Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
а) резкая посадка долота в зоне сужения ствола скважины и в призабойной зоне в результате спуска долота без ограничения
скорости, особенно в необсаженной части |
ствола |
скважины; |
|
б) преждевременное прекращение циркуляции бурового рас |
|||
твора |
перед подъемом колонны с алмазным долотом, чаще во |
||
время |
процесса наращивания; |
|
|
в) |
недостаточная промывка скважины |
через |
долото — утечки |
раствора через негерметичные участки бурильной колонны и нип пель турбобура, а также из-за малой подачи бурового раствора насосами;
г) бурение скважины при несоответствующем соотношении раз
меров долота, УБТ и забойного двигателя; |
|
|
д) |
заклинивание долот инородными предметами |
(металл и |
куски |
породы). |
|
Надо отметить, что довольно часто наблюдаются случаи закли нивания ступенчатых долот вследствие наличия у них большой калибрирующей поверхности секторов, в связи с чем достигается большой контакт со стенками скважины, чего нет у долот других видов.
Особо следует подчеркнуть частые случаи заклинивания алмаз ного долота при первом спуске его в скважину или после работы трехшарошечными долотами, а также после длительной работы алмазного долота на забое без подъема. Заклиниванию алмазного долота нередко способствуют сальники, благоприятным условием для образования которых является бурение алмазными доло тами.
Причины отвинчивания алмазных долот такие же, как и долот других видов.
При бурении скважин алмазными долотами из-за недостаточ ного крепления, а также вследствие изнашивания тела долота мо гут выпадать алмазы. Выпавшие алмазы ломают и крошат другие алмазы в долоте, что может привести в негодность долото.
§ 4. АВАРИИ С ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Более 80% объема проходки в настоящее время составляет бурение турбобурами и электробурами. Применение забойных дви гателей способствует резкому сокращению аварий по сравнению с роторным бурением. Однако иногда спуск в скважину новых ме ханизмов сопровождается авариями. Опасность аварий с нахо дящимися в скважине забойным двигателем усугубляется его зна чительными размерами и небольшим зазором между корпусом и стенкой скважины. Особенно опасность увеличивается, если в сква жине уже были осложнения или в призабойной зоне много шлама, или бурение ведется с применением бурового раствора плохого качества. Возможные аварии с забойными двигателями описыва ются ниже.
4* |
51 |
Аварии с турбобурами
С турбобурами происходят следующие аварии:
1)поломка корпуса турбобура по телу;
2)срыв резьбы или развинчивание по резьбовому соединению
верхнего переводника турбобура с корпусом, верхнего |
секцион |
ного корпуса турбобура с переводником на нижний |
корпус |
ит. д.;
3)отвинчивание роторной гайки и контргайки турбобура;
4)слом вала турбобура;
5)отвинчивание ниппеля;
6)отсоединение турбобура от бурильной колонны.
Поломка корпуса турбобура по телу происходит, как правило, в момент резкого удара турбобура о выступ в скважине или о за
бой. Обычно слом происходит сразу же после удара, |
но у нового |
и мало работающего турбобура — спустя некоторое |
время. Это |
можно объяснить тем, что относительно новые турбобуры не имеют усталостных нарушений в корпусе, поэтому сразу при ударе они не ломаются.
С течением времени в корпусе турбобура при работе его воз никает усталостное состояние металла, которое прогрессивно раз вивается и увеличиваются микротрещины. В конечном итоге дли тельная работа с надломленным корпусом вызовет поломку по
следнего, что может привести к аварии. |
|
|
||
Срыв резьбы |
или развинчивание |
по |
резьбовому |
соединению. |
Слом турбобура |
происходит в основном |
по резьбе. У |
односекци- |
онных турбобуров основные поломки наблюдаются в местах соеди нения верхнего переводника с корпусом, а у многосекционных — на участках корпуса в зоне нарезки резьбы или вблизи резьбовых участков. Основная масса сломов корпусов секционных турбобу ров приходится на нижние участки верхнего корпуса.
При отсутствии дефектов в заготовке корпуса наибольшее число изломов приходится на участки, ослабленные резьбой.
Срыв резьбы или развинчивание по резьбовым соединениям верхнего переводника турбобура с корпусом, по соединениям кор пусов секционных турбобуров происходит из-за нарушения правил эксплуатации турбобуров, особенно вследствие недостаточного крепления узлов в процессе сборки турбобура.
Сущность причин срыва |
резьбы заключается в следующем. |
В процессе работы турбобура |
на резьбовые соединения его узлов |
действуют значительные усилия. Резьба подвергается износу вследствие трения соприкасающихся поверхностей ее витков. На сорванной резьбе отмечается значительная сработка ее про филя по рабочей стороне. Сложные условия работы турбобуров, значительные усилия от вибраций, знакопеременные усилия от ра боты долота на забое и от нагрузок, передаваемых через турбобур на долото, приводят к ослаблению резьбы, к перемещению одной детали резьбового соединения по отношению к другой. Закрепле-
52
ние роторов и |
статоров |
турбобуров с |
помощью |
резьбы |
создает |
|
дополнительные |
усилия, |
действующие |
на |
резьбовые соединения. |
||
Влияние этих |
дополнительных усилий |
на износ |
резьбы |
очень |
||
большое. |
|
|
|
|
|
|
Износ резьбы ускоряется воздействием на нее бурового рас твора под высоким давлением, особенно воды. Износ роторов и статоров приводит к ослаблению напряженного состояния резьбо вого соединения и вызывает необходимость довинчивания резьбы. При начавшемся износе профиля резьбы создается неправильное сопряжение резьб по высоте и ускоряется их сработка, площадь соприкосновения витков уменьшается. При одних и тех же осевых нагрузках увеличиваются напряжения на витках резьбы и проис ходит ее срыв. Поэтому необходим тщательный контроль за каче ством резьб турбобуров.
Отвинчивание |
роторной гайки и контргайки |
турбобура и |
слом |
вала турбобура. |
В результате тяжелых условий |
работы вала |
тур |
бобура или недостаточного крепления роторов на валу турбобура иногда происходит отвинчивание гаек и контргаек, закрепляющих систему роторов, и, как следствие, в скважине остается вал турбо бура с долотом.
Слом вала турбобура происходит по верхней резьбе его под ро торную гайку и контргайку, по промывочным окнам в местах пере хода с основного диаметра на диаметр под пяту, по упору втулки нижней опоры в вал. Последний вид аварий особенно характерен для турбобуров ТС5Б-195 И.Т12МЗБ-195.
Отвинчивание ниппеля. При отвинчивании ниппеля турбобура в скважине остаются долото, вал турбобура с роторами и стато рами и ниппель. При частичном отвинчивании этих деталей их поднимают из скважины. В случае полного отвинчивания ниппеля из скважины извлекают один корпус, а все остальные элементы остаются на забое.
Причиной отвинчивания ниппеля является заклинивание его на нижней втулке вала турбобура. При заклинивании вал, вращаясь вправо, заставляет ниппель вращаться в ту же сторону, и для ниппеля это является левым вращением. Поэтому он и отвин чивается.
Заклинивание ниппеля на валу турбобура может быть вызвана следующими причинами.
1. Скопление шлама и других предметов, например металличе ских частиц, между поверхностью обрезиненной части ниппеля и наружной частью втулки нижней опоры вала турбобура при буре нии с плохо очищенным буровым раствором. Частицы шлама,, попадая из приемного чана в турбобур, постепенно скапливаются в нем. Иногда шлам из раствора засоряет турбобур, на что ука зывают повышение давления бурового раствора и остановка тур бобура.
Неправильное закрытие и открытие задвижек при пуске и ос тановке насоса ускоряет процесс заклинивания ниппеля на валу
53
турбобура. При резкой подаче бурового раствора в скважину, т. е. при резком закрытии задвижки насоса, частицы шлама, осевшие в насосе и нагнетательной линии, поступают в турбобур в виде шламовой пробки и, оседая на его деталях, засоряют турбобур и приводят к заклиниванию ниппеля на валу. При медленном пере крытии задвижки на выкиде частицы шлама подходят к турбобуру отдельными редкими скоплениями. Это позволяет избежать его зашламления. При резком открытии задвижки на выкиде после бу
рения |
шлам, |
находящийся |
в затрубном |
пространстве, |
около забоя |
и на |
забое, |
засасывается |
в турбобур, |
если при этом |
создавались |
условия для обратной циркуляции. При восстановлении циркуля ции этот шлам засоряет турбобур и в отдельных случаях заклини вает ниппель на валу турбобура.
2.Отслоение резиновой обкладки ниппеля и накопление между ней и ниппелем шлама и других инородных тел. Заклинивающим материалом может быть не только шлам, но и куски резины от подпятников и средних опор.
3.Изгиб вала в результате ударов об уступы или забой. В на шей практике было несколько случаев заклинивания ниппеля на валу турбобура и оставления вала с роторами и статорами в сква
жине. Отсоединить ниппель от вала турбобура после извлечения «го из скважины не удалось. Только после того, как несколько нип пелей было разрезано, их разъединили с валом. Изучение закли нивающих материалов в разрезанных ниппелях показало, что ос новной причиной заклинивания ниппеля было скопление между валом и ниппелем сильно спрессованных частиц шлама с редкими
включениями кусочков |
резины. |
Частицы |
шлама |
располагались |
||
в одних случаях |
по всему периметру кольцевого пространства |
нип |
||||
пеля, в других — участками. |
|
|
|
|
||
Отсоединение |
турбобура от бурильной |
колонны. |
Аварии |
из-за |
||
износа замковых |
резьб |
верхнего |
и предохранительного переводни |
ков происходят вследствие недосмотра за их состоянием. Часто ра боты проводят без верхнего предохранительного переводника, что приводит к быстрому износу замковой резьбы, и при установке нового переводника изношенная резьба соединяется с новой. В ре
зультате |
этого происходит разрушение резьбы, |
характер |
которого |
||||
подобен |
разрушению замковых |
соединений |
бурильных |
труб |
|||
и УБТ. |
|
|
|
|
|
|
|
Слом |
верхнего |
переводника |
турбобура |
происходит |
в |
шейке |
|
под элеватор. Аварии этого вида |
возникают |
при |
сложных |
работах |
|||
главным |
образом |
в условиях, когда прилагаемые усилия |
близки |
или равны временному сопротивлению. Так, были случаи, когда излом муфт ниже шеек происходил при попытках извлечь турбо бур домкратом, а также при сильных ударах бурильной колонны об уступ. Отвинчивание турбобура от бурильной колонны проис ходит в основном с односекционными турбобурами и вызвано тем, что реактивный момент у них в 2—3 раза меньше, чем у много секционных турбобуров.
54
Особенности аварий с турбодолотами
При работе с турбодолотами основное число аварий происхо дит из-за поломок валов. Конструкция турбодолот мало отличается от конструкции турбобуров, но эти изменения являются источни ком возникновения новых разновидностей аварий. К ним относится слом вала турбодолота. Причиной его слома является ослабление прочности вала отверстием под колонковую трубу. Наибольшее число аварий приходится на те валы, которые имеют разную тол щину стенок. Однако и при одинаковой толщине стенок вала бы
вают случаи слома его по телу, |
преимущественно в верхней |
части |
у конца сбега резьбы под гайку |
или в местах, близких к |
резьбе. |
В результате аварии в скважине остаются вал с нижним перевод ником и долото.
Исследованием причин аварий выявлено, что аварии происхо дят в основном с теми турбодолотами, которые находятся в экс плуатации после капитального ремонта, особенно на предприятиях, где отсутствует правильная организация ремонта турбобуров и турбодолот, т. е.:
—ремонт проводят в плохо приспособленных и плохо оснащен ных ремонтным оборудованием помещениях или выполняют его на буровых;
—резьбы восстанавливают обычными резцами, а не специаль ными резьбовыми гребенками, без проверки контрольно-измери тельными приборами;
—для изготовления отдельных деталей применяется сталь не соответствующих марок и без нужной термообработки;
—поступающие на буровые после ремонта турбодолота не проверяют на испытательных стендах;
— отсутствует механизация трудоемких работ по креплению; и раскреплению резьбовых соединений.
Таким образом, основными причинами аварий с турбобурами:
итурбодолотами являются:
1)нарушение технологии и техники бурения и неправильная эксплуатация;
2)недостатки организации ремонта;
3)несовершенство конструкции, главным образом наличие большого числа резьбовых соединений и узлов, не удовлетворяю
щих |
требованиям предельной прочности и износоустойчивости; |
4) |
заводской брак деталей. |
|
Аварии с электробурами |
Специфическими авариями с электробурами являются: отворот |
||
гайки сальника шпинделя из-за отвинчивания |
сальника; |
оставле |
ние части шпинделя с долотом из-за поломки |
шпинделя |
по телу; |
оставление вала шпинделя с амортизатором ввиду поломки по следнего; оставление части электробура из-за поломки корпуса его;
5а