Технические характеристики грузовых |
автомобилей |
приведны в приложении V I I . |
|
|
Правильное определение |
состава транспортного аг |
регата для данных условий |
работы дает |
возможность |
повышать производительность и экономичность его ра боты.
Расчет состава тракторных транспортных агрегатов
(поездов) заключается в определении количества при цепов (тележек) при заданной (выбранной) скорости движения. Такой расчет возможен тем же методом, что и расчет агрегата с сельскохозяйственными машинами, ес ли не учитывать повышение сопротивления агрегата при трогании с места:
« = |
Р | < Р - Н |
Р | < Р - и |
(125) |
( G n p |
+ G n . r) f |
0D.af |
|
|
|
Л' \ N r> |
270 |
|
|
пт= |
е-^%тр |
- , |
(125а) |
Gn p —вес прицепа |
(порожнего); |
|
Gn .P |
— полезная грузоподъемность |
прицепа; |
Gn.n — полный вес прицепа |
(с грузом); |
Vp — скорость движения; |
|
|
1не |
— коэффициент использования |
мощности дви |
|
гателя; |
|
|
|
/—коэффициент |
сопротивления |
перекатыванию. |
Подъемы на пути движения такого агрегата преодо |
левают переходом на низшую передачу. |
|
|
Количество |
прицепов п п . а |
к автомобилю рассчитыва |
ют по формуле: |
|
|
|
|
|
|
n n . a = ^ - f — ^ - t |
|
|
(126) |
а касательную силу тяги — по формуле: |
|
|
р _ |
Мк _ 716,2 Nef]Ti0 |
_ 270 Ne |
t ] T |
|
* к |
— |
|
— |
|
I |
|
где Ga .P —вес |
груженого автомобиля-тягача |
(включая |
полуприцеп); |
|
|
|
|
Рк—касательная |
сила |
тяги на |
ведущих |
колесах; |
|л'е — оптимальный |
коэффициент |
загрузки |
двигате |
ля автомобиля в данных условиях движения;
п—частота |
вращения коленчатого |
вала двига» |
теля; |
|
|
|
|
|
|
гк— радиус качения ведущих |
колес. |
|
принима |
Величину коэффициента %н при движении |
ют равной: по хорошей дороге 0,97—0,98, по |
|
грунтовой |
0,93—0,95, по стерне 0,90—0,93. |
|
|
|
|
Проходимость транспортного агрегата по труднопре |
одолимым участкам |
(увлажненная ложбина и т. п.) мо |
жет быть проверена приближенно по формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
(127) |
где Gc l l —сцепной |
вес тракторного или автомобильного |
поезда; |
|
|
|
|
|
|
GT .a — общий вес транспортного |
агрегата; |
|
р. — коэффициент сцепления; |
|
|
|
|
/ — коэффициент сопротивления |
перекатыванию |
транспортного |
агрегата. |
|
|
|
|
Количественные |
значения коэффициентов |
|
сопротив |
ления перекатыванию f и сцепления |
ц, д«аны |
в |
таблице |
18, они отличаются от их |
значений |
для |
тракторов па |
пневматических колесах в силу более высокого давления внутри колес.
Т а б л и ц а 18
Примерное количественное значение коэффициентов сопротивления перекатыванию и сцепления для автомобилей и прицепов
Тип дороги (основания)
Асфальтовая дорога |
(сухая)5 |
|
0,015—0,018 |
0,8—1,0 |
Гравийное |
шоссе |
(сухое) |
|
0,02—0,03 |
0,4—0,5 |
То же, после дождя |
|
|
0,02—0,03 |
0,3 |
Грунтовая |
дорога |
(сухая) |
|
0,03—0,05 |
0,5—0,6 |
» |
» |
после дождя |
|
0,05—0,15 |
0,2—0,3 |
» |
» |
песчаная (сухая) |
0,20—0,30 |
0,3 |
ная) |
» |
песчаная |
(влаж |
0,10—0,15 |
0,4—0,5 |
|
|
|
|
0,08-0,10 |
0,4 |
Стерня сухая |
|
|
|
влажная |
|
дорога |
|
0,11—0,14 |
0,2—0,3 |
Снежная |
наезженная |
|
0,03 |
0,2—0,25 |
Ледяная |
дорога |
(чистая) |
|
0,02 |
0,15 |
Прокультивированная |
почва, |
подго |
0,20—0,30 |
0,2—0,4 |
товленная для |
посева |
|
|
|
§ 2. Показатели использования транспортных агрегатов
Полезная работа транспортного агрегата зависит от использования времени смены на полезную работу, ско рости движения, загрузки агрегата и пробега его с гру зом, что, в свою очередь, зависит от эксплуатационных качеств транспортных средств, дорожных условий, ха рактера грузов, расстояния перевозок, организации по- грузочно-разгрузочных работ, правильности вождения агрегата в пути и его технического обслуживания.
Показатели использования |
транспортных |
агрега |
тов — это показатели использования |
времени |
работы, |
скорости движения, пробега и грузоподъемности. |
Использование времени. В |
баланс |
времени |
работы |
транспортного агрегата входят следующие элементы: время движения с грузом и без него, время простоя под погрузкой и разгрузкой и простоя по организационным или техническим причинам. Из этих элементов обычно состоит время нахождения агрегата в наряде. Кроме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
того, |
агрегат |
может часть |
рабочего |
времени |
находиться |
в |
гараже |
(не |
в |
наряде), |
на техническом |
обслуживании |
и |
ремонте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чисто |
производительное |
время — время |
движения |
агрегата |
с грузом; только |
в |
это |
время |
совершается |
транспортная работа (перевозка груза). Время на |
дви |
жение без груза, на погрузку-разгрузку, |
а |
также |
на |
плановые технические обслуживания |
и ремонт хотя |
и не |
производительно |
затрачивается, но |
оно |
|
необходимо |
для выполнения |
транспортных |
работ. |
Остальные |
эле |
менты |
баланса |
времени |
|
не |
нужны |
для |
выполнения |
транспортных работ, и правильная эксплуатация агре
гатов |
предусматривает |
всемерное их |
сокращение. |
Для определения степения использования времени |
работы |
применяют те |
же показатели, |
что и для ма |
шинно-тракторных агрегатов: коэффициенты исполь
зования рабочего |
и календарного |
времени. |
|
|
К о э ф ф и ц и е н т и с п о л ь з о в а н и я |
р а б о ч е г о |
в р е м е н и |
представляет собой отношение времени |
дви |
жения транспортного агрегата Тяв |
ко времени его |
на |
хождения |
в наряде |
(смене) Г с м : |
|
|
|
|
|
|
|
(128) |
для всего парка
• Этот коэффициент показывает, какую долю в смене составляют затраты времени на погрузку-разгрузку и простои.
К о э ф ф и ц и е н т о м |
и с п о л ь з о в а н и я |
к а л е н |
д а р н о г о в р е м е н и |
называется отношение |
количест |
ва суток, в течение которых по дорожным или другим производственным условиям может работать агрегат дан
ного типа, к числу суток календарного |
года: |
тк = ^ , |
(129) |
соответственно для всего парка |
|
X DР |
|
2 D K
а фактическое использование календарного времени
где /-)р .ф — фактическое количество рабочих дней (суток). Измерители скорости. Скорость движения транспорт ного агрегата — переменная величина, зависящая от его динамических качеств, состояния и профиля дороги, на грузки и интенсивности движения по дороге. Поэтому скорость за рейс, или некоторый период времени, может быть выражена только средними величинами. Различают максимальную (расчетную), техническую и эксплуатаци
онную скорости движения транспортных агрегатов.
М а к с и м а л ь н а я (расчетная) с к о р о с т ь |
движе |
ния — наибольшая скорость, которую может развить ав |
томобиль (или другой агрегат) на данном ровном |
участ |
ке |
пути при полной загрузке двигателя: |
|
2 7 0 N e u l N т|, |
|
(130) |
где |
Tia —к. п. д. автомобиля, учитывающий потери энер |
|
гии на преодоление сил трения в трансмиссии, |
|
на перекатывание и буксование автомобиля; |
|
Pw — сопротивление движению воздушной среды. |
Т е х н и ч е с к а я с к о р о с т ь транспортного агрегата определяется отношением пройденных им километров ко времени фактического движения в часах:
Техническая скорость не учитывает времени остановок в пути, за исключением тех, которые связаны с условия ми движения.
Э к с п л у а т а ц и о н н а я с к о р о с т ь — средняя ус ловная скорость движения агрегата в течение всего вре мени пребывания его в наряде (на линии), включая вре мя на погрузку разгрузку и другие простои. Она опреде ляется отношением пройденного пути ко всему времени нахождения агрегата в наряде:
Эксплуатационная скорость зависит от технической скорости и по величине меньше ее. Отношение эксплуата ционной скорости к технической равно коэффициенту ис пользования рабочего времени:
т = = 1 д в _ = |
_ |
Тем |
vP ' |
На эксплуатационную скорость оказывает большое влияние организация транспортного процесса и расстоя ние перевозок. Чем меньше простои на погрузке-разгруз ке, по техническим и организационным причинам, тем больше эксплуатационная скорость. При больших рас стояниях перевозок эксплуатационная скорость увеличи вается за счет относительного уменьшения времени про стоев под погрузкой-разгрузкой.
Примерные значения технических скоростей при сель скохозяйственных перевозках равны: по полевым и про селочным дорогам 9—16 км/ч для тракторных поездов и 12—25 км/ч для автомобилей; по грейдерным дорогам соответственно 15—18 и 30—50 км/ч, а по дорогам с усо вершенствованным покрытием для тракторных поездов 18—25, для автомобилей 50—80 км/ч.
Измерители пробега. Путь, пройденный автомобилем или другим транспортным агрегатом за определенное время, называется пробегом.