Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

Наименование

груза

Упаковка

Класс

Группа

Насыпная

груза

груза

масса, т/м'

Хлопок сырец

непрессо­

Навалом

4

5

0,10—0,15

ванный

 

 

 

 

2

3

0,70—0,80

Хлопок-сырец прессован- В тюках

лый

 

 

 

 

 

 

 

 

вин: дождя, тепла мороза)

и н е с р о ч н о й

д о с т а в к и ,

которые можно без ущерба для производства

перевозить

в любое время.

 

 

 

 

 

 

Дорожные

условия определяют производительность

транспорта, стоимость перевозок и выбор

типа транс­

портных средств. С точки

зрения

эксплуатации

они ха­

рактеризуются

величиной

сопротивления

движению

(коэффициентом сопротивления качению и углом подъ­ ема), покрытием, допустимыми нагрузками дорожных сооружений (мостов) и их пропускной способностью.

В сельском хозяйстве транспорт приходится исполь­ зовать главным образом на грунтовых, проселочных и полевых дорогах. Кроме того, в каждом колхозе и совхо­ зе грузы перевозят в условиях бездорожья, по полям, преимущественно по стерне убранных растений или по вспаханному полю.

На грунтовых проселочных дорогах скорость движе­ ния автомашины колеблется от 15 до 45 км и составля­ ет в среднем 20—25 км/ч. На асфальтированных доро­ гах расчетная скорость движения увеличивается до 80 км/ч, а на хороших грейдерных дорогах—до 40 км/ч. В условиях бездорожья (по стерне, пашне) скорость движения транспорта не превышает 8—15 км/ч.

Грузоподъемность автомобилей и тракторных тран­ спортных агрегатов тоже зависит от дорожных условий.

Например, для

автомобиля

ГАЗ-51

грузоподъемность

2,5 т на дорогах с твердым

покрытием снижается

на

грунтовых

и полевых дорогах до 2 т; для автомобиля

ЗИЛ-130 — с 4,5 до 2,5 т.

 

 

 

 

Расход

топлива тоже зависит от дорожных

условий.

Например,

автомобиль

ГАЗ-51 на 100 км пути

расходу­

ет топлива

на

шоссе с

ровным рельефом 26,5 кг,

на

грунтовой дороге 30—45, по залежам

50—60, на пахоте

и стерне 60—120 кг.

 

 

 

 

 

342


При эксплуатации автомобилей дорожные условия подразделяют на четыре класса.

К первому классу относятся дороги с твердыми по­ крытиями (асфальто-бетонные, бетонные, брусчатка, гидронированные и др.) и ледяные дороги; ко второму классу относятся дороги булыжные и щебенчатые в ис­ правном состоянии и грунтовые накатанные гладкие; к третьему классу — дороги булыжные и щебенчатые в неисправном состоянии при грязевом покрове толщиной

до 5 см и грунтовые малоукатанные или

слегка загряз­

ненные; к. четвертому классу — грунтовые

дороги, по­

крытие рыхлым снегом и грязью слоем 10 см, сухие с разъезженными колеями и плотные снежные дороги.

При планировании и нормировании тракторно-тран- спортных работ в сельском хозяйстве различают следу­ ющие группы дорожных условий:

п е р в а я г р у п п а д о р о г — обычные грунтовые дороги сухие в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги, дороги с твердым покрытием;

в т о р а я г р у п п а д о р о г

—стерня зерновых, пес­

чаные проселочные, грунтовые

разъезженные и мокрые

после дождя, разбитые гравийные и щебенчатые дороги,

задерневшие

почвы в твердом состоянии зимой и летом;

т р е т ь я

г р у п п а д о р о г — пашня

нормальной

влажности, пески, поле после убранных корнеклубнепло­ дов, увлажненная задернелая почва, оттаивающая или просыхающая снежная целина при перевозке санями, бездорожье в весеннюю распутицу.

§3. Особенности транспортировки сельскохозяйственных грузов

Транспортировку грузов организуют с учетом физи­ ко-механических свойств грузов, расстояния, объема и характера грузооборота.

Перевозка удобрений занимает самый большой удельный вес в транспортных работах. Значительная часть их выполняется в неблагоприятных дорожных условиях.

Навоз и торф летом лучше перевозить колесными тракторами, а зимой — гусеничными и колесными. Орга­ низация погрузочно-разгрузочных работ наиболее эф­ фективна при групповой работе транспорта (от одного пункта погрузки).

343


Органические удобрения перевозят навалом, а мине­ ральные— навалом или в специальной таре (бумажных мешках).

Зерно перевозят в кузовах, уплотненных в местах стыков (набивают планки или накладки из прорезинен­ ной ткани) с наращенными бортами. Бункера комбайнов разгружают в определенных местах, чтобы путь тран­ спортных агрегатов был минимальным.

Картофель, как правило, перевозят навалом (за ис­ ключением молодого картофеля, который перевозят в ящиках или корзинах по 16—30 кг). Все шире применя­ ется контейнерная транспортировка картофеля. Из ком­ байна картофель поступает в контейнеры емкостью 400—

500 кг; в транспортные средства их

устанавливают по­

грузчиками.

 

 

 

При перевозке картофеля насыпью

принимают меры

для предохранения клубней от ударов и других повреж­

дений. Зимой рекомендуется

картофель

перевозить в

крытых утепленных фургонах.

 

 

 

Овощи и фрукты перевозят

в ящиках,

корзинах, клет­

ках, арбузы и дыни — навалом на мягкой подстилке (со­

ломе).

Л

Животных

перевозят в специальных автомобилях,

оборудованных яслями и автопоилками. Свиней и мел­

кий скот — без привязи, на мягкой

подстилке,

поро­

сят— в решетчатых клетках. Птицу и

кроликов

перево­

зят в деревянных или плетеных клетках.

 

Мясные продукты транспортируют в деревянных

оцинкованных ящиках, туши в кузове закрывают

плот­

ным чистым брезентом. При перевозке на дальние рас­ стояния их замораживают.

Шерсть, волос, щетину, пух и перо перевозят в плот­

ных мешках емкостью не более 35 кг.

 

 

Яйца транспортируют

только

в твердой

таре — в

стандартных ящиках. В жаркую погоду

ящики

покры­

вают соломой или брезентом.

 

 

 

Сено и солому на дальние расстояния лучше

перево­

зить в спрессованном виде

(в тюках). Для перевозки их

в хозяйствах увеличивают

кузова: откидывают их на три

специальных бруса, кладут кипы

сена

или соломы на

разгрузочную сетку и укрепляют веревками.

 

Силосную массу перевозят в автомобилях, борта ко­

торых наращивают на 70 см и на дно

кузова

кладут

разгрузочную сетку.

 

 

 

 

344


Молоко перевозят в специальных

цистернах,

флягах,

бидонах. Тару заполняют так, чтобы

молоко не сбива­

лось. Летом рекомендуется поверх

фляг класть

лед и

укрывать их брезентом. В цистернах можно молоко пере­ возить на расстояние 300 км и более.

Нефтепродукты транспортируют в специальных цис­ тернах, бочках и канистрах. Цистерны заземляют специ­

альной цепочкой и штырем, чтобы предупредить

возмож­

ный разряд статического

электричества. Бочки

с топли-

Е О М ставят пробками вверх и укрепляют-

 

Для перевозки людей

кузова

автомобилей

оборуду­

ют сиденьями-досками и надежно

закрепляют

борта.

В автомобилях грузоподъемностью 1,5—2 т размещают не более 16 человек, 2,5—3 т — до 20 человек, 3,5—4 т — до 24 человек, 5 т — не более 30 человек.

В зависимости от типа груза, характера перевозок и эксплуатационных качеств автомобилей и других тран­ спортных средств выбирают соответствующие агрегаты, с тем чтобы обеспечить большую производительность и экономичность работы. Для примера в приложении V I да­ ны технические характеристики автомобилей-самос­ валов.

Г л а в а II

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИЗМЕРИТЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

§ 1. Эксплуатационные свойства и расчет состава транспортных средств

Знание эксплуатационных свойств транспортных агре­ гатов позволяет: выбирать необходимый тип автомобилей, тягачей, тракторов, прицепов для определенных условий эксплуатации; проводить эксплуатационные расчеты (норм производительности, расхода топлива, себестои­ мости перевозок), правильно организовывать транспорт­ ные работы, проектировать эксплуатационные и ремонт­ ные предприятия (гаражи, ремонтные мастерские, стан­ ции обслуживания, погрузочно-разгрузочные пункты и др.

Основные эксплуатационно-технические показатели транспортных агрегатов динамические качества, эко­ номичность, надежность работы, проходимость, манев­ ренность, устойчивость, легкость управления и удобство езды.

345