Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 6. Нормативный способ

Сущность нормативного способа технического норми­ рования состоит в том, что по нормативным таблицам на­ ходят нормы, соответствующие данным природно-хозяй- ственным условиям.

Нормативные таблицы разрабатываются научными организациями, а также опытными нормативными стан­ циями.

В качестве основной с 1961 г. принята методика тех­ нического нормирования механизированных полевых работ, разработанная ГОСНИТИ.

При составлении нормативных таблиц в качестве нормообразующих учтены следующие основные факто­ ры: агротехнические требования, удельное сопротивление кашин, тяговые свойства тракторов и самоходных ма­ шин, характеристика полей (длина гонов, площадь, рель­ еф, каменистость и др.), организация работ и обусловлен­ ный ею баланс времени смены.

Конкретные природно-хозяйственные условия исполь­ зования машин в каждом случае устанавливают на основе паспортизации полей, замера удельного со­ противления машин-орудий на характерных почвах и агрофонах, определения урожайности культур на уборочных работах, а также учета требований агро­ техники, принятой технологии и особенностей орга­ низации работ.

Вметодике ГОСНИТИ приведены таблицы нормати­ вов для многих видов работ, различных марок тракторов, сельскохозяйственных машин и орудий, а также для раз­ нообразных почвенных условий.

Втаблицах производительности и расхода топлива на обработке почвы, посеве и уходе за культурами имеются следующие данные: рекомендуемый состав агрегата, ча­ совая и сменная производительность, основная рабочая передача трактора, затраты времени на обработку одного гектара, поправочные коэффициенты на рельеф для про­ изводительности и расхода топлива. В некоторых табли­

цах даются поправочные коэффициенты на камени­ стость, неправильную конфигурацию участков полей .и изрезанность их препятствиями.

В таблице норм на уборочные работы вместо удель­ ного сопротивления машин-орудий указывается урожай­ ность хлебной или силосной массы.

12 С. IT. Хробостов

177

Количественные значения норм производительности и расхода топлива даны в таблице нормативов для различ­ ных условий работы агрегата.

П р и м е р . Требуется установить норму производительности и расхода топлива на вспашку трактором Т-74 с плугом П-5-35 при сле­ дующих условиях: заданная глубина вспашки — 20—22 см, агрофон ноля — стерня озимой пшеницы, удельное сопротивление плуга — 0,49 кгс/см2 , длина гона — 500 м.

По нормативной таблице для этих условий находим: рекомен­

дуемое

число корпусов

плуга — 5;

основная

рабочая

передача —

IV/V; чистая часовая производительность— 1,23 га/ч; производитель­

ность

при 7-часовой

смене — 6,6

га/смену;

расход

топлива —

12,5 кг/га.

 

 

 

 

К недостаткам нормирования по методике ГОСНИТИ следует отнести то, что в ней не в полной мере учтены из­ менения тяговых свойств тракторов в зависимости от поч­ венных условий. Эти показатели принимаются по типовым тяговым характеристикам тракторов, которые могут в значительной мере отличаться от истинных для конкрет­ ных почвенных условий.

Поправочные коэффициенты на агрофон, которые приводятся в нормативных таблицах, не могут в полной мере отразить особенности почвенных условий данного участка поля.

При установлении норм по этому методу для привод­ ных и навесных агрегатов получаются еще большие не­ точности, поскольку в этих случаях действительное удель­ ное сопротивление рабочих машин или потребную мощ­ ность на привод рабочих органов невозможно устано­ вить тяговым работомером-.

§ 7. Нормирование на основе хронометражных наблюдений

При нормировании на основе хронометражных наблю­ дений замеряют и регистрируют все элементы затрат вре­ мени на протяжении смены. Этот способ нормирования наиболее применим в тех случаях, когда главным нормообразующим фактором является использование времени. Хронометражные наблюдения применяются и в случае прямого энергетического или нормативного способа нор­ мирования для определения баланса времени и коэффи­ циента т, характеризующего степень использования вре­ мени.

1/S


При хронометрировании наблюдатель находится в ка­ бине трактора или около агрегата, имея на руках план­ шет с наблюдательным листом установленной формы и часы с секундной стрелкой. В течение полной смены он следит за работой агрегата, записывает рабочее время, а также время на повороты, переезды и на различные про­ стои, в начале и по окончании смены замеряет топливо и обработанную площадь и составляет сводные показатели работы агрегата.

Для получения более точных результатов наблюдений необходимо, чтобы машины были исправными, трактор работал с полной нагрузкой, участок поля был характер­ ным для хозяйства (бригады), а наблюдения проводи­ лись в течение трех смен.

Время на заводку двигателя после устранения неис­ правностей трактора или сельхозмашины также относят ко времени на устранение неисправностей.

Фактическую ширину захвата и глубину обработки или высоту среза замеряет механизатор, а хронометра­ жист проверяет их (не менее трех раз в смену) и записы­ вает в графу наблюдательного листа средним показате­ лем. Фактическую ширину захвата агрегата устанавлива­ ют замером ширины обработанного участка за 10 прохо­ дов агрегата.

Для определения количества топлива, израсходован­ ного за смену, хронометражист замеряет его уровень в баке до заправки и после заправки, а также в начале и ксгье работы Расход топлива на длительные холостые переезды не включают в расход топлива на обработку площади. Уровень топлива в баке замеряют до и после переезда.

После смены проверяют правильность записей, шиф­ руют операции, распределяют по одноименным группам, подсчитывают баланс времени и другие показатели рабо­ ты агрегата за смену.

Результаты нескольких наблюдений (не менее трех смен) по данному агрегату в аналогичных условиях за­ носят в сводную таблицу и определяют средние показа­ тели работы агрегата. Их тщательно анализируют и устанавливают норму производительности и расхода топ­ лива.

При хронометраже остаются невыясненными такие важные нормообразующие факторы, как удельное сопро­ тивление орудий, тяговая мощность и степень загрузки

12*

179


трактора и др. Кроме того, этот способ громоздок, трудо­ емок и не дает достоверных данных о взаимосвязи меж­ ду нормой производительности и нормой расхода топли­ ва. Поэтому хронометраж в большинстве случаев может быть лишь составной частью нормирования и использует­ ся для изучения баланса времени.

Хронометраж целесообразно применять для одновре­ менных наблюдений за работой нескольких агрегатов в хозяйстве, чтобы сравнить уровень организации их рабо­ ты и наметить меры по улучшению использования машин

вхозяйстве.

§8. Определение показателей, характеризующих условия использования машин

Паспортизация полей. Для любого из рассмотренных способов технического нормирования необходимы данные о природных условиях хозяйств.

Чтобы получить их, в хозяйстве проводят паспортиза­ цию полей. По каждому участку поля определяют длину гона и площадь, тип почвы и другие особенности исполь­ зования машин (рельеф, каменистость, сложность кон­ фигурации, заболоченность, закустаренность и т. д.). Показатели записывают в паспорт поля по соответству­ ющей форме.

Для паспортизации используют следующие данные: планы землепользования (схемы, карты с нанесенными границами полей, севооборотов и земельных угодий), почвенные карты, материалы почвенных обследований, карты полей и т. п.

При заполнении паспорта каждый участок или поле относят к соответствующему классу в зависимости от их длины и ширины.

Если поля изрезаны препятствиями, которые агрегату придется объезжать (овраги, валуны, кустарники, пни, опоры электролиний), в паспорте указывают площадь по­ ля (участка), на котором имеются препятствия. Степень изрезанности оценивают по площади, занятой препятст­ виями, по отношению к общей площади участка. Для это­ го установлены следующие классы изрезанное™: 5—15, 15—25, 25—35, 35—45 и 45—50%, которые указывают, какая доля площади участка занята препятствиями.

В паспорте также указывают площадь участков, име­ ющих ту или иную степень каменистости. По существую-

180

щей классификации каменистость считают слабой, когда на 1 га в пахотном горизонте и на поверхности поля име­ ется 5—20 м3 камней, средней — 20—50, сильной— более 50 м3 . Если отсутствуют данные агрохозяйственных обследований, можно временно, до их проведения, при­ нять ту или иную степень каменистости полей на основе визуальных наблюдений и опыта работы на этих полях.

В соответствии с углом склона и протяженностью уча­ стка определяют площадь участков по каждому классу угла склона.

В результате паспортизации каждого поля делают сводную ведомость средневзвешенных показателей усло­ вий использования машин в целом по бригаде, отделению или группе полей и в итоге по колхозу, совхозу.

Определение средневзвешенных показателей. Средне­ взвешенные показатели РС р- взв условий использования агрегатов для бригады, отделения или группы участков в целом по хозяйству можно рассчитать на основе данных паспортизации по формуле:

 

 

PiVi

+ P,Yt

+ . . . + Р п

Уп

 

 

 

 

 

100

 

 

где Pi,

Pii

Рп — количественные значения соответствую­

 

щего показателя условий использования машин

 

(каменистости,

угла

склона

участков

полей

 

и др.);

 

 

 

 

Yi,

Y2,

Yn — доля площади полей с соответствующи­

 

ми показателями условий использования ма­

 

шин, %•

 

 

 

 

П р и м е р .

Определить

средневзвешенное

значение

удельного

сопротивления

дерново-подзолистых

почв при вспашке стерни по от­

делению № 2 совхоза, если из них песчаные почвы занимают 20%

площади (удельное сопротивление

этих почв

&о = 0,35 кгс/см2 ),

су­

песчаные — 40%

(^о = 0,42 кгс/см2 ), легкосуглинистые— 30% (k0

=

=0,45 кгс/см2 ),

среднесуглинистые — 10% (k0

= 5Q кгс/см2 ).

 

По формуле (119) средневзвешенное значение удельного сопро­

тивления при вспашке для данного

отделения

 

 

0,35 - 20+ 0,42-40 +

0,45-30+0,50-10

 

К ср. взв =

^

;

==0.42 кгс/см*.

 

§ 9. Эксплуатационные испытания агрегатов и машин

Испытаниями машин и агрегатов в характерных при- родно-хозяйственных условиях устанавливают их основ­ ные эксплуатационные качества: надежность конструк-

181


ции, соответствие агротехническим требованиям, энерге­ тические показатели, производительность, экономичность, удобство обслуживания и управления и т. п.

Эксплуатационные показатели новых машин изучают на государственных зональных машиноиспытательных станциях (МИС).

Чтобы устанавливать технически обоснованные нор­ мы механизированных работ, на нормировочных пунктах (станциях), в колхозах и совхозах проводят тяговые ис­ пытания тракторов и особенно динамометрирование ма­ шин-орудий для определения удельного сопротивления их на типичных почвах хозяйства. Такое испытание называ­ ется контрольным динамометрированием агрегата.

Методика тяговых испытаний трактора рассмотрена в главе I I I .

Сельскохозяйственные машины испытывают в соот­ ветствии с методикой, установленной ГОСТом. Програм­ ма испытаний включает лабораторно-полевые испытания (агротехническую оценку и определение тягового сопро­ тивления или потребляемой мощности) и испытания в хо­ зяйственных условиях (длительная работа для определе­ ния надежности и срока службы машины).

Чтобы определить тяговое сопротивление или потреб­ ляемую мощность, проводят динамометрирование маши­ ны на участках с типичной почвой и агрофоном.

Динамометрирование плуга. Перед непосредствен­ ным динамометрированием проверяют исправность плу­ га, подбирают и размечают участок, подготавливают необходимую измерительную аппаратуру.

Участок выбирают по возможности ровный, харак­ терный по почве и растительному покрову (в первую оче­ редь по стерне).

Схема разметки участка поля и проведения опыта при динамометрировании плуга показана на рисунке 40.

Для

определения

удельного

сопротивления

машин-

орудий

необходимы

считающий динамометр

РТТК-АФИ

или

динамограф (в этом случае

обработка

данных

зай­

мет

больше времени), рулетка,

9 бюкс для

взятия

проб

почвы,

20 колышков

длиной 50

см, бороздомер

и

часы

с секундной стрелкой. Кроме специалиста и механиза­ тора (на тракторе), для проведения опыта требуется подсобный рабочий.

Общий вид и схема считающего динамометра РТТКАФИ показаны на рисунках 41 и 42. Основные данные

}82


 

Рис. 40. Схема динамометрированпя плуга:

 

/, 3, 5,

7 — места записи показании и включений работомера в начале

прохо­

да; 2,

4, 6, 8 — места записи показаний и выключении работомера в

конце

 

прохода.

 

Рис. 41. Считающий динамометр РТТК-АФИ с универсальным при­ водом:

/ _ передняя прицепная скоба; 2 — задняя прицепная скоба; 3 колпачок ос»

счетчика числа замеров, 4 — колпачок заднего конца приводного вала; 5 — ру­ коятка выключения суммирующего механизма; в— гибкий вал.

Рис.

42.

Упрощенная

схема

считающего

динамометра

типа

 

 

 

 

РТТК-АФИ:

 

 

1

упругий

стержень;

2 — подвижной

упор; 3—фрикцион; 4 — шатун;

5 — ось

пути с эксцентриком;

6 — счетчик пути; 7— счетчик

работы; 8 — коромысло с

собачкой; 9—нулевой

упор;

10 — ось храпового колеса; // —храповое

колесо.

его технической характеристики следующие: пределы

измерения

тягового

усилия

в эксплуатации

500—

3100

кгс,

точность

определения

статической нагрузки

± 6 0

кгс, минимальный

путь, при котором

достигается

расчетная

точность,

100 м, масса

прибора около 18 кг.

Динамометр РТТК-АФИ

состоит из датчика

тягово­

го усилия, суммирующего

(считающего)

механизма и

универсального привода

от ВОМ трактора. Он присое­

диняется

плоской прицепной скобой к трактору, а вто­

рой

скобой к прицепному орудию.

 

 

Для получения необходимой точности показаний чи­

сло

проходов с включенным

динамометром

должно быть

четным, а общий путь их на участке — не менее 2000 м. В конце каждого прохода, перед контрольной линией, рукоятку суммирующего механизма до выглубления плуга ставят в положение «Выключено».

В процессе опыта систематически, через каждые 40— 50 м, бороздомером замеряют глубину пахоты и записы­ вают в протокол динамометрирования.

184