Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Норму расхода топлива на гектар для данного соста­ ва агрегата и конкретных условий работы тоже можно определить по ранее приведенной формуле (115).

Техническое нормирование механизированных поле­ вых работ в основном ведется двумя методами: расчет- но-аналитическим и экспериментально-аналитическим.

Расчетно-аналитический метод состоит в

том, что ко­

личественное

значение

нормообразующих

 

параметров

kM, ^ K D m a x . Ь/е,

1\7 к р ,

г)тр, т при определении

нормы

про­

изводительности и Gp ,

Тр,

Gx , Тх,

G0 , Т0 при

 

определении

нормы расхода топлива

в формулах (98,

101,

102,

115)

принимаются по нормативным, справочным данным.

Точность установления норм по этому

методу

зави­

сит от того, насколько

правильно

для данных

условий

работы приняты количественные значения нормообразу­ ющих параметров и насколько полны сами справочные материалы. Выбор справочных данных будет правиль­ ным лишь в том случае, если точно известны показатели условий работы агрегатов.

Поэтому расчетно-аналитический метод определения нормы производительности агрегатов применяют глав, ным образом для ориентировочного расчета и обосно­ вания технических норм. Им можно пользоваться лишь для установления плановых нормативных средних пока­ зателей области, района и хозяйства, если есть необходи­ мые данные для установления количественного значения нормообразующих параметров.

Экспериментально-аналитический метод состоит в том, что количественное значение нормообразующих пара­ метров не выбирают по справочным данным, а опреде­ ляют (все или часть) экспериментально при тяговых ис­ пытаниях агрегатов и хронометражных наблюдениях за их работой. Для установления истинного значения тяго­

вой

мощности трактора

NKP

и его

рабочей

скорости

ир

снимают

тяговую характеристику

в данных

почвен­

ных условиях. Одновременно

динамометрироваиием на­

ходят удельное тяговое

сопротивление

машины-орудия.

На

основе

полученных

экспериментально тяговой мощ­

ности, скорости движения, нормального тягового усилия трактора, удельного тягового сопротивления машин и фактической ширины их захвата расчетом определяют коэффициент использования мощности £jvKp и коэффици­ ент использования конструктивной ширины захвата р\


Коэффициент использования времени смены т может, быть установлен хронометражными наблюдениями за работой агрегата (при условии рационального движе­ ния агрегата на участке и правильной организации всех процессов работы за смену).

Нормативы часового расхода топлива Gp , Gx , G0 то­ же определяют экспериментально при контрольных испы­ таниях агрегата с помощью специальных мерных бачков.

Чем точнее аппаратура, чем тщательнее определены тяговые показатели трактора, а также тяговое сопротив­ ление машин и чем большее число параметров найдено экспериментально в данных условиях работы, тем более обоснованные нормы производительности и расхода топ­ лива можно получить экспериментально-расчетным ме­ тодом. В зависимости от количества и вида нормообразующих параметров, определяемых опытным путем, и средств измерения технические нормы можно устано­

вить

с той или

иной достоверностью

одним из следую­

щих

способов:

прямым энергетическим, нормативным,

контрольными

испытаниями агрегата,

хронометражны­

ми наблюдениями.

 

Хозяйства в основном пользуются готовыми нормати­

вами

и нормами, разработанными нормативно-исследо­

вательскими организациями применительно к различным условиям работы.

В техническом нормировании очень важно не только правильно применять нормы в соответствии с действи­ тельными условиями работы на каждом участке поля, но и внедрять в практику рациональную организацию труда.

Для правильного использования норм необходима паспортизация всех полей, с тем чтобы по каждому из

них имелись показатели условий

механизации

полевых

работ

(особенность

почвы,

размер участка и

длина

гона,

рельеф, каменистость,

конфигурация и т.д.). Пас­

портизация полей

по условиям

использования

машин

особенно нужна в хозяйствах нечерноземной зоны, где

условия

работы

агрегатов существенно

изменяются

внутри

хозяйства,

по бригадам, отделениям

и даже на

одном поле.

 

 

Важнейшие элементы научной организации труда,

обеспечивающие выполнение технических норм на меха­ низированных полевых работах, следующие.

1. Правильное агрегатирование и установление ско­ ростных режимов работы агрегатов, т. е. работа с теми

168


составами агрегатов и рабочими скоростями, которые рекомендуются в нормативных таблицах, операционной технологии и правилах производства механизированных полевых работ.

2.Борьба с простоями по техническим и организаци­ онным причинам (в отдельных случаях простои состав­ ляют 30—40% рабочего времени).

3.Сокращение затрат времени на вспомогательные

элементы производственных операций — повороты, за­ грузку семян и удобрений, холостые переезды и др.

4.Тщательная подготовка агрегатов и полей к рабо­ те, выбор правильного способа движения агрегата.

5.Соблюдение режимов труда и отдыха механизато­ ров, предусмотренных техническими нормативами.

Лучший метод выявления резервов повышения про­ изводительности машинно-тракторных агрегатов — фо­ тография рабочего дня и сравнение фактических и нор­ мативных затрат времени по всем элементам.

Наблюдаются случаи, когда готовых нормативных материалов нет, например на новую технику, или же в них не предусмотрены условия работы, имеющиеся в данном хозяйстве. Кроме того, в передовых хозяйствах внедрение новых методов работы может приводить к си­ стематическому значительному перевыполнению дейст­ вующих норм, что требует их пересмотра. В таких слу­ чаях хозяйство на основе фотохронометража (не менее трех смен по каждому составу агрегата) разрабатывает временные нормы производительности и расхода топ­ лива.

В качестве характерных выбирают такие участки по­ лей, значения нормообразующих факторов которых бли­ же к средним значениям указанных факторов для дан­ ной группы участков полей.

Временные нормы следует ежегодно проверять и уточнять, особенно на новую технику и технологию (по мере их освоения).

§ 4. Методика расчета сменных норм производительности, разработки нормативов времени и расхода топлива по элементам работы

Сменные нормы производительности рассчитывают

втакой последовательности.

1.Подбирают оптимальный состав агрегата и основ­ ную рабочую передачу трактора.

169


2.Определяют рабочую скорость и производитель­ ность агрегата за час чистой работы.

3.Определяют нормативы сменного времени на гек­ тар или на цикл по элементам.

4.Рассчитывают сменную норму производитель­

ности.

Методика подбора агрегата и определения

режимов

его работы рассмотрена ранее

(см. гл. I V ) .

 

 

Сменная норма производительности агрегата может

быть рассчитана по значению

ширины захвата,

скорости

и времени чистой работы, т. е. по формуле:

 

 

 

WCM

= 0,1 BpvpTp

= W4 Т.

 

 

Она

может быть также определена по

нормативам

времени на гектар или на цикл

по элементам

работы.

Все

фактические

затраты времени, связанные с выпол­

нением производственного задания, нормируемые. К ним не относятся простои, т. е. потери сменного времени, а также время для приема пищи.

Сменная норма производительности должна учиты­ вать в первую очередь те элементы, которые являются постоянной неотъемлемой частью технологической опе­ рации: плановое техническое обслуживание, основная работа, повороты, циклические технологические останов­

ки, обслуживание

агрегата

в

загоне, время

на

отдых

и личные надобности, прием и сдача агрегата.

 

 

Затраты

времени на

подготовительно-заключитель­

ные операции,

выполняемые

не ежедневно,

продолжи­

тельность которых

зависит

от

непредвиденных

условий

и организации

работ,

при

 

разработке

нормативов и

норм не

включаются

в установленную

сменную нор­

му производительности и должны оплачиваться от­ дельно.

Нормативный баланс времени смены включает в се­ бя: ежесменное техническое обслуживание, прием и пе­

редачу агрегата Тп,3,

основное

Г р и вспомогательное Та

время (куда

входит

время на повороты Т^ов плюс время

циклического

технологического

обслуживания агрегата

Уц.т.о плюс время внутрисменных переездов Гпер), время технического обслуживания агрегата в загоне Т0^с, время на отдых и личные надобности 7"о.л. Нормативный ба­ ланс времени смены представляется следующим выра­ жением:

i 70


Тем

^ п . з Тр -4- Тв

\- 7'05С -f- T Q , Л

 

= Т'п.з ~Ь

Тпов -f- ТцшТш0

-f- Т^цер ~г ^обо

Т0-л.

(1 17)

Внормативный баланс времени смены не включается время на холостые объезды и остановки агрегата, свя­ занные с каменистостью, заболоченностью или другими препятствиями (дополнительно-вспомогательное время), так как это учитывается соответствующими поправоч­ ными коэффициентами к нормам.

Втех случаях, когда те или иные затраты подгото­ вительно-заключительного времени, приходящегося на

одну смену и не включенного в нормы, в данном хозяйст­ ве сравнительно стабильны и неизбежны (например, пе­ реезды в начале и в конце смены),они могут быть учте­ ны непосредственно в хозяйствах в виде поправок к нор­ мам, установленным нормативными организациями.

В р е м я е ж е с м е н н о г о т е х н и ч е с к о г о об ­

с л у ж и в а н и я а г р е г а т а

устанавливают по

единым

нормативам, разработанным

Государственным

всесо­

юзным научно-исследовательским технологическим ин­ ститутом ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ) и утвержденным соответствующими органами. Если таких нормативов нет, используют дан­

ные наблюдений.

 

В р е м я на о т д ы х и л и ч н ы е

н а д о б н о с т и

предусматривается методикой, разработанной Научноисследовательским иеститутом труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и

заработной

платы.

Так, на личные

надобности устанав­

ливается 10

мин за

смену, а на

отдых

 

при

работе ма*

шинно-тракторных

агрегатов — в

зависимости от факто­

ров

утомляемости

(физическое

усилие,

затрачиваемое

на

рабочем

месте,

производственный

шум,

вибрация и

толчки, загрязненность и др.). Для

трактористов-маши­

нистов Т0.л

рекомендуется от 18 до 23

мин за 8-часовую

смену.

 

 

 

 

 

 

 

 

В р е м я о б с л у ж и в а н и я а г р е г а т а в з а г о н е

определяется непосредственно по данным

наблюдений.

 

Время поворотов и заездов на загоне за

смену зави­

сит

от продолжительности смены, вида

работы, состава

агрегата, длины гона, способа и скорости движения аг­ регата при рабочем ходе и на поворотах. Время поворо­ тов в течение смены в данных условиях зависит от чне-

171