Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
оставление электробура из-за промыва резьбы переводника. При чинами аварий являются тяжелые условия работы электробура и несовершенство конструкции узлов электробуров.
§ 5. АВАРИИ С ОБСАДНЫМИ КОЛОННАМИ
Аварии с обсадными колоннами составляют 7—8% всех видов •аварий в бурении. На ликвидацию их затрачивается более 10% времени, задалживаемого на ликвидацию аварий всех видов. Особенно тяжелы аварии этого вида в районах, где обсадные ко лонны спускают на большую глубину (месторождения Азербайд жанской ССР, Краснодарского края и др.), й на разведочных пло щадях.
Впроцессе разобщения пластов возникают аварии при спуске обсадных колонн, при их цементировании, а также аварии с за цементированными обсадными колоннами при углублении сква жины под последующую колонну.
Как известно, разобщение пластов является одной из ответст венных операций при бурении скважины.
Впроцессе спуска обсадной колонны, при закреплении ее раз личными цементными полимерными растворами, а также при углу блении и испытании скважин происходят аварии с обсадными ко лоннами. Аварии, возникающие при разобщении пластов, обычно являются сложными и на их ликвидацию затрачивается много времени.
Сложность спуска обсадных колонн и их крепления зависит •от многих факторов, главным образом от геологического строения месторождения и вида бурового раствора или агента, применя емого для очистки забоя от выбуренной породы.
В одинаковых геологических условиях способ очистки забоя имеет большое значение для предупреждения аварии с обсадными колоннами. При бурении скважин с очисткой забоя воздухом соз
даются благоприятные |
условия для |
спуска обсадных колонн и |
||
для |
сцепления закрепляемого |
материала со стенками скважин и |
||
со |
стенками труб. Если |
при |
бурении |
для очистки забоя приме |
няли воду, соленые растворы и другие жидкости, особенно обрабо танные поверхностно-активными веществами, то создаются непло хие условия для спуска обсадных колонн.
Аварии при спуске и цементировании обсадных колонн проис ходят в основном в скважинах, бурящихся с промывкой забоя гли нистым раствором. Ниже приведено описание аварий и их причин.
Аварии при спуске обсадных колонн
Прихваты обсадных колонн, главным образом кондукторов и промежуточных колонн, происходят в основном на площадях, где
56
разрез представлен глинистыми, глино-песчаными, илистыми, пе счаными с включением гальки и другими рыхлыми и сыпучими по родами, бурение в которых вызывает сужение стенок скважин или обвалы пород. Этот вид аварий чаще встречается в южных и за падных районах нашей страны. Наибольшее число аварий с об садными колоннами происходит в разведочном бурении. Объясня ется это тем, что на новых площадях еще не выработаны рацио нальные конструкции скважин. Кроме того, применение бурового раствора, не совсем отвечающего требованиям проходки скважин в данном районе, приводит к тому, что породы начинают пучиться или обваливаться до того, как скважина заканчивается бурением. Кроме того, причинами прихвата обсадных колонн часто являются неудовлетворительная организация спуска колонн (несвоевремен ная промывка или отказ от предусмотренных планом промежуточ ных промывок, плохая проработка скважины перед спуском ко лонны, установка деревянных пробок, длительные остановки при: спуске и т. д.) и плохая технология бурения ствола скважины под обсадную колонну (бурение без УБТ и центраторов, несоблюдение оптимальных параметров режимов бурения в породах с чередую щейся твердостью, использование кривых труб и бурового рас твора плохого качества и т. д.), а также несоответствующий под бор труб по толщине, особенно соединение труб, имеющих несоос
ность резьб, |
и сочленение |
труб |
между |
собой с резким различием |
|
в толщине. Например, соединение 299-мм труб с толщиной |
стенок. |
||||
8 и 12 мм и т. д. |
|
|
|
|
|
Разрушение |
обсадных |
труб |
по телу |
происходит часто |
в -связи |
с образованием внутренних давлений при восстановлении цирку ляции после окончания спуска колонны, при закачивании в затрубное пространство последней порции цементного раствора, при ис пытании обсадной колонны на герметичность и т. д.
Изучение труб, разрушенных под действием внутреннего дав ления показывает, что разрушения вызваны наличием заводских
дефектов |
(плены, |
раковины, |
расслоение и т. д.). Как |
правило, |
ка |
||
кими дефектными |
трубами |
являются те, |
которые |
перед спуском |
|||
в скважину не подвергались опрессовке. |
|
|
|
|
|||
Много случаев разрушения труб отмечается при |
изготовлений |
||||||
их из стали группы прочности К и не прошедших |
термической |
||||||
обработки. |
|
|
|
|
|
|
|
Смятие |
обсадных колонн |
происходит |
как при |
спуске, так |
и |
в процессе бурения скважины. В зависимости от сложившихся об стоятельств трубы сминаются по-разному [65]. Отдельные техно логические упущения приводят к возникновению избыточных на ружных давлений, которые вызывают смятие обсадных колонн. При действии на трубу избыточных давлений увеличивается и на пряжение, которое достигает значительной величины в начале в одной точке, а при дальнейшем увеличении давления зона повы шенных напряжений начинает распространяться, и труба сми нается.
57-
При спуске в скважину смятию подвергаются те обсадные ко лонны, которые имеют обратный клапан, так как не учитываются внешние добавочные усилия, действующие на колонну, которые возникают из-за давления на некотором участке в колонне и за колонной, а также из-за большой скорости погружения колонны.
При спуске колонны с обратным клапаном |
обычно стараются |
||||
не допускать |
снижения уровня в колонне более чем на 200—250 м |
||||
для труб диаметром |
168 мм и |
более и на 300—400 м для труб |
|||
меньшего диаметра. В противном случае внешнее давление |
может |
||||
достигнуть |
и даже |
превысить |
критическое, |
и колонна |
может |
смяться. Аварии такого вида особенно распространены при спуске колонн большого диаметра на большую глубину. На месторожде ниях, где бурение ведется с применением утяжеленных буровых •растворов, опасность смятия труб из-за несвоевременного долива еще более возрастает.
При спуске обсадной колонны с обратным клапаном происхо дят значительные колебания сминающих и растягивающих усилий. При совместном действии этих усилий, как показали исследования [14] сопротивление обсадных труб смятию снижается. Например, для 168-мм обсадных труб при толщине стенки 8 мм максимальное снижение сопротивления смятию составляет 36%. С увеличением
толщины стенки до 12 |
мм |
сопротивление смятию снижается |
на 9%. |
|
|
Большую опасность |
для |
прочности обратного клапана пред |
ставляет повышение гидродинамического давления при спуске об садной колонны. Величина давления зависит от многих факторов, из которых основными являются статическое напряжение сдвига и вязкость бурового раствора, скорость спуска колонны, величина кольцевого зазора, диаметр колонны и др. По зарубежным дан ным, эта величина достигает 100 кгс/см2 и более. Поэтому при раз
работке мероприятий по безаварийному спуску |
обсадной колонны |
|
надо учитывать прирост гидродинамического давления. |
||
, Некоторые специалисты смятие |
обсадных |
колонн при спуске |
их в скважину с большой скоростью |
объясняют |
тем, что во время |
резкого торможения открывается обратный клапан и уровень жид кости в колонне настолько снижается, что под влиянием наруж ного давления обсадная колонна сминается. Для предупреждения подобного смятия колонн А. А. Шамсиев рекомендует применять автоматические клапаны, которые поддерживали бы уровень жид кости в колонне на заданной высоте.
При правильно выбранных интервалах долива скважин можно избежать аварий этого вида. При спуске колонн с обратным кла паном необходимо учитывать изменение с течением времени удель ного веса бурового раствора, находящегося в скважине. Надо сокращать разрыв во времени между последней промывкой и вос становлением циркуляции при спуске колонны. Глубину промежу
точных интервалов восстановления |
циркуляции |
следует |
выбирать |
в зависимости от геологических и |
технических |
условий |
проходки |
58
скважин на данном месторождении. Как было сказано выше, без аварийный спуск обсадных колонн во многом зависит от скорости спуска колонны. Нельзя при спуске колонны допускать рывков и резкой посадки. Желательная скорость равномерного спуска ко лонны не должна превышать 0,5 м/с.
Обрыв труб |
по резьбовому |
соединению. |
В практике встреча |
ются следующие |
случаи обрыва |
обсадных |
колонн по месту соеди |
нения |
труб: вследствие неправильного сопряжения резьбы |
труб |
из-за |
перекоса осей, в результате неправильной установки |
трубы |
вмуфте (перекос).
Врезультате перекоса осей деформируются витки резьбы труб, происходит их заедание, и трубы полностью не свинчиваются или свинчиваются под большим усилием, приводящим к сильному на греву места соединения труб. При спуске свинченных подобным образом труб происходит разрушение места соединения труб в ко лонне.
Неполное свинчивание резьбовых соединений обсадных труб
наблюдается также из-за несоответствия размеров профиля |
резьбы |
||
и погрешности конусности, что приводит к разрушению |
резьбы. |
||
Наибольшее число аварий происходит |
с обсадными |
колоннами |
|
диаметром 219 мм и более. Примером |
аварии этого |
вида |
может |
быть такой случай. Обсадная колонна диаметром |
273 |
мм |
была |
||
спущена |
на |
глубину 1715 м и зацементирована на |
высоту |
180 м |
|
от забоя. |
На |
устье скважины колонна была закреплена |
хомутами, |
После О З Ц начато бурение роторным способом 114-мм бурильными трубами с установленными на них предохранительными резино выми кольцами. После углубления скважины на 36 м обнаружился разрыв обсадной колонны на глубине 53 м от устья скважины.
Верхняя часть обсадной колонны была поднята из скважины вместе с аварийной муфтой на конце шестой трубы. При осмотре резьбы аварийной муфты были обнаружены косые нарезы на ее поверхности, которые указывали на то, что муфта была навинчена через нитку, а нитки резьбы косо нарезаны (всего четырнадцать). Муфта оказалась неполностью завинченной, так как нормально, должно быть 20 ниток; на двух участках муфты резьба была по мята, высота профиля резьбы сбита на 50%, т. е. на заводе при свинчивании трубы с муфтой был допущен брак.
В других случаях отсоединение обсадных колонн по месту со единения труб между собой происходит вследствие выхода резьб из сопряжения. При этом муфта расширяется или делается оваль ной, а резьба деформируется. Образующая резьбы принимает форму изогнутой кривой, шаг резьбы увеличивается, а профиль, витков имеет наклон в сторону, противоположную выходу трубы из муфты.
Основной причиной разрушения трубных соединений этого вида является недокрепление соединения трубы с муфтой. Следует от метить, что трубы по ГОСТ 632—64 больше всего разрушаются изза плохого крепления трубы с муфтой и недокрепления соединения
59,