Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а II

СИСТЕМА И ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

§1. Элементы системы технического обслуживания

иремонта машин

На основе изучения износов и опыта эксплуатации машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве нашей страны разработана и принята планово-предупредитель­ ная система технического обслуживания и ремонта ма­ шин. Она представляет собой научно обоснованную си­ стему мероприятий, обеспечивающих поддержание ма­ шин в работоспособном состоянии. В нее входят обкатка, плановые технические обслуживания, периодические ос­ мотры, ремонт и хранение. Главная цель применения этой системы — содержание машин в технически исправ­ ном состоянии, удлинение сроков работы машин и сни­ жение себестоимости механизированных работ.

Система технического обслуживания и ремонта ма­ шин называется плановой потому, что все виды обслужи­ вании и ремонтов выполняются по плану-графику после определенной наработки.

Предупредительной эта система называется потому, что включает меры, предупреждающие возникновение ускоренных износов и случайных технических неисправ­ ностей или поломок,

При обслуживании машин проводится периодическая проверка их технического состояния, а также обязатель­ ные операции по мойке, смазке и регулировке.

Элементы, составляющие систему технического об­ служивания и ремонта машин — обкатка, плановые тех­ нические обслуживания, периодические осмотры, ремонт и хранение машин, — имеют следующее назначение и со­ держание.

Обкатка технологический процесс подготовки ма­ шин к нормальной эксплуатации. Каждую новую или от­ ремонтированную машину перед пуском в эксплуатацию обкатывают, чтобы создать такие условия приработки трущихся сочленений узлов, при которых износ был бы наименьшим.

В результате правильной обкатки износ механизмов машины в последующий период уменьшается, а общий срок их службы увеличивается. Обкатку проводят по спе-

2с 5

циальному режиму в соответствии с инструкциями и ука­ заниями по машинам каждого типа.

Плановое техническое обслуживание есть комплекс

технологических операций, выполняемых

в

определен­

ной последовательности с целью достижения

высокопро­

изводительной работы, предупреждения

преждевремен­

ных износов, поломок и аварий, а также

снижения экс­

плуатационных расходов. Работать на машине, не про­ шедшей очередного технического обслуживания, запре­ щается.

Плановое техническое обслуживание (технический уход) — это основа всей системы.

Плановое техническое обслуживание обычно вклю­ чает следующие виды операций: внешний осмотр; на­ ружную очистку машин от пыли и грязи; подтяжку креп­ лений; устранение подтекания топлива, масла и воды; промывку фильтров, отстойников, баков, картеров; за­ правку топливом, водой, маслом; смазку; контрольно-ре­ гулировочные операции; безразборную проверку техни­ ческого состояния; устранение обнаруженных неисправ­ ностей.

Периодический технический осмотр представляет со­ бой определенный перечень организационно-технических операций по определению технического состояния ма­ шины. Он необходим не только для выявления техниче­ ского состояния машины, определения возможности ее эксплуатации и необходимости ремонта, но и для контро­ ля за соблюдением правил эксплуатации машин. Осмот­ ры выполняют в соответствии с инструкцией о проведе­ нии технических осмотров машинно-тракторного парка колхозов и совхозов (см. далее).

Ремонт предусматривает операции, необходимые для устранения неисправностей и восстановления работоспо­

собности машины.

 

 

 

 

 

 

В соответствии с объемом ремонтных

работ

ремонт

машин подразделяется на следующие виды.

 

 

 

Т е к у щ и й

(малый) ремонт

предусматривает

рабо­

ты по устранению случайных технических

неисправно­

стей, возникающих в процессе эксплуатации. Этот

вид

ремонта иногда

называют

эксплуатационным,

и его

не

планируют.

 

 

 

 

 

 

 

С р е д н и й

р е м о н т — такой,

при котором

по

край­

ней мере

один

основной

агрегат

машины полностью

разбирают

и ремонтируют

и в дополнение

к этому

 

всю


машину подвергают строгому контролю с необходимыми разборочно-сборочными и регулировочными работами. Средний ремонт соответствует ранее действующему пла­ новому текущему ремонту.

К а п и т а л ь н ы й — такой ремонт, при котором пол­ ностью восстанавливают работоспособность машины (трактора, комбайна, автомобиля), отдельных узлов и агрегатов в соответствии с типовой технологией и с соб­ людением технических условий на ремонт, а также обес­ печивают технический ресурс машины, приближающий­ ся к ресурсу новой.

Хранение машин включает ряд организационно-техни­ ческих мероприятий по обеспечению многолетней сох­ ранности техники, сокращению затрат на ремонт и под­ готовку машин к работе.

Машины хранят в соответствии с Правилами хране­ ния тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных ма­ шин в колхозах и совхозах (см. далее).

§ 2. Прием и обкатка машин

Прием машин. Тракторы и другие машины, поступа­ ющие в хозяйство (новые или из ремонта), должны под­ вергаться тщательному техническому осмотру, проверке комплектности узлов, деталей, запасных частей, инстру­

мента

и технической

документации. С машиной

обяза­

тельно

поставляют

упаковочную ведомость,

техничес­

кий паспорт и руководство по эксплуатации. В

случае

приема

машин на станции назначения (как в собранном,

так

и разобранном

виде) грузополучатель

осматрива­

ет и проверяет исправность груза; по документам

прове­

ряет количество мест и наличие пломб. При

недостатке

мест, порче упаковки, отсутствии пломб или

поврежде­

нии

машин грузополучатель с представителями

желез­

нодорожной станции составляет акт, по которому убытки взимают с железнодорожной администрации.

Если при неповрежденных пломбах обнаружена недо­ стача каких-либо деталей или инструмента, а также не­ исправность узлов, составляют акт на недостатки и предъявляют претензии заводу-изготовителю или ре­ монтному предприятию не позже установленных сро­ ков.

Инструмент и запасные части в ящиках проверяют по упаковочным листам,

23?


Данные из приемо-сдаточного акта тракторов и дру­ гих сложных машин заносят в технический паспорт ма­

шины.

 

 

 

 

П а с п о р т о м

м а ш и н ы

называется

документ,

в который записывают все основные показатели,

харак­

теризующие техническое состояние машины.

В

течение

всего срока эксплуатации в паспорт машины

 

заносят

данные о ежегодной ее наработке, видах и стоимости ре­ монтов, суммарные затраты на плановое техническое об­ служивание и ремонт. Паспорт хранят как документ строгой отчетности.

Прием новых машин нередко сопровождается досборкой, которую необходимо проводить, руководствуясь заводской инструкцией.

При транспортировке тракторов и других самоходных машин с железнодорожной, водной станции или аэропор­ та до усадьбы хозяйства, мастерской или до места рабо­ ты проводят обкатку на холостом ходу.

Новые комбайны транспортируют на обычных, непо­ вышенных скоростях. При перемещении машин по не­ ровному рельефу местности и особенно на крутых скло­ нах и подъемах необходимо принимать меры предосто­ рожности, предусмотренные правилами техники без­

опасности.

 

 

 

 

 

 

Машины, прибывшие в хозяйство,

по

распоряжению

главного

инженера хозяйства

направляют

на

место

хранения

или непосредственно

в бригаду

колхоза

или

отделение

совхоза.

 

 

 

 

 

Прием

отремонтированных машин

основан

на техни­

ческих условиях, утвержденных объединением «Союзсельхозтехника».

П р и е м о - с д а т о ч н ы й а к т составляют при при­ емке тракторов, комбайнов и других машин. В нем ука­ зывают основные показатели технического состояния от­

ремонтированной машины. Для

двигателей тракторов

и комбайнов в приемо-сдаточном

акте указывают сле­

дующие основные технические параметры: диаметры ци­ линдров и шеек коленчатого вала; номинальную эффек­ тивную мощность; частоту вращения коленчатого вала двигателя — нормальную, максимальную и минимальную на холостом ходу; удельный расход топлива при макси­ мальной мощности и давление масла.

Обкатка машин — важная составная часть техничес­ кого обслуживания.


Обкаткой называется процесс приработки трущихся поверхностей сопряженных деталей, проведенный по спе­ циальному режиму с целью повышения срока работы уз­ лов, и машины в целом. Загрузка машины доводится до полной постепенно при тщательной смазке и постоянном наблюдении.

Приработкой трущихся деталей на заводе еще не достигается точность прилегания их рабочих поверхно­ стей, необходимая для хорошей эксплуатации с наимень­ шими потерями на трение. Любые новые или отремонти­ рованные детали на сопряженных трущихся поверхно­ стях имеют различные микро- и макронеровности (волни­ стость, шероховатость, гребни, царапины), различные по направлению и величине. Они рассекают слой смазки, ударяются друг о друга и обламываются. Иногда сухое трение, возникающее от большого давления в местах кон­

такта

неровностей,

приводит к выкрашиванию

металла,

трение

возрастает,

повышается

температура

деталей

и слоя смазки. Если

такую пару

трущихся поверхностей

поставить сразу в условия работы с полной нагрузкой, может произойти быстрый износ, а иногда и авария.

Интенсивность процесса обкатки зависит от удельно­ го давления и относительной скорости перемещения поверхностей. С возрастанием удельного давления уве­ личиваются частота зацеплений неровностей, размеры ча­ стиц, выламывающихся при ударах и трении, а также пластические перемещения металла. Это, в свою очередь, может привести к появлению рисок и царапин. Поэтому обкатку следует начинать с наименьшего удельного дав­ ления.

Для уменьшения износа трущихся поверхностей соп­ ряженных деталей в период обкатки целесообразно да­ вать более обильную смазку и чаще менять ее.

Интенсивность обкатки зависит также от материала

трущихся

поверхностей. Например,

чугун по чугуну

и чугун по

стали прирабатываются

сравнительно мед­

ленно.

 

 

Заводы-изготовители или ремонтные предприятия проводят лишь частичную обкатку машин, поэтому ее следует продолжать в колхозах и совхозах, в полевых ус"-1 ловиях.

Для каждой машины, узла или агрегата устанавли­ вают определенные режимы обкатки, с тем чтобы умень­ шить износ деталей в период приработки.

239


Обкатка тракторов проводится по следующей схеме:

обкатка

двигателя на холостом ходу, обкатка гидравли­

ческой

системы;

обкатка трактора на холостом ходу,

обкатка

трактора

под нагрузкой. Общая продолжитель­

ность обкатки составляет 50—65 ч, в зависимости от мар­ ки трактора (режим ее точно указывается в инструкции).

О б к а т к а д в и г а т е л я н а х о л о с т о м х о д } ' длится около 15 мин: первые 5 мин при 800—900 об/мин, следующие 5 мин при 1200—1300 об/мин, последние 5 мин при максимальных оборотах холостого хода.

Во время обкатки двигатель ослушивают, проверяют показания приборов (манометров, термометров) и плот­ ность соединений трубопроводов, работу муфты сцепле­ ния, механизма включения передачи.

О б к а т к а г и д р а в л и ч е с к о й с и с т е м ы т р а ­

к т о р а

длится

25—30 мин при навешенном легком-

орудии.

Первые

10 мин обкатывают гидросистему на

средних оборотах вала двигателя, а последующие 10—

15

мин — на максимальных. При этом подъем механиз­

ма

навески должен быть плавным после

перехода рыча­

га

управления в положение «Подъем».

В положениях

«Подъем», «Опускание», «Плавающее» рукоятка должна удерживаться фиксатором. В конце рабочего хода порш­ ня рукоятка из положений «Подъем» и «Опускание» должна автоматически возвращаться в положение «Нейтральное». Во время обкатки гидросистемы следует проверить, не подтекает ли масло в системе, нет ли пода­ чи воздуха во всасывающей магистрали шестеренчатого насоса. Температура рабочей жидкости в гидросистеме

должна быть в пределах 40—50° С.

 

О б к а т к а

т р а к т о р а н а х о л о с т о м

х о д у

продолжается

около 5 ч, из них на I — IV передачах по

1 ч, на V передаче и передаче заднего хода по 0,5 ч.

Во время

обкатки

внимательно прислушиваются

к работе двигателя

и трансмиссии, наблюдают

за пра­

вильностью работы

ходовой части, рулевого управления

и электрообрудования,

повороты в обе стороны

делают

плавно. После каждого часа работы двигатель ослу­

шивают и проверяют нагрев

подшипников (на ощупь),

показания приборов.

>

О б к а т к а т р а к т о р а

п о д н а г р у з к о й прово­

дится в течение 50—54 ч вначале по рабочим передачам с нагрузкой на крюке примерно в 25%, затем с нагрузкой 50—75% от нормальной.

240