Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
Г л а в а II
СИСТЕМА И ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
§1. Элементы системы технического обслуживания
иремонта машин
На основе изучения износов и опыта эксплуатации машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве нашей страны разработана и принята планово-предупредитель ная система технического обслуживания и ремонта ма шин. Она представляет собой научно обоснованную си стему мероприятий, обеспечивающих поддержание ма шин в работоспособном состоянии. В нее входят обкатка, плановые технические обслуживания, периодические ос мотры, ремонт и хранение. Главная цель применения этой системы — содержание машин в технически исправ ном состоянии, удлинение сроков работы машин и сни жение себестоимости механизированных работ.
Система технического обслуживания и ремонта ма шин называется плановой потому, что все виды обслужи вании и ремонтов выполняются по плану-графику после определенной наработки.
Предупредительной эта система называется потому, что включает меры, предупреждающие возникновение ускоренных износов и случайных технических неисправ ностей или поломок,
При обслуживании машин проводится периодическая проверка их технического состояния, а также обязатель ные операции по мойке, смазке и регулировке.
Элементы, составляющие систему технического об служивания и ремонта машин — обкатка, плановые тех нические обслуживания, периодические осмотры, ремонт и хранение машин, — имеют следующее назначение и со держание.
Обкатка — технологический процесс подготовки ма шин к нормальной эксплуатации. Каждую новую или от ремонтированную машину перед пуском в эксплуатацию обкатывают, чтобы создать такие условия приработки трущихся сочленений узлов, при которых износ был бы наименьшим.
В результате правильной обкатки износ механизмов машины в последующий период уменьшается, а общий срок их службы увеличивается. Обкатку проводят по спе-
2с 5
циальному режиму в соответствии с инструкциями и ука заниями по машинам каждого типа.
Плановое техническое обслуживание есть комплекс
технологических операций, выполняемых |
в |
определен |
ной последовательности с целью достижения |
высокопро |
|
изводительной работы, предупреждения |
преждевремен |
|
ных износов, поломок и аварий, а также |
снижения экс |
плуатационных расходов. Работать на машине, не про шедшей очередного технического обслуживания, запре щается.
Плановое техническое обслуживание (технический уход) — это основа всей системы.
Плановое техническое обслуживание обычно вклю чает следующие виды операций: внешний осмотр; на ружную очистку машин от пыли и грязи; подтяжку креп лений; устранение подтекания топлива, масла и воды; промывку фильтров, отстойников, баков, картеров; за правку топливом, водой, маслом; смазку; контрольно-ре гулировочные операции; безразборную проверку техни ческого состояния; устранение обнаруженных неисправ ностей.
Периодический технический осмотр представляет со бой определенный перечень организационно-технических операций по определению технического состояния ма шины. Он необходим не только для выявления техниче ского состояния машины, определения возможности ее эксплуатации и необходимости ремонта, но и для контро ля за соблюдением правил эксплуатации машин. Осмот ры выполняют в соответствии с инструкцией о проведе нии технических осмотров машинно-тракторного парка колхозов и совхозов (см. далее).
Ремонт предусматривает операции, необходимые для устранения неисправностей и восстановления работоспо
собности машины. |
|
|
|
|
|
|
||
В соответствии с объемом ремонтных |
работ |
ремонт |
||||||
машин подразделяется на следующие виды. |
|
|
|
|||||
Т е к у щ и й |
(малый) ремонт |
предусматривает |
рабо |
|||||
ты по устранению случайных технических |
неисправно |
|||||||
стей, возникающих в процессе эксплуатации. Этот |
вид |
|||||||
ремонта иногда |
называют |
эксплуатационным, |
и его |
не |
||||
планируют. |
|
|
|
|
|
|
|
|
С р е д н и й |
р е м о н т — такой, |
при котором |
по |
край |
||||
ней мере |
один |
основной |
агрегат |
машины полностью |
||||
разбирают |
и ремонтируют |
и в дополнение |
к этому |
|
всю |
машину подвергают строгому контролю с необходимыми разборочно-сборочными и регулировочными работами. Средний ремонт соответствует ранее действующему пла новому текущему ремонту.
К а п и т а л ь н ы й — такой ремонт, при котором пол ностью восстанавливают работоспособность машины (трактора, комбайна, автомобиля), отдельных узлов и агрегатов в соответствии с типовой технологией и с соб людением технических условий на ремонт, а также обес печивают технический ресурс машины, приближающий ся к ресурсу новой.
Хранение машин включает ряд организационно-техни ческих мероприятий по обеспечению многолетней сох ранности техники, сокращению затрат на ремонт и под готовку машин к работе.
Машины хранят в соответствии с Правилами хране ния тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных ма шин в колхозах и совхозах (см. далее).
§ 2. Прием и обкатка машин
Прием машин. Тракторы и другие машины, поступа ющие в хозяйство (новые или из ремонта), должны под вергаться тщательному техническому осмотру, проверке комплектности узлов, деталей, запасных частей, инстру
мента |
и технической |
документации. С машиной |
обяза |
||
тельно |
поставляют |
упаковочную ведомость, |
техничес |
||
кий паспорт и руководство по эксплуатации. В |
случае |
||||
приема |
машин на станции назначения (как в собранном, |
||||
так |
и разобранном |
виде) грузополучатель |
осматрива |
||
ет и проверяет исправность груза; по документам |
прове |
||||
ряет количество мест и наличие пломб. При |
недостатке |
||||
мест, порче упаковки, отсутствии пломб или |
поврежде |
||||
нии |
машин грузополучатель с представителями |
желез |
нодорожной станции составляет акт, по которому убытки взимают с железнодорожной администрации.
Если при неповрежденных пломбах обнаружена недо стача каких-либо деталей или инструмента, а также не исправность узлов, составляют акт на недостатки и предъявляют претензии заводу-изготовителю или ре монтному предприятию не позже установленных сро ков.
Инструмент и запасные части в ящиках проверяют по упаковочным листам,
23?
Данные из приемо-сдаточного акта тракторов и дру гих сложных машин заносят в технический паспорт ма
шины. |
|
|
|
|
П а с п о р т о м |
м а ш и н ы |
называется |
документ, |
|
в который записывают все основные показатели, |
харак |
|||
теризующие техническое состояние машины. |
В |
течение |
||
всего срока эксплуатации в паспорт машины |
|
заносят |
данные о ежегодной ее наработке, видах и стоимости ре монтов, суммарные затраты на плановое техническое об служивание и ремонт. Паспорт хранят как документ строгой отчетности.
Прием новых машин нередко сопровождается досборкой, которую необходимо проводить, руководствуясь заводской инструкцией.
При транспортировке тракторов и других самоходных машин с железнодорожной, водной станции или аэропор та до усадьбы хозяйства, мастерской или до места рабо ты проводят обкатку на холостом ходу.
Новые комбайны транспортируют на обычных, непо вышенных скоростях. При перемещении машин по не ровному рельефу местности и особенно на крутых скло нах и подъемах необходимо принимать меры предосто рожности, предусмотренные правилами техники без
опасности. |
|
|
|
|
|
|
Машины, прибывшие в хозяйство, |
по |
распоряжению |
||||
главного |
инженера хозяйства |
направляют |
на |
место |
||
хранения |
или непосредственно |
в бригаду |
колхоза |
или |
||
отделение |
совхоза. |
|
|
|
|
|
Прием |
отремонтированных машин |
основан |
на техни |
ческих условиях, утвержденных объединением «Союзсельхозтехника».
П р и е м о - с д а т о ч н ы й а к т составляют при при емке тракторов, комбайнов и других машин. В нем ука зывают основные показатели технического состояния от
ремонтированной машины. Для |
двигателей тракторов |
и комбайнов в приемо-сдаточном |
акте указывают сле |
дующие основные технические параметры: диаметры ци линдров и шеек коленчатого вала; номинальную эффек тивную мощность; частоту вращения коленчатого вала двигателя — нормальную, максимальную и минимальную на холостом ходу; удельный расход топлива при макси мальной мощности и давление масла.
Обкатка машин — важная составная часть техничес кого обслуживания.
Обкаткой называется процесс приработки трущихся поверхностей сопряженных деталей, проведенный по спе циальному режиму с целью повышения срока работы уз лов, и машины в целом. Загрузка машины доводится до полной постепенно при тщательной смазке и постоянном наблюдении.
Приработкой трущихся деталей на заводе еще не достигается точность прилегания их рабочих поверхно стей, необходимая для хорошей эксплуатации с наимень шими потерями на трение. Любые новые или отремонти рованные детали на сопряженных трущихся поверхно стях имеют различные микро- и макронеровности (волни стость, шероховатость, гребни, царапины), различные по направлению и величине. Они рассекают слой смазки, ударяются друг о друга и обламываются. Иногда сухое трение, возникающее от большого давления в местах кон
такта |
неровностей, |
приводит к выкрашиванию |
металла, |
|
трение |
возрастает, |
повышается |
температура |
деталей |
и слоя смазки. Если |
такую пару |
трущихся поверхностей |
поставить сразу в условия работы с полной нагрузкой, может произойти быстрый износ, а иногда и авария.
Интенсивность процесса обкатки зависит от удельно го давления и относительной скорости перемещения поверхностей. С возрастанием удельного давления уве личиваются частота зацеплений неровностей, размеры ча стиц, выламывающихся при ударах и трении, а также пластические перемещения металла. Это, в свою очередь, может привести к появлению рисок и царапин. Поэтому обкатку следует начинать с наименьшего удельного дав ления.
Для уменьшения износа трущихся поверхностей соп ряженных деталей в период обкатки целесообразно да вать более обильную смазку и чаще менять ее.
Интенсивность обкатки зависит также от материала
трущихся |
поверхностей. Например, |
чугун по чугуну |
и чугун по |
стали прирабатываются |
сравнительно мед |
ленно. |
|
|
Заводы-изготовители или ремонтные предприятия проводят лишь частичную обкатку машин, поэтому ее следует продолжать в колхозах и совхозах, в полевых ус"-1 ловиях.
Для каждой машины, узла или агрегата устанавли вают определенные режимы обкатки, с тем чтобы умень шить износ деталей в период приработки.
239
Обкатка тракторов проводится по следующей схеме:
обкатка |
двигателя на холостом ходу, обкатка гидравли |
|
ческой |
системы; |
обкатка трактора на холостом ходу, |
обкатка |
трактора |
под нагрузкой. Общая продолжитель |
ность обкатки составляет 50—65 ч, в зависимости от мар ки трактора (режим ее точно указывается в инструкции).
О б к а т к а д в и г а т е л я н а х о л о с т о м х о д } ' длится около 15 мин: первые 5 мин при 800—900 об/мин, следующие 5 мин при 1200—1300 об/мин, последние 5 мин при максимальных оборотах холостого хода.
Во время обкатки двигатель ослушивают, проверяют показания приборов (манометров, термометров) и плот ность соединений трубопроводов, работу муфты сцепле ния, механизма включения передачи.
О б к а т к а г и д р а в л и ч е с к о й с и с т е м ы т р а
к т о р а |
длится |
25—30 мин при навешенном легком- |
орудии. |
Первые |
10 мин обкатывают гидросистему на |
средних оборотах вала двигателя, а последующие 10—
15 |
мин — на максимальных. При этом подъем механиз |
|
ма |
навески должен быть плавным после |
перехода рыча |
га |
управления в положение «Подъем». |
В положениях |
«Подъем», «Опускание», «Плавающее» рукоятка должна удерживаться фиксатором. В конце рабочего хода порш ня рукоятка из положений «Подъем» и «Опускание» должна автоматически возвращаться в положение «Нейтральное». Во время обкатки гидросистемы следует проверить, не подтекает ли масло в системе, нет ли пода чи воздуха во всасывающей магистрали шестеренчатого насоса. Температура рабочей жидкости в гидросистеме
должна быть в пределах 40—50° С. |
|
|||
О б к а т к а |
т р а к т о р а н а х о л о с т о м |
х о д у |
||
продолжается |
около 5 ч, из них на I — IV передачах по |
|||
1 ч, на V передаче и передаче заднего хода по 0,5 ч. |
||||
Во время |
обкатки |
внимательно прислушиваются |
||
к работе двигателя |
и трансмиссии, наблюдают |
за пра |
||
вильностью работы |
ходовой части, рулевого управления |
|||
и электрообрудования, |
повороты в обе стороны |
делают |
плавно. После каждого часа работы двигатель ослу
шивают и проверяют нагрев |
подшипников (на ощупь), |
показания приборов. |
> |
О б к а т к а т р а к т о р а |
п о д н а г р у з к о й прово |
дится в течение 50—54 ч вначале по рабочим передачам с нагрузкой на крюке примерно в 25%, затем с нагрузкой 50—75% от нормальной.
240