Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ложении

рычага

управления

подачей

топлива ( я х

~/2тах)-

 

 

 

 

 

Могут быть и переходные режимы работы двигателя:

разгон

агрегата,

работа с

перегрузкой

(от

точки б

до в).

 

 

 

 

 

Из графика

регуляторной

характеристики

следует,

что чем ближе коэффициент загрузки двигателя к еди­

нице, тем эффективнее его работа: полнее

используется

мощность, меньше

удельный

расход топлива.

К о э ф ф и ц и е н т о м

з а г р у з к и

д в и г а т е л я

| м называется

отношение

текущего значения крутящего

момента

AU к

номинальному

(расчетному)

Ма:

Для

получения

наивысшей эффективности работы

двигателя выгодно полностью загружать его, т. е. иметь

коэффициент загрузки, равный

единице.

Однако фактически

момент

сопротивления внешних

сил в процессе работы

агрегата

непрерывно изменяется,

п, чтобы преодолевать кратковременное повышение это­

го момента, необходимо

иметь запас крутящего момента

и

использовать свойство приспособляемости двигателя

к

перегрузкам.

 

 

При использовании

только свойства приспособляе­

мости (если допустимая загрузка двигателя равна или больше возможного кратковременного возрастания мо­ мента сопротивления) можно работать с загрузкой по значению, близкой к нормальному крутящему момен­ ту, соответствующему максимальной мощности двигате­ ля. Тогда получаются наиболее высокие технико-эконо­ мические показатели работы агрегатов.

Повышение экономичности работы двигателя при значительных недогрузках (когда по технологическим условиям нет возможности полностью его загрузить на номинальном скоростном режиме) может быть достиг­ нуто переводом недогруженного двигателя на понижен­ ную частоту вращения коленчатого вала с одновремен­ ным включением более высокой передачи для сохране­ ния требуемой скорости движения агрегата. Скоростной режим современных тракторных двигателей в этих слу­ чаях изменяют всережимным регулятором.

Регуляторная характеристика двигателя Д-50 при различных настройках всережимного регулятора пока-

32


 

Основные

показатели

 

Скоростной режим

Полный Пониженный

 

poffombi

 

 

 

 

Двигателя

пх-х

 

 

 

 

Холостой ход

 

 

пд

max' об/мин

1720

1^95

mo

 

GT,

кг/ч

\08

3,0

2,2

 

 

nPu Ne шах

 

 

 

Ngl

л с

53 7

45,8

34,7

Пд, off/мин

1670

1350

106О

 

СТ, хг/ч

10,25

8,1/0

6,25

 

де,Г/лсч

192

/83

180

 

Мн>

кгс м

г'3,0

24,3

гз,ь

де

тп

Г/ДСЧ

192

183

179

Ob/миН

_i

i

i

i

1

1

1

1

8

16

32

 

U8

56

Ме,лс.

Рис. 4. Регуляторная

характеристика

двигателя

Д-50, снятая

 

при различных

скоростных режимах.

 

3 С. II. Хробостов

33


п,

 

 

 

 

 

 

 

oS/мин

 

 

 

 

 

 

10ПГг\

—'

 

 

 

 

 

 

 

 

Оанодше показатели

 

 

 

 

 

 

 

двигателя

 

 

 

 

 

и

 

 

а) при максимальной

 

 

 

 

mo

-

мощности

\

 

 

 

 

 

Ы„=75лс.

\

 

 

 

 

 

wo

 

пн =1700 оо/яин

1

 

 

 

 

 

 

ST=t5«r/</

 

 

 

 

 

«г

 

 

де=200 г/л.с.ч.

 

 

 

 

 

м

 

П„ =316 кгсм

 

 

 

 

 

 

urn

 

bjnpu холостом ходе

 

 

 

 

 

40

 

">тах=>830о5/тт

 

 

 

 

 

32

 

"у,mw-SOO'оо/нт

 

 

 

 

 

М

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IS

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

О

 

!

*8

50

60

73

Щ,ЛО.

 

 

30

 

Рис.

5. Регуляторная характеристика

двигателя

СМД-14.

 

зама на рисунке 4, откуда видно, что при пониженной частоте вращения коленчатого вала двигатель работает более экономично, т. е. при одинаковом значении мощ­ ности Ne и крутящего момента Мк удельный расход то­ плива уменьшается с понижением скоростного режима двигателя.

При этом каждой настройке регулятора (скоростно­ му режиму) соответствует своя частота вращения, при которой кривые характеристики переходят с безрегуля-

торной

ветви на

регуляторную.

 

 

щ,од/мин де,г/элс.ч

 

 

 

кгсм

 

800

 

 

П9

 

 

700

 

 

 

60 г 1500

 

 

 

 

40 /ООО

BOO

 

 

 

 

го

20 г

500

 

 

 

 

0 •

15

400

 

 

 

 

 

10

300

 

 

 

 

 

5 •

гоо

 

 

 

 

 

0

100

ю го

зо 40 50 во

70 во эо

1_

 

 

0

too но ые,л.с.

Рис. 6. Регуляторная

характеристика

двигателя

AM-0L

34


На рисунках 5 и 6 показаны регуляторные характе­ ристики двигателей СМД-14 и АМ-01. На этих характе­ ристиках наглядно отображены закономерности измене­ ния эксплуатационных показателей двигателей в зави­ симости от режимов работы.

Для сохранения нормальных эксплуатационных свойств двигателя и поддержания его работоспособнос­ ти необходимо строго выполнять правила технического обслуживания и эксплуатации, с тем чтобы не увеличи­ вался удельный расход топлива и не снижались мощ­ ность, надежность и срок службы двигателя.

§ 3. Условия движения агрегата и трактора

Тяговый баланс трактора и агрегата. Движение и ра­ бота машинно-тракторного агрегата происходят при определенном соотношении действующих на него сил

(рис.

7).

 

Хк

 

 

 

 

 

 

 

Движущая сила

приложена

к трактору и

вызы­

вает его

движение.

Она

представляет собой

реакцию

почвы

па ведущие

колеса

в

направлении

движения

и равна по величине касательной силе тяги Як .

орудий —

Сила

сопротивления

движению

машин

и

тяговое

сопротивление R =

PKp

кр

— сила

тяги

трак­

тора) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Схема сил, действующих на гусеничный трактор при ускоренном движении на подъем.

3;


Сила сопротивления движению трактора Р/ есть следствие деформации почвы ходовым аппаратом и тре­ ния в нем.

Реакция почвы R0CH на ходовой аппарат трактора возникает под действием силы тяжести G трактора.

Силы инерции Pj появляются при неравномерном движении трактора. Результирующая сила инерции на­ правлена параллельно поверхности пути, в сторону, об­

ратную

направлению ускорения,

и

равна

произведению

массы

агрегата на ускорение:

 

 

 

 

 

 

Р /

= (М1

+ М 2 ) / ,

 

 

 

где Мх— приведенная масса

трактора;

 

 

 

Л12

— приведенная

масса

сельскохозяйственных

ма­

 

шин агрегата;

 

 

 

 

 

 

/ — ускорение агрегата.

 

Pw

 

 

 

 

Сила сопротивления

воздуха

для

тихоходных

аг­

регатов незначительна,

и ею, как

правило,

пренебрегают.

Действие сил на агрегат может быть выражено урав­

нением

его движения. Это уравнение

составляется

на

основе закона: приращение кинетической энергии равно работе действующих сил.

Силы веса трактора и реакция почвы, возникающая

под

действием этих сил, а также

реакция

между от­

дельными машинами агрегата для упрощения

в расчет

не принимаются, поскольку

при

движении

их

работа

может быть приравнена нулю.

 

 

 

У р а в н е н и е т я г о в о г о

б а л а н с а

а г р е г а т а

п р и

н е р а в н о м е р н о м

д в и ж е н и и .

По

закону

динамики приравниваем приращение кинетической энер­ гии к работе сил и получаем выражение:

Хк

P K P ± G since — Pf+

Py

= 0.

(5)

Обозначив

G sin а = РП од и Хк — Рк,

 

получим

уравне­

ние

 

 

 

 

Рк-Ркр-Р1±РиОЛ±Р,

=

0.

(5а)

Перед горизонтальной составляющей веса трактора при движении на подъем ставят знак минус, а при дви­

жении под уклон — знак плюс.

 

 

При

равномерном движении

агрегата,

когда / = 0 и

Pj—О,

выражение 5 принимает

вид:

 

 

^ к - ^ р — Р / ± ^ п о д = 0.

(6)

36