Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нами так, чтобы не мешать их въезду и выезду. Если на

площадке есть твердое покрытие,

можно писать

марку

и. номер машины на поверхности

самой площадки

кра­

ской.

 

 

Списанные машины держать на территории площад­ ки для длительного хранения машин не рекомендуется.

Их

своевременно следует сдавать в металлолом или

при

необходимости хранить на небольшой специально

отведенной площадке, размещенной за пределами мест постоянного хранения техники.

На местах хранения запрещается очищать и ремон­ тировать машины.

Площадки для хранения техники и проезды около машин, установленных на хранение, можно покрывать несколькими способами. Лучшим является твердое по­ крытие (булыжное, гравийное, асфальто-бетонное, це- ментно-бутовое).

Если по каким-либо причинам сделать площадки с твердым покрытием нельзя, используют площадки, по­ крытые низкорослой многолетней травосмесью, образу­ ющей прочную ровную дернину, выдерживающую на­ грузку тракторов и сельскохозяйственных машин.

Для «задернения» площадок выбирают травы с не­ высоким густым травостоем и прочной ровной дерни­ ной, способной выдерживать давление колес и гусениц машин без значительных деформаций. Лучше высевать травосмеси кустовых и корневищных злаков, так как

они дают хорошую дернину и более выносливы

(овся­

ница желобчатая, типчак

низкорослый, мятлик

луговой

и болотный, тимофеевка

степная, пырей гребневидный,

овсяница красная и др.). Нормы высева многолетних трав следует брать в 3—5 раз больше, чем для обыч­ ного посева кормовых трав.

В южных районах, где в летний период травяной по­ кров высыхает, применять луговое покрытие для пло­

щадок нельзя из-за

возможности

возникновения

по­

жара.

 

 

 

 

 

 

 

Для строительства открытых площадок имеются ти­

повые проекты для

хранения

машин

на

центральных

усадьбах

хозяйств (на 70, 120, 240,

385 и

585 машино-

мест) и для хранения машин

в бригадах,

отделениях

(на 80, 120, 250, 355

машино-мест).

 

 

 

 

К о м б и н и р о в а н н ы й

с п о с о б

х р а н е н и я

м а ш и н

предусматривает сочетание

открытого и

за-

296


крытого способов с учетом всех их преимуществ. При комбинированном способе часть сложных и дорогих ма­ шин, а также машины с деталями из резино-текстиль- ных, деревянных и других материалов, легко подвер­ женных порче, хранятся в закрытом помещении, а про­ стые, дешевые машины — плуги, бороны, сцепки и дру­ гие— на открытых площадках.

Разновидностью комбинированного способа можно считать сочетание открытого хранения основной, но наименее подверженной порче части машины на откры­ той площадке и закрытого хранения (в складе) отдель­ ных снимаемых с нее агрегатов, узлов и деталей, осо­ бенно сильно подверженных атмосферным воздей­ ствиям.

При определении способов хранения машин в осно­ ву должна быть положена величина стоимости того эф­ фекта, который получают при данном способе хранения.

Этот эффект

находят как

разность

между стоимостью

повышения долговечности

машин,

получаемой

за счет

мероприятий,

проводимых

при данном способе

хране­

ния, и стоимостью затрат на организацию хранения.

 

Кладовые для хранения агрегатов, узлов и

деталей.

При длительном хранении

машин

необходимо

снимать

и

сдавать в специальную

кладовую

(склад)

агрегаты

электрооборудования,

топливной

аппаратуры,

детали

из

брезента, дерева и

другие, легко

подвергающиеся

порче. При открытом хранении машин число обязатель­ но сдаваемых на хранение агрегатов, узлов и деталей значительно увеличивается.

Необходимо оборудовать три отдельных складских помещения: 1) для аккумуляторных батарей; 2) для ре­ зиновых и резино-текстильных деталей и 3) для осталь­ ных агрегатов, узлов и деталей из металла, древесины и текстиля. Кладовые должны быть оборудованы доста­ точным числом стеллажей и полок и надежно предохра­ няться от проникновения влаги, снега, пыли.

Д л я х р а н е н и я а к к у м у л я т о р н ы х

б а т а ­

р е й помещение должно быть прохладное, с

приточно-

вытяжной вентиляцией. Во избежание порчи аккумуля­ торных батарей зимой при особо низких температурах это помещение утепляют. Полностью заряженная акку­ муляторная батарея с зимним электролитом соответ­ ствующей плотности может без вреда храниться при температурах до минус 20—25° С.

297


К л а д о в у ю

д л я

р е з и н о в ы х

и

 

р е з и н о -

т е к с т и л ь н ы х

д е т а л е й

следует оборудовать в по­

мещении без окон, так

как

солнечный

свет

разрушает

резину. Желательно иметь в этой кладовой

температуру

от 5 до 15° С и относительную влажность

воздуха 55—

65%- Помещение

нужно

отапливать и хорошо

вентили­

ровать. Запрещается совместно с резиновыми и резинотекстильными изделиями хранить нефтепродукты и хи­ микаты. Поступающие в отапливаемый склад в зимнее время изделия из резины и прорезиненной материи нельзя распаковывать и развертывать до тех пор, пока они не примут температуру хранилища, так как резина при охлаждении становится хрупкой и ломкой.

К л а д о в у ю д л я

о с т а л ь н ы х

а г р е г а т о в ,

у з л о в и д е т а л е й

следует

оборудовать в вентили­

руемом помещении. В нем рекомендуется

поддерживать

температуру воздуха

от 5 до

20° С и

относительную

влажность 50—70%. Металлические, деревянные и тек­ стильные детали можно хранить в неотапливаемом по­ мещении.

Технологические карты хранения и консервации ма­ шин. Внедрение правильного хранения машин наибо­ лее эффективно можно организовать при помощи техно­

логических карт. Такие карты по

основным

машинам

разработаны

ГОСНИТИ

и изданы

массовым

тиражом.

В

технологических

картах указаны

 

последовательность

и

содержание операций,

которые

надо провести при

подготовке

машины

к хранению,

в

период

хранения

и при снятии ее с хранения, какой

и

когда

необходим

инструмент, приспособления, оборудование и материа­

лы. В картах

также приведены нормы затрат времени

и материалов

на операции и режим хранения.

По тем машинам, для которых технологические кар­ ты еще не выпущены, следует составлять карты консер­ вации.

В карте консервации дается изображение, а часто и схема машины. На изображении и схеме условными обозначениями указывают агрегаты, узлы и детали, снимаемые для хранения на складе и герметизируемые. В карте указываются также наименования агрегатов, узлов и деталей, поверхности которых следует покры­ вать защитной смазкой, и вид предохранительного по­ крытия, приводится схема смазки всех узлов трения; указываются места размещения подставок и подкладок,

298


их основные размеры и места подвода домкрата при установке машины на подставки. В технологической по­ следовательности кратко перечисляются все основные операции, которые следует выполнять при подготовке машины к хранению, и даются указания о наиболее ра­

циональном выполнении той или иной

операции.

В этих картах приводятся основные нормативы: за­

траты

времени

на

подготовку

машины

к

хранению,

уход в период хранения и снятие машины

с

хранения.

Нормативные показатели определяются в

зависимости

от вида

хранения

и

местных условий.

В

соответствии

с этими нормативами ведется оплата

труда лиц, заня­

тых на хранении машин. В карте консервации

указыва­

ются нормы затрат

материалов на подготовку

машины

к хранению. Согласно этим нормам, следует

планиро­

вать и выделять материалы.

 

 

 

 

Карты желательно составлять

для

машин

основных

марок (устанавливаемых на хранение); по ним следует обучать и инструктировать механизаторов, которым по­

ручается

подготовка машин к хранению и уход за ними

в период

хранения.

Технология кратковременного хранения машин. При кратковременном хранении, как правило, с машин не снимают агрегаты, узлы и детали. Машины хранят на станах бригад, в отделениях и на центральной усадьбе хозяйства.

Перед постановкой машины на кратковременное хранение проводят технический уход, при котором тща­ тельно очищают ее и смазывают. Систему питания дви­ гателей исправных машин полностью заполняют топли­ вом. В холодное время года удаляют воду из системы охлаждения.

Отстой из корпусов масляных фильтров, из топлив­ ных баков, насоса и других емкостей сливают. За­ борные устройства системы очистки воздуха и выпуск­ ные трубы тщательно закрывают. Шарниры и резьбы тяг, рабочие органы машин, а также поверхности не­ окрашенных деталей, легко подверженные коррозии, покрывают предохранительной смазкой. Полотняные транспортеры уборочных машин очищают, снимают, просушивают и убирают.

При хранении машин с пневматическими колесами сроком до 10 дней устанавливают нормальное давле­ ние в шинах, а при хранении более 10 дней давление

299


в шинах снижают до 70—80% нормального и ставят машину на подставки. Между шинами и опорной по­ верхностью обязательно оставляют просвет, а сами ши­ ны покрывают предохранительным составом.

Технология длительного хранения машин. Общие правила подготовки машин к хранению, складываются из целого ряда операций. Перед постановкой машин на

хранение

проверяют

состояние мест, предназначенных

для

этих

целей

(гаражей,

навесов,

площадок,

кладовых

для

снимаемых

с машин

агрегатов, узлов и

деталей),

и при необходимости

выполняют

требуемые

восстано­

вительные работы. Тщательно очищают места хранения, в закрытых помещениях проверяют состояние кровли, стен и ворот. Ликвидируют все, даже незначительные, щели.

Па открытых площадках проверяют состояние поверхности и водостоков. Траву на площадках подка­ шивают возможно ниже.

Проверяют, чтобы в местах хранения машин всех видов были в исправном состоянии противопожарный инвентарь и оборудование. Обновляют линии, ограничи­ вающие проезды и стоянки машин. Проверяют "и улуч­ шают состояние подъездных путей к местам хранения машин.

Получают из кладовых или изготовляют вновь под­ ставки, подкладки, козлы, колодки.

Подготовляют смазочные материалы, краску, обти­ рочный материал и необходимое для подготовки машин к хранению оборудование и инвентарь: установку для мойки машин, домкраты, покрасочный агрегат, кисти, защитные детали для топливной и гидравлической ап­ паратуры, оклейки для герметизации узлов, заглушки и чехлы.

Перед постановкой на хранение машины очищают от пыли, грязи, растительных и других остатков. Проводят плановое техническое обслуживание, смазывают их в соответствии с таблицей смазки. Поврежденную окрас­ ку на деталях машин восстанавливают.

Окрашенные

поверхности деталей

моют

распылен­

ной струей воды

под давлением 3—5

кгс/см2 ,

а неокра­

шенные — сосредоточенной струей под давлением до 20 кгс/см2 . Мыть машины надо на специально отведен­ ной моечной площадке до их установки на место хра­ нения.

300