Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

товывают жесткими при­

 

цепами. Для работы вы­

 

деляют

опытного

 

тракто­

 

риста-машиниста,

так

 

как при установке

машин

а

на

хранение часто

прихо­

 

дится совершать

 

доволь­

 

но сложное

маневрирова­

 

ние и неопытный

человек

 

может

сломать

машину.

 

 

При

установке

машин

ь

на

подставки

их

подни­

мают домкратами, грузо­

 

 

подъемность которых вы-

Рис. 72. Подставки и подкладки,

бирают

В зависимости ОТ

применяемые при хранении машин:

веса машины. Для уста­

о— для разгрузки пневматических шин,

новки машин на хранение

рам и других частей; б — под стальные

заранее

заготавливают

колеса; в — под гусеницы тракторов.

колодки, подкладываемые

 

 

под

колеса

 

машины,

а также необходимый набор

подставок

и

подкладок.

Наиболее распространенные подставки и подкладки по­ казаны на рисунке 72. Некоторые подставки заводы по­ ставляют с машинами, например с силосоуборочными комбайнами, сенокосилками и другими, но в большинст­ ве случаев подставки и подкладки изготовляют в хо­ зяйствах собственными средствами из отходов и дета­ лей выбракованных машин.

Основные материалы, применяемые при подготовке машин к хранению, можно подразделить на две группы:

для восстановления лакокрасочных покрытий

и для пре­

дохранительной обмазки неокрашенных деталей.

П р и в о с с т а н о в л е н и и л а к о к р а с о ч н ы х по­

к р ы т и й на деталях

используют: шлифовальные шкур­

ки № 36, 46, 60 и 80,

предназначенные для очистки ме­

талла от ржавчины; уайт-спирит

(ГОСТ 3134—46) —для

обезжиривания окрашиваемых

поверхностей

металличе­

ских деталей,

растворения

грунта и разжижения масля­

ных красок;

бензин — для

обезжиривания

окрашивае­

мых поверхностей металлических деталей; глифталевый грунт М-138 (ГОСТ 4056—48)—для грунтования окра­ шиваемых поверхностей металлических деталей; олифу (ОСТ-520)—для предохранения древесины от гниения; масляные краски разных цветов — для грунтования ок-

312


рашиваемых поверхностей деревянных деталей; нитрошпаклевку АШ-30 (ТУХП-953-42) — для шпаклевания окрашиваемых поверхностей металлических деталей; ла­

ковую

шпаклевку

МШ-1 (ВТУ МХП 1805—48) — для

шпаклевания окрашиваемых

поверхностей деревянных

деталей;

глифталевую эмаль

разных

цветов — для ок­

раски поверхностей

металлических

деталей;

красную

нитроэмаль ДМ (ТУ-1281—45) — для окраски

масленок,

пробок,

крышек, горловин, лопастей,

букв и цифр; чер­

ный лак № 12 (ТУМХП 277—47) — для окраски выпуск­ ных труб, педалей, рычагов, фар, облицовки радиатора, защелок и ручек капота, а также эмаль № 62 (ТУМХП 1302—48) для окраски дисков пневматических колес.

В к а ч е с т в е п р е д о х р а н и т е л ь н о й о б м а з к и неокрашенных деталей используют: смазку СХК, пред­ назначенную для предохранения от коррозии металличе­ ских деталей, подвергающихся при длительном хранении непосредственному воздействию атмосферных осадков; для тех же целей применяют битум № 4 и 5 с раствори­ телем. Битум наносят на поверхности деталей, не требу­ ющих расконсервации; смазку НГ-204, НГ-204У и смесь смазки СХК или универсальной смазки (10—30%) с от­ работанным обезвоженным дизельным маслом (70— 90%) используют для предохранения поверхностей ме­ таллических деталей, не подвергающихся непосредствен­ ному воздействию атмосферных осадков; смазку НГ203Б или дизельное масло — для предохранения от кор­ розии внутренних поверхностей деталей дизельной топливной аппаратуры, цилиндров, поршней и других деталей с точно обработанными поверхностями. Смесь автотракторного масла АК-15 (80%) и смазки СХК (20%) применяют для проваривания перед хранением втулочно-роликовых цепей, деталей из дерева и покры­ тия мерной проволоки; технический вазелин — для пре­ дохранения от коррозии контактов электроприборов и точно обработанных поверхностей металлических дета­ лей.

Алюминиевая краска или мелоказеиновый состав не­ обходимы для предохранения пневматических шин от окисления под действием солнечных лучей; тальк — для предохранения от порчи резиновых и резино-текстиль- ных деталей; формалин (2-процентный раствор) —для уничтожения гнилостных пятен на поверхностях резино­ вых деталей; нашатырный спирт или кальцинированную

313


соду (10-процентный раствор) используют для нейтрали­ зации электролита на поверхности аккумуляторных ба­ тарей.

Приспособления, приборы, инвентарь и инструмент, применяемые при подготовке машин к хранению и кон­ троле за ними, одинаковы с применяемыми для обычных операций планового технического обслужи­ вания.

Противопожарное оборудование и инвентарь, приме­ няемые при хранении машин, — огнетушители, ящики с песком и лопатами, щитки с набором инвентаря. Обыч­ но на противопожарном щитке укрепляют багор, лом, ведро, лопату и кирку. В летнее время в местах хране­ ния машин устанавливают бочки с водой и ведра.

§ 5. Контроль в период хранения и снятие машин с хранения

Правильность хранения машин на открытых площад­ ках и под навесами проверяют не реже чем через два месяца, а после сильного ветра, снегопада и обильного дождя — не позднее следующего дня. Хранение машин в закрытых помещениях проверяют не реже двух раз за период хранения.

Машины осматривают и проверяют их установку (устойчивость, отсутствие перекосов и прогибов длинно-

габаритных деталей),

комплектность (с учетом

снятых

узлов и деталей,

хранящихся

на

складах), давление воз­

духа в пневматических шинах, надежность

сальниковых

и прокладочных

уплотнений

(отсутствие

течи

масла),

надежность герметизации блоков

и корпусов

(состояние

оклеек, заглушек,

плотность

их прилегания),

состояние

противокоррозийных

покрытий

(наличие

предохрани­

тельной смазки, целостность окраски, отсутствие ржав­ чины, гниения), состояние защитных устройств (целост­ ность и прочность крепления ящиков, щитков, крышек). Обнаруженные дефекты устраняют.

В районах с продолжительной и устойчивой зимой допускается снежный покров на поверхностях открыто хранящихся машин. С длинногабаритных узлов и дета­

лей во избежание прогиба снег необходимо

очищать.

В самом начале таяния снег следует удалить

с машин,

с крыш помещений, где хранятся машины, агрегаты, уз­ лы и детали. Машины от снега очищают деревянными

314


лопатами, метлами, волосяными или травяными щетка­ ми, т. е. так, чтобы не повреждать окраску деталей.

Правильность хранения снятых с машин агрегатов, узлов и деталей необходимо проверять. Детали из рези­ ны и текстиля через каждые три месяца проветривают, перекладывают и при необходимости дезинфицируют, насухо протирают и припудривают тальком. У аккуму­ ляторных батарей ежемесячно проверяют уровень и плотность электролита согласно заводской инструкции, прилагаемой к батарее.

Снятие машин с хранения. По окончании периода хра­ нения машину снимают с подставок и подкладок. Неза­ крепленные подставки и подкладки очищают, просуши­ вают и хранят на складе.

Машину очищают от предохранительной смазки и пыли. С нее удаляют наклейки, заглушки и другие гер­ метизирующие устройства.

Снятые с машины при установке на хранение агрега­ ты, узлы, детали, инструмент и принадлежности получа­ ют со склада, очищают от предохранительной смазки и устанавливают на место.

Механизмы машин регулируют.

Проверяют уровень и плотность электролита в акку­ муляторных батареях и при необходимости их подзаря­ жают.

Излишки масла из поддона воздухоочистителя дви­ гателя сливают. Удаляют консервационное масло из ка­ налов и узлов топливного насоса и промывают их ди­ зельным топливом.

Коленчатый вал двигателя прокручивают на несколь­ ко оборотов стартером или вручную при открытых от­ верстиях под форсунки или свечи.

Машину заправляют топливом и водой, проверяют уровень масла в картерах, осматривают машину, прове­ ряют исправность действия механизмов, прокручивая их вручную.

Запускают и прогревают двигатель. На разных обо­ ротах проверяют работу его механизмов и приборов. При необходимости двигатель останавливают и устраняют неисправности.

У тракторов и самоходных комбайнов на малых обо­ ротах коленчатого вала двигателя проверяют рабочие органы и механизмы и устраняют обнаруженные неис­ правности.

315


У самоходных машин проверяют исправность дейст­ вия механизмов трансмиссии, ходовой части и рулевого управления на малой скорости с поворотами в разные стороны и движением вперед и назад. При необходимос­ ти машину останавливают для обнаружения неисправ­ ностей.

У навесных и прицепных машин проверяют исправ­ ность действия механизмов прокручиванием их на малых оборотах на месте от ВОМ трактора или на ходу от хо­ довых колес. При необходимости машину останавлива­ ют и устраняют неисправности.

Технико-экономические показатели хранения основ­ ных сельскохозяйственных машин даны в приложении V.

§ 6. Списание сельскохозяйственной техники

Совхозы и другие сельскохозяйственные государст­ венные предприятия и организации при списании со сво­ его баланса сельскохозяйственной техники и оборудова­ ния, числящегося в составе основных фондов (средств), руководствуются Положением о социалистическом госу­ дарственном производственном предприятии, утвержден­ ным постановлением Совета Министров СССР.

С балансов

колхозов сельскохозяйственную технику

и оборудование,

непригодные к дальнейшей эксплуата­

ции и не поддающиеся восстановлению, стоимостью до

1500

руб. за

единицу

списывают

в порядке, определяе­

мом

общим

собранием

членов

колхоза, а

стоимостью

свыше

1500

руб. за единицу — по

решению

общего соб­

рания

членов колхоза

(собрания

уполномоченных).

Списанию с баланса подлежит сельскохозяйственная техника и оборудование, числящиеся в составе основных фондов (средств), морально устаревшие, полностью утратившие свое производственное значение после отра­ ботки установленных сроков службы, вследствие физи­ ческого износа, стихийных бедствий, аварий, когда вос­ становление их невозможно или экономически нецелесо­ образно и они не могут быть реализованы.

Допускается также списание машин и оборудования несовершенных конструкций, если дальнейшая их эк­ сплуатация невозможна, а модернизация технически не­ целесообразна и экономически неэффективна. Замена таких машин должна быть предусмотрена в плане внед­ рения новой техники.

3 1 6