Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ла проходов агрегата, а следовательно, от времени чис­ той работы:

Т= Т т

 

1

пов

1 р 1 пов,

 

 

 

где

Тпов— коэффициент

поворотов,

т. е. время

поворотов

в часах, приходящееся на час чистой

работы.

 

Коэффициент поворотов

при заданной длине гона L

можно определить как по данным наблюдений

непосред­

ственно, так и расчетным путем, если

известны средняя

продолжительность одного

поворота при обработке за­

гона

^пов и при обработке

поворотной

полосы

tn0B, ско­

рость vp рабочего хода агрегата, ширина Е поворотной

полосы и площадь -FKp участка

поля:

 

 

 

 

_ ^пов Ур

1

^повЕ В

Р

 

 

п о в

3,6 L

 

1800 Fcp

'

 

При длине гона более 1000 м вторым слагаемым

мож­

но пренебречь.

 

 

 

 

 

 

В р е м я

ц и к л и ч е с к и х

т е х н о л о г и ч е с к и х

о с т а н о в о к

Т ц . т . о — т ц . т . о

зависит от нормы высева

семян или внесения

удобрений,

емкости семенных

ящи­

ков и бункеров, продолжительности одной загрузки (вы­

грузки) и рабочей

скорости

движения агрегата

или

чис­

той часовой производительности

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

циклических

технологических

 

остано­

вок

(загрузки-выгрузки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— т

/

Н в н

,

 

 

 

 

Тц.т.о "~ Т з а г

(

з а г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60 V(f

 

 

 

где

4аг— время

одной

загрузки

(выгрузки),

мин;

 

 

Н в н — н о р м а

высева семян,

удобрений или норма

 

опрыскивания, ц/га

или кг/га;

 

 

 

 

W4 — чистая

часовая

производительность

агрега­

 

та, га/ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V — емкость

семенного

ящика, резервуара

опрыс­

 

кивателя

или бункера комбайна, ц или кг;

 

 

Ф—коэффициент

использования емкости.

Тпер

 

 

В р е м я в н у т р и с м е н н ы х

п е р е е з д о в

за­

висит от средней продолжительности одного переезда

taep,

включая подготовку агрегата к переезду, чистой

часовой

производительности

W4

агрегата

и средней площади

Frp

обрабатываемого

участка.

Оно

определяется

по фор­

муле:

172


f

 

/

 

 

 

 

 

1

пер

'пер р

' р-

 

 

 

 

 

 

' ср

 

 

 

 

Коэффициент Тпер

внутрисменных

переездов

 

т

=

пТпе D

/

1

4Ц^ч

 

 

Р

( пер „

 

 

 

1 пер

 

 

ер

 

 

 

 

I п

 

 

г

 

 

Нормы расхода топлива можно определять по пред­

варительно установленным

нормативам

часового

расхо­

да и затратам времени

по

элементам.

Они зависят от

тех же нормообразующих факторов, что и нормы

произ­

водительности, и потому разрабатывать те и другие

сле­

дует

параллельно

и согласованно.

При этом

следует

иметь в виду, что характер зависимости

расхода

топлива

и производительности от того или иного фактора

не оди­

наков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расход топлива

на гектар

(кг/га)

при данной произ­

водительности за смену рассчитывают по формуле:

 

Q

__ ^р Тр 4- Опов Т п о в -\- Опер Т'пер ~Т" Q Q C T Урст ~i~ GQX Урх

П 1 8^

 

 

 

 

w

см

 

 

 

 

 

 

 

где

G p , GnoB,

G n e p ,

G O C T , G O X часовой

расход

 

топлива

 

при

рабочем ходе, на поворотах,

при

переездах,

 

на остановках соответственно

при выключенных

 

и при

включенных

механизмах

агрегата,

кг/ч;

 

Т р у п о в ,

 

Тпер,

Тосг, Тох

— время работы

в течение

 

смены

при

рабочем

ходе, поворотах,

переездах,

 

остановках агрегата соответственно с выключен­

 

ными и включенными

механизмами, ч.

 

 

Значения

часового расхода

топлива

при рабочем хо­

де (под нагрузкой на основной работе)

G p определяются

нормативными организациями на основании следующего.

Н а

в с е х

т я г о в ы х

р а б о т а х — по типовой тя­

говой

характеристике в соответствии со значением тяго­

вого сопротивления машин-орудий и выбранной

рабочей

передачей трактора.

 

 

 

Н а

в с е х

р а б о т а х с п р и в о д н ы м и

а г р е ­

г а т а м и — по

приведенной тяге или по мощности дви­

гателя и его регуляторной

характеристике.

 

 

Н а в с е х

р а б о т а х с с а м о х о д н ы м и

м а ш и ­

н а м и (комбайнами)—по

регуляторной характеристике

двигателя в соответствии

с его нагрузкой,

рассчитанной

с учетом интенсивности подачи убираемой

массы и вы­

бранной скорости движения комбайна.

 

 

173


Н а р а б о т а х , н е п о д д а ю щ и х с я р а с ч е т у , — • по данным замеров расхода топлива при помощи специ­ альных топливных бачков (или расходомеров), установ­ ленных на тракторе.

Количественное значение часового

расхода топлива

на поворотах, переездах и остановках

не поддается точ­

ным расчетам и поэтому во всех случаях определяется па основе замеров при помощи специальных топливных бачков и расходомеров, устанавливаемых на тракторе.

Когда нет такого оборудования, нормы

расхода

топли­

ва

 

по указанным элементам работы

агрегата определя­

ют

 

опытным путем

(по данным суммарного замера рас­

хода

топлива и выполненной работы) или приближенны­

ми расчетами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е р.

Определить

норму

расхода

 

топлива

на

вспашке

трактором

Т-74 с

плугом 11-5-35 для следующих

условии:

глубина

вспашки — 20—22

см, удельное сопротивление — 0,50 кгс/см2 ,

влаж­

ность почвы — 20%, средняя длина гона — 500 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетом на основе тяговой характеристики трактора или по

нормативным

таблицам находим, что для данного случая

оптималь­

ное

число

корпусов

плуга

равно

5, основная

рабочая

переда­

ча—• V, рабочая

скорость — 5,8 км/ч, чистая

часовая производитель­

ность

\V4—1.12

га/ч, часовой расход топлива

на основные

 

работы

G p

 

13 кг/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональный баланс времени смены для рассматриваемого слу­

чая

при продолжительности

смены

TVм =8, 2

ч

составляет:

Г р =

=

6,27 ч; Г 1 1 О В = 0 , 8

ч; З г п е Р =

0,06 ч; Г „ , = 0,5 ч; Г о б с =

0,2 ч; Г 0 . л

=

=

0,3 ч; Гц.т.о = 0

 

(цикличных технологических

остановок

при пахо­

те нет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сменная

норма

производительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WCM

 

= W4 r p

= 1,12-6,27 ж 7 га/смену.

 

 

 

 

 

 

 

Время холостой работы двигателя при ежесменном техническом

обслуживании

составляет 10-=-12 мин = 0,17 ч, суммарное

время

ра­

боты двигателя на остановках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гост =

Тт.0

+

Г о б

с

+ Г ц . т . 0 +

Т0.л =

0,17 + 0,2 +

0 + 0 , 3

=

0,67

ч.

По данным замеров часовой расход топлива G n ou =10, 6

кг/ч; G n e p =

=

6 кг/ч; С ? о с т =

1,8 кг/ч.

 

 

 

 

топлива

на гектар:

 

 

По формуле (118) определяем норму расхода

 

 

 

Q

 

Gp Тр +

G n 0 B ТП ов + ^пер Тпер

+

G 0

C T TofT

 

 

 

 

 

 

 

 

_

'3,0-6,27 +

10,6-0,80 +

6,0 - 0,06 +

1,8-0,62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,0

 

 

 

~~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91,56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

— • — = 13,08 кг/га .

 

 

 

 

 

 

 

174


В случае повышенной влажности почвы, неровного рельефа, каменистости, сложной конфигурации участка, препятствий, большой высоты над уровнем моря прини­ маются соответствующие нормативные поправки (коэф­ фициенты) по справочным данным.

§ 5. Прямой энергетический способ нормирования

По этому

методу нормы определяют двумя

путями:

с помощью

работомера

двигателя, установленного на

тракторе; контрольным

динамометрированием

трактора

и машин-орудий.

 

 

Нормирование с помощью работомера двигателя. На данном участке поля за определенное время прибор ав­ томатически фиксирует механическую работу А й с м дви­ гателя. Разделив полученные энергетические затраты на удельную энергоемкость Ае^ данного процесса с учетом условной работы, находим нормы производительности (га/смену) и расхода топлива (кг/га) по формулам:

w

см

леу

 

 

 

 

w

см

 

 

 

Количественное значение

удельной

эффективной

энергоемкости данного

процесса Л^у и удельного сред­

него расхода топлива ge

по

с учетом условий работы аг­

регата устанавливается

 

нормативным

справочным

данным или экспериментально в начале смены с помо­ щью работомера двигателя и расходомера топлива на основе предварительного контрольного испытания дан­ ного агрегата (технически исправного) и при соблюде­ нии рациональной организации работ.

Нормирование с помощью работомера двигателя наи­ более обоснованно и менее трудоемко по сравнению с другими способами. Этот способ особенно эффективен при нормировании навесных и приводных агрегатов, где другие способы не дают возможности устанавливать ис­ тинные энергетические возможности агрегата или по­ зволяют определять их лишь косвенно со значительными погрешностями.

175


Рис.

39.

Работомер

РТД - 1:

 

; — форсунка-датчик; .2 — датчик

оборотов

(редуктор); 3 — регистратор; 4 — га-

зопроводящая трубка; 5 — счетчик работы;

6 счетчик суммарных

оборотов

двигателя;

7 — указатель

мощности.

 

Если работомеры

двигателей

одновременно

могут

служить и приборами для замера режима работы агре­ гата, техническое нормирование машинно-тракторных агрегатов становится наиболее обоснованным и доступ­ ным не только для нормативных исследовательских ор­ ганизаций, но и для колхозов и совхозов. Очень важно, что применение работомера дает возможность наиболее

реально контролировать

полноту использования

мощнос­

ти двигателя в процессе

работы и определять

наиболее

рациональные скоростные режимы движения агрегата. Это позволяет значительно повысить экономическую эф­ фективность работы агрегата.

На рисунке 39 показано устройство универсального работомера РТД-1.

Нормирование контрольным динамометрированием агрегата заключается в снятии тяговой характеристики трактора (на рабочих передачах) и динамометрировании сельскохозяйственной машины на типичном участке поля. Получив истинные энергетические нормообразующие параметры агрегата (Л/к р , vp, fe„, 6 Р ) в данных усло­ виях, на их основании рассчитывают нормы производи­ тельности, пользуясь известными формулами.

Значение коэффициента т определяют хронометра­ жем, расчетом или по справочным материалам.

176