Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пробег транспортного агрегата за рейс (или какой-

либо

период времени) складывается из пробега

с гру­

зом — 5 г р и порожнего, без груза, — нулевого Sa

и холо­

стого

5Х .

 

Н у л е в о й , и л и п о д г о т о в и т е л ь н ы й , п р о б е г агрегат делает для подготовки к началу работы. Это путь к месту работы, на заправку, на техническое обслужи­ вание.

Н е г р у ж е н ы м , и л и х о л о с т ы м , п р о б е г о м на­ зывается вынужденный пробег без груза, совершаемый

при выполнении транспортной работы.

Общий пробег транспортного

агрегата выражается

уравнением:

 

•S'oe — $гр Sx -f-

s „ .

К о э ф ф и ц и е н т о м и с п о л ь з о в а н и я п р о б е г а

называется отношение числа километров пробега с гру­ зом к общему пробегу агрегата за ездку*, рейс*, день или другой период времени:

P = ^ L .

(133)

Измерители грузоподъемности. Использование

грузо­

подъемности транспортного агрегата оценивается коэф­ фициентом использования грузоподъемности у, а сравни­ тельную оценку степени использования грузоподъемности агрегата с учетом расстояния перевозок дает коэффици­ ент динамического использования грузоподъемности уя.

К о э ф ф и ц и е н т и с п о л ь з о в а н и я г р у з о п о д ъ ­ е м н о с т и есть отношение количества фактически пере­ везенного груза к количеству груза, которое можно пере­ везти при полном использовании номинальной грузоподъ­ емности автомобиля (или другого агрегата):

(134)

где q— номинальная грузоподъемность автомобиля, т; z— число ездок.

При одном и том же коэффициенте грузоподъемности степень использования транспортного агрегата может быть различной в зависимости от расстояния перевозок. Один и тот же недогруженный автомобиль при перевозке

груза

на

большое

расстояние имеет

гораздо большие

*

См.

определение

на стр. 368, — Прим.

ред.

351



транспортные потери, чем при перевозке на малое рас­ стояние.

К о э ф ф и ц и е н т д и н а м и ч е с к о г о и с п о л ь з о ­ в а н и я г р у з о п о д ъ е м н о с т и определяется отноше­ нием количества фактически выполненных тонно-кило­ метров к тому количеству, которое может быть выполнено при полной загрузке автомобиля:

S q$. St

q

S St

где <7ф. — груз, фактически

перевозимый за одну ездку;

S — расстояние перевозки.

Указанные измерители характеризуют степень исполь­ зования транспорта в зависимости от организации его работы, дорожных условий и характера грузоперевозок.

§ 3. Производительность транспортных агрегатов

Важнейшим показателем качества конструкции, усло­ вий и полноты использования транспортных агрегатов служит их полезная работа, производительность за час или смену.

Производительность агрегата за час работы может быть выражена следующими формулами:

по транспортной работе в тонно-километрах

' см

по грузообороту в тоннах

 

' см

'Jrp

где q—номинальная

грузоподъемность транспортного

агрегата,

т;

 

Q—количество

перевезенного груза за смену, т;

Sr p

— расстояние, на которое перевозится

груз, км. •

Производительность агрегата за смену в тонно-кило­

метрах

равна

 

 

^ т . с м = ^ р Р т Г с м

(138)

352


или в тоннах

СМ)

(139)

но

где 2е — количество ездок (оборотов агрегата) за смену, тогда

WQ

-дуг,

(140)

^см

 

 

Из приведенных выражений производительности транспортного агрегата видно, что она увеличивается прямо пропорционально повышению грузоподъемности агрегата q и степени ее использования у, скорости движе­ ния vp, использования времени смены % и пробега р.

Производительность транспортного агрегата в тонно-

километрах с увеличением расстояния

ездки

растет,

а производительность в тоннах падает.

Поэтому

при не­

достатке транспортных средств культуры с большим гру­

зооборотом (кукурузу, картофель, овощи)

целесообразно

размещать ближе к фермам, хранилищам

(или хранили­

щ а — ближе к убираемым массивам).

 

Производительность транспортных средств сильно снижают простои под погрузкой-разгрузкой, особенно при коротких ездках. С увеличением технической скорости транспортного агрегата влияние этих простоев сказыва­ ется еще больше (так как увеличивается число ездок), вследствие чего необходимо принимать меры по их сокра­ щению.

При применении тягача с прицепами может оказаться выгодным увеличить число комплектов прицепов до трех. Тогда один комплект стоит на погрузке, другой — на раз­ грузке, а третий находится в движении.

Использование автопоездов значительно увеличивает грузоподъемность транспорта. Автомобили с прицепами в условиях равнины при больших расстояниях перевозок дают высокую производительность.

Для увеличения сцепления повышают грузоподъем­ ность автомобиля-тягача. Автомобиль ГАЗ-51А с грузом 4,5 т может работать с двумя трехтонными прицепами; автомобиль ЗИЛ-130 с грузом 5,5 т — с тремя четырех­ тонными прицепами. В хороших условиях движения авто-

23 С, Н. Хробосто»

353


поезд с автомобилем типа

З И Л перевозят за

один рейс

до 25 т, с автомобилем типа

ГАЗ —до 12 т.

 

Повышения грузоподъемности автопоездов

передовые

водители добиваются применением приспособлений к се­ рийным автомобилям и прицепам. Они наращивают на 50—60 см борта автомобиля и прицепов, усиливают рес­ соры дополнительным листом.

Особенности вождения автопоездов сводятся к следу­ ющему: плавное трогание с места, плавные замедления перед поворотами и при встрече с машинами, умелое из­ менение скоростного режима в пути при прохождении выбоин и размоин, оборудование всех прицепов надежны­ ми тормозами. '

Основные пути повышения производительности транс­ портных средств:

сокращение времени погрузки и разгрузки за счет их механизации и содержания машин в исправном техниче­ ском состоянии (повышение коэффициента использова­ ния рабочего времени), организация группового обслу­ живания работ транспортом, особенно уборочных агре­ гатов;

увеличение коэффициента использования пробега за счет тщательной подготовки плана перевозок, четкой ор­ ганизации маршрутов, пунктов заправки и технического обслуживания, подбора грузов для обратного направ­ ления;

повышение коэффициента использования грузоподъ­ емности за счет предварительной сортировки грузов, ра­ ционального выбора подвижного состава, тщательной укладки и увязки грузов в кузове, использования автомо­ билей с увеличенными грузовой площадью и объемом при

перевозке легковесных грузов,

применения

авто­

поездов;

 

 

повышение технической скорости движения автомоби­

лей, улучшение дорожных условий

(продольного

профи­

ля, ширины, покрытия, радиусов закруглений), создание безопасности движения (регулирование, освещение), улучшение технического состояния транспортных средств и повышение квалификации водителей.

Значительно повышают производительность транс­ портных средств, особенно на коротких рейсах, автомоби­ ли и прицепы с самосвальными кузовами.

В сельскохозяйственном производстве большой резерв повышения производительности транспортных агрегатов

3 5 4