Файл: Производство стеклянных волокон и тканей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приводами единой системы. Привод состоит из зубчатой передачи,

сообщающей движение от

электродвигателя главному валу стан­

ка, механизма включения

и выключения главного вала станка,

двухколодочного тормоза, поглощающего инерционные силы дви­

жущихся масс при останове станка.

 

 

 

 

 

 

 

Схема

передачи движения

глав­

 

 

 

 

 

 

ному

валу представлена на рис. 17.2.

 

 

 

 

 

 

Движение

главному

(коленчатому)

 

 

 

 

 

 

валу / передается от электродвига­

 

 

 

 

 

 

теля

2 через

сменную

шестерню

 

 

 

 

 

 

ZC M , закрепленную на валу двига­

 

 

 

 

 

 

теля,

фрикционную

шестерню

Z^v

 

 

 

 

 

 

и

ходовую

шестерню.

Шестерня

 

 

 

 

 

 

Z(pp свободно сидит на втулке ше­

 

 

 

 

 

 

стерни Z b

закрепленной

на

глав­

 

 

 

 

 

 

ном валу клиновой шпонкой 14. Ро­

 

 

 

 

 

 

тор

электродвигателя,

сменная и

 

 

 

 

 

 

фрикционная

шестерни

вращаются

 

 

 

 

 

 

непрерывно

с

целью

использования

 

 

 

 

 

 

их кинетической энергии для быст­

 

 

 

 

 

 

рого пуска станка на необходимую

 

 

 

 

 

 

скорость.

Движение

коленчатому

 

 

 

 

 

 

валу от шестерни Z,^ передается

 

 

 

 

 

 

через фрикционный диск 4, с двух

 

 

 

 

 

 

сторон

охваченный

упорным

ди­

 

 

 

 

 

 

ском 3 и нажимным

5,

между

кото­

 

 

 

 

 

 

рыми

находятся

разделяющие

ди­

 

 

 

 

 

 

ски

пружинки

 

6.

Упорный

 

диск

 

 

 

 

 

 

прикреплен

к

тумбе

ходовой

ше­

 

 

 

 

 

 

стерни Z\ болтами 8. Нажимной

 

 

 

 

 

 

диск расположен на тумбе упорно­

 

 

 

 

 

 

го диска и приливами входит в его

 

 

 

 

 

 

пазы,

что

предотвращает

поворот

Рис. 17.2.

Схема

передачи движе ­

нажимного

 

диска

 

относительно

упорного.

Нажимной

диск

только

 

ния

главному валу:

/ — главный

вал; 2 — электродвигатель;

незначительно

может

перемещать­

3 — упорный

 

диск;

4 — фрикционный

ся

вдоль

оси

главного

вала.

 

 

диск; 5 — нажимной

диск; 6 — пружины;

 

 

7 — нажимной

болт;

8 — болт; 9 — со­

 

Включение

фрикциона,

а

следо­

бачка;

10,

/ /

— канавки;

12 — м у ф т а ;

 

13 — пальцы;

 

14 — шпонка;

15 — вилка:

вательно, пуск

 

станка

производит­

 

 

16 — ползушка .

 

ся с помощью

муфты

12,

имеющей

 

 

 

 

 

 

канавку

11,

в которую

входят

пальцы 13 вилки 15, прикрепленной

к

ползушке

16.

В канавку

10

муфты

входит

нижнее

плечо собач­

ки 9 (всего их три). Давление нажимного диска на упорный регу­ лируется нажимным болтом 7, вставленным в верхнее плечо каж­ дой собачки. При включении фрикциона с помощью одной из трех пусковых рукояток муфта 12 передвигается к концу коленчатого вала, собачка 9 оказывается на горке муфты, нажимной болт 7 давит на диск 5, сжимая пружинки 6, диск 3 начинает вращаться

51


с диском 4, станок включается в работу. При повороте рукоятки в обратном направлении фрикцион выключается, станок останав­ ливается. Останов станка происходит от действия замочного ме­ ханизма, уточной вилочки и основонаблюдателя.

Д л я быстрого останова

станка служит двухсторонний

колодоч­

ный тормоз

(рис. 17.3). Он состоит из двух

тормозных колодок /

с кожаными

прокладками

2, находящимися

внутри шкива

3; шкиз

Рис.

17.3. Колодочный тормоз главного вала

станка:

/ — тормозные

колодки; 2 — прокладки; 3 — шкив;

4,

14 — шпиндели; 5 — крон­

штейн; 6, 12, /5 — п р у ж и н ы ;

7 — кулачок; 8 — ось;

9,

16, 19, 21

рычаги; 10, 17,

20 — тяги;

/ / — опорная

муфта; 13 — пусковая

рукоятка;

15 — валик.

крепится шпонкой на левом конце главного вала станка. Колодки поворачиваются на шипе шпинделя 4, укрепленного в кронштей­ не 5, который прикреплен к раме станка. Колодки соединены меж­ ду собой пружинами 6. На концы колодок действует кулачок 7, вращающийся на оси 8; ось прикреплена к раме станка. Кулачок соединен с рычагом 9, к которому присоединена тяга 10 с опорной муфтой 11. Муфта через рычаг 21 и тягу 20 взаимодействует с ле­ вой пусковой рукояткой 13, представляющей собой двуплечий ры­ чаг, свободно вращающийся на шпинделе 14. Нижнее плечо ру­ коятки соединено тягой 17 с рычагом 16, закрепленным винтом на валике 15; валик проходит по всей ширине станка. Валик 15 нахо­ дится в трубе. С правой стороны валика 15 укреплена вторая пус­ ковая рукоятка станка.

252


При выключении станка пусковую рукоятку отклоняют к груд­ нице (на рисунке рукоятка в нерабочем состоянии станка показана пунктиром). Рычаг 21 давит на муфту 11. Пружина 12 сжимается рычагом 19 под действием пружины 18. Рычаг 9 перемещается вправо, кулачок 7 поворачивается так, что между колодками нахо­ дится его большой радиус. Колодки раздвигаются, прижимаются

к

внутренней поверхности шкива, главный вал затормаживается

и

останавливается.

Торможение главного вала происходит в течение половины оборота. При пуске станка рукоятку отклоняют на себя, при этом включается фрикционная муфта, рычаг 21 отходит от опорной муф­ ты 11, а кулачок 7 поворачивается к колодкам малым радиусом. Колодки под действием пружин 6 оттягиваются от поверхности шкива, главный вал станка растормаживается.

Основный тормоз

Основный тормоз создает натяжение основы, препятствуя сво­ бодному вращению навоя под действием товарного регулятора. Отпуск основы происходит при неравенстве между натяжением основы и силой торможения навоя.

Ткацкие станки марок АТ-100-С, АТ-100-5М-С, АТ-100-6М-С, Т-100-СВ оснащены двухсторонними ленточными тормозами без опорного трения с приспособлениями для автоматического регули­ рования натяжения основы в процессе ее срабатывания. Станок АТТ-120-С снабжен двухсторонним ленточным тормозом опорного трения с приспособлением для автоматического регулирования на­ тяжения основы.

В тормозах без опорного трения сопротивление вращению со­ здается трением гибкой связи на шайбе навоя. При этом вес осно­ вы не влияет на ее натяжение. В тормозах с опорным трением сопротивление вращению создается трением гибкой связи на шайбе навоя и трением шайбы об опору. В этом случае вес основы суще­ ственно влияет на натяжение основы.

Схема автоматического основного тормоза без опорного трения представлена на рис. 17.4. Основа навита на ствол 14 между дис­ ками 13. На концах ствола закреплены шипы 12, на которых на­ ходятся храповики Z x p . На шипы навоя свободно надеты шайбы 11, которые служат для торможения навоя. К внутренним приливам тормозных шайб прикреплены собачки 10. Храповики входят внутрь шайб, собачки упираются в зубья храповиков под дейст­ вием пружинок 9. При такой взаимосвязи тормозной шайбы с на­ воем можно поворачивать его против часовой стрелки (натягивать основу), не выключая основного тормоза. Ткацкий навой (вследст­ вие увеличения натяжения основы, вызываемого зевообразованием, прибоем утка и навиванием ткани) вращается в гнездах специаль­ ных кронштейнов. Тормозную шайбу 11 охватывает стальная лен­ та 8, с внутренней стороны обитая кожей. Один конец ленты за-

253


креплен на раме станка. Другой конец

прикреплен к проушине

тяги /, которая закреплена на коротком

плече двуплечего диффе­

ренциального рычага 2. На это плечо рычага 2 нажимает ролик 6, вращающийся на втулке 7; втулка 7 закреплена на конце тяги 5, шарнирно соединенной с вертикальным плечом 17 грузового рычага 4. На горизонтальное плечо грузового рычага надет груз 3, под тя­ жестью которого ролик нажимает на дифференциальный рычаг 2, лента натягивается и прижимается к тормозной шайбе.

Рис. 17.4. Схема автоматического основного тормоза без опорного трения:

/, 5, 21 — тяги;

2, 4, 18,

20

рычаги;

3 — груз;

6,

15 — ролики;

7 — втулка;

8 — л е н т а ;

9 —

пружинки;

10 — собачки;

/ ' — шайбы;

12 — шипы;

13 — диски;

14 — ствол;

16

— противовес;

17 — вертикальное

плечо грузового рычага;

 

 

 

 

19 — валик.

 

 

 

Для постоянства заправочного натяжения основы необходимо, чтобы усилие, действующее на тормозную ленту, снижалось про­ порционально уменьшению диаметра намотки основы. Достигается

это за счет уменьшения длины плеча

дифференциального рычага

следующим образом. Тяга 5 соединена

через тягу 21 с рычагом 20,

который закреплен на валике 19. На

этом же валике закреплен

рычаг 18. В вилку верхней части рычага 18 вставлен ролик 15, ко­

торый прижимается к

основе. Тяга 5 под

действием противовеса

16

стремится опуститься. Однако

этому

препятствует

ролик 15.

По

мере срабатывания

основы и

уменьшения диаметра

намотки

рычаг 18 под действием противовеса 16 поворачивается по часовой стрелке, рычаг 20 опускается и опускает тягу 5. Ролик 6 переме­ щается вниз по рычагу 2. Уменьшение вертикального плеча диф­ ференциального рычага приводит к уменьшению натяжения тор-

254


мозной ленты, а следовательно, к уменьшению силы торможения навоя.

Автоматический дифференциальный тормоз навоя с опорным трением позволяет создавать большее натяжение основы, чем тор­ моз без опорного трения, а следовательно, вырабатывать тяжелые ткани с большой плотностью по утку. Отличительной особенностью данного тормоза является то, что навой опирается тормозными шайбами на специальные опорные колодки.

Навой тормозится за счет опорного трения, возникающего меж­ ду тормозной шайбой и опорной колодкой, и трения между тор­ мозной лентой и шайбой.

Товарный регулятор

Товарный регулятор ткацкого станка предназначен для отвода ткани из зоны ее формирования « навивания на товарный вал«к. Скорость .навивания ткани определяет ее плотность по утку. Ткацкие станки для выработки стеклянной ткани оснащены (пози­ тивными товарными регуляторами периодического и непрерывного действия с независимым движением товарного валика. Сами регу­ ляторы получают принудительное движение от среднего вала стан­ ка. За каждый оборот станка они навивают на товарный валикткань одной и той же длины, создают ткань с постоянной плот­ ностью по утку и равномерным распределением утка в ткани. На станках с товарным регулятором периодического действия ткань навивается на товарный валик в течение всего оборота главного вала станка. Товарным регулятором периодического действия осна­ щен станок АТ-ЮО-С. Все остальные ткацкие станки (АТТ-120-С, АТ-100-5М-С, АТ-100-6М-С, Т-100-СВ и АТ-60-С) оснащены червяч­ ными товарными регуляторами непрерывного действия, имеющими небольшие конструктивные различия.

На рис. 17.5 приведена кинематическая схема червячного то­ варного регулятора станка АТ-100-6М-С. Движение от среднего

вала 1

станка передается вальяну 7

через конические

шестерни

Z\

и Z2 ,

червячную передачу Z 3 и Z4 ,

шестерни Z 5 и Z C M , 2 6 и Z7 ,

Z 8

и Z9 . От вальяна движение передается товарному валику. Муф­

та

сцепления 3 служит для отключения приводного вала 2 от вала

4

регулятора; это позволяет с минимальной затратой

времени и

с большой точностью устанавливать опушку ткани при розыске «раза» и разработке брака. Муфта сцепления работает от механиз­ ма пуска и останова станка. Пальчиковая муфта сцепления 5 свя­ зана с маховиком 6, который служит для установки опушки ткани. Во время работы станка пальчиковая муфта отключена и маховик

не вращается. Ткань, обогнув вальян /

(рис.

17.6) и направляю­

щий валик 7, навивается на товарный

валик

6. Плотная намотка

ткани на товарный валик обеспечивается фрикционной муфтой 5. Плотность намотки регулируется пружиной сжатия 4. Сила при­ жима прижимного валика регулируется пружиной 2 и болтом 3.

255