Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

агрегата, что видно из графиков тяговой

характеристики

тракторов.

 

 

Рассмотрим, из чего складывается

расход

топлива

на гектар работы, выполненной агрегатом.

 

Общий расход топлива зависит от его часового рас­

хода на каждом режиме нагрузки и от времени

работы

на них. Он включает следующие элементы: 1)

часовой

расход топлива G p (кг/ч) при рабочем ходе, умноженный на время работы в смену 7Р (ч) при данном режиме; 2) расход топлива Gx (кг/ч) при холостых заездах, ум­

ноженный

на время работы Тх с

данной

нагрузкой;

3) расход

топлива или остановках

агрегата

с работаю­

щим двигателем (во время засыпки семян, разгрузки бункера, планового технического обслуживания), равный

произведению

часового

расхода

топлива при

холостой

работе двигателя G0 па

продолжительность

работы за

смену Т0 на данном режиме.

 

 

в ы п о л н е н н о й

Р а с х о д

т о п л и в а н а 1 га

р а б о т ы равен сумме

расходов

при

разных

режимах,

разделенной на сменную производительность

(кг/га), т. е.

Q

_ ^см

Gp

+ Qx Т'х ~Ь Gp Т9

 

(115)

Р а с х о д т о п л и в а н а 1

т п р о и з в е д е н н о й

(обработанной) продукции

(кг/т)

 

 

 

G=9s*-,

.wh

где Wh — сменная производительность агрегата, т. Принимая во внимание выражение производительно-

2 7 NeH

$N

сти через мощность Wc=

е Г]т р тГ и подставляя

это значение в формулу (115), получим выражение по­ гектарного расхода топлива в зависимости от энергети­ ческих показателей агрегата и условий работы, т. е.

Q _

G e M

kM

27 Ne

l N

g %p тГ "

Количественное значение

часового расхода топлива

на рабочем ходу и холостых заездах агрегата более точ­ но можно определить по тяговой характеристике трак­ тора при данной нагрузке на крюке. Примерные значе­ ния часового расхода топлива при разных режимах за­ грузки двигателей даны в таблице 10, где наибольший

158


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 10

Примерные значения часового расхода

топлива при работе тракторов

 

 

Расход

топлива, кг/ч

 

Марка трактора

на рабочем хо­

на

холостом

при

холостой

 

ду с нагруз­

работе двига­

 

кой*, G p

 

ходу,

С х

теля, (?0

К-700

36,0—38,4

23,1—24,8

3,7 - 4, 0

Т-125

16—23,3

 

9—13,0

 

2,2

МТЗ-5М

7—8,5

4,5—6,5

 

1,2

МТЗ-50, МТЗ-52

8,5—9,6

 

5,0—7,0

 

1,2

Т-40, Т-40А

5,0—7,6

 

3,5—5,0

 

1,0

ДТ-20

2,5—3,6

 

1,7—2,2

 

0,7

Т-25

3,1—3,9

 

1,6—2,6

 

0,8

Т-16

2,5—3,3

 

1,6—2,2

 

0,7

ДТ-75, Т-74

?2—15

 

 

7—9

 

1,5

ДТ-54

10—12

 

 

6—8,5

 

1,3

Т-100

25—19,2

6,5—10

 

2,0

Т-4

17,2—20,5

8,5—10,5

 

2,2

Т-54В

8,0—9,6

 

4,5—6,0

 

1,2

Т-38М

8,5—9,6

 

4,8—6,0

 

1,1

Первые числа

соответствуют

80—85%

Л ' к р т а х ,

вторые-

часовой расход Gp соответствует нагрузке при макси­ мальной тяговой мощности трактора.

Факторы, влияющие на расход топлива. Погектар­ ный расход топлива можно выразить через удельный рас­

ход и удельное тяговое сопротивление

агрегата.

Для этого

формулу (115)

перепишем, учитывая, что

 

 

WC M = 0,1

BpvpTp.

 

Тогда G (кг/га)

выразится так:

 

 

~

10

С, -L Г, 1*- Л- Г,

 

 

 

1 p

1

p

Так как Bp

vp

270УУК Р . a

^

8,

, то форму-

 

 

 

"кр

 

'ITP

ла для определения погектарного'расхода топлива при­ мет следующий вид:

в - * - £ ( , + £ £ + ; ? £ ) - * ' > + *>

159



или

 

 

 

 

 

G = ge-^-(l+RJ,

(116)

 

 

27 Г| т р

 

где /? т =

*

^-J коэффициент увеличения

расхода

 

G p

ТР

 

топлива, учитывающий затраты его на холостой ход аг­ регата и двигателя (/?т = 0,03-^0,08).

Расход топлива (кг/га) при рабочем ходе агрегата, когда Г х = 0 и 7,0 = 0, составит:

р£е

 

 

° г а _ ^ к р 2 7

% р 2 7 '

 

 

где

gKP, ge— удельный

расход

топлива

соответственно

 

на

крюковую и эффективную л. с. ч, кг;

 

kw—удельное

Т Я Г О В О Й ' сопротивление

машин

 

или

орудий, кгс/м.

 

 

 

Из приведенных формул видно, что

расход топлива

на

гектар зависит от

условий

работы

агрегата

(типа

и состояния почвы, рельефа, площади

участков),

опре­

деляющих значения kM,

г|Тр, т.

 

 

 

С увеличением удельного сопротивления kM погектар­ ный расход топлива возрастает. На плотных почвах г|тр трактора увеличивается. На участках с большими пло­ щадями коэффициент использования времени смены т возрастает, так как меньше времени тратится на пово­ роты и заезды. С увеличением т)Тр и т погектарный рас­ ход топлива уменьшается.

Параметры и техническое состояние двигателя и трактора в целом определяют удельный расход топлива g e или gKP и к. п. д. трактора т|Тр. Чем выше к. п. д. трак­ тора и меньше удельный расход топлива, тем меньше и расход его на гектар.

Удельный расход

топлива сильно возрастает при ра­

боте со значительной

недогрузкой двигателя — при %NЕ <

<0,70^0,80.

Впроцессе длительной эксплуатации изменение регу­ лировок может привести к значительному снижению мощности двигателя и увеличению удельного расхода топлива. Чтобы исключить отрицательное влияние этих факторов, необходимо своевременно проверять техниче­ ское состояние двигателя и трактора в целом и при

необходимости проводить дополнительные регули­ ровки.

160


Контролем и правильными регулировками топливных насосов, форсунок, клапанов, регулятора, системы смаз­ ки и охлаждения двигателей поддерживают нормальные значения мощности и расхода топлива.

Техническое состояние машин-орудий тоже влияет на

удельное тяговое

сопротивление

kM, на часовой

расход

Gp и частично на

коэффициент

использования

време­

ни смены т.

 

 

 

На величинах коэффициентов т, т)Т р, производитель­ ности W и расхода топлива сказывается уровень орга­ низации использования машин — способы движения аг­ регатов, а также правильность комплектования, надле­ жащие подготовка и обслуживание их.

§ 5. Расход смазочных материалов и пускового топлива

Необходимое для работы машинно-тракторных агре­ гатов количество смазочных масел и пускового топлива устанавливают в процентном отношении к расходу ос­ новного топлива.

Например, для двигателя трактора расход масла GM

(%) может быть рассчитан, если известны сроки службы масла в картере и емкость масляной системы. Тогда

где V— емкость картера двигателя, л;

у—плотность картерного масла, кг/м3 ; t4—срок службы масла, ч;

^д — периодичность доливки масла, ч;

V„ — количество доливаемого масла между смена­ ми, л;

G— часовой расход топлива, л.

Примерные средние нормы расхода смазочных мате­ риалов и пускового бензина в процентах к основному топливу приведены в таблице 11.

Качество смазки механизмов влияет не только на экс­ плуатационную надежность и сроки службы машины, но и на экономичность работы. Применение масла, соот­ ветствующего техническим условиям, своевременная смена его или добавка в емкость машины, исправная ра­ бота механизмов системы смазки — непременное условие правильной эксплуатации машин.

11 С. Н. Хробостов

16!