Файл: Производство стеклянных волокон и тканей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Счетчик метража

35 показывает фактическую длину основы.

Движение счетчику метража

и счетчику

числа оборотов барабана

передается от оси барабана 26 через цепную передачу

(цепь 36 и

звездочки Z 4 1 и Z 4 2 ,

зубчатую

передачу

Z 5 b Z 5 2 , Z5 3 , фрикционный

барабанчик 38, фрикционный

диск 37

и

зубчатую передачу Z 5 4 и

Z 5 5 ) . Фрикционный диск перемещается

вдоль конусного

барабанчи­

ка винтом 33 и шестерней Z5 6 . Винт получает вращение

от вала 31

коробки подач через

шестерни Z 5 7 и

Z 5 8 . Конусный

барабанчик

и фрикционный диск служат для корректировки показаний счет­ чика длины в соответствии с фактической длиной ленты, намотан­ ной на барабан.

Тахометр 34

приводится

в движение той же передачей, что

и счетчик длины и зубчатых

шестерен

Z 5 9 ,

Z6o, Z%\. Длина переви­

ваемой основы

фиксируется

счетчиком

14,

скорость перевивки —

тахометром 17. Данный счетчик и тахометр приводятся в движение от мерильного валика 16 через зубчатые шестерни Z 6 2 — Z 6 4 и Z6 5. Снятие и установка навоев производится при помощи электродви­

гателя 1, от которого через две червячные передачи Z 6 6 , Z 6 7 и

Z 6 8 ,

Z6 9 приводится

во вращение вал 3. На

валу закреплены

рычаги 2,

в которые оставляются захваты навоев. Вращение вала

в разных

направлениях

позволяет производить

подъем и опускание

на­

воя 4.

 

 

 

 

Сновальный барабан и его тормоз

Сновальный барабан, изготовленный из листового алюминия, имеет угол наклона постоянного конуса 6°. Торцы барабана закры­ ты. Барабан смонтирован на выдвигающейся тележке. Мгновенный останов барабана после получения сигнала осуществляется тор­ мозной системой, показанной на рис. 15.3.

На торцах сновального барабана 5 имеются тормозные шкивы, на которые действуют тормозные ленты 4. Верхний конец тормоз­ ной ленты, представляющий собой тягу 3, жестко закреплен на те­ лежке барабана, а нижний конец 11 связан с верхним выступом тоехплечего рычага 2. При нажатии на пусковую педаль 1 трехплечий рычаг поворачивается вокруг своей оси, тормозные ленты отходят от поверхности барабана, т. е. барабан растормаживается, а пружина 10, связанная с нижним выступом рычага 2, растяги­ вается. При останове машины пружина сжимается, и тормозные ленты прижимаются к шкивам барабана; так происходит тормо­

жение барабана.

Маховичок 6,

червяк 9,

сектор 8, пальцы 7

и серьга тяги 3 служат для регулировки тормоза

барабана.

Механизм пуска и останова машины

Механизм пуска и останова машины (рис. 15.4)

имеет два рыча­

га 12, соединенных продольной педалью 17.

Рычаги 18 свободно

сидят на пусковом валу 16, на котором жестко

закреплены два

пусковых рычага

12 (на рисунке

показан только

один рычаг).

16—1277

241


На рычаге 18 укреплен кронштейн 10 с

регулировочным

вин­

том 8. При нажатии на педаль

17 рычаги

18 опускаются

вниз.

Винт 8 кронштейна 10 нажимает

через шарнирный рычаг

11 на

пусковой рычаг 12, заставляя поворачиваться пусковой вал. На пусковом валу жестко закреплены рычаги 15, воздействующие на трехплечие рычаги 14, связанные с тормозными лентами 13. Тор­ мозные ленты отходят от поверхности барабана, и он растормажи­ вается.

Одновременно рычаг 12 через тягу 2 поворачивает рычаг 5. Собачка 6, связанная с рычагом 5, своим отростком заскакивает

s

Рис. 15.3.

Тормозная

система лен­

Рис.

15.4.

Механизм

пуска

и

останова

точной

сновальной

 

машины

ленточной

сновальной машины СЛ-140-Х:

 

 

СЛ-140-Х:

 

 

/, 3,

5,

14,

15, 18 — рычаги;

2 — тяга; 4 — кон­

/ — пусковая педаль;

2 — рычаг; 3 — тя­

цевой

 

выключатель; 6,

7

собачки;

8 — винт;

9 пружины; 10 — кронштейн;

/ / — шарнирный

га;

4 — тормозные ленты;

5 — б а р а б а н ;

рычаг;

12 — пусковой

рычаг;

13 — тормозные

6

маховичок; 7 — пальцы;

8 — сектор;

ленты;

16 — пусковой вал;

17 — педаль .

9

червяк; 10 — пружина;

/ / — нижний

 

конец тормозной

ленты.

 

 

 

 

 

 

 

 

на

зуб

рычага

/.

Рычаг 3 плечом нажимает на

шток

концевого*'

выключателя 4,

и

происходит

замыкание

контактов

выключателя

и включение электромуфты привода. Таким образом машина при­ водится в рабочее состояние. Педаль возвращается в исходное по­ ложение пружинами 9 после того, как с нее снимают ногу. При

повторном движении педали вниз регулировочный

винт 8 прохо­

дит мимо рычага //, а собачка 7

своим отростком воздействует на

рычаг 1, отцепляя его от собачки

6. Электромуфта

обесточивается.

Барабан в это время затормаживается. Машина приводится в пер­ воначальное нерабочее состояние. Следовательно, пуск барабана производится педалью. Останов барабана производится педалью, от кнопок «стоп» или автоматически — от сигнальных рядков шпулярника при обрыве нити и от счетного механизма при прокладке цен и наработке ленты заданной длины.

242


Механизм автоматического перемещения машины

Для поддержания минимально возможного и постоянного угла изгиба нитей на участке шпулярник — сновальный барабан конст­ рукцией предусмотрено автоматическое центрирование машины со сновальным столом по центру шпулярника. Достигается это в ре­ зультате периодического смещения машины относительно шпуляр­ ника посредством специального устройства, действующего автома­ тически; оно состоит из концевых выключателей и ролика со шты­ рем. Концевые выключатели установлены на суппорте в нижней части стойки ценового берда. Штырь укреплен на полу на графи­

ческой оси шпулярника. При сновке

 

Д -

 

 

ленты

 

концевые

выключатели

 

 

 

перемещаются

вместе

с

ценовым

 

 

ІОЮІ

 

 

бердом и одна из кнопок подходит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

под ролик штыря, включая таким

 

 

 

С/

 

 

образом

механизм

перемещения

 

 

 

 

 

 

машины, изображенный на рис. 15.5.

г3-

 

 

 

 

 

Машина

перемещается

по

рель­

 

 

 

 

 

 

сам

на

катках. Ведущие

катки 1

 

 

 

 

 

 

жестко закреплены на валу 5, кото­

 

 

 

 

 

 

рый

вращается

в

шарикоподшип­

 

 

 

 

 

 

никах

4,

расположенных

на

раме

Рис.

15.5.

 

Механизм

автоматиче­

машины. Вал 5

получает

 

вращение

 

 

ского

перемещения

ленточной сно­

от электродвигателя

2

через

ше­

вальной

машины

СЛ-140-Х:

стерни Z\

и

Z2 ,

вал

3 и

червячную

/ — катки;

2

— электродвигатель; 3, 5 —

передачу

Z 3

и Z4 . Машина переме­

валы;

4 шарикоподшипники .

 

концевого

 

выключате­

щается до

тех

пор,

пока

кнопка другого

 

ля не

подойдет

под ролик штыря !и не остановит машину.

 

 

 

 

СНОВАЛЬНАЯ МАШИНА СЛ-140-ШЛ2

 

 

Ленточные

сновальные

машины

СЛ-140-ШЛ2,

используемые

в промышленности стеклянного волокна, вследствие несовершенст­ ва конструкции постепенно будут заменяться машинами СЛ-140-Х. Поэтому целесообразно рассмотреть только некоторые техноло­ гические особенности данной машины, не останавливаясь подробно на ее конструкции. Технологическая схема ленточной сновальной машины СЛ-140-ШЛ2 принципиально не отличается от техноло­ гической схемы машины СЛ-140-Х. Однако в ней в меньшей сте­ пени учтены требования, предъявляемые к технологическому про­ цессу снования стеклянных нитей, а механизмы машины, выпол­ няющие одинаковые технологические операции, в конструктивном отношении менее совершенны.

Машина СЛ-140-ШЛ2 состоит из барабана с индивидуальным приводом и тормозом, механизма обратного хода барабана, меха­ низма пуска и останова машины, суппорта, счетчиков сновки и

перевивки, привода суппорта и ткацкого навоя,

шпулярника,

16*

243


Барабан состоит из четырех ободов со спицами. К ободам сна­ ружи прикреплено 16 деревянных брусьев. Конус барабана состоит из 16 жлиньѳв. Максимальный угол подъема «линьев 20°.

Коробка скоростей суппорта обеспечивает четыре различные подачи суппорта и ткацкого навоя за один оборот барабана: 0,35,

0,545, 0,71 и 0,875 мм. Привод

барабана позволяет сновать нити

с линейной скоростью 37—360

м/мин.

Шпулярники к данньш машинам изготовлены главным обра­ зом предприятиями стеклянного волокна; они рассчитаны на не­ подвижные или вращающиеся паковки с крутильных машин и прерывный способ снования. Шпулярники оснащены тарельчатыми, шайбовыми, гребенчатыми и пластинчатыми натяжными прибо­ рами. Емкость шпулярника 200—400 паковок.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНТОЧНЫХ СНОВАЛЬНЫХ МАШИН

Фактическая производительность ленточных

сновальных ма­

шин может быть определена по формуле

 

 

ѵсѵл

tMT

 

РФ==

ѵс+тѵп

' 1000-1000 К п - В

( 1 5 - 8 )

 

ѵсѵп

tM

 

Р Ф =

1>с + mvn

' N„-1000 K n - в

 

где ѵс — скорость снования, м/мин; ѵп — скорость перевивания, м/мин; t — продолжительность работы машины, мин; M — число нитей в основе; Т — тол­ щина нити, текс; Кп— коэффициент полезного времени работы машины; m — число лент в основе; NM — номер основной нити.

Снование стеклянных нитей толщиной 108—13,6 текс произво­ дится со скоростями 100—250 м/мин. При увеличении массы па­ ковок до 4 кг процесс может быть интенсифицирован в результате повышения скорости снования до 300—350 м/мин и сокращения простоев машины для замены доработанных паковок. Перевивка основы с барабана на ткацкий навой происходит со скоростью 25—30 м/мин. Кп.в сновальных ленточных машин при сновании стеклянных нитей составляет 0,15—0,35 и уменьшается с увеличе­ нием толщины нити.

ПОРОКИ И ОТХОДЫ ПРИ СНОВАНИИ

Наиболее часто встречающиеся пороки основ из стеклянных нитей: неравномерное натяжение нитей, возникающее при непра­ вильной установке натяжных приборов и сновании с паковок раз­ ного диаметра; ворсистость нитей вследствие чрезмерного их на­ тяжения и износа поверхностей, направляющих нити; перекрещи­ вание нитей в результате неправильного нахождения конца оборвавшейся нити на ткацком навое или барабане; нахлестка оборванных нитей вследствие нечеткой работы механизма останова машины при обрыве нити или заматывание вместо склеивания

244


концов оборванных нитей;

неправильная

форма намотки нитей

на сновальный барабан или

на ткацкий

навой из-за неправильно

установленного угла конуса барабана, нарушений при подаче суп­ порта, неравномерной укладки лент на барабан, деформации дере­ вянных брусьев барабана машины СЛ-140-ШЛ2; неодинаковая

длина лент основы, вызванная неправильной

работой счетчика

или его небрежной установкой, плохой работой

тормозной систе­

мы; грязные H масляные пятна на нитях основы.

 

Отходы в процессе снования получаются при устранении об­ рывов нитей, при замене сработанных паковок на новые и при перезаправках машины. Для уменьшения обрывности стеклянных нитей во время снования необходимо правильно устанавливать паковкодержатели шпулярника относительно нитепроводников и си­ стематически контролировать их положение; непрерывно следить за состоянием поверхностей, направляющих нити, и натяжных при­ боров; не употреблять поврежденные патроны, с которых сматы­ вается нить, и не допускать чрезмерного натяжения нитей. Оста­ ток нити на сменяемой паковке должен быть минимальным. На­ чинки, неизбежно получаемые при прерывном способе снования, должны перематываться на уточно-перемоточных автоматах и ис­ пользоваться в качестве утка. Отходы при сновании на предприя­ тиях текстильной переработки стеклянного волокна составляют от 1,5 до 3%. Необходимо стремиться к снижению отходов в процессе снования; это может быть достигнуто при увеличении массы пако­ вок и внедрении организационных и технических мероприятий.

Г Л А В А

16

ПРОБИРАНИЕ ОСНОВНЫХ

СТЕКЛЯННЫХ НИТЕЙ

На этой стадии технологического процесса нити основы проби­ рают в ламели, ремиз и бердо, которые являются съемными при­ способлениями ткацкого станка.

Ламели представляют собой тонкие стальные пластины; они служат для автоматического останова ткацкого станка при обры­ вах основных нитей. Учитывая малую сопротивляемость стеклян­ ных нитей многократному воздействию изгибающих усилий и исти­ ранию, при переработке стеклянных нитей применяют самые легкие, серийно изготавливаемые ламели Л-115 при основном наблюдателе механического действия и ламели ЛЭ-75 при электрическом основ­ ном наблюдателе. Однако даже при применении таких ламелей возможно образование ворсистости стеклянных тканей; это указы­ вает на необходимость уменьшения веса ламелей и полировки их поверхностей, соприкасающихся с нитью.

С помощью ремиза на ткацком станке образуется зев, в кото­ рый прокладывается уточная нить. Ремиз состоит из нескольких ремизок. Количество ремизок зависит от рисунка переплетения ткани, плотности нитей основы и может быть от двух до двенад-

245