Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 3
ла проходов агрегата, а следовательно, от времени чис той работы:
Т= Т т
|
1 |
пов |
1 р 1 пов, |
|
|
|
где |
Тпов— коэффициент |
поворотов, |
т. е. время |
поворотов |
||
в часах, приходящееся на час чистой |
работы. |
|
||||
Коэффициент поворотов |
при заданной длине гона L |
|||||
можно определить как по данным наблюдений |
непосред |
|||||
ственно, так и расчетным путем, если |
известны средняя |
|||||
продолжительность одного |
поворота при обработке за |
|||||
гона |
^пов и при обработке |
поворотной |
полосы |
tn0B, ско |
рость vp рабочего хода агрегата, ширина Е поворотной
полосы и площадь -FKp участка |
поля: |
|
|
|||
|
|
_ ^пов Ур |
1 |
^повЕ В |
Р |
|
|
п о в |
3,6 L |
|
1800 Fcp |
' |
|
При длине гона более 1000 м вторым слагаемым |
мож |
|||||
но пренебречь. |
|
|
|
|
|
|
В р е м я |
ц и к л и ч е с к и х |
т е х н о л о г и ч е с к и х |
||||
о с т а н о в о к |
Т ц . т . о — т ц . т . о 7р |
зависит от нормы высева |
||||
семян или внесения |
удобрений, |
емкости семенных |
ящи |
ков и бункеров, продолжительности одной загрузки (вы
грузки) и рабочей |
скорости |
движения агрегата |
или |
чис |
|||||||
той часовой производительности |
|
|
|
|
|
||||||
|
Коэффициент |
циклических |
технологических |
|
остано |
||||||
вок |
(загрузки-выгрузки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
— т |
— / |
Н в н |
, |
|
|
|
||
|
Тц.т.о "~ Т з а г |
( |
з а г |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
60 V(f |
|
|
|
|
где |
4аг— время |
одной |
загрузки |
(выгрузки), |
мин; |
|
|||||
|
Н в н — н о р м а |
высева семян, |
удобрений или норма |
||||||||
|
опрыскивания, ц/га |
или кг/га; |
|
|
|
||||||
|
W4 — чистая |
часовая |
производительность |
агрега |
|||||||
|
та, га/ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V — емкость |
семенного |
ящика, резервуара |
опрыс |
|||||||
|
кивателя |
или бункера комбайна, ц или кг; |
|
||||||||
|
Ф—коэффициент |
использования емкости. |
Тпер |
|
|||||||
|
В р е м я в н у т р и с м е н н ы х |
п е р е е з д о в |
за |
||||||||
висит от средней продолжительности одного переезда |
taep, |
||||||||||
включая подготовку агрегата к переезду, чистой |
часовой |
||||||||||
производительности |
W4 |
агрегата |
и средней площади |
Frp |
|||||||
обрабатываемого |
участка. |
Оно |
определяется |
по фор |
муле:
172
f |
|
/ |
|
'Г |
|
|
|
|
1 |
пер |
'пер р |
' р- |
|
|
|||
|
|
|
|
' ср |
|
|
|
|
Коэффициент Тпер |
внутрисменных |
переездов |
|
|||||
т |
= |
пТпе D |
/ |
1 |
4Ц^ч |
|
|
|
Р |
( пер „ |
|
|
|
||||
1 пер |
|
„ |
|
ер |
|
|
||
|
|
I п |
|
|
г |
|
|
|
Нормы расхода топлива можно определять по пред |
||||||||
варительно установленным |
нормативам |
часового |
расхо |
|||||
да и затратам времени |
по |
элементам. |
Они зависят от |
|||||
тех же нормообразующих факторов, что и нормы |
произ |
водительности, и потому разрабатывать те и другие |
сле |
|||||||||||
дует |
параллельно |
и согласованно. |
При этом |
следует |
||||||||
иметь в виду, что характер зависимости |
расхода |
топлива |
||||||||||
и производительности от того или иного фактора |
не оди |
|||||||||||
наков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расход топлива |
на гектар |
(кг/га) |
при данной произ |
|||||||||
водительности за смену рассчитывают по формуле: |
|
|||||||||||
Q |
__ ^р Тр 4- Опов Т п о в -\- Опер Т'пер ~Т" Q Q C T Урст ~i~ GQX Урх |
П 1 8^ |
||||||||||
|
|
|
|
w |
см |
|
|
|
|
|
|
|
где |
G p , GnoB, |
G n e p , |
G O C T , G O X — часовой |
расход |
|
топлива |
||||||
|
при |
рабочем ходе, на поворотах, |
при |
переездах, |
||||||||
|
на остановках соответственно |
при выключенных |
||||||||||
|
и при |
включенных |
механизмах |
агрегата, |
кг/ч; |
|||||||
|
Т р у п о в , |
|
Тпер, |
Тосг, Тох |
— время работы |
в течение |
||||||
|
смены |
при |
рабочем |
ходе, поворотах, |
переездах, |
|||||||
|
остановках агрегата соответственно с выключен |
|||||||||||
|
ными и включенными |
механизмами, ч. |
|
|
||||||||
Значения |
часового расхода |
топлива |
при рабочем хо |
|||||||||
де (под нагрузкой на основной работе) |
G p определяются |
нормативными организациями на основании следующего.
Н а |
в с е х |
т я г о в ы х |
р а б о т а х — по типовой тя |
||
говой |
характеристике в соответствии со значением тяго |
||||
вого сопротивления машин-орудий и выбранной |
рабочей |
||||
передачей трактора. |
|
|
|
||
Н а |
в с е х |
р а б о т а х с п р и в о д н ы м и |
а г р е |
||
г а т а м и — по |
приведенной тяге или по мощности дви |
||||
гателя и его регуляторной |
характеристике. |
|
|
||
Н а в с е х |
р а б о т а х с с а м о х о д н ы м и |
м а ш и |
|||
н а м и (комбайнами)—по |
регуляторной характеристике |
||||
двигателя в соответствии |
с его нагрузкой, |
рассчитанной |
|||
с учетом интенсивности подачи убираемой |
массы и вы |
||||
бранной скорости движения комбайна. |
|
|
173
Н а р а б о т а х , н е п о д д а ю щ и х с я р а с ч е т у , — • по данным замеров расхода топлива при помощи специ альных топливных бачков (или расходомеров), установ ленных на тракторе.
Количественное значение часового |
расхода топлива |
на поворотах, переездах и остановках |
не поддается точ |
ным расчетам и поэтому во всех случаях определяется па основе замеров при помощи специальных топливных бачков и расходомеров, устанавливаемых на тракторе.
Когда нет такого оборудования, нормы |
расхода |
топли |
|||||||||||||||||
ва |
|
по указанным элементам работы |
агрегата определя |
||||||||||||||||
ют |
|
опытным путем |
(по данным суммарного замера рас |
||||||||||||||||
хода |
топлива и выполненной работы) или приближенны |
||||||||||||||||||
ми расчетами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
П р и м е р. |
Определить |
норму |
расхода |
|
топлива |
на |
вспашке |
||||||||||
трактором |
Т-74 с |
плугом 11-5-35 для следующих |
условии: |
глубина |
|||||||||||||||
вспашки — 20—22 |
см, удельное сопротивление — 0,50 кгс/см2 , |
влаж |
|||||||||||||||||
ность почвы — 20%, средняя длина гона — 500 м. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Расчетом на основе тяговой характеристики трактора или по |
|||||||||||||||||
нормативным |
таблицам находим, что для данного случая |
оптималь |
|||||||||||||||||
ное |
число |
корпусов |
плуга |
равно |
5, основная |
рабочая |
переда |
||||||||||||
ча—• V, рабочая |
скорость — 5,8 км/ч, чистая |
часовая производитель |
|||||||||||||||||
ность |
\V4—1.12 |
га/ч, часовой расход топлива |
на основные |
|
работы |
||||||||||||||
G p |
|
— |
13 кг/ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рациональный баланс времени смены для рассматриваемого слу |
|||||||||||||||||
чая |
при продолжительности |
смены |
TVм =8, 2 |
ч |
составляет: |
Г р = |
|||||||||||||
= |
6,27 ч; Г 1 1 О В = 0 , 8 |
ч; З г п е Р = |
0,06 ч; Г „ , = 0,5 ч; Г о б с = |
0,2 ч; Г 0 . л |
= |
||||||||||||||
= |
0,3 ч; Гц.т.о = 0 |
|
(цикличных технологических |
остановок |
при пахо |
||||||||||||||
те нет). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Сменная |
норма |
производительности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
WCM |
|
= W4 r p |
= 1,12-6,27 ж 7 га/смену. |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Время холостой работы двигателя при ежесменном техническом |
|||||||||||||||||
обслуживании |
составляет 10-=-12 мин = 0,17 ч, суммарное |
время |
ра |
||||||||||||||||
боты двигателя на остановках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Гост = |
Тт.0 |
+ |
Г о б |
с |
+ Г ц . т . 0 + |
Т0.л = |
0,17 + 0,2 + |
0 + 0 , 3 |
= |
0,67 |
ч. |
||||||||
По данным замеров часовой расход топлива G n ou =10, 6 |
кг/ч; G n e p = |
||||||||||||||||||
= |
6 кг/ч; С ? о с т = |
1,8 кг/ч. |
|
|
|
|
топлива |
на гектар: |
|||||||||||
|
|
По формуле (118) определяем норму расхода |
|||||||||||||||||
|
|
|
Q |
|
Gp Тр + |
G n 0 B ТП ов + ^пер Тпер |
+ |
G 0 |
C T TofT |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
_ |
'3,0-6,27 + |
10,6-0,80 + |
6,0 - 0,06 + |
1,8-0,62 |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7,0 |
|
|
|
~~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
91,56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
— • — = 13,08 кг/га . |
|
|
|
|
|
|
|
174
В случае повышенной влажности почвы, неровного рельефа, каменистости, сложной конфигурации участка, препятствий, большой высоты над уровнем моря прини маются соответствующие нормативные поправки (коэф фициенты) по справочным данным.
§ 5. Прямой энергетический способ нормирования
По этому |
методу нормы определяют двумя |
путями: |
|
с помощью |
работомера |
двигателя, установленного на |
|
тракторе; контрольным |
динамометрированием |
трактора |
|
и машин-орудий. |
|
|
Нормирование с помощью работомера двигателя. На данном участке поля за определенное время прибор ав томатически фиксирует механическую работу А й с м дви гателя. Разделив полученные энергетические затраты на удельную энергоемкость Ае^ данного процесса с учетом условной работы, находим нормы производительности (га/смену) и расхода топлива (кг/га) по формулам:
w |
см |
леу |
|
|
|
|
|
||
w |
см |
|
|
|
Количественное значение |
удельной |
эффективной |
||
энергоемкости данного |
процесса Л^у и удельного сред |
|||
него расхода топлива ge |
по |
с учетом условий работы аг |
||
регата устанавливается |
|
нормативным |
справочным |
данным или экспериментально в начале смены с помо щью работомера двигателя и расходомера топлива на основе предварительного контрольного испытания дан ного агрегата (технически исправного) и при соблюде нии рациональной организации работ.
Нормирование с помощью работомера двигателя наи более обоснованно и менее трудоемко по сравнению с другими способами. Этот способ особенно эффективен при нормировании навесных и приводных агрегатов, где другие способы не дают возможности устанавливать ис тинные энергетические возможности агрегата или по зволяют определять их лишь косвенно со значительными погрешностями.
175
Рис. |
39. |
Работомер |
РТД - 1: |
|
|
; — форсунка-датчик; .2 — датчик |
оборотов |
(редуктор); 3 — регистратор; 4 — га- |
|||
зопроводящая трубка; 5 — счетчик работы; |
6 — счетчик суммарных |
оборотов |
|||
двигателя; |
7 — указатель |
мощности. |
|
||
Если работомеры |
двигателей |
одновременно |
могут |
служить и приборами для замера режима работы агре гата, техническое нормирование машинно-тракторных агрегатов становится наиболее обоснованным и доступ ным не только для нормативных исследовательских ор ганизаций, но и для колхозов и совхозов. Очень важно, что применение работомера дает возможность наиболее
реально контролировать |
полноту использования |
мощнос |
ти двигателя в процессе |
работы и определять |
наиболее |
рациональные скоростные режимы движения агрегата. Это позволяет значительно повысить экономическую эф фективность работы агрегата.
На рисунке 39 показано устройство универсального работомера РТД-1.
Нормирование контрольным динамометрированием агрегата заключается в снятии тяговой характеристики трактора (на рабочих передачах) и динамометрировании сельскохозяйственной машины на типичном участке поля. Получив истинные энергетические нормообразующие параметры агрегата (Л/к р , vp, fe„, 6 Р ) в данных усло виях, на их основании рассчитывают нормы производи тельности, пользуясь известными формулами.
Значение коэффициента т определяют хронометра жем, расчетом или по справочным материалам.
176