Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 3
Норму расхода топлива на гектар для данного соста ва агрегата и конкретных условий работы тоже можно определить по ранее приведенной формуле (115).
Техническое нормирование механизированных поле вых работ в основном ведется двумя методами: расчет- но-аналитическим и экспериментально-аналитическим.
Расчетно-аналитический метод состоит в |
том, что ко |
|||||||
личественное |
значение |
нормообразующих |
|
параметров |
||||
kM, ^ K D m a x . Ь/е, |
1\7 к р , |
г)тр, т при определении |
нормы |
про |
||||
изводительности и Gp , |
Тр, |
Gx , Тх, |
G0 , Т0 при |
|
определении |
|||
нормы расхода топлива |
в формулах (98, |
101, |
102, |
115) |
||||
принимаются по нормативным, справочным данным. |
||||||||
Точность установления норм по этому |
методу |
зави |
||||||
сит от того, насколько |
правильно |
для данных |
условий |
работы приняты количественные значения нормообразу ющих параметров и насколько полны сами справочные материалы. Выбор справочных данных будет правиль ным лишь в том случае, если точно известны показатели условий работы агрегатов.
Поэтому расчетно-аналитический метод определения нормы производительности агрегатов применяют глав, ным образом для ориентировочного расчета и обосно вания технических норм. Им можно пользоваться лишь для установления плановых нормативных средних пока зателей области, района и хозяйства, если есть необходи мые данные для установления количественного значения нормообразующих параметров.
Экспериментально-аналитический метод состоит в том, что количественное значение нормообразующих пара метров не выбирают по справочным данным, а опреде ляют (все или часть) экспериментально при тяговых ис пытаниях агрегатов и хронометражных наблюдениях за их работой. Для установления истинного значения тяго
вой |
мощности трактора |
NKP |
и его |
рабочей |
скорости |
|
ир |
снимают |
тяговую характеристику |
в данных |
почвен |
||
ных условиях. Одновременно |
динамометрироваиием на |
|||||
ходят удельное тяговое |
сопротивление |
машины-орудия. |
||||
На |
основе |
полученных |
экспериментально тяговой мощ |
ности, скорости движения, нормального тягового усилия трактора, удельного тягового сопротивления машин и фактической ширины их захвата расчетом определяют коэффициент использования мощности £jvKp и коэффици ент использования конструктивной ширины захвата р\
Коэффициент использования времени смены т может, быть установлен хронометражными наблюдениями за работой агрегата (при условии рационального движе ния агрегата на участке и правильной организации всех процессов работы за смену).
Нормативы часового расхода топлива Gp , Gx , G0 то же определяют экспериментально при контрольных испы таниях агрегата с помощью специальных мерных бачков.
Чем точнее аппаратура, чем тщательнее определены тяговые показатели трактора, а также тяговое сопротив ление машин и чем большее число параметров найдено экспериментально в данных условиях работы, тем более обоснованные нормы производительности и расхода топ лива можно получить экспериментально-расчетным ме тодом. В зависимости от количества и вида нормообразующих параметров, определяемых опытным путем, и средств измерения технические нормы можно устано
вить |
с той или |
иной достоверностью |
одним из следую |
щих |
способов: |
прямым энергетическим, нормативным, |
|
контрольными |
испытаниями агрегата, |
хронометражны |
|
ми наблюдениями. |
|
||
Хозяйства в основном пользуются готовыми нормати |
|||
вами |
и нормами, разработанными нормативно-исследо |
вательскими организациями применительно к различным условиям работы.
В техническом нормировании очень важно не только правильно применять нормы в соответствии с действи тельными условиями работы на каждом участке поля, но и внедрять в практику рациональную организацию труда.
Для правильного использования норм необходима паспортизация всех полей, с тем чтобы по каждому из
них имелись показатели условий |
механизации |
полевых |
|||
работ |
(особенность |
почвы, |
размер участка и |
длина |
|
гона, |
рельеф, каменистость, |
конфигурация и т.д.). Пас |
|||
портизация полей |
по условиям |
использования |
машин |
особенно нужна в хозяйствах нечерноземной зоны, где
условия |
работы |
агрегатов существенно |
изменяются |
внутри |
хозяйства, |
по бригадам, отделениям |
и даже на |
одном поле. |
|
|
Важнейшие элементы научной организации труда,
обеспечивающие выполнение технических норм на меха низированных полевых работах, следующие.
1. Правильное агрегатирование и установление ско ростных режимов работы агрегатов, т. е. работа с теми
168
составами агрегатов и рабочими скоростями, которые рекомендуются в нормативных таблицах, операционной технологии и правилах производства механизированных полевых работ.
2.Борьба с простоями по техническим и организаци онным причинам (в отдельных случаях простои состав ляют 30—40% рабочего времени).
3.Сокращение затрат времени на вспомогательные
элементы производственных операций — повороты, за грузку семян и удобрений, холостые переезды и др.
4.Тщательная подготовка агрегатов и полей к рабо те, выбор правильного способа движения агрегата.
5.Соблюдение режимов труда и отдыха механизато ров, предусмотренных техническими нормативами.
Лучший метод выявления резервов повышения про изводительности машинно-тракторных агрегатов — фо тография рабочего дня и сравнение фактических и нор мативных затрат времени по всем элементам.
Наблюдаются случаи, когда готовых нормативных материалов нет, например на новую технику, или же в них не предусмотрены условия работы, имеющиеся в данном хозяйстве. Кроме того, в передовых хозяйствах внедрение новых методов работы может приводить к си стематическому значительному перевыполнению дейст вующих норм, что требует их пересмотра. В таких слу чаях хозяйство на основе фотохронометража (не менее трех смен по каждому составу агрегата) разрабатывает временные нормы производительности и расхода топ лива.
В качестве характерных выбирают такие участки по лей, значения нормообразующих факторов которых бли же к средним значениям указанных факторов для дан ной группы участков полей.
Временные нормы следует ежегодно проверять и уточнять, особенно на новую технику и технологию (по мере их освоения).
§ 4. Методика расчета сменных норм производительности, разработки нормативов времени и расхода топлива по элементам работы
Сменные нормы производительности рассчитывают
втакой последовательности.
1.Подбирают оптимальный состав агрегата и основ ную рабочую передачу трактора.
169
2.Определяют рабочую скорость и производитель ность агрегата за час чистой работы.
3.Определяют нормативы сменного времени на гек тар или на цикл по элементам.
4.Рассчитывают сменную норму производитель
ности.
Методика подбора агрегата и определения |
режимов |
||||
его работы рассмотрена ранее |
(см. гл. I V ) . |
|
|
||
Сменная норма производительности агрегата может |
|||||
быть рассчитана по значению |
ширины захвата, |
скорости |
|||
и времени чистой работы, т. е. по формуле: |
|
|
|||
|
WCM |
= 0,1 BpvpTp |
= W4 Т. |
|
|
Она |
может быть также определена по |
нормативам |
|||
времени на гектар или на цикл |
по элементам |
работы. |
|||
Все |
фактические |
затраты времени, связанные с выпол |
нением производственного задания, нормируемые. К ним не относятся простои, т. е. потери сменного времени, а также время для приема пищи.
Сменная норма производительности должна учиты вать в первую очередь те элементы, которые являются постоянной неотъемлемой частью технологической опе рации: плановое техническое обслуживание, основная работа, повороты, циклические технологические останов
ки, обслуживание |
агрегата |
в |
загоне, время |
на |
отдых |
||||
и личные надобности, прием и сдача агрегата. |
|
|
|||||||
Затраты |
времени на |
подготовительно-заключитель |
|||||||
ные операции, |
выполняемые |
не ежедневно, |
продолжи |
||||||
тельность которых |
зависит |
от |
непредвиденных |
условий |
|||||
и организации |
работ, |
при |
|
разработке |
нормативов и |
||||
норм не |
включаются |
в установленную |
сменную нор |
му производительности и должны оплачиваться от дельно.
Нормативный баланс времени смены включает в се бя: ежесменное техническое обслуживание, прием и пе
редачу агрегата Тп,3, |
основное |
Г р и вспомогательное Та |
|
время (куда |
входит |
время на повороты Т^ов плюс время |
|
циклического |
технологического |
обслуживания агрегата |
Уц.т.о плюс время внутрисменных переездов Гпер), время технического обслуживания агрегата в загоне Т0^с, время на отдых и личные надобности 7"о.л. Нормативный ба ланс времени смены представляется следующим выра жением:
i 70
Тем |
^ п . з ~Ь Тр -4- Тв |
\- 7'05С -f- T Q , Л |
— |
|
= Т'п.з ~Ь |
~Г Тпов -f- ТцшТш0 |
-f- Т^цер ~г ^обо |
~Ь Т0-л. |
(1 17) |
Внормативный баланс времени смены не включается время на холостые объезды и остановки агрегата, свя занные с каменистостью, заболоченностью или другими препятствиями (дополнительно-вспомогательное время), так как это учитывается соответствующими поправоч ными коэффициентами к нормам.
Втех случаях, когда те или иные затраты подгото вительно-заключительного времени, приходящегося на
одну смену и не включенного в нормы, в данном хозяйст ве сравнительно стабильны и неизбежны (например, пе реезды в начале и в конце смены),они могут быть учте ны непосредственно в хозяйствах в виде поправок к нор мам, установленным нормативными организациями.
В р е м я е ж е с м е н н о г о т е х н и ч е с к о г о об
с л у ж и в а н и я а г р е г а т а |
устанавливают по |
единым |
нормативам, разработанным |
Государственным |
всесо |
юзным научно-исследовательским технологическим ин ститутом ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ) и утвержденным соответствующими органами. Если таких нормативов нет, используют дан
ные наблюдений. |
|
В р е м я на о т д ы х и л и ч н ы е |
н а д о б н о с т и |
предусматривается методикой, разработанной Научноисследовательским иеститутом труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и
заработной |
платы. |
Так, на личные |
надобности устанав |
|||||
ливается 10 |
мин за |
смену, а на |
отдых |
|
при |
работе ма* |
||
шинно-тракторных |
агрегатов — в |
зависимости от факто |
||||||
ров |
утомляемости |
(физическое |
усилие, |
затрачиваемое |
||||
на |
рабочем |
месте, |
производственный |
шум, |
вибрация и |
|||
толчки, загрязненность и др.). Для |
трактористов-маши |
|||||||
нистов Т0.л |
рекомендуется от 18 до 23 |
мин за 8-часовую |
||||||
смену. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В р е м я о б с л у ж и в а н и я а г р е г а т а в з а г о н е |
|||||||
определяется непосредственно по данным |
наблюдений. |
|||||||
|
Время поворотов и заездов на загоне за |
смену зави |
||||||
сит |
от продолжительности смены, вида |
работы, состава |
агрегата, длины гона, способа и скорости движения аг регата при рабочем ходе и на поворотах. Время поворо тов в течение смены в данных условиях зависит от чне-
171