Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
Рис. ЭЭ. Расчетная схема для определения устойчивости крана
v —скорость подъема груза в м/сек;
«і — скорость передвижения крана в м/сек;
v2 — скорость горизонтального перемещения оголовка стре
|
лы в м/сек; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
v2 — скорость |
вертикального |
перемещения |
оголовка |
стре |
||||||||
|
лы в м/сек; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
п — число оборотов крана в 1 |
мин; |
|
|
|
работы — |
|||||||
і — время |
в |
сек неустановившегося режима |
||||||||||
|
пуск и торможение механизма |
подъема; |
|
|
||||||||
ti — то же, механизма передвижения; |
|
|
|
|
|
|||||||
Гг — |
то же, механизма изменения вылета стрелы; |
|
||||||||||
Гз — |
то жег механизма поворота крана; |
|
перпендикулярно |
|||||||||
W — сила |
давления ветра, |
действующего |
|
|||||||||
|
ребру |
опрокидывания |
и |
параллельно |
|
плоскости, |
на |
|||||
|
которой установлен кран, на подветренную площадь |
|||||||||||
|
крана, принимается |
по ГОСТ |
1451—65 для рабочего |
|||||||||
|
крана в кгс; |
|
|
|
|
|
перпендикулярно |
|||||
Wi — сила давления ветра, действующего |
|
|||||||||||
|
ребру |
опрокидывания |
и |
параллельно |
|
плоскости, на |
||||||
|
которой |
установлен |
кран, на |
подветренную площадь |
||||||||
|
груза; |
принимается |
по ГОСТ |
1451—65 для нерабоче |
||||||||
|
го состояния крана в кгс; |
|
|
|
|
|
|
|||||
W2—сила |
давления ветра, |
действующего |
|
перпендикулярно |
||||||||
|
ребру |
опрокидывания |
и |
параллельно |
|
плоскости, |
на |
|||||
|
которой установлен кран, на подветренную площадь |
|||||||||||
|
крана; принимается |
по ГОСТ |
1451—65 для нерабоче |
|||||||||
|
го состояния крана, кгс; |
|
|
|
|
|
|
|
||||
р, Рі=Л, р2 — расстояние от плоскости, |
проходящей |
через точки |
||||||||||
|
опорного контура до центра приложения |
ветровой на |
||||||||||
|
грузки, в м; |
(угол пути) в град.; |
|
|
||||||||
а — угол наклона крана |
|
|
||||||||||
g — ускорение силы тяжести, равное 9,81 |
м/сек2; |
|
||||||||||
Реконструкция кранов — изменение |
привода, |
переоборудование |
крюковых кранов на грейферные или магнитные, увеличение проле та, удлинение стрелы, увеличение высоты подъема груза, усиление крана для повышения грузоподъемности —выполняется по проекту, разработанному специализированной проектной организацией. Уко рочение башни или стрелы, если возможность такая не предусмот рена паспортом крана или инструкцией по его эксплуатации, может быть произведено без. проекта по согласованию со специализиро ванной проектной организацией.
Разрешение на изготовление кранов или отдельных металлокон струкций может быть выдано лишь заводу, имеющему технические
.возможности по изготовлению, а также условия для производства сварки и контроля качества ее в соответствии с Правилами.
Разрешение на выпуск кранов и отдельных их металлоконструк ций выдается органом Госгортехнадзора по результатам проверки завода-изготовителя, рассмотрения представленной заводом доку ментации и приемочных испытаний опытного образца крана.
Приемочные испытания опытного, образца должны установить, что кран выполнен в соответствии с Правилами и проектом, и каче-
ство изготовления отвечает техническим |
условиям на изготовление, |
а конструкция крана обеспечивает безопасную эксплуатацию. |
|
Испытание производится по программе, разработанной проектной |
|
организацией и утвержденной в порядке, |
установленном министер |
ством, в ведении которого находится завод-изготовитель.
.При испытании стрелового, башенного или портального крана программой предусмотрена проверка его устойчивости путем подня тия груза массой, равной 1,4 расчетной грузоподъемности, при рас положении стрелы перпендикулярно относительно ходовой платфор мы и при вылете, отвечающем наименьшей устойчивости крана.
Кран считается выдержавшим испытание, если при подъеме груза массой, превышающей на 40% номинальную грузоподъемность, на высоту '100—200 мм груз остается в подвешенном состоянии в течение АО мин, при этом отрыв опор Ирана признаком потери устой чивости не считается.
Кроме того, кран проверяется путем выполнения |
всех |
операций |
с грузом массой, равной 1,25 расчетной грузоподъемности |
крана. |
|
Каждая изготовленная грузоподъемная машина |
должна иметь |
паспорт, инструкцию по монтажу и эксплуатации и другую докумен тацию, предусмотренную соответствующими государственным стан дартом или ТУ на изготовление. При изготовлении отдельных метал локонструкций кранов они снабжаются соответствующим паспортом.
Ремонт и реконструкция несущих металлоконструкций кранов с применением сварки производится предприятиями, имеющими раз решение органа 'Госгортехнадзора. Предприятие, производившее ре монт или реконструкцию крана, обязано отразить в паспорте харак тер произведенной работы и внести в него сведения о приманенном материале.
Проведение ремонта или реконструкция металлоконструкций та ких кранов силами владельца может быть допущено в единичных случаях по разрешению органа технадзора.
Материалы для изготовления и ремонта металлоконструкций и деталей механизмов грузоподъемных машин применяются в соответ ствии с государственными стандартами на изготовление таких ма шин. Качество примененного материала для расчетных элементов и деталей должно быть подтверждено сертификатом завода—постав щика металла. В паспорте крана заводом-изготовителем указывает ся минимальная температура, при которой допускается работа крана.
Расчетные сварные соединения основных элементов металлокон струкций выполняются с применением электродов по ГОСТ 9466—60 и ГОСТ 9467—60 или сварочной проволоки по ГОСТ 2246—60.
Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных кон струкций кранов, должны обеспечивать механические свойства метал ла шва и сварочного соединения не меньше нижнего предела свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали государственным стандартом или ТУ.
Сварка ответственных элементов металлоконструкций, приварка перил и лестниц на кране выполняется сварщиками, выдержавшими испытания в соответствии с правилами испытания электросварщиков и газосварщиков.
Сварка металлоконструкций кранов производится в помещениях,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а . |
123 |
||
|
Значение коэффициента запаса прочности К |
|
|
|
|||||||||
|
|
Назначение |
каната |
|
|
|
|
Коэффициент |
|||||
Грузовые и стреловые: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ручной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
машинный: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
||
легкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,5 |
|
Растяжки стрелы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,5 |
|
|||
Грейферный: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
у грейферов с |
раздельным двухмоторным приво |
|
|
|
|||||||||
дом (принимая, что масса грейфера с материа |
|
6 |
|
||||||||||
лом |
равномерно распределены |
на |
все |
канаты) |
|
|
|||||||
у грейферов с одномоторным |
приводом |
. . . |
|
5 |
|
||||||||
|
» |
одноканатных |
и моторных . . . |
|
5 |
|
|||||||
Оттяжки мачт и опор: |
|
кранов |
|
|
|
|
|
3,5 |
|
||||
постоянно |
действующих |
|
|
|
|
|
|
||||||
кранов со сроком работы до 1 года |
|
|
|
3 |
|
||||||||
Несущие канаты кабельных кранов: |
|
|
|
|
3,5 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тяговые |
канаты, |
применяемые |
на |
кранах |
. . . |
|
3 |
|
|||||
|
4 |
|
|||||||||||
Канаты |
для |
кулачковых |
поддержек |
и |
подвески |
|
3 |
|
|||||
электропроводов кабельных кранов |
|
|
несущих |
|
|
||||||||
Канаты |
полиспастов для |
заякоривания |
|
6 |
|
||||||||
канатов (кабельных |
кранов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Канаты |
лебедок, |
предназначенные |
для |
подъема |
|
9 |
|
||||||
Канаты, |
используемые |
при |
монтаже |
кранов . . |
|
|
|||||||
|
4 |
|
|||||||||||
Канаты для |
подъема, |
опускания |
стрелы в диапазо- |
|
3,5 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Когда в сертификате или свидетель |
||||||||
|
|
|
|
стве об испытании дано суммарное раз |
|||||||||
|
|
|
|
рывное усилие, величина Р определяется |
|||||||||
|
|
|
|
умножением |
суммарного |
разрывного |
|||||||
|
|
|
|
усилия на 0,83 или на соответствующий |
|||||||||
|
|
|
|
коэффициент, |
определяемый |
по |
государ |
||||||
|
|
|
|
ственному |
стандарту |
на канат |
выбран |
||||||
|
|
|
|
ной конструкции. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
из |
Расчет канатов, крючков и стропов |
||||||||
|
|
|
|
стальных |
канатов |
производится |
по |
||||||
|
|
|
|
указанной выше формуле с учетом чис |
|||||||||
Рис. 40. Схема |
располо- |
ла ветвей канатов и угла наклона их к |
|||||||||||
вертикали і(рис. 40). |
|
|
|
|
|||||||||
жения |
стропов |
|
|
Для канатов |
стропов общего назна- |
чения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями принимается равным 90°, для стропов, предназначенных для подъ ема определенного груза, может приниматься фактический угол. При расчете стропов для подъема грузов с обвязкой или защепкой крюками, кольцами или серьгами коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее Є.
Допускаемый диаметр блока, огибаемого стальным канатом, оп
ределяется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
D > |
de, |
|
|
|
|
|
||
где D — диаметр |
блока, измеряемый |
по |
средней |
линии |
навитого |
|||||
каната; |
каната їв мм; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d — диаметр |
|
от |
типа |
грузоподъемной |
машины |
|||||
е—коэффициент, |
зависящий |
|||||||||
и режима ее работы, выбираемый по табл. |
124. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 124 |
|||
Наименьшие допускаемые значения коэффициента е |
|
|||||||||
Тип грузоподъемной машины |
|
|
Привод |
механизма |
Коэф |
|||||
|
|
и режим |
работы |
|
фици |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ент |
Грузоподъемные машины всех |
типов, |
Ручной |
|
|
18 |
|||||
за исключением стреловых кранов, элек |
Машинный: |
|
20 |
|||||||
троталей и лебедок |
|
|
|
|
легкий |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
средний |
|
25 |
||
|
|
|
|
|
|
тяжелый |
|
30 |
||
|
|
|
|
|
|
весьма |
тяже |
35 |
||
Краны стреловые: |
|
|
|
|
лый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ручной |
|
|
|
|||
механизмы |
подъема груза |
и |
стрелы |
|
|
16 |
||||
|
|
|
|
|
|
Машинный: |
|
16 |
||
|
|
|
|
|
|
легкий |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
средний |
|
18 |
||
|
|
|
|
|
|
тяжелый |
|
20 |
||
|
|
|
|
|
|
весьма |
тяже |
25 |
||
механизмы |
для |
монтажа |
крана |
|
лый |
|
|
|
16 |
|
|
машинный |
|
||||||||
Электрические тали |
|
|
|
|
— |
|
|
20* |
||
Грейферные лебедки: |
|
|
|
|
|
|
|
30 |
||
грузоподъемных |
машин, за |
исклю |
|
— |
|
|
||||
чением стреловых кранов, |
электро |
|
— |
|
|
20 |
||||
талей и лебедок |
|
|
|
|
|
|
|
|||
стреловых |
кранов |
|
|
|
|
|
|
|
18 |