Файл: Радиотехнические системы в ракетной технике..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где п, р, / характеризуют

скорость изменения соответственно мас­

сы,

коэффициента лобового

сопротивления и сечения Миделя;

0 <

к < 1 — параметр, определяемый отношением масс, вначале и

конце спуска;

 

тт

н

 

Н = -п-----приведенная высота;

п0

-— атмосфера изотермична, откуда закон изменения плотности

от

высоты имеет

вид

 

 

 

 

 

P =

Poi ехр (— тН),

где

7

= 1,396-10

4Н0, рог =

0,125

кгс • сек2/м4;

 

существует

безразмерный

параметр уноса массы

Z = - L [ l - k ( l - H ) ] .

При указанных допущениях закон изменения скорости спуска имеет вид

V = ехр { - 2 ~ в ( т ZT~ '[Г (N) - Г* <N>1 ехР :ШТ ^ | ' 15-ГО1

гдеИ = р 4 -/—п —(—1— показатель, характеризующий скорость изме­ нения баллистического параметра в течение полета в атмосфере;

р = m (PoiS0H0)_1— параметр относительной плотности; Г (N) — гамма-функция;

Г7 (N) — неполная гамма-функция;

у — приведенная скорость полета.

Величина торможения объекта и высота максимального тормо­ жения определяются выражениями:

d V

( ~ z

) N_1 ехр (— fH),

[5.71]

dt

 

 

 

 

1

cx0 [l

^ (1

HMaKC)]

[5.72]

t

 

 

 

n [ A s i n 0 { - { — k

[-((1 —

H MaKC) + N —

1]}

Точность решения трансцендентного уравнения [5.72] методом итераций после первого приближения составляет ±150 м.

Используя зависимости [5.70—5.72], за рубежом было прове­ дено сравнение скорости спуска и торможения ГЧ различной гео­ метрической формы, не обладающих подъемной силой. Начальные

условия расчета: ■

= 0 25• 103 ■кг-;'зек , Н0 = 61 км, @Вх=15°.

СХо о

м

Параметры исследовавшихся типов ГЧ приведены в табл. 5.5.

213


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5.5

 

Сравнительные параметры головных частей

 

 

 

Тип ГЧ

s„/s„,

сх0/сх01

Too 1 т 01

р

1

П

N

к

cx0s« / сх01 S0l

 

 

 

 

 

 

 

 

„А"

0.5

0,5

4,76

—3

- 3

1

—6

0,2

„Б"

2

2

0,33

3

3

1

6

0,2

„В“

4

6

0,046

13,2

17

1

30,2

0,1

„Г“

1

1

1

0

0

0

1

0

Графики

изменения

приведенной

скорости

и

торможения

(рис. 5.42)

иллюстрируют значительное отличие высот максималь-

Рис. 5.42. Зависимости:

а — скорости от высоты; б — тормо­ жения от высоты

6

ного торможения и скоростей спуска в атмосфере для головных частей типов «Б» и «В» (примерно в два раза) по сравнению с ГЧ, имеющей постоянный баллистический параметр (типа «Г»),

Расчеты воздействия уноса массы на скорость и торможение конусообразных тел со сферическим затуплением показывают, что уменьшение массы тела даже на 40% весьма слабо (до 5—10%)

влияет на их относительные характеристики

(основной вклад

вносит величина поперечного сечения тела).

 

214


При имитации баллистического коэффициента головной части МБР в плотных слоях атмосферы включают реактивный разгон­ ный двигатель. Реактивный двигатель компенсирует торможе­ ние, так что ЛЦ сможет двигаться с той же скоростью, что и го­ ловная часть. Потребная тяга реактивного двигателя ложной цели с малым баллистическим коэффициентом может быть опре­ делена из второго закона Ньютона. В первом приближении на цели с большим баллистическим коэффициентом (головные части) воздействуют сила лобового сопротивления и сила земного при­ тяжения (подъемной силой на переходном участке атмосферы можно пренебречь). На цель с низким баллистическим коэффици­ ентом (ложную цель), кроме того, действует сила тяги реактив­ ного двигателя. Угол входа ложной цели в атмосферу 02 в общем случае может отличаться от угла входа головной части 0 Ь Сила тяги реактивного двигателя Т, необходимая для компенсации из­ быточного торможения ложной цели (по сравнению с ГЧ), опре­

деляется из условия движения

ложной

цели со

скоростью V го­

ловной части

 

 

 

 

 

 

где р — плотность атмосферы;

 

 

головной

части;

р! — баллистический

коэффициент

р2 — баллистический коэффициент ложной цели;

 

ш — масса ложной цели.

 

 

 

 

 

Практически 0i«*02,

но масса

и баллистический коэффициент

р2 ложной цели, разгоняемой

реактивным двигателем, изменяют­

ся во времени по мере

расхода

топлива. Иначе

говоря, масса

ложной цели

 

 

 

 

 

 

 

ш =

гп0 — mat,

 

 

где ш0 — начальная масса ЛЦ;

 

 

 

 

mflt — количество топлива,

израсходованное за

время спуска t.

С учетом последнего потребная тяга двигателя ЛЦ

где

Пренебрегая в уравнениях сил [5.67] слагаемым, являющимся произведением ускорения силы тяжести на синус угла входа тела в атмосферу (0i или ©г), получаем выражение для скорости го­ ловной части (или ложной цели)

V = V0exp { — у exp [ — тН]),

215


где

У

poi sin @!

Р = Р01 ехр [— тН];

2Р,7

 

 

V0 — скорость входа тела в плотные слои атмосферы;

Н— высота полета тела;

т= 1,396 • 10-4 м -1;

Poi — плотность воздуха на уровне моря.

Приведенные выше уравнения могут быть использованы для оценки потребной тяги в различных случаях, в том числе, когда ложная цель с низким баллистическим коэффициентом приме­ няется для имитации головной части с высоким баллистическим коэффициентом. Анализ уравнений показывает, что тяга двигате­ ля при снижении цели должна увеличиваться на порядок прибли­ зительно через каждые 15—25 км высоты. Максимальная тяга должна развиваться на последних секундах работы двигателя. Таким образом, путем разгона легкой ложной цели в атмосфере возможна имитация головной части МБР. Для этой ложной цели могут быть определены требуемый запас топлива и тяга реактив­ ного двигателя, обеспечивающие ЛЦ ту же скорость, как и у го­ ловной части. Для ложной цели массой 0,227 кг (без учета топ­ лива), площадью Миделя 0,09 м2, при коэффициенте лобового со­ противления, равном единице, скорости входа в атмосферу * 7230 м/сек под углом 22,5° требуемое количество топлива для ре­ активного двигателя указано в табл. 5.6.

 

 

Т а б л и ц а 5.6

Потребное

количество топлива для разгона ЛЦ

 

 

Баллистический

 

Количество топлива

коэффициент

Высота, км

ложной цели

 

ПРД, кг

_ кгс-сек'2

 

92

0,003

1,01

61

0,147

1,65

46

1,25

6 ,6 8

31

13,9

62,1

Легкие ложные цели в сочетании с реактивным разгоняющим двигателем на атмосферном участке летят по траекториям, почти параллельным траектории ГЧ. Эти цели при распознавании и сопровождении их средствами радиолокационного обеспечения

* Высота входа в атмосферу условно принята равной 120 км. Сведения взяты из зарубежной печати.

216


ПРО будут обладать точно таким же баллистическим коэффици­ ентом, как и ГЧ, вследствие чего отличить истинную цель от лож­ ной по их скоростям и ускорениям невозможно. Если дистанции между целями выбраны таким образом, чтобы одна противоракета не уничтожила сразу несколько целей, то вероятность поражения головной части, окруженной большим числом ЛЦ, значительно снижается.

Г Л А В А 6

ПРОТИВОРАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ

Уменьшение радиолокационной видимости боевых частей ракет является одним из ключевых моментов, облегчающих, по мнению военных специалистов США, прорыв баллистических ракет через систему ПРО, поскольку основным звеном этой системы являются различного типа РЛС обнаружения и сопровождения. С этой целью в США ведутся крупные работы по созданию различных средств противодействия системам ПРО, включающие создание пассивных средств противорадиолокационной маскировки, одно из основных мест среди которых занимают радиопоглощающие покрытия.

6.1. Классификация радиопоглощающих материалов

Отметим основные задачи, которые должны решать средства противорадиолокационной маскировки: во-первых, непосредствен­ ное уменьшение ЭПР, которое приводит к сокращению дальности обнаружения пропорционально корню четвертой степени от ЭПР цели; во-вторых, облегчение требований к энергетическим потен­ циалам передатчиков помех, которые могут быть уменьшены про­ порционально величине снижения ЭПР, и, наконец, в-третьих, раз­ работка малогабаритных ложных целей.

В настоящее время наибольшее распространение получили три способа снижения ЭПР.

1.Выбор формы головной части баллистической ракеты.

2.Управление рассеянием радиоволн.

3.Применение радиопоглощающих материалов.

Как показали исследования, резкое падение рассеяния радио­ волн характерно для тел, обладающих малыми размерами, малы­ ми радиусами кривизны и не имеющих резких изломов поверх­ ностей. Было установлено, что чем лучше аэродинамическая фор­ ма головной части, тем меньшей ЭПР она обладает. В США про­ водятся широкие исследования по созданию боевых головок, име­ ющих малоотражающие формы. В основе этих работ лежит известный принцип придания объекту такой формы, под влиянием

218