Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 124

 

Тип

грузоподъемной машины

Привод

механизма

Коэф­

 

и режим работы

фици­

 

 

 

 

 

 

ент

Блоки

грейферов

 

 

18

Лебедки:

 

грузов

Ручной

 

12

для

подъема

 

»

 

»

людей

Машинный

20

 

Ручной

 

16

 

 

 

 

Машинный

25

* Для

вновь

проектируемых

электрически^

талей — не ме­

нее 22.

Барабаны грузоподъемных машин с машинным приводом под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки.

Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, ког­

да

по конструктивным

причинам необходима многослойная

навив­

ка

каната на барабан.

Гладше барабаны и барабаны для

много­

слойной навивки каната должны иметь реборды с обеих сторон ба­

рабана. Реборды барабана для каната должны

возвышаться

над

верхним слоем навитого каната не менее чем

на

два его

диаметра.

При многослойной навивке каната на

барабан у

грузоподъемной

машины с машинным

приводом должна

быть

обеспечена

правиль­

ная укладка каждого

слоя.

 

 

 

 

 

Механизмы подъема груза и изменения вылета грузоподъемных

машин с машинным приводом должны быть

снабжены

тормозами

нормально замкнутого

типа, автоматически

размыкающимися

при

включении привода. Тормоз механизма подъема груза должен обес­ печивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса тормо­ жения, выбираемого в зависимости от режима работы и рода при­ вода (табл. 125).

 

 

 

Т іа іб л и ц. а 125

Значения коэффициента запаса торможения

Род привода

Режим

работы

Коэффициент запаса

Ручной

 

_

1,5

Машинный

Легкий

 

1,5

»

Средний

 

1,75

»

Тяжелый

2

Весьма

тяжелый

2,5


Коэффициент запаса

торможения—это

отношение момента,

создаваемого тормозом,

к статическому

моменту,

создаваемому

наибольшим рабочим грузам на тормозном

валу. При

наличии на

приводе

двух и

более тормозов коэффициент запаса

торможения

каждого

из них

должен

быть не менее 1,25.

 

Механизмы

передвижения

и поворота

грузоподъемных машин

(за исключением

механизмов

передвижения

автомобильных, тшев-

моколесных кранов, кранов на специальном шасси автомобильного типа и железнодорожных, а также механизмы поворота башенных и портальных кранов) должны иметь тормоза нормально замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. На автомобильных и пневмоколесных" кранах, а также на кранах, смонтированных на специальном шасси автомобильного типа, меха­ низм 'передвижения которых оборудован нормально открытым уп­ равляемым тормозом, должен устанавливаться стояночный тормоз.

Приборы безопасности (табл. 126). Грузоподъемные машины

с

электрическим

приводом оборудуют

устройствами

(концевыми

вы­

ключателями)

для

автоматической

остановки

механизмов

подъема

груза, стрелы и

передвижения при подходе

их к

упору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а .

 

126

 

Применение ограничительных устройств

 

 

 

 

 

Кран

 

 

 

Тип и

назначение

 

 

 

 

Стреловой

с

неэлектриче­

Устройство

для

автоматической

ос­

ским приводом

 

 

тановки

(отключения)

 

механизма

 

 

 

 

подъема стрелы перед подходом ее к

Стреловой,

 

башенный и

упорам

 

 

 

грузоподъемности

 

Ограничители

 

портальный

 

 

 

(грузового

момента),

автоматиче­

 

 

 

 

ски отключающие

механизмы

подъ­

 

 

 

 

ема груза и изменения вылета стре­

 

 

 

 

лы в случае подъема груза,

превы­

 

 

 

 

шающего

номинальную

 

грузоподъ­

 

 

 

 

емность более чем на 10%. для стре­

 

 

 

 

ловых

и башенных

 

кранов

и 15%

 

 

 

 

для портальных

 

 

 

 

 

 

 

 

Стреловые с двумя и бо­

Ограничитель

грузового

момента, -

лее грузовыми

характерис­

имеющий

устройство

для

переключе­

тиками

 

 

 

ния на работу, соответствующую вы­

 

 

 

 

бранной

характеристике»

 

 

 

 

С изменяющейся

грузо­

Указатели

грузоподъемности,

со­

подъемностью

в

зависимо­

ответствующие вылету

стрелы

(шка­

сти от величины вылета

ла должна быть

 

отчетливо видна

с

 

 

 

 

рабочего

места крановщика)

 

 

 


Концевой выключатель механизма подъема устанавливают так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был у элект­

роталей не .менее 60 лин, а у всех других

грузоподъемных

машин —

не менее 20 мм.

 

краны

снабжают

указателем

угла

на­

(Стреловые

самоходные

клона крана и прибором, включающим звуковой

сигнал оповещения

о приближении стрелы крана к

находящимся

под

напряжением

проводам электрической сети или линии электропередачи.

должны

Грузоподъемные

машины, управляемые

из

кабины,

иметь звуковой сигнальный

прибор, хорошо

слышимый

в

местах

подъема и опускания

груза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кабина управления краном и машинное

помещение

должны

иметь электрическое

освещение.

приборы,

устанавливаемые

в

ка­

Электрические отопительные

бине грузоподъемной

машины, должны быть безопасны в

пожар­

ном отношении, а их токоведущие

части — ограждены.

 

 

и

Аппараты

управления

грузоподъемной

машины

выполняют

устанавливают

так, чтобы

управление было

удобным

и не

затруд­

няло наблюдение за грузозахватным органом и грузом, а направле­ ние движения рукояток рычагов и маховиков (было рациональным и

по

возможности

соответствовало

направлению

 

вызываемых

движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ограждения. Легкодоступные,

находящиеся

в

движении

части

грузоподъемной машины, которые

могут быть

причиной несчастно­

го случая, закрывают прочно укрепленными металлическими

съем­

ными ограждениями, допускающими удобные осмотр и смазку.

и

 

Обязательному

ограждению подлежат следующие

агрегаты

узлы: зубчатые, цепные и червячные

передачи;

соединительные

муфты с выступающими болтами

и

шпонками, а

также

другие

муфты, расположенные в местах прохода; барабаны,

расположен­

ные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, при

этом

ограждение барабанов не должно

затруднять

наблюдения

за

на­

вивкой каната на

барабан; валы

механизмов,

если

они

расположе­

ны в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персо­ нала; все голые токоведущие части электрооборудования грузо­ подъемной машины.

Установка грузоподъемных машин. Машины устанавливают та­ ким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость

предварительного его подтаскивания при

наклонном

положении

грузовых канатов и имелась бы возможность

перемещения

груза,

поднятого не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на

пути обо­

рудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т. п.

Башенные, стреловые и другие краны

для

выполнения

строи­

тельно-монтажных работ устанавливают в соответствии с проектом

производства работ, в котором должны быть

обеспечены:

 

 

соответствия устанавливаемых кранов

условиям строительно-

монтажных работ по грузоподъемности, высоте

подъема

крюка

и

вылету;

 

 

 

л

безопасные расстояния от воздушных

электрических

сетей

электропередачи, мест движения городского транспорта и пешехо­ дов, а также безопасных расстояний приближения кранов к



строениям и

местам

складирования строительных

деталей

и

ма­

териалов;

установки и работы

кранов

вблизи

откосов и

котло­

условия

ванов;

 

 

 

 

 

 

 

на одном

пути и

условия безопасной работы нескольких кранов

параллельных путях;

 

 

 

 

 

 

 

 

гра­

•перечень применяемых грузозахватных приспособлений и

 

фические изображения схем строповки грузов;

 

 

 

 

места складирования грузов, подъездные пути и тому подобные

мероприятия

по

безопасному

производству

работ на

участке,

где

установлен кран

(ограждение

строительной

площадки,

монтажной

зоны, подкрановых путей и т. п.)

машин. Согласно

Правилам,

кра­

Регистрация

грузоподъемных

ны до пуска их в работу должны

быть зарегистрированы в органах

Государственного горного и технического надзора.

 

 

 

 

Регистрации подлежат краны всех типов, за исключением кранов

с ручным приводом,

кранов

мостового

типа,

передвижных или

по­

воротных консольных грузоподъемностью до 10 г, стреловых и ба­ шенных кранов грузоподъемностью до 1 т, стреловых кранов, рас­ считанных на работу с постоянным вылетом, переставных кранов для монтажа мачт, 'башен, труб, устанавливаемых на монтируемом

сооружении.

грузоподъемных машин

производится

по

письмен­

Регистрация

ному заявлению

руководства

предприятия-владельца

и

паспорту

грузоподъемной

машины.

наличие на

предприятии

ответственных

В заявлении

указывают

лиц, прошедших проверку знаний соответствующих правил, для ве­ дения надзора за безопасной эксплуатацией крана; наличие обслу­ живающего персонала крана, а также подтверждают, что техниче­ ское состояние крана допускает его эксплуатацию.

Регистрация в

органах Госгортехнадзора

грузоподъемной ма­

шины, не имеющей

паспорта завода-изготовителя и грузоподъем­

ность которой не может быть подтверждена заводской документа­ цией, может быть произведена на основании паспорта, составленно­ го владельцем грузоподъемной машины в соответствии с требова­ ниями Правил.

Грузоподъемные машины подлежат перерегистрации после ре­ конструкции, ремонте или передачи машины другому владельцу.

Организация, стреловые краны которой направляются для ра­ боты в другие области, обязана сообщить об этом органу Госгор­ технадзора, в котором зарегистрированы краны, указав регистраци­ онные номера кранов, куда они направляются и «а какой срок.

Грузоподъемные машины подлежат снятию с регистрации в органе Госгортехнадзора при списании грузоподъемной машины, пришедшей в негодное состояние, или при передаче грузоподъемной машины на баланс другому владельцу.

Разрешение на эксплуатацию грузоподъемной машины, подле­ жащей регистрации в органе Госгортехнадзора, должно быть полу­ чено в следующих случаях: перед пуском в работу вновь зарегист­ рированной грузоподъемной машины; после монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; после регист­ рации грузоподъемной машины на новое место; после реконструк-