Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технические характеристики грузовых

автомобилей

приведны в приложении V I I .

 

 

Правильное определение

состава транспортного аг­

регата для данных условий

работы дает

возможность

повышать производительность и экономичность его ра­ боты.

Расчет состава тракторных транспортных агрегатов

(поездов) заключается в определении количества при­ цепов (тележек) при заданной (выбранной) скорости движения. Такой расчет возможен тем же методом, что и расчет агрегата с сельскохозяйственными машинами, ес­ ли не учитывать повышение сопротивления агрегата при трогании с места:

« =

Р | < Р - Н

Р | < Р - и

(125)

( G n p

+ G n . r) f

0D.af

 

или

где

 

 

Л' \ N r>

270

 

 

пт=

е-^%тр

- ,

(125а)

Gn p вес прицепа

(порожнего);

 

Gn .P

— полезная грузоподъемность

прицепа;

Gn.n — полный вес прицепа

(с грузом);

Vp — скорость движения;

 

 

е

— коэффициент использования

мощности дви­

 

гателя;

 

 

 

/—коэффициент

сопротивления

перекатыванию.

Подъемы на пути движения такого агрегата преодо­

левают переходом на низшую передачу.

 

 

Количество

прицепов п п . а

к автомобилю рассчитыва­

ют по формуле:

 

 

 

 

 

 

n n . a = ^ - f — ^ - t

 

 

(126)

а касательную силу тяги — по формуле:

 

 

р _

Мк _ 716,2 Nef]Ti0

_ 270 Ne

t ] T

 

* к

 

 

I

 

где Ga .P вес

груженого автомобиля-тягача

(включая

полуприцеп);

 

 

 

 

Рк—касательная

сила

тяги на

ведущих

колесах;

|л'е — оптимальный

коэффициент

загрузки

двигате­

ля автомобиля в данных условиях движения;

346


п—частота

вращения коленчатого

вала двига»

теля;

 

 

 

 

 

 

гк— радиус качения ведущих

колес.

 

принима­

Величину коэффициента при движении

ют равной: по хорошей дороге 0,97—0,98, по

 

грунтовой

0,93—0,95, по стерне 0,90—0,93.

 

 

 

 

Проходимость транспортного агрегата по труднопре­

одолимым участкам

(увлажненная ложбина и т. п.) мо­

жет быть проверена приближенно по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

(127)

где Gc l l —сцепной

вес тракторного или автомобильного

поезда;

 

 

 

 

 

 

GT .a — общий вес транспортного

агрегата;

 

р. коэффициент сцепления;

 

 

 

 

/ — коэффициент сопротивления

перекатыванию

транспортного

агрегата.

 

 

 

 

Количественные

значения коэффициентов

 

сопротив­

ления перекатыванию f и сцепления

ц, д«аны

в

таблице

18, они отличаются от их

значений

для

тракторов па

пневматических колесах в силу более высокого давления внутри колес.

Т а б л и ц а 18

Примерное количественное значение коэффициентов сопротивления перекатыванию и сцепления для автомобилей и прицепов

Тип дороги (основания)

Асфальтовая дорога

(сухая)5

 

0,015—0,018

0,8—1,0

Гравийное

шоссе

(сухое)

 

0,02—0,03

0,4—0,5

То же, после дождя

 

 

0,02—0,03

0,3

Грунтовая

дорога

(сухая)

 

0,03—0,05

0,5—0,6

»

»

после дождя

 

0,05—0,15

0,2—0,3

»

»

песчаная (сухая)

0,20—0,30

0,3

ная)

»

песчаная

(влаж

0,10—0,15

0,4—0,5

 

 

 

 

0,08-0,10

0,4

Стерня сухая

 

 

 

влажная

 

дорога

 

0,11—0,14

0,2—0,3

Снежная

наезженная

 

0,03

0,2—0,25

Ледяная

дорога

(чистая)

 

0,02

0,15

Прокультивированная

почва,

подго

0,20—0,30

0,2—0,4

товленная для

посева

 

 

 

347


§ 2. Показатели использования транспортных агрегатов

Полезная работа транспортного агрегата зависит от использования времени смены на полезную работу, ско­ рости движения, загрузки агрегата и пробега его с гру­ зом, что, в свою очередь, зависит от эксплуатационных качеств транспортных средств, дорожных условий, ха­ рактера грузов, расстояния перевозок, организации по- грузочно-разгрузочных работ, правильности вождения агрегата в пути и его технического обслуживания.

Показатели использования

транспортных

агрега­

тов — это показатели использования

времени

работы,

скорости движения, пробега и грузоподъемности.

Использование времени. В

баланс

времени

работы

транспортного агрегата входят следующие элементы: время движения с грузом и без него, время простоя под погрузкой и разгрузкой и простоя по организационным или техническим причинам. Из этих элементов обычно состоит время нахождения агрегата в наряде. Кроме

того,

агрегат

может часть

рабочего

времени

находиться

в

гараже

(не

в

наряде),

на техническом

обслуживании

и

ремонте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чисто

производительное

время — время

движения

агрегата

с грузом; только

в

это

время

совершается

транспортная работа (перевозка груза). Время на

дви­

жение без груза, на погрузку-разгрузку,

а

также

на

плановые технические обслуживания

и ремонт хотя

и не­

производительно

затрачивается, но

оно

 

необходимо

для выполнения

транспортных

работ.

Остальные

эле­

менты

баланса

времени

 

не

нужны

для

выполнения

транспортных работ, и правильная эксплуатация агре­

гатов

предусматривает

всемерное их

сокращение.

Для определения степения использования времени

работы

применяют те

же показатели,

что и для ма­

шинно-тракторных агрегатов: коэффициенты исполь­

зования рабочего

и календарного

времени.

 

 

К о э ф ф и ц и е н т и с п о л ь з о в а н и я

р а б о ч е г о

в р е м е н и

представляет собой отношение времени

дви­

жения транспортного агрегата Тяв

ко времени его

на­

хождения

в наряде

(смене) Г с м :

 

 

 

 

 

 

 

(128)

348


для всего парка

v т

 

2 Где

(128а)

 

• Этот коэффициент показывает, какую долю в смене составляют затраты времени на погрузку-разгрузку и простои.

К о э ф ф и ц и е н т о м

и с п о л ь з о в а н и я

к а л е н ­

д а р н о г о в р е м е н и

называется отношение

количест­

ва суток, в течение которых по дорожным или другим производственным условиям может работать агрегат дан­

ного типа, к числу суток календарного

года:

тк = ^ ,

(129)

соответственно для всего парка

 

X DР

 

2 D K

а фактическое использование календарного времени

т

г«.ф

_ Яр-Ф

 

-75—•

где /-)р фактическое количество рабочих дней (суток). Измерители скорости. Скорость движения транспорт­ ного агрегата — переменная величина, зависящая от его динамических качеств, состояния и профиля дороги, на­ грузки и интенсивности движения по дороге. Поэтому скорость за рейс, или некоторый период времени, может быть выражена только средними величинами. Различают максимальную (расчетную), техническую и эксплуатаци­

онную скорости движения транспортных агрегатов.

М а к с и м а л ь н а я (расчетная) с к о р о с т ь

движе­

ния — наибольшая скорость, которую может развить ав­

томобиль (или другой агрегат) на данном ровном

участ­

ке

пути при полной загрузке двигателя:

 

2 7 0 N e u l N т|,

 

(130)

где

Tia к. п. д. автомобиля, учитывающий потери энер­

 

гии на преодоление сил трения в трансмиссии,

 

на перекатывание и буксование автомобиля;

 

Pw — сопротивление движению воздушной среды.

349


Т е х н и ч е с к а я с к о р о с т ь транспортного агрегата определяется отношением пройденных им километров ко времени фактического движения в часах:

" Р = =

Г - .

(131)

1

ДВ

 

Техническая скорость не учитывает времени остановок в пути, за исключением тех, которые связаны с условия­ ми движения.

Э к с п л у а т а ц и о н н а я с к о р о с т ь — средняя ус­ ловная скорость движения агрегата в течение всего вре­ мени пребывания его в наряде (на линии), включая вре­ мя на погрузку разгрузку и другие простои. Она опреде­ ляется отношением пройденного пути ко всему времени нахождения агрегата в наряде:

S_

(132)

 

Эксплуатационная скорость зависит от технической скорости и по величине меньше ее. Отношение эксплуата­ ционной скорости к технической равно коэффициенту ис­ пользования рабочего времени:

т = = 1 д в _ =

_

Тем

vP '

На эксплуатационную скорость оказывает большое влияние организация транспортного процесса и расстоя­ ние перевозок. Чем меньше простои на погрузке-разгруз­ ке, по техническим и организационным причинам, тем больше эксплуатационная скорость. При больших рас­ стояниях перевозок эксплуатационная скорость увеличи­ вается за счет относительного уменьшения времени про­ стоев под погрузкой-разгрузкой.

Примерные значения технических скоростей при сель­ скохозяйственных перевозках равны: по полевым и про­ селочным дорогам 9—16 км/ч для тракторных поездов и 12—25 км/ч для автомобилей; по грейдерным дорогам соответственно 15—18 и 30—50 км/ч, а по дорогам с усо­ вершенствованным покрытием для тракторных поездов 18—25, для автомобилей 50—80 км/ч.

Измерители пробега. Путь, пройденный автомобилем или другим транспортным агрегатом за определенное время, называется пробегом.

350