Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
После планового технического обслуживания маши ну устанавливают на закрепленное за ней место в стро го горизонтальном положении. Чтобы избежать переко сов и прогибов длинногабаритных деталей, пользуются уровнем и подкладками. Машины со стальными коле сами ставят на специальные подставки, изготовленные из дерева или других материалов.
Машины на пневматических колесах для разгрузки шин от давления устанавливают на устойчивые подстав ки или козлы. Между шинами и опорной поверхностью оставляют просвет.
Агрегаты, узлы и детали, а также инструмент и при способления, которые необходимо хранить на складе, сни мают с машин, очищают от пыли и грязи, насухо выти рают и сдают для хранения в кладовую. Неокрашенные детали, инструмент и приспособления покрывают пре дохранительной смазкой. Негромоздкие агрегаты, дета ли, инструмент желательно упаковывать в ящики. Ко всем сдаваемым в кладовую отдельным агрегатам, дета лям и ящикам прикрепляют бирки с указанием марки и хозяйственного номера машины, с которой они сняты.
Все оставшиеся после снятия агрегатов и узлов от верстия, а также внутренние полости блоков, корпусов, узлов и баки машин герметизируют, т. е. закрывают крышками, заглушками, оклейками и др. Завертывают до отказа свечи, краники, вентили, пробки, масленки.
Неокрашенные наружные детали машин насухо вы тирают чистой ветошью и покрывают предохранительной смазкой. При этом особое внимание обращают на пре дохранение от коррозии открытых шарнирных соедине ний, резьб регулировочных тяг и винтов, посадочных, точно обработанных, поверхностей, шлицевых соедине ний, штоков гидравлических цилиндров.
Нагруженные узлы и детали машин (пружины, рес соры, приводные цепи и т. п.). по возможности ослаб ляют.
§ 3. Особенности подготовки к хранению некоторых машин, узлов и деталей
Роликовые и втулочно-роликовые цепи, годные к дальнейшей работе, снимают с машин, очищают от гря зи металлической щеткой или ветошью, тщательно про* мывают в керосине, проваривают в течение 20 мин в го-
рячей (80—90° С) смеси автотракторного масла и пре дохранительной смазки (15—20%), после остывания сматывают в мотки, обвязывают проволокой и сдают на склад. Если машину хранят в сарае, допускается цепи после обработки оставлять на ней.
Крючковые приводные цепи очищают, промывают в керосине, покрывают предохранительной смазкой и хра нят в мотках в кладовой или без натяжения на ма шине.
Ремни, пригодные к дальнейшей работе, снимают с машины, протирают, промывают теплой мыльной водой, просушивают на воздухе в защищенных от прямых сол нечных лучей месте, припудривают тальком и сдают в кладовую для резиновых и резино-текстильных деталей. При появлении гнилостных пятен ремни дезинфицируют 2-процентным раствором формалина. Хранят ремни вне-
доступном для грызунов месте, |
на расстоянии не менее |
||
1 м от отопительных устройств. |
|
|
|
Клиновидные ремни хранят в развернутом виде на |
|||
специальных вешалках, а плоские — в |
мотках, |
перевя |
|
занных шпагатом, на стеллажах. |
|
|
|
Колеса с пневматическими |
шинами |
после |
тщатель |
ной внешней очистки снимают с машины и демонтиру ют. Чтобы уменьшить затраты труда, монтаж и демон таж шин следует выполнять при помощи специального приспособления.
После снятия шин ободья колес очищают от ржавчи ны и подкрашивают; покрышки, камеры и ободные лен ты очищают, просушивают на воздухе в защищенном от прямых солнечных лучей месте, припудривают таль
ком, монтируют на |
ободьях колес и ставят на машину. |
||
В период |
хранения |
давление в шинах |
должно быть в |
пределах |
70—80% |
нормального. В |
хозяйствах, где |
достаточно складов, шины целесообразно хранить з помещении.
При открытом способе хранения машин шины защи щают от солнечных лучей, покрывая их алюминиевой краской или мелоказеиновым составом (75% неочищен ного мела, 20% казеинового клея, 4,5% гашеной извес
ти, |
0,25% |
фенола и 0,25% кальцинированной |
соды). Ес |
ли |
этих |
материалов нет, шины закрываются |
щитами, |
колпаками из рубероида и т. п. |
|
Аккумуляторные батареи перед сдачей на хранение снимают с машин и подвергают контрольно-тренировоч-
802
ному циклу согласно заводским правилам. В батареях проверяют уровень и плотность электролита.
Вентиляционные отверстия в пробках элементов прочищают, пробки плотно завертывают. Поверхность батарей протирают чистой ветошью, смоченной 10-про центным раствором нашатырного спирта или кальцини рованной соды. Выводные клеммы и межэлементные соединения очищают и смазывают техническим вазели ном. Аккумуляторные батареи хранят заряженными с
плотностью |
электролита |
1,28—1,29 |
г/см3 , |
приведенной |
к 20° С. |
|
|
|
|
Хранение |
батарей, |
бывших в |
эксплуатации, без |
|
электролита |
запрещается. В сухом |
виде |
допускается |
хранить только новые батареи, в которые электролит ни разу не заливали.
Узлы гидравлической системы перед постановкой машин на хранение очищают от пыли и грязи, разбира ют механизм навески, очищают его от ржавчины, сма зывают все шарнирные соединения, собирают механизм навески и устанавливают его на место; проверяют уро вень дизельного масла в баке или корпусе гидроподъ емника системы; подтягивают соединения штуцеров на соса, распределителя, цилиндров и бака; проверяют герметичность системы и устраняют обнаруженные не достатки.
Штоки основных и выносных цилиндров втягивают, чтобы обработанная их часть меньше выступала нару жу. Выступающие части штоков покрывают предохра нительной смазкой; при необходимости в бак системы до ливают свежее масло. Насос гидросистемы выключают.
Регулировочные клапаны системы закрывают, чтобы стержни их как можно меньше выступали наружу; вы ступающие части покрывают предохранительной смаз кой; рукоятку распределителя устанавливают в ней тральное положение; горловину бака, отверстие сапуна,
масляного |
щупа и |
другие отверстия |
закрывают и об |
|
клеивают |
плотной |
бумагой, |
покрытой |
предохранитель |
ной смазкой. |
|
|
|
|
Гибкие |
шланги |
и рукава |
маслопроводов отъединя |
ют, сливают из них масло, продувают, закрывают спе циальными резьбовыми пробками-заглушками отвер стия штуцеров, сдают для хранения в кладовую. Отвер стия в корпусах системы тоже закрывают специальными резьбовыми пробками-заглушками. При закрытом
303
способе хранения шланги и рукава следует оставлять на машине.
Двигатели внутреннего сгорания готовят к хранению следующим образом. Перед окончанием работ (в тече ние последней смены) удаляют накипь из системы ох лаждения двигателя, для чего ее заправляют смесью 10-процентиого раствора кальцинированной соды с ке росином (100 г соды и 50 г керосина на 1 л воды). По окончании работы (через 7—10 ч) двигатель оста навливают, сливают раствор, тщательно промывают си стему охлаждения. После этого проводят плановое тех
ническое обслуживание двигателя. |
Очищают его, моют |
и смазывают, при необходимости |
восстанавливают по |
врежденные лакокрасочные покрытия. Перед постанов
кой на |
хранение |
сливают |
масло, топливо |
и воду, |
про |
||
мывают |
картеры |
и заполняют свежим |
маслом. |
(Если |
|||
масло не отработало срок, необходимый |
для |
замены, |
|||||
его оставляют до |
нового сезона работ.) |
|
|
|
|||
Для предохранения поверхностей цилиндров от кор |
|||||||
розии в каждый |
цилиндр |
заливают |
(через |
отверстие |
|||
для форсунки или свечи) |
картерное |
подогретое |
масло |
в количестве от 20 до 150 г, в зависимости от типа дви гателя и его размеров.
При длительном хранении с двигателя снимают и сдают в специальные кладовые: аккумуляторные бата реи, карбюратор, генератор, стартер, магнето, прерыва тель, катушку зажигания, приводные ремни вентилятора и генератора. Топливные насосы и форсунки лучше хра нить в кладовой, но допускается и на двигателе.
При любом способе необходимо топливный насос и форсунки тщательно подготовить к хранению. Для это го следует удалить остатки дизельного топлива из голов ки насоса, подкачивающего насоса (помпы), топливо проводов, форсунок и заполнить их дизельным маслом Дп-11 или Дп-8 (в зависимости от климатических усло вий) .
На топливный насос и форсунки привязывают бирки с указанием хозяйственного номера трактора и заводско го номера двигателя, с которого они сняты, а на фор сунки, кроме того, н номера цилиндра.
Топливные баки и отстойники снимают, промывают топливом и просушивают, затем ополаскивают их подо гретым обезвоженным дизельным маслом и устанавлива ют на место.
304
В двигателе закрывают: отверстия, образовавшиеся после снятия отдельных узлов, жалюзи радиатора, от верстия в колпаке воздухоочистителя и выпускную тру
бу, боковины капота, а у двигателя с воздушным |
охлаж |
|
дением еще и отверстие вентилятора. |
|
|
Масло в поддон воздухоочистителя доливают до верх |
||
ней кромки так, |
чтобы центральная труба находилась |
|
в нем. |
|
|
На двигатели, |
у которых центральная труба |
возду |
хоочистителя расположена значительно выше верхней кромки поддона, устанавливают резиновую прокладку между фланцами всасывающей трубы и входного патруб ка корпуса воздухоочистителя.
Двигатель комбайна при открытом способе хранения рекомендуется покрывать деревянным ящиком или чех лом.
Трактор тщательно очищают, моют, протирают и сма зывают. Затем его устанавливают на закрепленное за ним место хранения. В картеры тракторов, если преду сматривают их использование в зимний период, заливают масла зимних сортов. Это облегчает пуск и троганпе ма шины с места.
Гусеничный трактор устанавливают на деревянные подставки—лежни. Натяжение гусениц ослабляют.
Двигатели, гидравлические системы, аккумуляторные батареи, пневматические шины, приводные цепи и ремни тракторов подготавливают к хранению, как указано на страницах 301—304.
Люкп, щели плотно закрывают, закрепляют пробки, масленки. Рычаг переключения передач в месте входа в крышку коробки обклеивают бумагой, покрытой предо хранительной смазкой.
Щиток контрольных приборов у трактора без кабины обклеивают плотной бумагой и покрывают предохрани тельной смазкой. При открытом хранении машин фары и мягкое сиденье у тракторов без кабин снимают и сда ют на склад.
Стекла кабин тракторов плотно закрывают, щели за клеивают бумагой, покрытой предохранительной смазкой.
Неокрашенные поверхности металлических деталей насухо вытирают и покрывают предохранительной смаз кой (за исключением гусениц, которые рекомендуется окрасить смесью из 80% битума и 20% дизельного топ лива пли асфальтовым лаком № 177).
20 С. Н. Хробостов |
.305 |