Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 3
§ 6. Нормативный способ
Сущность нормативного способа технического норми рования состоит в том, что по нормативным таблицам на ходят нормы, соответствующие данным природно-хозяй- ственным условиям.
Нормативные таблицы разрабатываются научными организациями, а также опытными нормативными стан циями.
В качестве основной с 1961 г. принята методика тех нического нормирования механизированных полевых работ, разработанная ГОСНИТИ.
При составлении нормативных таблиц в качестве нормообразующих учтены следующие основные факто ры: агротехнические требования, удельное сопротивление кашин, тяговые свойства тракторов и самоходных ма шин, характеристика полей (длина гонов, площадь, рель еф, каменистость и др.), организация работ и обусловлен ный ею баланс времени смены.
Конкретные природно-хозяйственные условия исполь зования машин в каждом случае устанавливают на основе паспортизации полей, замера удельного со противления машин-орудий на характерных почвах и агрофонах, определения урожайности культур на уборочных работах, а также учета требований агро техники, принятой технологии и особенностей орга низации работ.
Вметодике ГОСНИТИ приведены таблицы нормати вов для многих видов работ, различных марок тракторов, сельскохозяйственных машин и орудий, а также для раз нообразных почвенных условий.
Втаблицах производительности и расхода топлива на обработке почвы, посеве и уходе за культурами имеются следующие данные: рекомендуемый состав агрегата, ча совая и сменная производительность, основная рабочая передача трактора, затраты времени на обработку одного гектара, поправочные коэффициенты на рельеф для про изводительности и расхода топлива. В некоторых табли
цах даются поправочные коэффициенты на камени стость, неправильную конфигурацию участков полей .и изрезанность их препятствиями.
В таблице норм на уборочные работы вместо удель ного сопротивления машин-орудий указывается урожай ность хлебной или силосной массы.
12 С. IT. Хробостов |
177 |
Количественные значения норм производительности и расхода топлива даны в таблице нормативов для различ ных условий работы агрегата.
П р и м е р . Требуется установить норму производительности и расхода топлива на вспашку трактором Т-74 с плугом П-5-35 при сле дующих условиях: заданная глубина вспашки — 20—22 см, агрофон ноля — стерня озимой пшеницы, удельное сопротивление плуга — 0,49 кгс/см2 , длина гона — 500 м.
По нормативной таблице для этих условий находим: рекомен
дуемое |
число корпусов |
плуга — 5; |
основная |
рабочая |
передача — |
IV/V; чистая часовая производительность— 1,23 га/ч; производитель |
|||||
ность |
при 7-часовой |
смене — 6,6 |
га/смену; |
расход |
топлива — |
12,5 кг/га. |
|
|
|
|
К недостаткам нормирования по методике ГОСНИТИ следует отнести то, что в ней не в полной мере учтены из менения тяговых свойств тракторов в зависимости от поч венных условий. Эти показатели принимаются по типовым тяговым характеристикам тракторов, которые могут в значительной мере отличаться от истинных для конкрет ных почвенных условий.
Поправочные коэффициенты на агрофон, которые приводятся в нормативных таблицах, не могут в полной мере отразить особенности почвенных условий данного участка поля.
При установлении норм по этому методу для привод ных и навесных агрегатов получаются еще большие не точности, поскольку в этих случаях действительное удель ное сопротивление рабочих машин или потребную мощ ность на привод рабочих органов невозможно устано вить тяговым работомером-.
§ 7. Нормирование на основе хронометражных наблюдений
При нормировании на основе хронометражных наблю дений замеряют и регистрируют все элементы затрат вре мени на протяжении смены. Этот способ нормирования наиболее применим в тех случаях, когда главным нормообразующим фактором является использование времени. Хронометражные наблюдения применяются и в случае прямого энергетического или нормативного способа нор мирования для определения баланса времени и коэффи циента т, характеризующего степень использования вре мени.
1/S
При хронометрировании наблюдатель находится в ка бине трактора или около агрегата, имея на руках план шет с наблюдательным листом установленной формы и часы с секундной стрелкой. В течение полной смены он следит за работой агрегата, записывает рабочее время, а также время на повороты, переезды и на различные про стои, в начале и по окончании смены замеряет топливо и обработанную площадь и составляет сводные показатели работы агрегата.
Для получения более точных результатов наблюдений необходимо, чтобы машины были исправными, трактор работал с полной нагрузкой, участок поля был характер ным для хозяйства (бригады), а наблюдения проводи лись в течение трех смен.
Время на заводку двигателя после устранения неис правностей трактора или сельхозмашины также относят ко времени на устранение неисправностей.
Фактическую ширину захвата и глубину обработки или высоту среза замеряет механизатор, а хронометра жист проверяет их (не менее трех раз в смену) и записы вает в графу наблюдательного листа средним показате лем. Фактическую ширину захвата агрегата устанавлива ют замером ширины обработанного участка за 10 прохо дов агрегата.
Для определения количества топлива, израсходован ного за смену, хронометражист замеряет его уровень в баке до заправки и после заправки, а также в начале и ксгье работы Расход топлива на длительные холостые переезды не включают в расход топлива на обработку площади. Уровень топлива в баке замеряют до и после переезда.
После смены проверяют правильность записей, шиф руют операции, распределяют по одноименным группам, подсчитывают баланс времени и другие показатели рабо ты агрегата за смену.
Результаты нескольких наблюдений (не менее трех смен) по данному агрегату в аналогичных условиях за носят в сводную таблицу и определяют средние показа тели работы агрегата. Их тщательно анализируют и устанавливают норму производительности и расхода топ лива.
При хронометраже остаются невыясненными такие важные нормообразующие факторы, как удельное сопро тивление орудий, тяговая мощность и степень загрузки
12* |
179 |
трактора и др. Кроме того, этот способ громоздок, трудо емок и не дает достоверных данных о взаимосвязи меж ду нормой производительности и нормой расхода топли ва. Поэтому хронометраж в большинстве случаев может быть лишь составной частью нормирования и использует ся для изучения баланса времени.
Хронометраж целесообразно применять для одновре менных наблюдений за работой нескольких агрегатов в хозяйстве, чтобы сравнить уровень организации их рабо ты и наметить меры по улучшению использования машин
вхозяйстве.
§8. Определение показателей, характеризующих условия использования машин
Паспортизация полей. Для любого из рассмотренных способов технического нормирования необходимы данные о природных условиях хозяйств.
Чтобы получить их, в хозяйстве проводят паспортиза цию полей. По каждому участку поля определяют длину гона и площадь, тип почвы и другие особенности исполь зования машин (рельеф, каменистость, сложность кон фигурации, заболоченность, закустаренность и т. д.). Показатели записывают в паспорт поля по соответству ющей форме.
Для паспортизации используют следующие данные: планы землепользования (схемы, карты с нанесенными границами полей, севооборотов и земельных угодий), почвенные карты, материалы почвенных обследований, карты полей и т. п.
При заполнении паспорта каждый участок или поле относят к соответствующему классу в зависимости от их длины и ширины.
Если поля изрезаны препятствиями, которые агрегату придется объезжать (овраги, валуны, кустарники, пни, опоры электролиний), в паспорте указывают площадь по ля (участка), на котором имеются препятствия. Степень изрезанности оценивают по площади, занятой препятст виями, по отношению к общей площади участка. Для это го установлены следующие классы изрезанное™: 5—15, 15—25, 25—35, 35—45 и 45—50%, которые указывают, какая доля площади участка занята препятствиями.
В паспорте также указывают площадь участков, име ющих ту или иную степень каменистости. По существую-
180
щей классификации каменистость считают слабой, когда на 1 га в пахотном горизонте и на поверхности поля име ется 5—20 м3 камней, средней — 20—50, сильной— более 50 м3 . Если отсутствуют данные агрохозяйственных обследований, можно временно, до их проведения, при нять ту или иную степень каменистости полей на основе визуальных наблюдений и опыта работы на этих полях.
В соответствии с углом склона и протяженностью уча стка определяют площадь участков по каждому классу угла склона.
В результате паспортизации каждого поля делают сводную ведомость средневзвешенных показателей усло вий использования машин в целом по бригаде, отделению или группе полей и в итоге по колхозу, совхозу.
Определение средневзвешенных показателей. Средне взвешенные показатели РС р- взв условий использования агрегатов для бригады, отделения или группы участков в целом по хозяйству можно рассчитать на основе данных паспортизации по формуле:
|
|
PiVi |
+ P,Yt |
+ . . . + Р п |
Уп |
|
|
|
|
|
100 |
|
|
где Pi, |
Pii |
Рп — количественные значения соответствую |
||||
|
щего показателя условий использования машин |
|||||
|
(каменистости, |
угла |
склона |
участков |
полей |
|
|
и др.); |
|
|
|
|
|
Yi, |
Y2, |
Yn — доля площади полей с соответствующи |
||||
|
ми показателями условий использования ма |
|||||
|
шин, %• |
|
|
|
|
|
П р и м е р . |
Определить |
средневзвешенное |
значение |
удельного |
||
сопротивления |
дерново-подзолистых |
почв при вспашке стерни по от |
делению № 2 совхоза, если из них песчаные почвы занимают 20%
площади (удельное сопротивление |
этих почв |
&о = 0,35 кгс/см2 ), |
су |
|
песчаные — 40% |
(^о = 0,42 кгс/см2 ), легкосуглинистые— 30% (k0 |
= |
||
=0,45 кгс/см2 ), |
среднесуглинистые — 10% (k0 |
= 5Q кгс/см2 ). |
|
|
По формуле (119) средневзвешенное значение удельного сопро |
||||
тивления при вспашке для данного |
отделения |
|
|
|
0,35 - 20+ 0,42-40 + |
0,45-30+0,50-10 |
|
||
К ср. взв = |
^ |
; |
==0.42 кгс/см*. |
|
§ 9. Эксплуатационные испытания агрегатов и машин
Испытаниями машин и агрегатов в характерных при- родно-хозяйственных условиях устанавливают их основ ные эксплуатационные качества: надежность конструк-
181
ции, соответствие агротехническим требованиям, энерге тические показатели, производительность, экономичность, удобство обслуживания и управления и т. п.
Эксплуатационные показатели новых машин изучают на государственных зональных машиноиспытательных станциях (МИС).
Чтобы устанавливать технически обоснованные нор мы механизированных работ, на нормировочных пунктах (станциях), в колхозах и совхозах проводят тяговые ис пытания тракторов и особенно динамометрирование ма шин-орудий для определения удельного сопротивления их на типичных почвах хозяйства. Такое испытание называ ется контрольным динамометрированием агрегата.
Методика тяговых испытаний трактора рассмотрена в главе I I I .
Сельскохозяйственные машины испытывают в соот ветствии с методикой, установленной ГОСТом. Програм ма испытаний включает лабораторно-полевые испытания (агротехническую оценку и определение тягового сопро тивления или потребляемой мощности) и испытания в хо зяйственных условиях (длительная работа для определе ния надежности и срока службы машины).
Чтобы определить тяговое сопротивление или потреб ляемую мощность, проводят динамометрирование маши ны на участках с типичной почвой и агрофоном.
Динамометрирование плуга. Перед непосредствен ным динамометрированием проверяют исправность плу га, подбирают и размечают участок, подготавливают необходимую измерительную аппаратуру.
Участок выбирают по возможности ровный, харак терный по почве и растительному покрову (в первую оче редь по стерне).
Схема разметки участка поля и проведения опыта при динамометрировании плуга показана на рисунке 40.
Для |
определения |
удельного |
сопротивления |
машин- |
|||
орудий |
необходимы |
считающий динамометр |
РТТК-АФИ |
||||
или |
динамограф (в этом случае |
обработка |
данных |
зай |
|||
мет |
больше времени), рулетка, |
9 бюкс для |
взятия |
проб |
|||
почвы, |
20 колышков |
длиной 50 |
см, бороздомер |
и |
часы |
с секундной стрелкой. Кроме специалиста и механиза тора (на тракторе), для проведения опыта требуется подсобный рабочий.
Общий вид и схема считающего динамометра РТТКАФИ показаны на рисунках 41 и 42. Основные данные
}82
|
Рис. 40. Схема динамометрированпя плуга: |
|
/, 3, 5, |
7 — места записи показании и включений работомера в начале |
прохо |
да; 2, |
4, 6, 8 — места записи показаний и выключении работомера в |
конце |
|
прохода. |
|
Рис. 41. Считающий динамометр РТТК-АФИ с универсальным при водом:
/ _ передняя прицепная скоба; 2 — задняя прицепная скоба; 3 — колпачок ос»
счетчика числа замеров, 4 — колпачок заднего конца приводного вала; 5 — ру коятка выключения суммирующего механизма; в— гибкий вал.
Рис. |
42. |
Упрощенная |
схема |
считающего |
динамометра |
типа |
|
|
|
|
|
РТТК-АФИ: |
|
|
|
1— |
упругий |
стержень; |
2 — подвижной |
упор; 3—фрикцион; 4 — шатун; |
5 — ось |
||
пути с эксцентриком; |
6 — счетчик пути; 7— счетчик |
работы; 8 — коромысло с |
|||||
собачкой; 9—нулевой |
упор; |
10 — ось храпового колеса; // —храповое |
колесо. |
его технической характеристики следующие: пределы
измерения |
тягового |
усилия |
в эксплуатации |
500— |
||||
3100 |
кгс, |
точность |
определения |
статической нагрузки |
||||
± 6 0 |
кгс, минимальный |
путь, при котором |
достигается |
|||||
расчетная |
точность, |
100 м, масса |
прибора около 18 кг. |
|||||
Динамометр РТТК-АФИ |
состоит из датчика |
тягово |
||||||
го усилия, суммирующего |
(считающего) |
механизма и |
||||||
универсального привода |
от ВОМ трактора. Он присое |
|||||||
диняется |
плоской прицепной скобой к трактору, а вто |
|||||||
рой |
скобой к прицепному орудию. |
|
|
|||||
Для получения необходимой точности показаний чи |
||||||||
сло |
проходов с включенным |
динамометром |
должно быть |
четным, а общий путь их на участке — не менее 2000 м. В конце каждого прохода, перед контрольной линией, рукоятку суммирующего механизма до выглубления плуга ставят в положение «Выключено».
В процессе опыта систематически, через каждые 40— 50 м, бороздомером замеряют глубину пахоты и записы вают в протокол динамометрирования.
184