Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. ЭЭ. Расчетная схема для определения устойчивости крана

v —скорость подъема груза в м/сек;

«і — скорость передвижения крана в м/сек;

v2 — скорость горизонтального перемещения оголовка стре­

 

лы в м/сек;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v2 — скорость

вертикального

перемещения

оголовка

стре­

 

лы в м/сек;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п — число оборотов крана в 1

мин;

 

 

 

работы —

і — время

в

сек неустановившегося режима

 

пуск и торможение механизма

подъема;

 

 

ti — то же, механизма передвижения;

 

 

 

 

 

Гг

то же, механизма изменения вылета стрелы;

 

Гз

то жег механизма поворота крана;

 

перпендикулярно

W — сила

давления ветра,

действующего

 

 

ребру

опрокидывания

и

параллельно

 

плоскости,

на

 

которой установлен кран, на подветренную площадь

 

крана, принимается

по ГОСТ

1451—65 для рабочего

 

крана в кгс;

 

 

 

 

 

перпендикулярно

Wi — сила давления ветра, действующего

 

 

ребру

опрокидывания

и

параллельно

 

плоскости, на

 

которой

установлен

кран, на

подветренную площадь

 

груза;

принимается

по ГОСТ

1451—65 для нерабоче­

 

го состояния крана в кгс;

 

 

 

 

 

 

W2—сила

давления ветра,

действующего

 

перпендикулярно

 

ребру

опрокидывания

и

параллельно

 

плоскости,

на

 

которой установлен кран, на подветренную площадь

 

крана; принимается

по ГОСТ

1451—65 для нерабоче­

 

го состояния крана, кгс;

 

 

 

 

 

 

 

р, Рі=Л, р2 — расстояние от плоскости,

проходящей

через точки

 

опорного контура до центра приложения

ветровой на­

 

грузки, в м;

(угол пути) в град.;

 

 

а — угол наклона крана

 

 

g — ускорение силы тяжести, равное 9,81

м/сек2;

 

Реконструкция кранов — изменение

привода,

переоборудование

крюковых кранов на грейферные или магнитные, увеличение проле­ та, удлинение стрелы, увеличение высоты подъема груза, усиление крана для повышения грузоподъемности —выполняется по проекту, разработанному специализированной проектной организацией. Уко­ рочение башни или стрелы, если возможность такая не предусмот­ рена паспортом крана или инструкцией по его эксплуатации, может быть произведено без. проекта по согласованию со специализиро­ ванной проектной организацией.

Разрешение на изготовление кранов или отдельных металлокон­ струкций может быть выдано лишь заводу, имеющему технические

.возможности по изготовлению, а также условия для производства сварки и контроля качества ее в соответствии с Правилами.

Разрешение на выпуск кранов и отдельных их металлоконструк­ ций выдается органом Госгортехнадзора по результатам проверки завода-изготовителя, рассмотрения представленной заводом доку­ ментации и приемочных испытаний опытного образца крана.

Приемочные испытания опытного, образца должны установить, что кран выполнен в соответствии с Правилами и проектом, и каче-


ство изготовления отвечает техническим

условиям на изготовление,

а конструкция крана обеспечивает безопасную эксплуатацию.

Испытание производится по программе, разработанной проектной

организацией и утвержденной в порядке,

установленном министер­

ством, в ведении которого находится завод-изготовитель.

.При испытании стрелового, башенного или портального крана программой предусмотрена проверка его устойчивости путем подня­ тия груза массой, равной 1,4 расчетной грузоподъемности, при рас­ положении стрелы перпендикулярно относительно ходовой платфор­ мы и при вылете, отвечающем наименьшей устойчивости крана.

Кран считается выдержавшим испытание, если при подъеме груза массой, превышающей на 40% номинальную грузоподъемность, на высоту '100—200 мм груз остается в подвешенном состоянии в течение АО мин, при этом отрыв опор Ирана признаком потери устой­ чивости не считается.

Кроме того, кран проверяется путем выполнения

всех

операций

с грузом массой, равной 1,25 расчетной грузоподъемности

крана.

Каждая изготовленная грузоподъемная машина

должна иметь

паспорт, инструкцию по монтажу и эксплуатации и другую докумен­ тацию, предусмотренную соответствующими государственным стан­ дартом или ТУ на изготовление. При изготовлении отдельных метал­ локонструкций кранов они снабжаются соответствующим паспортом.

Ремонт и реконструкция несущих металлоконструкций кранов с применением сварки производится предприятиями, имеющими раз­ решение органа 'Госгортехнадзора. Предприятие, производившее ре­ монт или реконструкцию крана, обязано отразить в паспорте харак­ тер произведенной работы и внести в него сведения о приманенном материале.

Проведение ремонта или реконструкция металлоконструкций та­ ких кранов силами владельца может быть допущено в единичных случаях по разрешению органа технадзора.

Материалы для изготовления и ремонта металлоконструкций и деталей механизмов грузоподъемных машин применяются в соответ­ ствии с государственными стандартами на изготовление таких ма­ шин. Качество примененного материала для расчетных элементов и деталей должно быть подтверждено сертификатом завода—постав­ щика металла. В паспорте крана заводом-изготовителем указывает­ ся минимальная температура, при которой допускается работа крана.

Расчетные сварные соединения основных элементов металлокон­ струкций выполняются с применением электродов по ГОСТ 9466—60 и ГОСТ 9467—60 или сварочной проволоки по ГОСТ 2246—60.

Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных кон­ струкций кранов, должны обеспечивать механические свойства метал­ ла шва и сварочного соединения не меньше нижнего предела свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали государственным стандартом или ТУ.

Сварка ответственных элементов металлоконструкций, приварка перил и лестниц на кране выполняется сварщиками, выдержавшими испытания в соответствии с правилами испытания электросварщиков и газосварщиков.

Сварка металлоконструкций кранов производится в помещениях,


исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений.

Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допускает­ ся при условии применения соответствующих приспособлений для за- ,щиты мест сварки от атмосферных осадков и ветра.

Контроль качества сварных соединений, проводимых при изго­ товлении, реконструкции и ремонте кранов, осуществляется .внешним осмотром и измерением, просвечиванием (рентгеноили гаммаграфирование) стыковых швов и механическими испытаниями.

В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:

трещины всех видов и направлений, расположенные в

металле

шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного

металла,

в том числе и микротрещины, выявляемые при микроисследовании;

непровары, расположенные на поверхности по сечению сварного сое­ динения (между отдельными валиками и слоями шва и между ос­ новным металлом и металлом шва); непровары в вершине (корне) уг­ ловых и тавровых сварных соединений, выполненных (без разделки кромок; поры, расположенные в виде оплошной сетки; подрезы и на­ плавы (натеки); незаваренные кратеры; свищи; незаверенные про­ жоги в металле шва; прожоги и иодплавления основного металла (при стыковой контактной сварке труб); смещение кромок выше норм; предусмотренных чертежами.

Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных Правилами, Техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию изделия и Инструкцией по контролю сварных соеди­ нений.

Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых и стропов, должны отвечать действую­ щим государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельст­ во) или копию сертификата завода — изготовителя каната — об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241—66. Канаты, не снабженные

указанным свидетельством, подвергаются

испытанию в соответствии

с указанным стандартом.

грузоподъемной машине

Крепление и расположение канатов на

должно исключать возможность опадания с барабанов или блоков и перетирания их вследствие соприкосновения с элементами конструк­ ций или с канатами других полиспастов.

Стальные проволочные канаты, применяемые в качестве грузо­ вых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых, при проектировании и перед установкой на грузоподъемную машину проверяются расчетом.

Расчет каната на .прочность производится по формуле

где

Р— разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертифи­ кату, в кгс;

S—наибольшее

натяжение ветви каната с учетом к. п. д. поли­

спаста (без

учета динамических нагрузок) в кгс;

і/С коэффициент запаса прочности (табл. 123)}

9 Зак. 600


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а .

123

 

Значение коэффициента запаса прочности К

 

 

 

 

 

Назначение

каната

 

 

 

 

Коэффициент

Грузовые и стреловые:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ручной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

машинный:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

легкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5,5

 

Растяжки стрелы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,5

 

Грейферный:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у грейферов с

раздельным двухмоторным приво­

 

 

 

дом (принимая, что масса грейфера с материа­

 

6

 

лом

равномерно распределены

на

все

канаты)

 

 

у грейферов с одномоторным

приводом

. . .

 

5

 

 

»

одноканатных

и моторных . . .

 

5

 

Оттяжки мачт и опор:

 

кранов

 

 

 

 

 

3,5

 

постоянно

действующих

 

 

 

 

 

 

кранов со сроком работы до 1 года

 

 

 

3

 

Несущие канаты кабельных кранов:

 

 

 

 

3,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяговые

канаты,

применяемые

на

кранах

. . .

 

3

 

 

4

 

Канаты

для

кулачковых

поддержек

и

подвески

 

3

 

электропроводов кабельных кранов

 

 

несущих

 

 

Канаты

полиспастов для

заякоривания

 

6

 

канатов (кабельных

кранов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаты

лебедок,

предназначенные

для

подъема

 

9

 

Канаты,

используемые

при

монтаже

кранов . .

 

 

 

4

 

Канаты для

подъема,

опускания

стрелы в диапазо-

 

3,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Когда в сертификате или свидетель­

 

 

 

 

стве об испытании дано суммарное раз­

 

 

 

 

рывное усилие, величина Р определяется

 

 

 

 

умножением

суммарного

разрывного

 

 

 

 

усилия на 0,83 или на соответствующий

 

 

 

 

коэффициент,

определяемый

по

государ­

 

 

 

 

ственному

стандарту

на канат

выбран­

 

 

 

 

ной конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из

Расчет канатов, крючков и стропов

 

 

 

 

стальных

канатов

производится

по

 

 

 

 

указанной выше формуле с учетом чис­

Рис. 40. Схема

располо-

ла ветвей канатов и угла наклона их к

вертикали і(рис. 40).

 

 

 

 

жения

стропов

 

 

Для канатов

стропов общего назна-


чения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями принимается равным 90°, для стропов, предназначенных для подъ­ ема определенного груза, может приниматься фактический угол. При расчете стропов для подъема грузов с обвязкой или защепкой крюками, кольцами или серьгами коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее Є.

Допускаемый диаметр блока, огибаемого стальным канатом, оп­

ределяется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D >

de,

 

 

 

 

 

где D — диаметр

блока, измеряемый

по

средней

линии

навитого

каната;

каната їв мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

d — диаметр

 

от

типа

грузоподъемной

машины

е—коэффициент,

зависящий

и режима ее работы, выбираемый по табл.

124.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 124

Наименьшие допускаемые значения коэффициента е

 

Тип грузоподъемной машины

 

 

Привод

механизма

Коэф­

 

 

и режим

работы

 

фици­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ент

Грузоподъемные машины всех

типов,

Ручной

 

 

18

за исключением стреловых кранов, элек­

Машинный:

 

20

троталей и лебедок

 

 

 

 

легкий

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

 

25

 

 

 

 

 

 

тяжелый

 

30

 

 

 

 

 

 

весьма

тяже­

35

Краны стреловые:

 

 

 

 

лый

 

 

 

 

 

 

 

 

Ручной

 

 

 

механизмы

подъема груза

и

стрелы

 

 

16

 

 

 

 

 

 

Машинный:

 

16

 

 

 

 

 

 

легкий

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

 

18

 

 

 

 

 

 

тяжелый

 

20

 

 

 

 

 

 

весьма

тяже­

25

механизмы

для

монтажа

крана

 

лый

 

 

 

16

 

машинный

 

Электрические тали

 

 

 

 

 

 

20*

Грейферные лебедки:

 

 

 

 

 

 

 

30

грузоподъемных

машин, за

исклю­

 

 

 

чением стреловых кранов,

электро­

 

 

 

20

талей и лебедок

 

 

 

 

 

 

 

стреловых

кранов

 

 

 

 

 

 

 

18