Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
трубы с муфтой на заводах. Такое соединение в момент снятия колонны с элеватора испытывает большую растягивающую на грузку и в отдельных случаях оказывается не в состоянии удержи вать вес всей спущенной колонны. Происходит вырыв трубы из муфты.
Обрыв труб по резьбовому соединению может произойти из-за приложения чрезмерных нагрузок, превышающих пределы проч ности соединения. Такие нагрузки прилагаются, как правило, при прихватах обсадных колонн.
Причиной выхода резьбы из сопряжения с резьбой муфты мо жет также быть неравнопрочность их соединения. Односторонняя нарезка резьбы на отдельных трубах ослабляет прочность одной части трубы и усиливает прочность другой ее части. На участке трубы с ослабленной прочностью концентрируются напряжения-, вызывающие деформацию тела трубы (на участке резьбы) с по следующим выходом из сопряжения резьбы. Труба при равномер ной нарезке резьбы имеет одинаковую толщину стенки. Несмотря на это, прочность резьбового соединения ниже прочности тела трубы в среднем на 30—35%. Эксцентричная нарезка резьбового соединения обсадных труб снижает прочность и без того ослаблен ного участка трубы, что и является в ряде случаев причиной аварий.
В качестве примера приведем следующие случаи. При глубине скважины 2296 м спускали 219-мм обсадную колонну. Во время
навинчивания труба |
перекосилась. |
При отвинчивании перекошен |
||
ной трубы колонна |
длиной 2098 м |
упала в скважину, |
пролетев |
|
198 м. При ударе |
о забой колонна |
опустилась еще на 56 м. Верх |
||
обрыва оказался |
на |
глубине 254 м, т. е. на 42 м ниже |
башмака |
325-мм кондуктора. Причиной аварии был брак муфтового соеди нения, допущенный на заводе. Если бы при спуске колонны ис пользовали клинья, то возможное ослабление прочности соедине ния компенсировалось более прочным навинчиванием муфты на трубу, и аварии не произошло бы.
При проверке состояния 219-мм колонны выяснилось, что она имела несколько нарушений и возможность извлечения ее целиком или по частям была маловероятной. Скважина была ликвидиро вана. Для выявления причины аварии и состояния верхнего конца колонны была изготовлена внутренняя труборезка, при помощи ко торой обрезали 1,5 м колонны. Стенки поднятого отрезка трубы имели неопределенную толщину. Резьба была нарезана в одном
месте так, что на толщину |
тела трубы осталось всего 2—3 мм. |
||||||||||
Вследствие |
разностенности |
трубы |
в нарезанной |
части |
прочность |
||||||
ее снизилась, и труба вырвалась из муфты. |
|
|
|
|
|||||||
|
Как правило, разрушение резьбовых соединений труб, свин |
||||||||||
ченных |
на заводе, |
происходит только по вине |
изготовителей |
труб, |
|||||||
а |
разрушение резьбы по |
соединению, |
свинченному на |
буровой |
|||||||
в |
процессе |
спуска |
обсадной |
колонны, — по вине |
буровой |
бригады. |
|||||
|
Прочие |
причины |
аварий |
при спуске |
обсадных |
колонн. |
Вслед |
||||
ствие |
нарушения |
техники |
спуска |
обсадной |
колонны |
отдельные |
(60
Аварии при цементировании обсадных колонн
Разрушение тела обсадных труб. При цементировании обсад ных колонн, спускаемых на большие глубины, нередки случаи об рыва колонн из-за резкой разницы температуры колонны и зака чиваемого раствора. Такие явления характерны для тех случаев,, когда низ обсадной колонны опирается на забой или нижнюю сек цию колонны, или частично прихвачен, а верх ее жестко посажен на клинья или элеватор. В подобных случаях необходимо учиты вать изменение длины колонны от температуры, а также колонна должна быть в натянутом состоянии. Закачка в нагретую колонну холодного бурового или цементного растворов ведет к изменению длины колонны с последующим вырывом трубы из ее муфты.
На районы с повышенным температурным градиентом |
(место |
рождения Ставрополья и др.) приходится основное число |
аварий |
по указанным причинам. При цементировании обсадных |
колонн |
возможны случаи разрушения тела трубы под действием давле
ний, превышающих допустимые. Например, при посадке |
колонны |
в шлам и восстановлении циркуляции иногда создают |
давления |
выше допустимых. Разрушаются главным образом обсадные ко лонны большого диаметра. Подобная авария произошла в сква жине глубиной 2172 м, которую бурили турбобуром с промывкой забоя водой.
Перед спуском обсадной колонны бурильная колонна не дохо
дила до забоя на 20—30 м |
из-за скопления |
шлама |
на забое. |
В скважину спустили промежуточную комбинированную |
обсадную |
||
колонну, состоявшую из труб |
диаметром 219 |
и 273 мм. Вопреки |
проектным и техническим требованиям к спускам колонны по следние две трубы были спущены без промывки. В результате этого башмак колонны оказался посаженным в шлам, и циркуля цию бурового раствора перед цементированием восстановить не' удалось. После подключения цементировочного агрегата при дав лении 160—190 кгс/см2 циркуляция была восстановлена. Закачали цементный раствор. При закачке продавочной жидкости из сква жины вместо бурового стал выходить цементный раствор. Прода
вочной жидкости было |
закачано 5 м3 вместо 96 |
м3 по расчету. |
|
Каротаж обнаружил продольный разрыв 273-мм |
трубы |
на глу |
|
бине 406 м. Вследствие |
большого внутреннего давления |
обсад |
ная труба лопнула. Причиной разрыва обсадной колонны по служило высокое давление, возникшее в результате посадки об садной колонны в шлам из-за грубого нарушения технологии
ееспуска.
Оставление цементного раствора в обсадной колонне. В двух
скважинах на глубинах немного более 500 м в обсадной колонне был обнаружен цементный раствор, хотя эксплуатационные обсад ные колонны были спущены на глубину соответственно 2160 и 2940 м. По нашему мнению, причиной оставления цементного рас твора можно считать несовершенство конструкции обратного кла-
62
пана. В |
одной колонне |
клапан имел только четыре отверстия диа |
метром |
10 мм. Во второй колонне зазор между стенкой муфты и |
|
тарелкой |
клапана был |
всего лишь 4 мм. Такие конструкции кла |
панов не обеспечили свободного прохождения бурового и цемент ного растворов.
Кроме того, был большой разрыв во времени между оконча нием закачки цементного раствора и началом закачки продавочной жидкости. В обеих скважинах этот интервал составлял не менее 20 мин. Известно, что при прекращении подачи жидкости в скважину скорость движения цементного раствора через обрат ный клапан уменьшается вследствие противодавления от увеличи вающегося столба цементного раствора. Уменьшение скорости и увеличение температуры и давления на забое, очевидно, привели к таким изменениям структуры раствора, находившегося около обратного клапана, что создались условия для закупорки его от верстий.
Известен случай оставления цементного раствора в эксплуата ционной колонне (продавочной жидкости удалось закачать всего 1,5 м3 ) из-за быстрого схватывания его вследствие плохого пере
мешивания ускорителя схватывания |
с водой. |
В результате этого |
||||
в |
одной части |
цементного |
раствора оказался |
избыток |
ускорителя, |
|
а |
в другой — |
недостаток. |
В данном |
случае |
разрыв |
во времени |
между окончанием закачки цементного раствора и началом за качки продавочной жидкости составил 50 мин.
В обсадных колоннах часто остается цементный стакан высо той 100—200 м. Цементный стакан такого размера легко разбури вается, но иногда при разбуривании нарушается целостность об садной колонны.
Причинами оставления цементного раствора в колонне явля ются ошибки при расчетах количества продавочной жидкости (часто не учитывается коэффициент сжимаемости жидкости, кото рый зависит от количества находящегося в ней воздуха или газа), несовершенство конструкций продавочных пробок (при применении деревянных пробок почти всегда возникают осложнения), исполь зование неопрессованных цементировочных головок и др. Контро лировать количество продавочной жидкости следует двумя спосо бами: по объему жидкости и по увеличению давления от посадки пробки на стоп-кольцо. Второй способ более точный при соответст вующей конструкции продавочной пробки.
Другими причинами оставления цементного раствора в обсад ных колоннах могут быть: несоответствие качества тампонажного цемента температурным условиям скважин, приводящее к прежде временному схватыванию цементного раствора; применение для затворения цемента воды, загрязненной солями и другими жидко стями и веществами, сокращающими сроки схватывания цемент ного раствора; отсутствие контроля за качеством приготовления цементного раствора.
63
Аварии с зацементированными обсадными колоннами
Смятие обсадных колонн. При выполнении всех технических требований по спуску и цементированию обсадных колонн все же наблюдаются случаи смятия их после цементирования. Смятие происходит выше зоны подъема цементного раствора и в зоне за цементированного участка обсадной колонны, а также в зоне фильтров. Смятие колонн наблюдается в интервалах, сложенных неустойчивыми породами, склонными к обвалам, а также при сни жении уровня в колонне ниже допустимого. Смятие колонн в не
устойчивых породах, которые не отделены |
от колонны цементным |
||
камнем, можно объяснить следующим. |
|
|
|
Буровой раствор, находящийся за колонной, |
отстаивается, |
||
а иногда уходит в пласты. В результате |
этого снижается |
давле |
|
ние на стенки скважины, что способствует |
миграции |
воды, |
нефти |
и газа в затрубное пространство и в естественные трещины. Раз личные тектонические нарушения, неблагоприятное строение струк
тур |
(крутые |
углы падения, надвиги и т. д.), |
неправильный |
выбор |
|||
технологии |
проходки |
скважин, |
нарушения |
ее, |
большая разница |
||
в диаметрах долот и обсадных колонн влияют на состояние |
ствола |
||||||
скважины и |
способствуют обвалам пород и |
смятию труб. |
|
||||
С |
ростом глубины |
залегания |
неустойчивых |
пород увеличива |
ется высота столба бурового раствора за колонной над цементным камнем, в связи с чем повышается опасность смятия колонн. Из вестны случаи [31], когда в результате проникновения нефти и газа в затрубное пространство выше цементного камня снижалось дав ление на породы, окружающие ствол, и стенки скважины под дей ствием горного давления были разрушены. В движении участвуют огромные массы глинистых пород. Сжатие пород настолько велико, что иногда происходит одновременное смятие обсадных колонн диаметрами 219 и 146 мм.
На месторождении Ачи-Су, например, известны случаи смятия 219 и 146-мм колонн по причинам, описанным выше. Смятие двух обсадных колонн на одной и той же глубине свидетельствует об огромной силе, возникающей при движении неустойчивых пород. Это необходимо учитывать при выборе конструкции скважины, особенно при выборе высоты подъема цементного раствора в затрубном пространстве.
Одним из важнейших мероприятий по предохранению колонн от смятия в интервале нахождения неустойчивых пород является перекрытие цементным камнем неустойчивых и газо-нефте-водопро- являющих горизонтов.
Как было сказано, второй причиной смятия обсадных колонн выше зацементированного участка является уменьшение уровня жидкости в них ниже допустимого. Подобные аварии встречаются там, где считают, что снижение уровня жидкости допускается на
64
2 /з длины колонны. Пределы понижения уровня жидкости необхо димо рассчитывать в зависимости от условий проходки скважины, удельного веса бурового раствора, диаметра, толщины стенки и механических свойств материала обсадной колонны.
Смятие обсадных колонн в пределах зацементированных уча стков происходит на расстоянии 50—60 м от фильтра и в прифильтровой зоне. Промысловые документы показывают, что подобные аварии бывают также в местах, где продуктивные горизонты сло жены неустойчивыми породами и при эксплуатации скважины вы носится большое количество песка.
Смятие колонн в нижней части Г. М. Саркисов [64] объясняет следующим образом: «Действительно, если работа скважины со провождается выносом большого количества песка, то продуктив ный горизонт у фильтра постепенно разрушается, и в некоторый момент эта зона может перейти в текучее состояние. Если при этом пропускная способность фильтра окажется недостаточной, то про изойдет как бы закупоривание фильтра (полное или частичное), движение грунтовой массы затормозится, получится явление удара, при котором и разовьются динамические усилия поперечного на правления. Это может случиться при продавке скважины (в про цессе освоения), особенно если при этом создаются значительные депрессии, связанные с высокими скоростями потока, при которых могут прийти в движение (по направлению к фильтру колонны) значительные массы пород прифильтровой зоны. Известны случаи трудного освоения скважин вследствие пробкообразования при продавках скважин, причем бывает и так, что в процессе освоения скважины колонна нарушается. Динамические усилия, возникаю щие при ударе, могут быть в зависимости от конкретных условий как локализованными на небольших участках, так и распределен ными. Нарушения колонн как в самом фильтре, так и над ним мо гут быть результатом совместного действия этих динамических на грузок со статическими».
Далее Г. М. Саркисов отмечает, что существуют три часто наблюдаемых вида нарушений: одностороннее и двухстороннее смятие и отвод колонны. Эти нарушения происходят главным об разом в зоне фильтра, что указывает на их связь с нагрузками, действующими на фильтр. Для предупреждения аварий в зоне фильтра необходимо строго соблюдать режим нагружения ко лонны.
Т. Е. Еременко [18] считает, что «поломки труб в зоне фильтра вызываются в преобладающем количестве случаев не горизон тально направленными силами бокового давления грунта значи тельной величины, а силами, направленными главным образом вер тикально». Последние приводят к растяжению с последующими разрывами в муфтовом соединении, к продольному изгибу, потере устойчивости фильтра его слому и сплющиванию. Указанные де формации Т. Е. Еременко объясняет следующим образом. Продук тивные пласты сложены из мелких тонкозернистых глинистых
5 Зак . № 545 |
65 |