Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 298

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После планового технического обслуживания маши­ ну устанавливают на закрепленное за ней место в стро­ го горизонтальном положении. Чтобы избежать переко­ сов и прогибов длинногабаритных деталей, пользуются уровнем и подкладками. Машины со стальными коле­ сами ставят на специальные подставки, изготовленные из дерева или других материалов.

Машины на пневматических колесах для разгрузки шин от давления устанавливают на устойчивые подстав­ ки или козлы. Между шинами и опорной поверхностью оставляют просвет.

Агрегаты, узлы и детали, а также инструмент и при­ способления, которые необходимо хранить на складе, сни­ мают с машин, очищают от пыли и грязи, насухо выти­ рают и сдают для хранения в кладовую. Неокрашенные детали, инструмент и приспособления покрывают пре­ дохранительной смазкой. Негромоздкие агрегаты, дета­ ли, инструмент желательно упаковывать в ящики. Ко всем сдаваемым в кладовую отдельным агрегатам, дета­ лям и ящикам прикрепляют бирки с указанием марки и хозяйственного номера машины, с которой они сняты.

Все оставшиеся после снятия агрегатов и узлов от­ верстия, а также внутренние полости блоков, корпусов, узлов и баки машин герметизируют, т. е. закрывают крышками, заглушками, оклейками и др. Завертывают до отказа свечи, краники, вентили, пробки, масленки.

Неокрашенные наружные детали машин насухо вы­ тирают чистой ветошью и покрывают предохранительной смазкой. При этом особое внимание обращают на пре­ дохранение от коррозии открытых шарнирных соедине­ ний, резьб регулировочных тяг и винтов, посадочных, точно обработанных, поверхностей, шлицевых соедине­ ний, штоков гидравлических цилиндров.

Нагруженные узлы и детали машин (пружины, рес­ соры, приводные цепи и т. п.). по возможности ослаб­ ляют.

§ 3. Особенности подготовки к хранению некоторых машин, узлов и деталей

Роликовые и втулочно-роликовые цепи, годные к дальнейшей работе, снимают с машин, очищают от гря­ зи металлической щеткой или ветошью, тщательно про* мывают в керосине, проваривают в течение 20 мин в го-


рячей (80—90° С) смеси автотракторного масла и пре­ дохранительной смазки (15—20%), после остывания сматывают в мотки, обвязывают проволокой и сдают на склад. Если машину хранят в сарае, допускается цепи после обработки оставлять на ней.

Крючковые приводные цепи очищают, промывают в керосине, покрывают предохранительной смазкой и хра­ нят в мотках в кладовой или без натяжения на ма­ шине.

Ремни, пригодные к дальнейшей работе, снимают с машины, протирают, промывают теплой мыльной водой, просушивают на воздухе в защищенных от прямых сол­ нечных лучей месте, припудривают тальком и сдают в кладовую для резиновых и резино-текстильных деталей. При появлении гнилостных пятен ремни дезинфицируют 2-процентным раствором формалина. Хранят ремни вне-

доступном для грызунов месте,

на расстоянии не менее

1 м от отопительных устройств.

 

 

 

Клиновидные ремни хранят в развернутом виде на

специальных вешалках, а плоские — в

мотках,

перевя­

занных шпагатом, на стеллажах.

 

 

 

Колеса с пневматическими

шинами

после

тщатель­

ной внешней очистки снимают с машины и демонтиру­ ют. Чтобы уменьшить затраты труда, монтаж и демон­ таж шин следует выполнять при помощи специального приспособления.

После снятия шин ободья колес очищают от ржавчи­ ны и подкрашивают; покрышки, камеры и ободные лен­ ты очищают, просушивают на воздухе в защищенном от прямых солнечных лучей месте, припудривают таль­

ком, монтируют на

ободьях колес и ставят на машину.

В период

хранения

давление в шинах

должно быть в

пределах

70—80%

нормального. В

хозяйствах, где

достаточно складов, шины целесообразно хранить з помещении.

При открытом способе хранения машин шины защи­ щают от солнечных лучей, покрывая их алюминиевой краской или мелоказеиновым составом (75% неочищен­ ного мела, 20% казеинового клея, 4,5% гашеной извес­

ти,

0,25%

фенола и 0,25% кальцинированной

соды). Ес­

ли

этих

материалов нет, шины закрываются

щитами,

колпаками из рубероида и т. п.

 

Аккумуляторные батареи перед сдачей на хранение снимают с машин и подвергают контрольно-тренировоч-

802


ному циклу согласно заводским правилам. В батареях проверяют уровень и плотность электролита.

Вентиляционные отверстия в пробках элементов прочищают, пробки плотно завертывают. Поверхность батарей протирают чистой ветошью, смоченной 10-про­ центным раствором нашатырного спирта или кальцини­ рованной соды. Выводные клеммы и межэлементные соединения очищают и смазывают техническим вазели­ ном. Аккумуляторные батареи хранят заряженными с

плотностью

электролита

1,28—1,29

г/см3 ,

приведенной

к 20° С.

 

 

 

 

Хранение

батарей,

бывших в

эксплуатации, без

электролита

запрещается. В сухом

виде

допускается

хранить только новые батареи, в которые электролит ни разу не заливали.

Узлы гидравлической системы перед постановкой машин на хранение очищают от пыли и грязи, разбира­ ют механизм навески, очищают его от ржавчины, сма­ зывают все шарнирные соединения, собирают механизм навески и устанавливают его на место; проверяют уро­ вень дизельного масла в баке или корпусе гидроподъ­ емника системы; подтягивают соединения штуцеров на­ соса, распределителя, цилиндров и бака; проверяют герметичность системы и устраняют обнаруженные не­ достатки.

Штоки основных и выносных цилиндров втягивают, чтобы обработанная их часть меньше выступала нару­ жу. Выступающие части штоков покрывают предохра­ нительной смазкой; при необходимости в бак системы до­ ливают свежее масло. Насос гидросистемы выключают.

Регулировочные клапаны системы закрывают, чтобы стержни их как можно меньше выступали наружу; вы­ ступающие части покрывают предохранительной смаз­ кой; рукоятку распределителя устанавливают в ней­ тральное положение; горловину бака, отверстие сапуна,

масляного

щупа и

другие отверстия

закрывают и об­

клеивают

плотной

бумагой,

покрытой

предохранитель­

ной смазкой.

 

 

 

Гибкие

шланги

и рукава

маслопроводов отъединя­

ют, сливают из них масло, продувают, закрывают спе­ циальными резьбовыми пробками-заглушками отвер­ стия штуцеров, сдают для хранения в кладовую. Отвер­ стия в корпусах системы тоже закрывают специальными резьбовыми пробками-заглушками. При закрытом

303


способе хранения шланги и рукава следует оставлять на машине.

Двигатели внутреннего сгорания готовят к хранению следующим образом. Перед окончанием работ (в тече­ ние последней смены) удаляют накипь из системы ох­ лаждения двигателя, для чего ее заправляют смесью 10-процентиого раствора кальцинированной соды с ке­ росином (100 г соды и 50 г керосина на 1 л воды). По окончании работы (через 7—10 ч) двигатель оста­ навливают, сливают раствор, тщательно промывают си­ стему охлаждения. После этого проводят плановое тех­

ническое обслуживание двигателя.

Очищают его, моют

и смазывают, при необходимости

восстанавливают по­

врежденные лакокрасочные покрытия. Перед постанов­

кой на

хранение

сливают

масло, топливо

и воду,

про­

мывают

картеры

и заполняют свежим

маслом.

(Если

масло не отработало срок, необходимый

для

замены,

его оставляют до

нового сезона работ.)

 

 

 

Для предохранения поверхностей цилиндров от кор­

розии в каждый

цилиндр

заливают

(через

отверстие

для форсунки или свечи)

картерное

подогретое

масло

в количестве от 20 до 150 г, в зависимости от типа дви­ гателя и его размеров.

При длительном хранении с двигателя снимают и сдают в специальные кладовые: аккумуляторные бата­ реи, карбюратор, генератор, стартер, магнето, прерыва­ тель, катушку зажигания, приводные ремни вентилятора и генератора. Топливные насосы и форсунки лучше хра­ нить в кладовой, но допускается и на двигателе.

При любом способе необходимо топливный насос и форсунки тщательно подготовить к хранению. Для это­ го следует удалить остатки дизельного топлива из голов­ ки насоса, подкачивающего насоса (помпы), топливо­ проводов, форсунок и заполнить их дизельным маслом Дп-11 или Дп-8 (в зависимости от климатических усло­ вий) .

На топливный насос и форсунки привязывают бирки с указанием хозяйственного номера трактора и заводско­ го номера двигателя, с которого они сняты, а на фор­ сунки, кроме того, н номера цилиндра.

Топливные баки и отстойники снимают, промывают топливом и просушивают, затем ополаскивают их подо­ гретым обезвоженным дизельным маслом и устанавлива­ ют на место.

304


В двигателе закрывают: отверстия, образовавшиеся после снятия отдельных узлов, жалюзи радиатора, от­ верстия в колпаке воздухоочистителя и выпускную тру­

бу, боковины капота, а у двигателя с воздушным

охлаж­

дением еще и отверстие вентилятора.

 

Масло в поддон воздухоочистителя доливают до верх­

ней кромки так,

чтобы центральная труба находилась

в нем.

 

 

На двигатели,

у которых центральная труба

возду­

хоочистителя расположена значительно выше верхней кромки поддона, устанавливают резиновую прокладку между фланцами всасывающей трубы и входного патруб­ ка корпуса воздухоочистителя.

Двигатель комбайна при открытом способе хранения рекомендуется покрывать деревянным ящиком или чех­ лом.

Трактор тщательно очищают, моют, протирают и сма­ зывают. Затем его устанавливают на закрепленное за ним место хранения. В картеры тракторов, если преду­ сматривают их использование в зимний период, заливают масла зимних сортов. Это облегчает пуск и троганпе ма­ шины с места.

Гусеничный трактор устанавливают на деревянные подставки—лежни. Натяжение гусениц ослабляют.

Двигатели, гидравлические системы, аккумуляторные батареи, пневматические шины, приводные цепи и ремни тракторов подготавливают к хранению, как указано на страницах 301—304.

Люкп, щели плотно закрывают, закрепляют пробки, масленки. Рычаг переключения передач в месте входа в крышку коробки обклеивают бумагой, покрытой предо­ хранительной смазкой.

Щиток контрольных приборов у трактора без кабины обклеивают плотной бумагой и покрывают предохрани­ тельной смазкой. При открытом хранении машин фары и мягкое сиденье у тракторов без кабин снимают и сда­ ют на склад.

Стекла кабин тракторов плотно закрывают, щели за­ клеивают бумагой, покрытой предохранительной смазкой.

Неокрашенные поверхности металлических деталей насухо вытирают и покрывают предохранительной смаз­ кой (за исключением гусениц, которые рекомендуется окрасить смесью из 80% битума и 20% дизельного топ­ лива пли асфальтовым лаком № 177).

20 С. Н. Хробостов

.305