Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ценового или другого масла малой вязкости i(il—2% объема ра­ створа). Раствор заливают в котел и выдерживают в течение її ч.

После удаления

моечного

раїатвора котел

нейтрализуют

0,25%-

ным раствором

щелочи, а

затем просушивают

естественным

путем

при открытых люках и пробках или сжатым подогретым воздухом. Во избежание коррозии внутренних поверхностей в котел вво­ дят в противнях или коробках влагопоглощающий состав (гашеная

известь или силикагель), а все люки и дверцы плотно закрывают и

отверстия заглушают деревянными пробками.

от пло­

Количество влагопоглотителя, вводимого в котел, зависит

щади нагрева котла. На каждые 50 м2 площади нагрева

вводят

10 кг извести или 2 кг оиликагеля.

маслом.

Арматуру котлов снимают и смазывают отработанным

Резьбовые поверхности смазывают техническим вазелином и оберты- ' вают промасленный бумагой. В таком виде арматуру сдают на склад.

Правильная консервация строительных машин и выполнение всех правил хранения о'беепечивают сохранность машин.

 

 

 

 

 

 

Г Л А В А

VII

 

 

 

 

 

 

О С О Б Е Н Н О С Т И Э К С П Л У А Т А Ц И И М А Ш И Н

 

П Р И Н И З К И Х И В Ы С О К И Х Т Е М П Е Р А Т У Р А Х

Эксплуатация

и

техническое обслуживание

строительных машин

в разных

 

температурных

условиях

имеют

свои

 

особенности

(табл. 133).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

133

Сезонная эксплуатация и техническое обслуживание

 

 

Мероприятия

 

Весенне-летний

ре­

 

Осенне-зимний

режим

 

 

жим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия

для

уста -

 

Температура воз­

ха

Температура

возду­

новления

режима

 

духа более

5°С

менее

5°С

 

 

Смена

охлаждающей

за

Замена

антифри­

 

Замена

воды антиф­

жидкости

 

в системе

водой

 

 

 

ризом

 

 

 

 

охлаждения

двигателя

 

Окружающей

 

 

От 90 до

95°С

 

Температура

зали­

 

 

 

 

ваемой

в

радиатор

среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двигателя воды

 

в

 

Обычные

масла,

 

Низкозамерзающие

Смена

жидкости

 

 

гидросистемах

управ­

согласно

инструк­

жидкости

 

или жидкие

ления машиной

 

 

ции

 

 

нор­

масла

 

 

плот­

Смена

электролита

 

Летний,

 

 

 

Повышенной

в аккумуляторных

ба­

мальный

 

 

 

ности:

 

 

 

 

тареях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для Крайнего

Се­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вера

—1,3;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средней поло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сы

 

—1,29;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

юга

—1,27

Смена

 

смазки

в

 

Летние

 

сорта

Зимние

сорта

масел

картерах

и ваннах

аг­

масел и мазей

 

и

мазей

 

 

 

 

регатов

смазки в под­

Летние

мази

 

Зимние

мази

 

 

Смена

 

 

 

шипниках

 

 

ремней

Усилить

 

натяже­

Ослабить

натяже -

Натяжение

 

вентилятора

 

 

 

ние

 

 

 

ниє

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 133

Мероприятия и условия

Весенне-летний

ре­

Осенне-зимний

режим

 

 

жим

 

 

Особенности

техни­

Усиленная

ежед­

Периодическая

 

ческого

обслуживания невная

мойка

ма­

очистка

от

намерзшей

 

 

 

шины и очистка

от

грязи

и льда,

протир­

 

 

 

грязи и пыли. Про­

ка

и

мойка

горячей

 

 

 

тирка

 

 

 

водой

(по

возможнос­

Отеплительные ка­

Снять

 

 

 

ти)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надеть

 

 

 

 

поты двигателей

Снять

и

закон­

Поставить

и

отре -

Индивидуальные по­

догреватели двигате­

сервировать

 

 

гулировать

 

 

 

 

лей

стоянок

Снять

снегоза­

Поставить

снегоза­

Места

 

 

 

щитные щиты и ог­

щитные

щиты

и

ог­

Топливные

системы

раждения

 

 

раждения

 

 

 

для

Отрегулировать

Отрегулировать

двигателей

 

для

работы

в лет­

работы

зимой при низ­

 

 

 

них условиях

 

ких

температурах

по­

 

 

 

При необходимо­

Окрасить

места,

Внешний вид

 

сти

окрасить

ма­

страдавшие

при весен­

 

шину

 

 

 

 

не-летней

эксплуата­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снять

отепли­

Отеплить

и

устано­

Кабина

 

 

тельные

устройства

вить

обогреватели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке машин к весне необходимо выполнить очеред­ ное техническое обслуживание и, если требуется, текущий ремонт.

Все эти работы выполняют специализированные бригады пере­ движных ремонтных мастерских при участии машинистов или мого-

-.ристав. Особое внимание следует обратить на очистку машины от грязи и мойку.

Операции выполняют в такой последовательности: сначала чи­ стка и мойка, затем замена смазки, топлива и в последнюю очередь

антифриза. Антифриз ядовит и дорог, поэтому обращаться с ним нужно очень осторожно. Хранят антифриз в закрытой посуде.

Для промывки системы охлаждения после зимней эксплуатации применяют раствор: 1 кг соды и 0,5 л керосина на 10 л воды. Пос­ ле спуска антифриза раствор заливают в систему охлаждения и за­

пускают двигатель на

малых

оборотах. Через 10—(16 мин двигатель

выключают, а спустя

10—12

ч

снова запускают на'5—10 мин. После

этого двигатель останавливают,

сливают

раствор

и промывают систе­

му чистой водой. Систему можно также

промыть

несколько раз го­

рячей водой с запуском двигателя.

 

 

В летних условиях двигатель часто лерепревается и вода в си­ стеме охлаждения образует накипь. Чтобы уменьшить слой накипи, рекомендуется воду менять как можно реже; при выкипании или


утечке ее доливают в разогретый двигатель небольшими порциями, чтобы исключить образование трещин в блоке цилиндров и головке блока.

Во избежание .перегрева регулярно проверяют натяжение ремня вентилятора, так как при ослаблении ремня охлаждение радиатора уменьшается, что ведет к перегреву двигателя. С этой же целью пе­ риодически очищают радиатор от пыли и грязи, а попавшее на ра­ диатор масло омывают горячей водой.

іРанней весной бывают неожиданные заморозки, которые приво­ дят к размораживанию системы охлаждения двигателя; поэтому радиаторы и двигатели во внерабочее время нужно утеплять или сливать воду из системы охлаждения.

При замене зимнего дизельного топлива на летнее топливные баки, теплопроводы и топливные фильтры промывают чистым лет­

ним дизельным топливом. При этом заливать топливо в

бак нужно

не более 10% емкости бака. После промывки топливо

сливают и

фильтруют. Отфилытровэнное дизельное топливо можно

применять

для промывки топливных систем других двигателей.

 

Заменять амазку лучше сразу после останов™ машины, так как разогретая смазка легко сливается. Места смазки перед заправкой нужно протереть и промыть. Картер двигателя после спуска масла промывают свежим подогретым маслам. Промывать картер двига­ теля керосином или дизельным топливом запрещается.

Летом нужно особенно тщательно следить за состоянием мас­ ляных, топливных и воздушных фильтров, так как при запыленном воздухе фильтры загрязняются быстрее. Необходимость смены филь­ трующих элементов определяют по цвету масла в картере двигате­ ля. Если масло светлое и прозрачное, фильтрующий элемент не запрязнен. По мере его загрязнения масло постепенно темнеет и ста­ новится черным. Степень загрязненности масла определяют следую­ щим образом. Каплю масла, стекающего с маслоизмерительного стержня прогретого двигателя, наносят на промокательную бумагу. После того как масло впитывается, по цвету пятна определяют сте­ пень загрязненности масла: чем темнее пятно, тем масло грязнее.

В связи с запыленностью воздуха летом воздушные фильтры нужно очищать при всех видах технического обслуживания, кроме ежесменного, а в особо пыльных условиях даже посменно.

Весной резко ухудшается состояние дорог, бродов и т. д., по­

этому следует обратить особое

внимание на подготовку специаль­

ных вспомогательных

средств

для

передвижения

и 'эксплуатации

самоходных

строительных машин.

 

 

Весной

и летом

машины быстро

загрязняются,

'Особенно ходо­

вая часть и рабочее оборудование. Поэтому следует при каждом техническом обслуживании (кроме ежесменного, когда производится только чистка) мыть машины, лучше всего насосом. При отсутствии насосов можно пользоваться водой из водопровода, но для этого требуется больше времени и воды. На шланг для моими надевают специальный наконечник или моечный пистолет, дающий кинжаль­

ную струю с большой ударной силой или

веерную,

распыленную.

Кинжальной струей моют ходовую

часть

и

рабочее

оборудование

а веерной струей — кузов и кабину,

чтобы

не

повредить окраску.

Особенности эксплуатации и технического

обслуживания строи-



тельных машин в осенне-зимних условиях связаны в основном с низкими температурами окружающего воздуха.

Объем работ при подготовке к зимнему периоду опредляется инструкциями по эксплуатации машины, общими для всех строи­ тельных машин и механизмов.

Для слива эгиленгмиколеволб антифриза должна быть подго­ товлена специальная тара.

Тщательно проверяется исправность изоляция всей электропро­ водки и зажигания (на прогретом двигателе), состояние генератора и система освещения, электростартера аккумуляторных батарей, ис­ правность реле регулятора и контрольных приборов; аккумуляторы при этом должны быть оняты, отремонтированы и заряжены пол­ ностью. Проверяются датчики и проводки электрических контроль­ ных приборов. Карбюраторы снимаются и регулируются для зимне­ го времени; проверяется топливная аппаратура дизелей, фильтров и топлив оправодов.

Утепляются: кабина тракториста

(машиниста)—двери

и

рамки

стекол, против места водителя желательно поставить второе

стекло

во избежание обмерзания; радиаторы

с помощью жалюзи

(шторок)

или фанерных щитков и водяных патрубков систем охлаждения; топливные баии и фильтры—установкой чехлоїв и электроподопревом; аккумуляторные батареи.

Необходим подогрев кузова автомобилей-самосвалов. При не­ возможности такого подогрева должны быть подготовлены средства защиты от примерзания грунта к кузову самосвала, например соля­ ной раствор, отработанное масло, древесные опилки или стружка, легкий щебень или шлак, насыпаемые на дно кузова.

Одной из важных работ в процессе подготовки к зимнему пе­ риоду является проверка и установка на машинах индивидуальных подогревателей и средств , облегчения пуска двигателей в зимнее время.

Следует подготовить передвижные средства разогрева перед пуском для длительного поддержания двигателей в теплом состоя­ нии.

Как правило, основная масса тракторов и бульдозеров, скрепе­ ров и других машин хранится под открытым небом, а для экскава­ торов такой способ хранения является совершенно нормальным.

Площадку для зимнего хранения машин выбирают на возвы­ шенном месте, чтобы их не заносило снегом. Машины устанавлива­ ют против направления господствующих ветров в шахматном по­ рядке на расстоянии 6—8 м друг от друга и 40—60 м между ряда­ ми. Желательно обнести пліощадку снегозащитным забором из де­ ревянных щитов или стеной из снежных блоков.

Во время производства ремонтных работ машина частично при­ крывается палаткой из брезента. Если площадка предназначается для хранения работающих машин, целесообразно сделать на ней по­ стоянный подогрев.

(Большое внимание уделяется подготовке инструмента: конт­ рольно-измерительных приборов, съемников для различных деталей, домкратов, талей других подъемных средств и необходимых запас­ ных частей. Металлические рукоятки некоторых, особенно крупных,