Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Петли и замки дверок кабины смазывают снаружи и изнутри. Плотно закрывают и пломбируют крышки капо­ та двигателя и дверцы кабины. Допускается хранить фа­ ры на машине, оклеив их бумагой, пропитанной предо­ хранительной смазкой.

Почвообрабатывающие машины очищают от пыли, грязи и растительных остатков; балластные ящики дис­ кового лущильника, дисковой бороны и кольчатого кат­ ка освобождают от земли. Полностью спускают воду из барабанов водоналивного катка. Очищают от остатков удобрений банки, туковысевающие аппараты, тукопроводы и подкормочные ножи культиватора-растениепитате- ля, ослабляют натяжение всех пружин. Детали с повреж­ денной окраской подкрашивают. Проводят смазку. Пос­ ле планового технического обслуживания машину устанавливают на закрепленное за ней место хранения. Прицепную машину устанавливают ходовыми колесами на подкладки, а под переднюю часть прицепа ставят под­

ставку. У навесной

машины подставки подкладывают

под опорные колеса и под раму.

Рабочие органы

прицепного плуга приподнимают в

транспортное положение, а навесного плуга и культива­ тора опускают в рабочее положение на подкладки. Ком­ плекты сменных лап и других рабочих органов хранят на складе.

Батареи дисковых лущильников, борон и катки уста­ навливают на подкладки в транспортном положении.

Звенья зубовых, лапчатых и ножевых борон отъединя­ ют от ваг и устанавливают (после покрытия зубьев и лап предохранительной смазкой) с некоторым наклоном рабочими органами внутрь или укладывают в штабель высотой не более 1 м с подкладками под нижнее звено.

При открытом хранении деревянные балластные ящи­ ки дисковых лущильников и борон, ваги зубовых, лап­ чатых и ножевых борон, приводные цепи, тукопроводы, инструмент и запасные части снимают, подготавливают к хранению и сдают на склад.

При закрытом хранении у культиватора-растениепи- тателя снимают тукопроводы, подготавливают их и уста­ навливают на место.

Режущие кромки рабочих органов, детали автомата, резьбы регулировочных винтов, шарнирные соединения и детали туковысевающих аппаратов покрывают предохра­ нительной смазкой.

306


Плотно закрывают и закрепляют проволокой крышки туковых банок культиватора-растениепитателя.

Посевные и посадочные машины готовят к хранению следующим образом: проводят плановое техническое об­ служивание; освобождают от остатков семян, клубней и удобрений семенные и туковые ящики, банки и карто­ фельные бункеры, высевающие и туковысевающие аппа­ раты, семяпроводы и тукопроводы; очищают от пыли и грязи машину; ослабляют натяжение пружин; подкра­ шивают детали с поврежденной окраской; смазывают ма­ шину, а затем устанавливают на закрепленное за ней место хранения. Рабочие органы машины опускают в ра­ бочее положение на подкладки. Маркеры поднимают в транспортное положение. Под колеса, прицеп и под раму навесной машины ставят подставки или козлы.

При открытом хранении с машины снимают, насухо вытирают, покрывают предохранительной смазкой и сда­ ют на склад приводные цепи, семяпроводы и тукопрово­ ды, мерную проволоку и отпускные колы.

При закрытом хранении с машины снимают, подго­ тавливают и устанавливают на место семяпроводы, ту­ копроводы и катушки с мерной проволокой. Отпускные колы и приводные цепи после очистки и смазки хранят возле машины.

Покрывают предохранительной смазкой сошники, де­ тали высевающих, вычерпывающих и высаживающих аппаратов, резьбу регулировочных винтов и шарнирные соединения.

Плотно закрывают крышки семенных, туковых ящи­ ков и банок и закрепляют проволокой. Запрещается в период хранения загружать семенные и туковые ящики деталями и другими предметами, чтобы не прогнулась рама.

У

картофелесажалок закрывают заслонки бункеров,

а при

открытом хранении, кроме того, бункеры закры­

вают крышками.

Уборочные машины готовят к хранению в следующем порядке: проводят плановое техническое обслуживание; очищают и подкрашивают детали с поврежденной окрас­ кой, полностью смазывают все узлы. Механизмы перед очисткой прокручивают 5—10 мин на средних оборотах двигателя, чтобы удалить продукты уборки.

Машины

для уборки и обработки зерна подвергают

дезинфекции,

чтобы предупредить распространение бо-

 

*

20*

307


лезней и вредителей сельскохозяйственных культур. Пос­ ле всех этих операций машину устанавливают на закреп­ ленное за ней место хранения. Машину с пневматически­ ми шинами, навесную машину, транспортную тележку с жаткой, молотилку и прицепной копнитель со сталь­ ными колесами устанавливают на подставки и под­ кладки.

Жатку самоходного зерноуборочного комбайна опус­ кают в крайнее нижнее положение на подкладки.

Под заднюю часть навесного копнителя зерноубороч­ ного комбайна устанавливают подставки.

Копнитель зерноуборочного комбайна при открытом хранении устанавливают с наклоном для стока дождевой воды с его дна.

Выгрузной шнек зерноуборочного комбайна перево­ дят в транспортное положение или снимают и закрепля­ ют на молотилке.

Жатку силосоуборочного комбайна поднимают в крайнее верхнее положение и вал подъемного механизма застопоривают накидной скобой. Под носок полевого де­ лителя устанавливают подкладку.

Наклонный транспортер измельченной массы силосо­ уборочного комбайна переводят в транспорное положе­ ние и закрепляют на раме. Под бункеры и сницу свекло­ уборочного комбайна устанавливают подставки.

Пружины теребильных аппаратов, сухари теребиль­ ных лап, дисковые ножи и карданные валы очищают, смазывают и сдают для хранения на склад.

При открытом способе хранения снимают, подготав­ ливают и сдают на склад: ножи, приводные, подающие и теребильные цепи, карданные валы, узлы и детали из резины и текстиля (фартуки, козырьки, полотняно-план- чатые транспортеры, рукава выгрузного шнека, полотно зерноуловителя и др.), основные и сменные решета, мяг­ кие сиденья, фары, огнетушители, инструмент и запас­ ные части.

Цепочно-планчатые, прутковые, ковшовые и скребко­ вые транспортеры после очистки и смазки снова ставят (без натяжения) на машины или сдают для хранения на склад.

Фары можно хранить на машине, если оклеить их бу­ магой, пропитанной предохранительной смазкой.

Ножи режущих аппаратов насухо вытирают, покры­ вают предохранительной смазкой и хранят на стеллаже

308

в горизонтальном положении так, чтобы они не прогиба­ лись. Можно хранить ножи, подвесив вертикально.

Детали из текстильных материалов очищают, просу­ шивают, свертывают в рулоны, обвязывают шпагатом и хранят в сухом, недоступном для грызунов месте. Руло­ ны полотняпо-планчатых транспортеров хранят в верти­ кальном положении, чтобы избежать образования скла­ док полотна.

Плотно закрывают пробки и крышки узлов моста ве­ дущих колес, рулевого управления и коробок передач. Оклеивают бумагой, покрытой предохранительной смаз­ кой, пробки и горловины топливного и масляного баков, щиток контрольных приборов.

Плотно закрывают заслонками и крышками окна вен­ тиляторов и другие люки.

При открытом хранении машины рекомендуется за­ крывать приемные, выходные отверстия и бункер щи­ тами.

При закрытом хранении с машины снимают, подго­ тавливают и устанавливают на нее или кладут возле па подкладки и подставки: подборщик, мотовило в сборе, приводные, подающие и теребильные цепи, цепочно-план­ чатые, скребковые и прутковые транспортеры, основные и сменные решета.

Двигатели, агрегаты гидравлической системы, акку­ муляторные батареи, пневматические шины, приводные цепи и ремни уборочных машин храпят, как изложено ранее.

§4. Материально-технические средства для подготовки машин к хранению

Материально-технические средства, применяемые при подготовке машин к хранению, по назначению можно подразделить на следующие группы: оборудование для мойки, очистки и смазки машин; оборудование и приспо­ собления для доставки машин к месту хранения и уста­ новки их на подставки; оборудование и инвентарь для окраски машин и покрытия предохранительными соста­ вами; материалы, применяемые для предохранения де­ талей машин от коррозии; инструмент, применяемый при подготовке к хранению; противопожарное оборудование и инвентарь.

Очищают и моют машину (при установке ее на дли­ тельное хранение) на специальной площадке с твердым

309


покрытием. Перед мойкой закрывают чехлами магнето пускового двигателя, генератор, стартер, т. е. те агрега­ ты и узлы, попадание воды на которые вредно. При очи­ стке машину моют водой и обдувают сжатым воздухом. Выполнять эти операции можно агрегатами для техни­ ческих уходов: АТУ-А, АТУ-П (АТУ-1500В), АТУ-С (АТУ-1768). Мойку проводят водовоздушной эмульсией,

при этом воду подают к

пистолету

под давлением

2 кгс/см2 , а распыливающий

воздух—10,0 кгс/см2 . На

мойку одного трактора

типа

ДТ-75 затрачивается

около

50 л воды.

 

 

 

 

Для мойки машин

успешно также

применяют

моеч­

ную установку П-3/20 (стационарную или устанавливае­ мую в автопередвижной мастерской ГОСНИТИ-2). На­ сос этой установки создает давление моющей струи до 20 кгс/см2 . Воду можно забирать из водопровода, колод­ ца, водоема или из цистерны с водой. Иногда для мойки машин используют заправочные агрегаты МЗ-3904 и МЗ-3905Т.

Для удаления старых масел и смазок, промывки по­ лостей, в которых они находятся, и заполнения их свежи­ ми маслами и смазками применяются агрегаты АТУ-А, АТУ-П (АТУ-1500В), АТУ-С (АТУ-1768), МЗ-3904 и МЗ-3905Т.

Для очистки поверхности от ржавчины, жировых пятен, старой поврежденной окраски используют пнев­ матическую сверлильную машину с металлической щет­ кой или наждачным кругом вместо сверла.

Окрасочные работы. Краску лучше н аносить распы­ лителем, используя специальный окрасочный агрегат О-ЗО (рис. 70), который состоит из компрессора 1, пи-

столета-распылителя 6, бач­

 

 

 

 

 

 

 

ка

2

для

краски, маслово-

 

 

 

 

 

 

 

доотделителя 7 и воздушных

 

 

 

 

 

 

 

шлангов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

выполнения

окра­

 

 

 

 

 

 

 

сочных

работ

небольшого

 

 

 

 

 

 

 

объема

следует

применять

 

 

 

 

 

 

 

пистолет-распылитель 0-37

 

 

 

 

 

 

 

или С-512. Эти пистолеты

 

 

 

 

 

 

 

имеют небольшие бачки для

 

 

 

 

 

 

 

краски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

распылителя

 

0-37

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 71)

краска

подается из

 

 

 

 

 

 

 

верхнего бачка /

самотеком,

 

 

 

 

 

 

 

у С-512 — из

нижнего

бачка

 

 

 

 

 

 

 

под давлением сжатого

воз­

 

 

 

 

 

 

 

духа.

При

выполнении

бо­

 

 

 

 

 

 

 

лее

крупных

работ

приме­

 

 

 

 

 

 

 

няют

красконагнетательный

 

 

 

 

 

 

 

бак

С-383.

 

 

 

 

 

/ — съемный стаканчик для краски;

 

 

 

обору­

2 — ниппель

краски;

3— корпус;

 

Если

компрессор,

4 — регулировочный

винт;

5—игла;

дованный

 

масловодоотде-

6

и

12 — воздушные

каналы;

 

7 — трубка,

подводящая

воздух

лителем,

подает

воздух

со

к клапану;

6? —ручка;

9 — ниппель

воздуха;

10 — курок;

2/ —воздуш­

скоростью 2 м3

и под дав­

ный клапан; 13 — сопло; /4 —распы­

лением

от 2 до 4 кгс/см2 ,

 

лительная

головка.

 

 

 

 

 

 

 

можно,

имея

пистолет-рас­

 

 

 

 

 

 

 

пылитель,

проводить

окраску

механизированно. Таким

образом

для

этих целей

используют

не только

агрегат

О-ЗО, но и механизированные

агрегаты

для

заправки и

технических обслуживании.

 

 

 

 

 

 

 

Жидкие

 

защитные

смазки

и алюминиевую

 

краску

АЛ-177 можно наносить агрегатом О-ЗО, при этом вяз­ кость масел должна быть менее 30 сСт (по вискозимет­ ру ВЗ-4).

Для нанесения более густых смазок и петралатума смазку следует подогревать.

Для окраски и нанесения предохранительных покры­ тий вручную применяют щетинные кисти, обычные и фи­ ленчатые в жесткой оправе. Для очистки и шпаклевки окрашиваемых поверхностей даталей перед покраской применяют специальные скребки, металлические щетки, шпатели.

Доставляют машины к местам хранения маломощным трактором на пневматических шинах. Трактор укомплек-