Файл: Слободяник И.Я. Строительные материалы и изделия учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
Для изготовления рулонных материалов применяют картон обычный и улучшенный, асбест листовой, джутовую и крапивную ткань, алюминиевую фольгу, стеклоткань, стеклорогожку.
На основе битумных и дегтевых вяжущих (раздельно или в со четании) изготовляют строительные изделия специального назна чения, к которым относятся трубы, обладающие антикоррозион ными свойствами, гидроизоляционные плиты, армированные стеклотканью или металлической сеткой, или неармированные, битумоперлити др.
Пропиткой естественных или искусственных пористых мате риалов— кирпича обычного и силикатного, бетона, опоки, извест няка и других — битумными и дегтевыми вяжущими можно получить изделия, пригодные для гидроизоляций в виде кладки и футеровки на цементном и асфальтовом растворах. Можно также органическими вяжущими пропитывать поверхности различных железобетонных изделий (свай, плит, труб, тюбингов и др.) либо окрашивать их.
Битумы полутвердые, жидкие дегти каменноугольные транс портируют в железнодорожных цистернах и автоцистернах, бункер ных полувагонах, оборудованных змеевиками для подогрева при сливе. Битумы строительные транспортируют в бочках, бумажных мешках, без тары — в крытых вагонах или на платформе; пек транспортируют без тары.
Рулонные материалы должны быть обернуты в упаковочную бумагу.
§ 85. Битумные вяжущие и материалы на их основе
Битумами называют сложные смеси углеводородов и их неметал лических производных, встречающиеся в природном виде или по лучаемые в результате переработки нефти, сланцев.
По совокупности свойств битумы представляют собой смолистые вещества вязкожидкой или твердой консистенции, полностью или частично растворяющиеся в сероуглероде, плавящиеся при нагре вании, обладающие пластичными вяжущими свойствами.
В битумах содержатся маслянистые, смолистые вещества, ас фальтены, карбены и карбоиды, сера, парафин и др. Маслянистые вещества — это минеральные продукты с плотностью, меньшей еди ницы. Наличие маслянистых веществ придает битумам подвиж ность, так как в них растворены смолы. В битумах содержится 45—60% маслянистых веществ.
Смолистые вещества — это твердые или полутвердые продукты, полностью растворяющиеся в бензине, хлороформе, бензоле, мас лах. Плотность смолистых веществ близка к единице. В битумах содержится 16—30% смолистых веществ.
Асфальтены — это твердые неплавкие хрупкие кристаллические вещества. Содержание асфальтенов в битумах достигает 50%. Они увеличивают вязкость битумов, а при температуре выше 300° С разлагаются, образуя кокс. Асфальтены не растворимы в
петролейном эфире, но растворяются в хлороформе, четыреххло ристом углероде, сероуглероде.
Карбены и карбоиды — это твердые углеродистые вещества. Карбены растворимы в сероуглероде, но не растворимы в четырех хлористом углероде. Карбоиды в органических растворителях не растворяются.
Битумы со значительным количеством парафина называются парафинистыми. Однако влияние парафина ослабляется при нали чии в битуме масел и смол. Примерный химический состав битумюв: 80—87% углерода, 12—14% водорода, до 5% кислорода, до 1% серы, до 0,5% азота.
По исходному сырью битумы подразделяют на природные, нефтяные и сланцевые.
Битумы природные представляют собой твердые вещества или вязкие жидкости. Они встречаются также в породах, в которых битум соединяется с минеральными частицами — глиной, песком, супесью. Такие породы называются асфальтовыми.
Битумы природные получают из битуминозных песчаников, из вестняков, доломитов либо прямой добычей из отложений в чис том виде. Особую ценность представляют собой асфальтовые известняки и доломиты, из которых изготовляют асфальтовые по рошки и мастики, и асфальтовые мелкозернистые пески. Из асфальтовых пород битум получают, обрабатывая измельченную массу горячей водой или воздействуя на породу органическими растворителями с последующим отделением растворителя от биту ма. Этот способ называют экстрагированием.
Природные битумы почти не содержат парафина и, в отличие от нефтяных, имеют в своем составе больше минеральных ве ществ. Природные битумы являются наиболее устойчивыми к атмо сферным и химическим воздействиям.
Важнейшие месторождения природных битумов в СССР сосре доточены в Закавказье (в районе Озургета, Тбилиси и Баку), на Кавказе (в районе Гагры), на Урале, в Средней Азии, на Дальнем Востоке (Камчатка, Сахалин), в Архангельской области (на р. Ух те), в Крыму (Керченское месторождение), в Куйбышевской об ласти (Сызранское, Шугуровское и Бахиловское месторождения) и др.
Разновидностью природных битумов является озокерит, назы ваемый горным, или минеральным воском. Озокерит образовался в природе из парафинистых нефтей. Искусственно очищенный озо керит называют церезином.
Природные битумы применяют в дорожном строительстве, а также для изготовления рулонных материалов, штучных изделий, мастик, паст, эмульсий, лаков.
Битумы нефтяные. Исходным сырьем для нефтяных битумов является нефть — маслянистая жидкость, представляющая собой сложную смесь углеводородов.
Нефтяные битумы получают по схеме, показанной на рис. 78. Вначале, при отгонке до температуры 300° С легких дистиллятов
Рис. 78. Схема переработки нефти.
нефти (светлых продуктов) — бензина, керосина, газойля,— полу чают жидкий маслянистый остаток, называемый мазутом. Мазут является топливом, смазочным материалом и исходным сырьем для получения смазочных масел и битумов. При дальнейшей отгонке мазута выделяются масла (легкое соляровое, вазелиновое, тяжелое соляровое, легкое веретенное, тяжелое веретенное, машинное и цилиндровое), а в перегонных кубах остается гудрон. В техниче ском отношении нефтяной гудрон представляет собой твердый или полутвердый продукт, который размягчается при нагревании и становится вязким. Гудрон полностью растворяется в сероуглеро де. Если из мазута отогнаны не все масла, то в остатке содержит ся продукт, называемый полугудроном. Гудрон, в зависимости от его состава, используют в качестве топлива, связующего для гудро нирования грунтовых и гравийных дорожных одежд, в качестве исходного сырья для получения асфальтовых битумов. Тяжелые смолистые нефти дают выход 7—8% битума, легкие — 0,5—1%. Нефтяные битумы подразделяются на остаточные, окисленные, кре кинговые и экстрактные.
Остаточные битумы образуются в трубчатых печах непрерыв ного действия в виде остатка после отгонки из нефти бензина, керосина и части масел.
Окисленные (или продутые) битумы получают окислением (про дувкой воздухом) при температуре 260—280° С нефтяных остатков из трубчатых установок.
Крекинговые битумы получают расщеплением при высокой температуре и высоком давлении нефти и нефтяных масел про дувкой воздуха.
Экстрактные битумы получают при очистке смазочных масел способом избирательного растворения выделением парафинов и осаждением асфальтенов.
По физическому состоянию нефтяные битумы представляют со бой вещества черного и темно-бурого цветов плотностью 0,95— 1,05 а/слг3, которые по консистенции (при температуре 18° С) мо гут быть твердыми, полутвердыми и жидкими.
Марка битума характеризуется совокупностью физических по казателей (температурой размягчения, глубиной проникания иглы, растяжимостью, вязкостью) и частично химических. Температуру размягчения битумов определяют по методу «кольца и шара» (КиШ). Вязкость битума измеряют с помощью пенетрометра, по гружая в испытуемый битум стандартную иглу весом 100 г в тече ние 5 сек при температуре 25°С. Растяжимость битума определяют по удлинению образца в виде восьмерки, помещенного в специаль ный прибор — дуктилометр при температуре 25° С.
Вязкость жидких (маловязких) смол и битумов определяют с помощью вискозиметра по величине скорости истечения жидко сти при определенной температуре. Твердые и полутвердые би тумы по назначению делятся на дорожные, строительные и кро вельные.
Жидкие битумы представляют собой остаток от перегонки или крекирования нефти. Их получают, кроме того, разжижением твер дых и полутвердых битумов легкими нефтепродуктами: соляровым маслом, керосином, мазутом и др. Это позволяет применять битум в холодном виде. Иногда высокосмолистые тяжелые нефти также называют жидкими битумами. Жидкие битумы делят на классы: А — среднегустеющие; Б — медленногустеющие. Каждый класс со стоит из битумов шести марок. Свойства основных нефтяных биту мов, применяемых в строительстве, приведены в табл. 29.
Битумы, предназначенные для изоляции, можно улучшить совмещением битума с резиной. Такая композиция обладает повы шенной пластичностью, упругостью, термостойкостью, морозостой костью и замедленными сроками старения. Под влиянием атмо сферных факторов битум может потерять свои пластичные и вяжущие свойства и стать хрупким. Наиболее устойчивы против старения битумы окисленные, менее устойчивы — остаточные.
Для эластичных покрытий применяют битумы более низких ма рок, для твердых защитных покрытий — более высоких. Для повы шения теплостойкости к битумам добавляют минеральный мелко дисперсный наполнитель (известняк, лесс). Благоприятное действие на битумные массы оказывает добавка асбеста, повышающая их теплостойкость, эластичность, упругость.
Физико-механические свойства твердых и полутвердых битумов
Марка битума
БН-ІѴ БН-Ѵ БН-ѴІ
Температура размягче |
Глубина проникания |
Растяжимость |
|||
иглы |
при температуре |
при |
темпера |
||
ния по КиШ, eG> не |
|||||
-Н25вС, в десятых долях |
туре -f-25*C» |
||||
пиже |
|||||
|
мм |
сиf, |
не менее |
||
Битумы нефтяные строительные |
|
|
|||
70 |
|
21—40 |
|
|
|
90 |
|
5—20 |
|
1 |
|
90 |
|
>20 |
|
— |
Битумы нефтяные кровельные
БНК-2 |
40 |
>140 |
____ |
БНК-5 |
90 |
> 20 |
— |
|
Битумы нефтяные |
дорожные |
|
БН-0 |
Не нормируется |
Не менее 200 |
— |
БН-І |
25 |
121—200 |
100 |
БН-Н |
40 |
81— 120 |
60 |
БН-И-Ѵ |
45 |
81— 120 |
60 |
БН-ІІІ |
45 |
41—80 |
40 |
БН-ІІІ-Ѵ |
50 |
41— 80 |
40 |
Жидкие битумы применяют главным образом в дорожном строительстве для изготовления мастик и др.
Битумные эмульсии. Битумной эмульсией называют легкопод вижную дисперсную систему, состоящую из воды и битума. Содер жание битума в эмульсиях 50—60%. Из битума и воды можно создать устойчивую дисперсную систему, добавив поверхностно активные вещества— эмульгаторы и стабилизаторы. Эмульгатор адсорбируется на поверхности битумных частиц и способствует образованию коллоидных защитных пленок, удерживая битумные частицы во взвешенном состоянии. Стабилизаторы дополняют дей ствие эмульгаторов и повышают стабильность эмульсии.
В качестве эмульгаторов и стабилизаторов применяют различ ные вещества минерального и органического происхождения: мыла, щелочные металлы, жирные кислоты, белковые вещества, древес ные смолы, крахмал, клей, силикат натрия, концентраты сульфит но-дрожжевой бражки, асидол и др.
Битумные эмульсии получают в специальных диспергаторах. Би тум при этом нагревают до температуры 160—180° С, эмульгатор — до 95° С. В последнее время для этой цели применяют ультразву ковые эмульгаторы. Хорошо составленная эмульсия сохраняет свою стабильность довольно долго. Хранить эмульсию следует при температуре выше 60° С.
Для получения эмульсий лучшими являются нефтяные битумы с наибольшим количеством масел, смол, а также легкоплавкие природные битумы. .
Применяются также битумно-резиновые дисперсии, состоящие из водной дисперсии природного или синтетического каучука и