Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А III

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ МАШИН

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНОВОПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА (ППР) МАШИН

Основные положения системы изложены в «Инструкции по про­ ведению планово-предупредительного ремонта строительных машин» (СН 20768), утвержденной Госстроем СССР 20 августа 1968 г.

Система ППР предусматривает выполнение в плановом порядке технического обслуживания или ремонта машин после отработки каждой машиной определенного количества часов.

В системе приняты следующие понятия:

строительной машины

межремонтный цикл — время работы

ч) от начала ее эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами;

структура межремонтного цикла — количество, периодичность и последовательность выполнения всех видов ремонтов и техниче­ ских обслуживании за межремонтный цикл;

периоды проведения ремонта и технических обслуживании — время работы строительной машины (в ч) между двумя очередными одноименными ремонтами или техническими обслуживаниями.

Техническое обслуживание строительных машин представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного сверхнормативного износа деталей и сопряжений путем своевременного проведения регулировочных работ, смазки ма­ шин, выявления возникающих дефектов и устранения их.

Технические обслуживания машин подразделяются на ежесмен­ ное техническое обслуживание, выполняемое в течение рабочей сме­ ны (ЕО), и периодическое техническое обслуживание, выполняемое после отработки машиной определенного количества часов (ТО).

В состав ежесменного технического обслуживания входят рабо­ ты по проведению необходимой смазки машин и подготовке ее к пе­ редаче при смене бригад, а также работы, связанные с контрольным осмотром машин перед пуском (выходом) ее на работу (проверка рабочих органов машины, ходовой части, тормозов, освещения, сиг­ налов, управления и т. д.).

Затраты времени на проведение ежесменных обслуживании ма­ шин учтены в «Единых нормах и расценках на строительные и мон­ тажные работы» и Инструкцией GH 207—68 не предусматриваются.

В состав работ по периодическому техническому обслуживанию строительных машин входят: очистка, мойка, осмотр (ревизия) и контроль за техническим состоянием узлов, агрегатов» приборов, ка-


натов, систем гидравлики и сменного рабочего оборудования, маши­ ны в целом; крепление деталей, регулировка механизмов, узлов и агрегатов; смазка, заправка машин, замена масел, топлива и охлаж­ дающих жидкостей при переходе к осенне-зимнему и весенне-летне­ му периодам; опробование действия отдельных узлов, рабочего обо­ рудования и машины в целом и выполнение мелких ремонтных ра­ бот.

Смазка машины, регулировка механизмов и другие работы по техническому обслуживанию, выполняемые согласно требованиям инструкций заводов-изготовителей или инструкции по техническому обслуживанию, а также работы, выполняемые по требованиям орга­

нов Госгортехнадзора, производятся при

проведении периодиче­

ского технического обслуживания машины

и по отдельному графи­

ку в соответствии с указаниями инструкций.

 

Выполнение этих работ предусмотрено нормами по проведению технических обслуживании машин.

Ремонт строительных машин представляет собой комплекс меро­ приятий, направленных на устранение неисправностей, возникающих в процессе работы, и восстановление работоспособности машин.

В состав работ по ремонту строительных машин входят: очист­ ка машин, мойка, разборка машин, составление ведомости дефек­ тов, замена изношенных деталей, узлов и агрегатов новыми или от­ ремонтированными; сборка узлов и агрегатов машин и восстановле­ ние посадок в сопряжениях; стендовые и ходовые испытания отре­ монтированных узлов, агрегатов и машин в целом; окраска машин.

Ремонтные работы

включают в себя также различные виды

обра­

ботки деталей для

их восстановления — сварку, слесарные

и

ста­

ночные работы, нанесение металла на изношенные детали

(наплав­

ка, металлизация, электролитические покрытия) и т. д.

 

 

Объем ремонтных работ зависит от условий эксплуатации и технического состояния машин и определяется в процессе проведе­ ния технических обслуживании машин.

Ремонты строительных машин подразделяются на текущие (Т)

и капитальные (К).

При текущем ремонте производится частичная разборка стро­ ительных машин, устраняются неисправности в агрегатах и узлах, возникающие в процессе работы машин и препятствующие их нор­ мальной эксплуатации, и заменяются отдельные агрегаты, узлы и детали (кроме базовых) новыми или заранее отремонтированными.

При капитальном ремонте производится полная разборка стро­ ительных машин, восстанавливаются все начальные посадки и со­ пряжения в соответствии с указаниями по капитальному ремонту ма­ шин, занятых в строительстве, и заменяются изношенные агрегаты и узлы новыми или заранее, отремонтированными.

Наиболее прогрессивным методом ремонта машин, обеспечиваю­ щим сокращение пребывания машин в ремонте, является метод аг- регатно-узлового ремонта, при котором узлы и агрегаты, требую­ щие ремонта, снимаются с машины и заменяются заранее отремон­ тированными или новыми. Метод агрегатно-узлового ремонта ма­ шин следует применять для ремонта машин, легко расчленяемых на узлы и агрегаты, и при выполнении ремонтов машин как на заво­ дах, так и в эксплуатационных условиях.


Для внедрения этого метода необходимы наличие оборотного фонда узлов и агрегатов и организация ремонта этих узлов и агре­ гатов на ремонтных предприятиях:

Оборотный фонд образуется из узлов и агрегатов, получаемых от машиностроительных заводов, и из восстановленных отдельных узлов и агрегатов после списания машин.

Потребность в оборотном фонде для проведения ремонтов строительно-монтажных машин агрегатно-узловым методом опреде­ ляется для каждой строительно-монтажной организации в зависимо­ сти от количества однотипных машин, времени оборачиваемости уз- лов-и агрегатов и продолжительности их ремонта.

Потребность в оборотном фонде узлов и агрегатов определя­ ется по формуле

АМВТп

 

где К — коэффициент, учитывающий возможные отклонения

по вре­

мени оборачиваемости и выхода из строя узлов и

агрега­

тов (принимается равным 1—1,3);

 

А — количество одинаковых узлов на одной машине;

 

М— количество машин одной марки;

В— время оборачиваемости узла с учетом погрузки, разгрузки, транспортирования и ремонта узлов на ремонтном предпри­

ятии в днях;

Тв — планируемое

время работы машины в течение года в ч.

Ту — срок службы

узла или агрегата в ч.

Строительно-монтажные машины сосредоточиваются в управ­ лениях механизации и специализированных строительно-монтажных организациях.

Для проведения технических обслуживании и текущих ремонтов управления механизации (строительно-монтажные организации) должны располагать эксплуатационными базами механизации, по­ строенными по типовым проектам.

Базы оснащаются автомобилями «Техпомощь», агрегатами тех­ нического ухода, заправщиками горюче-смазочных материалов, спе­ циальным инвентарем, инструментом и транспортными средствами.

Технические обслуживания и текущие ремонты машин выпол­ няются как на местах работы машин, так и на базах механизации специализированными бригадами с участием машинистов машин. Для смазки машин и заправки их горюче-смазочными материалами также следует выделять специализированные бригады.

Контроль за соблюдением графика проведения технических об­ служивании и ремонтов машин, а также за выполнением утвержден­ ных органами Госгортехнадзора СССР Правил устройства и безо­ пасной эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и паровых котлов осуществляется главными меха­ никами строительно-монтажных организаций и главными инжене­ рами управлений механизации.

Капитальный ремонт машин проводится после осмотра их ко­ миссией, возглавляемой главным инженером или главным механи­ ком организации, на балансе которой находятся машины (табл. 100).


Усредненные нормы периодичности, трудоемкости и продолжительности технических обслуживании и ремонтов машин

 

: об служи-

іполнения уживаний і.-час.

 

к о

а г; a

Машина

CJ о

я о га

л о

 

5 s

« X "

 

g я я

 

5 "

 

 

 

Я rv

S a l

 

К

 

х

ago.

 

03 сц

 

Краны на пневмоколесном ходу грузо­

 

 

подъемностью:

т о

120

10—12 г

 

т

1 800

16—24 »

к

10 800

т о

200

 

т

1 200

• 25—30 »

к

14 400

т о

200

 

т

1 000

40 т

к

16 000

т о

200

 

т

1 000

50—63 т

к

16 000

т о

200

 

 

іеских ремонтов ЇТНОМ цик-

Я

_ о

я в

2

X

си

« Е £

о S 1!

S!g§s 8

S

* о

в 4

5

Ачэ SJ

к о я ч

84

 

5

 

1

60

11

1

64

15

1

64

15

1

64

 

в

том числе

пребывания

и

Средняя трудоемкость вы­

 

 

 

полнения одного техническо­

 

ремонте

 

го обслуживания

ническомі

 

 

 

 

 

і

 

в чел.-час.

 

 

 

сутках

 

 

 

 

 

 

га

га

о

s 5 5 з

 

о.

с

о

н

5 *

 

си

CU

чэ

 

 

 

 

га

 

 

 

 

3

3

о.

 

 

 

2

X

си

 

 

и §

яо. - .

3*

Э*

я

и

 

и 3

X

Я

 

У

§ 3

о

 

 

 

О) н

 

 

 

ш

ч О

СО н

о. Я

 

 

 

 

о о

с н

 

 

 

 

 

н о

 

U Е о я

 

 

о ю

 

41

31

5

5

 

1,5

580

390

100

90

 

6

1500

930

330

240

24

54

42

6

6

 

2

780

515

140

125

 

10

2100

1300

470

330

30

54

42

6

6

 

2

760

500

140

120

 

9

2100

1300

470

330

30

58

44

7

7

 

2

820

540

150

130

13

2300

1420

500

380

32

75

57

9

9

 

2-

^•Р

 

 

 

т

1 000

15

880

580

160

140

15

 

 

 

к

16 000

1

2700

1670

600

430

18

100 г

 

т о

200

64

90

68

11

11

3

 

 

 

т

1 000

15

980

650

170

160

18

 

 

 

к

16 000

1

3000

1860

660

480

38

Краны

на базе

тракторов С-80, С-100

т о

240

20

66

38

10

18

2

грузоподъемностью до 8 г с дизель-электри­

т

1 200

4

570

350

130

90

7

ческим

приводом

 

к

6 000

1

1620

1000

375

245

15

Кр^ны на гусеничном ходу с дизель-элек­

 

 

 

 

 

 

 

трическим приводом

грузоподъемностью:

т о

250

60

50

40

5

5

1,5

16—25 г

 

 

 

 

т

1 5С0

11

520

320

120

80

8

 

 

 

к

18 000

1

2600

1900

410

290

35

30—40 »

 

т о

250

60

60

45

8

7

2

 

 

 

1 500

11

600

370

140

90

9

 

 

 

т

 

 

 

18 000

1

3000

2225

475

300

40

 

 

 

к

50—63 »

 

т о

250

60

70

50

10

10

2

 

 

 

1500

- 11

840

520

190

130

12

 

 

 

т

 

 

 

18 000

1

4200

2850

725

625

45

 

 

 

к

100

т

 

250

60

85

60

15

10

2

 

т о

 

 

 

1 500

11

1080

670

250

160

14

 

 

 

т

18 000

1

5400

3650

925

825

50

Краны на гусеничном ходу с дизель-ме­

к

 

 

 

 

 

 

 

ханическим приводом грузоподъемностью

т о

300

50

50

40

5

5

2

16—25 т

 

 

 

 

т

1 800

9

480

300

ПО

70

8

50—63 »

 

к

18 000

1

2400

1830

420

150

35

 

т о

300

50

70

50

10

10

2

 

 

 

т

1 800

9

720

445

165

НО

11

 

 

 

к

18 000

1

3600

2700

650

250

45