Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а П

Примерные

нормы

расхода

смазочных

материалов

 

и пускового

бензина для тракторов и других

машин

 

 

 

 

Расход,

% к основному топливу

 

Наименование

дизель­

автотрак­

универ­

трансмиссион­

пуско­

и марка машины

ного

торного

сальной

ного

автотрак­

вого

 

 

масла

масла

смазки

торного масла

бензина

Трактор:

 

4,8

0,3

0,8

 

 

 

ДТ-20,

Т-16

 

1,2

1,0

«Беларусь»

4,8

0,3

0,8

 

1,0

1,0

Т-38

 

4,8

0,3

0,8

 

1,0

1,0

Т-74, ДТ-75

5,35

0,3

0,8

 

1,0

1,0

Т-100МГС, Т-4

5,0

0,2

0,8

 

2,0

1,0

Самоходный

ком­

5,0

3,7

0,5

 

0,8

байн

 

 

3,7

 

 

 

Автомашина

 

0,5

 

0,8

Контрольные вопросы

1.Как определяются затраты труда на единицу работы при выпол­ нении механизированных работ?

2. Как зависят затраты

труда от энергетических показателей и

уровня использования

агрегатов?

3Каковы виды удельной энергоемкости процессов и в чем их раз­ личие?

4.

Каким видом удельной энергоемкости полнее

отражаются за­

 

траты механической энергии при выполнении

процесса привод­

 

ным агрегатом?

 

 

5.

Через какие показатели уровень использования

агрегатов влия­

 

ет на величину удельной энергоемкости процессов?

 

6.

Назовите пути снижения удельной энергоемкости

процессов.

7.

Из каких элементов слагается величина прямых

эксплуатаци­

 

онных затрат при использовании агрегатов?

 

 

8.Как определяется величина прямых эксплуатационных затрат, приходящихся на 1 ч работы агрегата, на 1 га обработанной или

убранной площади и на 1 ц продукции?

9.Назовите пути снижения прямых эксплуатационных затрат на работу агрегатов.

10.Как определяется расход топлива на гектар?

11.Перечислите факторы, влияющие на расход топлива.

12.Назовите пути экономии топлива при работе агрегатов.

13.Как устанавливается норма расхода смазочных материалов и пускового топлива?

14.Каково влияние качества смазки на экономичность работы агре­ гатов?

162


Г л а в а VIII

ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СОИЗМЕРЕНИЕ ПОЛЕВЫХ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ

§ 1. Понятие о технических нормах производительности агрегатов и расхода топлива

Техническое нормирование

механизированных работ,

т. е. обоснование

и внедрение

норм производительности

и расхода топлива и смазочных

материалов с

учетом

технических возможностей машин

в данных условиях, —

главное

условие

научной

организации

производства

крупного

механизированного

предприятия.

Планирова­

ние производства,

расчет

основных показателей

работы

хозяйства, организация

труда,

рациональная

техноло­

гия, определение

необходимой структуры машинно-трак­

торного

парка, потребности

в топливе невозможны без

научно обоснованных технических норм производитель­ ности агрегатов и расхода топлива.

Затраты труда и механической энергии на производ­ ство одинаковой продукции в сельском хозяйстве в зна­ чительной мере изменяются. Нередко на территории об­ ласти, района или даже совхоза и колхоза затраты тру­ да, например на обработку 1 га почвы, разнятся в пол­ тора-два раза. Эти колебания зависят от природных и производственных условий, которые влияют на тяговые качества тракторов, тяговое сопротивление машин-ору­ дий и степень использования времени смены.

Нередко агротехническое качество работ зависит от правильности установленных норм расхода топлива, на­ пример, при заниженной норме расхода тракторист вы­ нужден пахать на глубину меньше требуемой, что в ко­ нечном итоге приводит к снижению урожая сельскохо­ зяйственных культур.

Задача технического нормирования механизирован­ ных работ — устанавливать такие нормы производитель­ ности и расхода топлива для каждого состава агрегата, которые соответствуют технико-экономическим показа­ телям работы в данных естественно-производственных условиях. Нормы должны быть технически обоснованны­ ми, прогрессивными и подтверждаться передовой прак­ тикой.

Под нормой производительности понимается мини­ мальное количество работы или продукции, которое

163


должно быть выполнено в данных условиях за единицу • времени с соблюдением всех требований качества.

Норма времени — это

время, необходимое для

выпол­

нения в данных условиях

единицы работы

или

получе­

ния единицы продукции.

 

 

 

 

Норма расхода топлива

(смазочного

материала)—

это расход, необходимый

для

экономичного, надежного

и высококачественного выполнения единицы работы или получения единицы продукции.

Технически обоснованная норма производительности машинно-тракторного агрегата — это объем работы, ко­ торый должен быть выполнен за единицу времени (час, смену) в конкретных природно-производственных усло­ виях при рациональной организации труда, наиболее полном использовании технических возможностей агре­

гата, соблюдении технологии и требований

агротех­

ники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При нормировании

механизированных

полевых

ра­

бот различают чистую

часовую и часовую

производи­

тельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая

часовая

производительность — это

производи­

тельность

за

час

чистой

(основной)

работы,

в

тече­

ние которого

агрегат

непосредственно

воздействует

на

обрабатываемую почву

или

растения, придавая

им

тре­

буемые технологией физико-механические

и другие

свой­

ства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часовая

производительность — это

 

производитель­

ность за час сменного времени

с учетом

не только основ­

ных, но

вспомогательных

и

подготовительно-заключи­

тельных затрат времени, времени обслуживания агрега­ та, а также времени на отдых и личные надобности ме­ ханизаторов.

Нормативные значения часовой производительности отличаются от фактических их значений тем, что они предусматривают лишь затраты времени при рациональ­ ной организации работы, т.е. при соблюдении требова­ ний качества, правильном использовании технических возможностей машин, правильных приемах выполнения ручных элементов работы, отсутствии простоев по техни­ ческим, организационным и другим причинам и соблю­ дении правильных режимов труда и отдыха механизато­ ров. Иначе говоря, нормативная часовая производитель­ ность— это обоснованная, прогрессивная часовая техни­ ческая норма производительности агрегата.

164


Внедрение прогрессивных технических норм способ­ ствует значительному повышению производительности машинно-тракторных агрегатов, более полному исполь­ зованию техники и резервов, имеющихся в хозяйстве. За­ вышенные или заниженные нормы не стимулируют по­ вышения производительности труда.

В сельскохозяйственном производстве применяется как техническое, так и опытно-статистическое нормирова­ ние. В последнем случае норма определяется как сред­ нестатистическая, полученная в результате учета факти­ ческой производительности за определенный период. Применение среднестатистических норм не способствует правильной организации машиноиспользования и разви­ тию технического прогресса в сельском хозяйстве, так как эти нормы не учитывают закономерностей формиро­ вания рабочего времени в зависимости от различных факторов производства.

§ 2. Нормообразующие факторы на механизированных полевых работах

Условия, влияющие на производительность агрегатов и расход топлива, условно можно подразделить на есте-

ственноисторические,

агротехнические,

биологические,

организационно-технические

и

социально-экономичес­

кие.

 

условия — это тип,

 

Естественноисторические

подтип

и механический состав

почвы;

климатическое

воздейст­

вие в различные периоды сельскохозяйственных работ и соответственно этому температура воздуха, влажность почвы и убираемых культур; рельеф полей и высота над уровнем моря; размеры полей и участков, расстояние между ними, а также их особенности (конфигурация, ка­

менистость, заболоченность,

естественные препятствия

и др.).

 

Агротехнические условия

включают в себя агрофон

(предшествующую культуру и обработку), глубину обра­ ботки почвы, требования к качеству работ (допускаемая скорость обработки, способы посева, ширина междуря­ дий, нормы высева и др.).

Биологические условия — это густота и высота расте­ ний, урожайность зерна и других культур, соломистость хлебов, влажность, засоренность, полеглость и другие физико-механические свойства растений.

165


Организационно-технические условия включают в се­ бя режим и структуру рабочего дня, технологию и пра­ вила производства работ, организацию технического и технологического обслуживания агрегата, эксплуатаци­ онные показатели тракторов и сельскохозяйственных ма­ шин, правила производственной санитарии и техники бе­ зопасности.

Социально-экономические условия — это

продолжи­

тельность рабочего

дня, культурно-технический уровень

и квалификация механизаторов, дисциплина,

организа­

ция нормирования и оплаты труда.

 

Не все факторы,

влияющие на производительность

машинно-тракторных агрегатов, являются нормообразу-

ющими и учитываются при разработке норм.

 

Под нормообразующими

факторами

понимаются

лишь

объективные условия

работы: требования агротех­

ники,

физико-механические

свойства

обрабатываемых

материалов (почвы,

растений),

эксплуатационные

пока­

затели

тракторов с

учетом

зональных

условий работы,

характеристика участков полей

(размеры,

рельеф

и др.),

рациональная технология и организация работ, средний (общий) уровень квалификации, а также культурно-тех­ нический уровень развития основной массы механизато­ ров.

Индивидуальные особенности механизаторов (воз­ раст, пол, состояние здоровья, образование, стаж), а также техническое состояние конкретного трактора или другой машины к нормообразующим факторам не отно­ сятся и при расчете норм во внимание не принимаются. При установлении же норм в конкретных хозяйствах возможны временные или постоянные поправки к нор­ мам для молодых работников и женщин.

§ 3. Методы и организация технического нормирования механизированных полевых работ

Ранее (см. гл. VI) было установлено, что сменная техническая производительность машинно-тракторного агрегата может быть определена для агрегата с опреде­

ленным составом машин по ширине захвата

(98)

для

ра­

боты

приводных агрегатов и для

работы на данной

ско­

рости

независимо

от

состава

агрегата,

по

эффек­

тивной или крюковой

мощности

трактора и

удельному

тяговому сопротивлению

машин

(101, 102).

 

 

 

166