопротивление плугов.

10. Каково влияние влажности почвы на тяговое сопротивление и ка­ чество работы машин?

11. Как

влияет техническое состояние машин на величину их тяго­

вого

сопротивления?

12.Как определяют коэффициент полезного действия и его количе­ ственное значение для основных типов машин-орудий?

13.Назовите основные способы снижения тягового сопротивления машин-орудий при их эксплуатации.

14. Каков порядок расчета и комплектования агрегатов?

15.От чего зависит устойчивость движения агрегата?

16.Назовите основные положения, которыми руководствуются при выборе машин для агрегата.

17.Какие факторы влияют на величину энергетического и механиче­ ского к. п. д. агрегата?

18.Чем обусловливается выбор скорости движения агрегата?

19. Как определяется фактическая и оптимальная загрузка двигате­ ля трактора?

20.При каких условиях целесообразно применять маневрирование скоростями с помощью всережимного регулятора?

21.Перечислите типы сцепок и их назначение.

22.Как влияет количество машин на эксплуатационную надежность агрегата?

23.Какие способы расчета состава агрегатов вы знаете?

24. Каков порядок расчета состава агрегата аналитическим спо­ собом?

121


25. Чем определяется количество машин-орудий в агрегате?

26.Назовите основные требования к составлению агрегатов в натуре.

27.Как проверяется степень загрузки двигателя во время работы агрегата?

28.Перечислите типы направляющих устройств.

29. Как рассчитывают вылет маркера?

Г л а в а V КИНЕМАТИКА АГРЕГАТОВ

§ 1. Основные понятия и определения

Трактор

вместе с машинами-орудиями,

выполняя

различные

сельскохозяйственные работы,

проходит за

сезон

значительный

путь — километраж,

5—10% кото­

рого составляет холостой ход.

 

 

 

 

Например, при

вспашке

площади

в 100

га трактор

«Беларусь»

делает

примерно

1050—1100 км, из них на

долю холостых ходов (заезды и повороты

по краям за­

гона)

приходится

50—80 км. Если

учесть,

что за год

трактор работает около 200 смен и движется со скоро­

стью

в среднем около 6 км/ч, то его путь за смену —

около 40

км, а за год — около 8 тыс. км, причем

на до­

лю технологических операций

(исключая транспортные

и прочие

работы)

приходится

около

5—6 тыс. км, а на

долю

холостого

движения

агрегатов — около

300—

600 км.

 

 

 

 

 

При

нерациональных способах

движения холостой

ход может превысить минимально необходимый на 40— 50%, что значительно снизит экономичность работы аг­ регата.

Кинематика агрегата изучает геометрические формы его движения.

Способом движения называется порядок циклично повторяющегося перемещения агрегата в процессе ра­ боты.

На каждой работе может быть несколько способов движения агрегата, но применять следует такой, кото­ рый при данной конструкции машин и в определенных технологических условиях дает наибольший экономиче­

ский эффект.

движения

 

 

Траектория

агрегата обычно

состоит из

прямолинейных

отрезков и поворотов вокруг некоторых

центров. Движение по

прямой (рабочий

х о д ) — г л а в ­

ный элемент кинематики

агрегата.

 


а

Рис. 28.

Схема тракторного агрегата

в

движении:

 

о — прямолинейное движение

агрегата;

б — движение'

агрегата

 

на поворотах.

 

 

 

Поворот — сложное движение по кривой с перемен­

ным радиусом

кривизны.

Отдельные

точки

агрегата

описывают свои траектории; скзрости движения этих точек изменяются в зависимости от расстояния до центра поворота.

Схематически движение агрегата по прямой и во время поворота показано на рисунке 28.

Точку О, расположенную на середине ведущей оси трактора, принято называть центром агрегата. При ус­ тановившемся движении принимается, что точка О дви­ жется на поворотах с постоянной скоростью, равной скорости поступательного движения трактора.

Длиной выезда называется расстояние / от центра агрегата до линии расположения рабочих органов. На эту длину необходимо переместить центр агрегата, что­

бы

вывести

рабочие

органы

на

линию

начала

работы.

У

агрегатов

с

навесными

машинами

длина

выезда

меньше, чем с прицепными.

 

 

 

 

 

Радиусом

поворота агрегата

называется радиус ок­

ружности, которую

описывает

центр

агрегата

при по­

вороте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильным

поворотом

агрегата

считается

такой,

при котором

все колеса машин

катятся

вперед

без бо­

ковых сдвигов. Боковые сдвиги свидетельствуют о не­ правильном расположении колес или о повороте с не-

123


допустимо малым радиусом и приводят к деформации колес, изгибу осей и поломкам. У машин с самоуста­ навливающимися ходовыми колесами допускается по­

ворот с меньшим радиусом.

 

 

 

Траектория

поворота

агрегата — кривая, состоящая

из

элементов

различной

кривизны.

Определить

наи­

меньший радиус поворота агрегата аналитически

слож­

но

в связи с большим количеством

переменных

вели­

чин, влияющих на поворот. Графический метод постро­

ения траектории поворота тоже ненадежен,

так как

и

действительности она

в

значительной мере

зависит

от

квалификации водителя и условий движения.

 

Сравнительно точно определить наименьший допус­

тимый

радиус

поворота

агрегата

можно опытным пу­

тем,

замеряя

в натуре

действительную

наименьшую

(допустимую)

траекторию

поворота.

 

 

 

 

Движение

агрегата

на

повороте можно

практичес­

ки принять за установившееся, с постоянным

радиусом

поворота, дающим

длину

дуги,

близкую

 

к действи­

тельной траектории поворота.

 

 

 

 

Минимальным радиусом поворота агрегата

называет­

ся наименьший радиус окружности, движение по кото­

рой при данных условиях допускается

конструктивны­

ми особенностями

агрегата, т. е.

происходит

без

по­

вреждений машины

или сцепки.

Он

зависит

от

наи­

меньшего радиуса поворота трактора, конструкции ма­ шин и сцепки, а также габаритов агрегата по ширине и длине. Увеличенная скорость движения, повышенная влажность или рыхлость почвы ведут к увеличению ра­ диуса поворота.

Наименьший радиус поворота Rm\n зависит и от ква­ лификации тракториста; приближенно его значение для колесного трактора можно определить по формуле:

tfmin =

I c t g a n - f « ,

(87)

где L — продольная база

трактора;

 

а п — у г о л поворота направляющих

колес;

а— половина расстояния между осями поворотных

цапф колесного

трактора.

 

Для агрегатов с большой шириной

захвата (гусенич­

ные тракторы с двумя-тремя и более сеялками, культи­ ваторами) радиус поворота при эксплуатационных расче­

тах

может быть

принят равным ширине захвата агрега­

та,

т.е. R — B.

Поворот широкозахватного агрегата с.

124


Рис. 29. Повороты на 180°:

а — петлевой; б и в — беспетлевые.

радиусом, меньшим В, может привести к поломкам при­ цепных машин (излому оси, выворачиванию спиц).

Для агрегатов с навесными машинами наименьший допустимый радиус поворота близок по величине к наи­ меньшему радиусу поворота трактора, поскольку эти ма­ шины не имеют собственного ходового аппарата.

Угол поворота агрегата может быть равен 90 и 180°. Повороты на 90° применяются при круговом (фигурном) способе движения агрегата, повороты на 180° при хо­ лостых заездах на концах загонов во время работы аг­ регата гоновым и диагональным способами.

Виды поворотов. При расстоянии между рабочими ходами, меньшем двух минимальных радиусов (x<2/?min), в случае гоновых способов движения приходится делать петлевой поворот. Длина такого поворота, как правило, больше длины беспетлевого (рис. 29).

Иногда при обработке одного участка поля приходит­ ся делать петлевые и беспетлевые повороты. Например,

при

вспашке загона всвал вначале,

когда расстояние

между рабочими ходами

меньше

2Rmin,

приходится де­

лать

петлевые

повороты.

При

последующих проходах

это

расстояние

увеличивается, и

агрегат может совер­

шать беспетлевые повороты. С увеличением ширины об­ рабатываемой полосы беспетлевой поворот будет состо­ ять из двух поворотов на 90° и прямолинейного хода, длина которого зависит от расстояния между рабочими ходами.

Длина беспетлевого поворота может быть определена п а формуле:

125

4

При определении общей длины холостого хода агре­ гата с беспетлевым поворотом к длине поворота прибав­ ляется удвоенная длина выезда 21. Тогда общая длина холостого хода

/х = / б . п + 2 / = 1,147? + * + 2/.

Отсюда следует, что длина холостого

заезда при по­

воротах агрегата зависит от расстояния

между хода­

ми х, радиуса поворота R и длины выезда агрегата /.

Петлевые повороты по форме траектории могут быть различными: средняя длина петлевого заезда при груше­

видной

форме равна примерно 6R (от 4,4/?

до 7,17?),

и при

восьмеркообразной форме — примерно

8,4R (от

7.5R до

9,2R).

 

Всреднем длина холостого пути при восьмеркообразных поворотах на 30% больше, чем при грушевидных. Поэтому повороты восьмеркой или петлевые перекрест­ ные применять не рекомендуется.

Впрактике встречаются разнообразные виды пово­ ротов (рис. 30). Они характеризуются длиной поворота, числом воздействий на органы управления движением трактора (включений и выключений бортовых фрикцио­ нов, поворотов направляющих колес) и наименьшей ши­ риной поворотной полосы.

Длина пути поворота, выраженная в радиусах, в зна­ чительной мере зависит от его формы и колеблется от 3,147? (при беспетлевом повороте) до 14,37? (при сдво-

 

Вид

 

 

На 90°

 

 

 

На 180°

 

 

 

 

беспепг Пет­

Перек­

беспет Пет­

Переп­ ОдностоСогни-Сдвосн-ВозЙра-

поворота

левой

левой

рестна левой

левой

реет» ронне- топепьнопет-тнпнет

 

 

 

1

2

петле­

ч

5

ле/плелевой

лев^й

левой

 

 

 

вой 3

Ш

7

8

 

10

Схема

 

Г

 

Я- п

 

Ч [? Р ЯР

 

поворота

 

 

 

 

йлина пита подо

1,57

1,57-3,26,6

3,14

4,14+6,36,3*9,45,15+8,31(4+11,413,2+Hi5,14*6,3

рота о радиуса.

 

Наименьшая ши­

R

2,8 R

2R

R

{1*?.,B)hlzm)R

 

2R

2R

R

рину

поворот­

 

 

ной

полосы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число сопряже­

 

2

4

2

2

Ч

- ч

3

5

Ч

Ч

нии траектории

Рис. 30. Виды поворотов тракторных агрегатов.

126