Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 299
Скачиваний: 3
нами так, чтобы не мешать их въезду и выезду. Если на
площадке есть твердое покрытие, |
можно писать |
марку |
и. номер машины на поверхности |
самой площадки |
кра |
ской. |
|
|
Списанные машины держать на территории площад ки для длительного хранения машин не рекомендуется.
Их |
своевременно следует сдавать в металлолом или |
при |
необходимости хранить на небольшой специально |
отведенной площадке, размещенной за пределами мест постоянного хранения техники.
На местах хранения запрещается очищать и ремон тировать машины.
Площадки для хранения техники и проезды около машин, установленных на хранение, можно покрывать несколькими способами. Лучшим является твердое по крытие (булыжное, гравийное, асфальто-бетонное, це- ментно-бутовое).
Если по каким-либо причинам сделать площадки с твердым покрытием нельзя, используют площадки, по крытые низкорослой многолетней травосмесью, образу ющей прочную ровную дернину, выдерживающую на грузку тракторов и сельскохозяйственных машин.
Для «задернения» площадок выбирают травы с не высоким густым травостоем и прочной ровной дерни ной, способной выдерживать давление колес и гусениц машин без значительных деформаций. Лучше высевать травосмеси кустовых и корневищных злаков, так как
они дают хорошую дернину и более выносливы |
(овся |
|
ница желобчатая, типчак |
низкорослый, мятлик |
луговой |
и болотный, тимофеевка |
степная, пырей гребневидный, |
овсяница красная и др.). Нормы высева многолетних трав следует брать в 3—5 раз больше, чем для обыч ного посева кормовых трав.
В южных районах, где в летний период травяной по кров высыхает, применять луговое покрытие для пло
щадок нельзя из-за |
возможности |
возникновения |
по |
||||
жара. |
|
|
|
|
|
|
|
Для строительства открытых площадок имеются ти |
|||||||
повые проекты для |
хранения |
машин |
на |
центральных |
|||
усадьбах |
хозяйств (на 70, 120, 240, |
385 и |
585 машино- |
||||
мест) и для хранения машин |
в бригадах, |
отделениях |
|||||
(на 80, 120, 250, 355 |
машино-мест). |
|
|
|
|
||
К о м б и н и р о в а н н ы й |
с п о с о б |
х р а н е н и я |
|||||
м а ш и н |
предусматривает сочетание |
открытого и |
за- |
296
крытого способов с учетом всех их преимуществ. При комбинированном способе часть сложных и дорогих ма шин, а также машины с деталями из резино-текстиль- ных, деревянных и других материалов, легко подвер женных порче, хранятся в закрытом помещении, а про стые, дешевые машины — плуги, бороны, сцепки и дру гие— на открытых площадках.
Разновидностью комбинированного способа можно считать сочетание открытого хранения основной, но наименее подверженной порче части машины на откры той площадке и закрытого хранения (в складе) отдель ных снимаемых с нее агрегатов, узлов и деталей, осо бенно сильно подверженных атмосферным воздей ствиям.
При определении способов хранения машин в осно ву должна быть положена величина стоимости того эф фекта, который получают при данном способе хранения.
Этот эффект |
находят как |
разность |
между стоимостью |
|
повышения долговечности |
машин, |
получаемой |
за счет |
|
мероприятий, |
проводимых |
при данном способе |
хране |
ния, и стоимостью затрат на организацию хранения.
|
Кладовые для хранения агрегатов, узлов и |
деталей. |
||||
При длительном хранении |
машин |
необходимо |
снимать |
|||
и |
сдавать в специальную |
кладовую |
(склад) |
агрегаты |
||
электрооборудования, |
топливной |
аппаратуры, |
детали |
|||
из |
брезента, дерева и |
другие, легко |
подвергающиеся |
порче. При открытом хранении машин число обязатель но сдаваемых на хранение агрегатов, узлов и деталей значительно увеличивается.
Необходимо оборудовать три отдельных складских помещения: 1) для аккумуляторных батарей; 2) для ре зиновых и резино-текстильных деталей и 3) для осталь ных агрегатов, узлов и деталей из металла, древесины и текстиля. Кладовые должны быть оборудованы доста точным числом стеллажей и полок и надежно предохра няться от проникновения влаги, снега, пыли.
Д л я х р а н е н и я а к к у м у л я т о р н ы х |
б а т а |
р е й помещение должно быть прохладное, с |
приточно- |
вытяжной вентиляцией. Во избежание порчи аккумуля торных батарей зимой при особо низких температурах это помещение утепляют. Полностью заряженная акку муляторная батарея с зимним электролитом соответ ствующей плотности может без вреда храниться при температурах до минус 20—25° С.
297
К л а д о в у ю |
д л я |
р е з и н о в ы х |
и |
|
р е з и н о - |
|
т е к с т и л ь н ы х |
д е т а л е й |
следует оборудовать в по |
||||
мещении без окон, так |
как |
солнечный |
свет |
разрушает |
||
резину. Желательно иметь в этой кладовой |
температуру |
|||||
от 5 до 15° С и относительную влажность |
воздуха 55— |
|||||
65%- Помещение |
нужно |
отапливать и хорошо |
вентили |
ровать. Запрещается совместно с резиновыми и резинотекстильными изделиями хранить нефтепродукты и хи микаты. Поступающие в отапливаемый склад в зимнее время изделия из резины и прорезиненной материи нельзя распаковывать и развертывать до тех пор, пока они не примут температуру хранилища, так как резина при охлаждении становится хрупкой и ломкой.
К л а д о в у ю д л я |
о с т а л ь н ы х |
а г р е г а т о в , |
|
у з л о в и д е т а л е й |
следует |
оборудовать в вентили |
|
руемом помещении. В нем рекомендуется |
поддерживать |
||
температуру воздуха |
от 5 до |
20° С и |
относительную |
влажность 50—70%. Металлические, деревянные и тек стильные детали можно хранить в неотапливаемом по мещении.
Технологические карты хранения и консервации ма шин. Внедрение правильного хранения машин наибо лее эффективно можно организовать при помощи техно
логических карт. Такие карты по |
основным |
машинам |
|||||
разработаны |
ГОСНИТИ |
и изданы |
массовым |
тиражом. |
|||
В |
технологических |
картах указаны |
|
последовательность |
|||
и |
содержание операций, |
которые |
надо провести при |
||||
подготовке |
машины |
к хранению, |
в |
период |
хранения |
||
и при снятии ее с хранения, какой |
и |
когда |
необходим |
инструмент, приспособления, оборудование и материа
лы. В картах |
также приведены нормы затрат времени |
и материалов |
на операции и режим хранения. |
По тем машинам, для которых технологические кар ты еще не выпущены, следует составлять карты консер вации.
В карте консервации дается изображение, а часто и схема машины. На изображении и схеме условными обозначениями указывают агрегаты, узлы и детали, снимаемые для хранения на складе и герметизируемые. В карте указываются также наименования агрегатов, узлов и деталей, поверхности которых следует покры вать защитной смазкой, и вид предохранительного по крытия, приводится схема смазки всех узлов трения; указываются места размещения подставок и подкладок,
298
их основные размеры и места подвода домкрата при установке машины на подставки. В технологической по следовательности кратко перечисляются все основные операции, которые следует выполнять при подготовке машины к хранению, и даются указания о наиболее ра
циональном выполнении той или иной |
операции. |
||||||
В этих картах приводятся основные нормативы: за |
|||||||
траты |
времени |
на |
подготовку |
машины |
к |
хранению, |
|
уход в период хранения и снятие машины |
с |
хранения. |
|||||
Нормативные показатели определяются в |
зависимости |
||||||
от вида |
хранения |
и |
местных условий. |
В |
соответствии |
||
с этими нормативами ведется оплата |
труда лиц, заня |
||||||
тых на хранении машин. В карте консервации |
указыва |
||||||
ются нормы затрат |
материалов на подготовку |
машины |
|||||
к хранению. Согласно этим нормам, следует |
планиро |
||||||
вать и выделять материалы. |
|
|
|
|
|||
Карты желательно составлять |
для |
машин |
основных |
марок (устанавливаемых на хранение); по ним следует обучать и инструктировать механизаторов, которым по
ручается |
подготовка машин к хранению и уход за ними |
в период |
хранения. |
Технология кратковременного хранения машин. При кратковременном хранении, как правило, с машин не снимают агрегаты, узлы и детали. Машины хранят на станах бригад, в отделениях и на центральной усадьбе хозяйства.
Перед постановкой машины на кратковременное хранение проводят технический уход, при котором тща тельно очищают ее и смазывают. Систему питания дви гателей исправных машин полностью заполняют топли вом. В холодное время года удаляют воду из системы охлаждения.
Отстой из корпусов масляных фильтров, из топлив ных баков, насоса и других емкостей сливают. За борные устройства системы очистки воздуха и выпуск ные трубы тщательно закрывают. Шарниры и резьбы тяг, рабочие органы машин, а также поверхности не окрашенных деталей, легко подверженные коррозии, покрывают предохранительной смазкой. Полотняные транспортеры уборочных машин очищают, снимают, просушивают и убирают.
При хранении машин с пневматическими колесами сроком до 10 дней устанавливают нормальное давле ние в шинах, а при хранении более 10 дней давление
299
в шинах снижают до 70—80% нормального и ставят машину на подставки. Между шинами и опорной по верхностью обязательно оставляют просвет, а сами ши ны покрывают предохранительным составом.
Технология длительного хранения машин. Общие правила подготовки машин к хранению, складываются из целого ряда операций. Перед постановкой машин на
хранение |
проверяют |
состояние мест, предназначенных |
|||||
для |
этих |
целей |
(гаражей, |
навесов, |
площадок, |
кладовых |
|
для |
снимаемых |
с машин |
агрегатов, узлов и |
деталей), |
|||
и при необходимости |
выполняют |
требуемые |
восстано |
вительные работы. Тщательно очищают места хранения, в закрытых помещениях проверяют состояние кровли, стен и ворот. Ликвидируют все, даже незначительные, щели.
Па открытых площадках проверяют состояние поверхности и водостоков. Траву на площадках подка шивают возможно ниже.
Проверяют, чтобы в местах хранения машин всех видов были в исправном состоянии противопожарный инвентарь и оборудование. Обновляют линии, ограничи вающие проезды и стоянки машин. Проверяют "и улуч шают состояние подъездных путей к местам хранения машин.
Получают из кладовых или изготовляют вновь под ставки, подкладки, козлы, колодки.
Подготовляют смазочные материалы, краску, обти рочный материал и необходимое для подготовки машин к хранению оборудование и инвентарь: установку для мойки машин, домкраты, покрасочный агрегат, кисти, защитные детали для топливной и гидравлической ап паратуры, оклейки для герметизации узлов, заглушки и чехлы.
Перед постановкой на хранение машины очищают от пыли, грязи, растительных и других остатков. Проводят плановое техническое обслуживание, смазывают их в соответствии с таблицей смазки. Поврежденную окрас ку на деталях машин восстанавливают.
Окрашенные |
поверхности деталей |
моют |
распылен |
ной струей воды |
под давлением 3—5 |
кгс/см2 , |
а неокра |
шенные — сосредоточенной струей под давлением до 20 кгс/см2 . Мыть машины надо на специально отведен ной моечной площадке до их установки на место хра нения.
300