Файл: Прогрессивные методы организации и технологии текущего содержания и ремонта пути (опыт передовых коллективов путевого хозяйства железных дорог) [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
Тс -
5 0 ---
to ---
Рнс. 7. Эпюра сил продольного сжатия в поезде от рекуперативного торможения
Исследования, проводимые под руководством докто ров техн. наук профессора В. А. Лазаряна и О. П. Ершкова, и результаты экспериментальных поездок вагоналаборатории динамики и прочности подвижого состава ДИИТа подтвердили выводы работников дороги, поэтому рекомендовано запретить постановку в головную часть поездов, следующих на подъем свыше 20%о, порожних и не полностью загруженных вагонов и вагонов с разностью уровня осей автосцепок более 70 мм.
Аналогичное положение было выявлено и при движе нии поезда по крутым уклонам при полном рекуператив ном торможении. Однако при рекуперативном торможе нии возникают продольные сжимающие силы величиной 55—60 тс (у первых вагонов), при которых создаются безопасные условия движения поездов (рис. 7).
Выявленные передовыми путейцами дороги особен ности взаимодействия пути и подвижного состава на сложнопрофильных участках пути в настоящее время учитываются ограничениями, приводимыми в местных дополнениях к ПТЭ и в других инструкционных мате риалах, регламентирующих порядок формирования по ездов и тормозные режимы на крутых уклонах.
Содержание и способы лечения земляного полотна на горных участках. Обвалы —• вид естественных де формаций крутых склонов гор и откосов глубоких выемок. Обвалы происходят мгновенно и характери зуются перемещением обломков горной породы, сопро вождающимся их опрокидыванием вокруг центра тяжести. В содержание земляного полотна, укре-
47
пительных и защитных сооружений на о б в а л ь ных у ч а с т к а х горных дорог входит надзор за состоя нием земляного полотна и прилегающих к нему горных склонов, осуществление профилактических мероприятий по предупреждению произвольных обрушений, ликвида ция последствий горных обвалов, уход за противообваль ными и водоотводными сооружениями.
Профилактические расчистки обвальных склонов вы полняют в следующем порядке.
В подготовительный период до закрытия перегона для движения поездов подвозят бревна и старогодные шпалы для укрытия рельсов, устанавливают щиты у опор кон тактной сети, светофорных мачт, столбов линий связи и у искусственных сооружений для защиты их от повреж дений, инструктируют скалолазов и рабочих горнооб вальных бригад о порядке их действий и расставляют их на рабочих местах.
В основной период, который начинается с момента по лучения диспетчерского приказа о состоявшемся закры тии перегона для движения поездов, участок работ ограждают сигналами остановки, рельсы накрывают бревнами или старыми шпалами, после чего обвальный мастер чередующимися длинными и короткими сигна лами рожка предлагает всем работникам, находящимся на полотне дороги, удалиться в заранее намеченные безопасные места.
Убедившись в уходе и укрытии людей, руководитель работ подает сигнал скалолазам к сбрасыванию с гор ных склонов намеченных к удалению отдельностей поро ды (рис. 8).
Расчистку начинают с верхних участков склонов, и перемещаются вниз параллельными пути заходами. Та кой порядок расчистки обеспечивает безопасность работ. Связь между обвальным мастером и бригадиром, руко водящим работой скалолазов на косогорах, поддержи вается при помощи условных сигналов духового рожка, полевого телефона или переносных радиостанций.
По окончании расчистки и проверки нижней зоны склона с целью обнаружения и удаления случайно за державшихся камней скалолазы спускаются к полотну дороги.
В заключительном периоде расчищают путь от облом ков породы и приводят в порядок рельсовую колею.
48
на стену и, следовательно, требует меньшее сечение стены.
Устраивают |
также |
под |
||
держивающие стены и кон |
||||
трфорсы. |
|
|
|
|
К сооружениям для за |
||||
щиты пути от |
последствий |
|||
горных обвалов |
относятся: |
|||
Рис. 9. Подпормо-одевагащая улавливающие |
ПОЛКИ, |
кото- |
||
стеиа ииж. Н. А. Качанова рые |
устраивают |
в уровне |
||
или |
несколько |
ниже |
бров- |
кн земляного полотна, улавливающие траншеи на скло нах в виде полувала-полурва, улавливающие стены и галереи. На Закавказской дороге у крутых откосов вы емок сооружают двухъярусные улавливающие стены.
После строительства и ввода в эксплуатацию на За кавказской дороге новых участков вторых путей в отко сах некоторых скальных выемок обнаружились трещины, создающие опасность возникновения впоследствии об вальных явлений, а также появились выплески на вновь возведенном полотне.
Анализ обстоятельств позволил прийти к выводу, что причиной их возникновения являлись перебуры скважин, допускавшиеся при буро-взрывных работах.
Дело в том, что действовавшими нормативными ма териалами рекомендовалось в целях достижения боль шего эффекта взрыва устраивать перебуры ниже про фильного очертания выемок на глубину, равную 10—15 диаметрам скважины. При скважинах диаметром 150 мм такие перебуры достигали глубины 1,5—2,0 м.
Из-за таких перебуров основная площадка земля ного полотна в выемках в скальных и полускальных по родах не имела гладкой поверхности, а была усеяна лун ками на расстоянии 3,0—3,5 м друг от друга, заполнен ными дробленой породой (рис. 10), в которых после бал ластировки скапливалась поверхностная вода и пылевид ные загрязнители балласта.
Перебуры на откосах выемок приводили к тому, что последние оказались заложенными нередко в нарушен ной взрывом среде, что способствовало распространению процессов выветривания в глубь породы и возникновению обвальных явлений.
50
В этой связи Главное управление пути МПС еще в 1968 г. ввело запрет на допущение перебуров ниже про фильного очертания выемок. Однако до енх пор еще пол ностью не изжит этот технологический просчет при уст ройстве выемок взрывным способом.
Перебуры могут быть допустимы только при горнодо
бычных работах в карьерах, но не при устройстве |
вые |
мок под железнодорожный путь. |
у ч а |
Содержание земляного полотна на о с ып и ых |
|
с т к а х состоит из систематической очистки и уборки от |
ложенных у железнодорожного полотна скоплений осып-
иого материала во избежание его |
расползания, что |
может привести к внезапному |
загромождению |
пути.
Осыпные склоны и откосы выемок укрепляют камен ными или бетонными одевающими стенами, монолитны ми подпорными стенами из камня на цементном раство ре, бетона и железобетона, защитным покрытием из кол лоидного аэрированного раствора «аэроцема» (рис. 11), состоящего из цемента, песка, воды и вспенивающей до бавки; террасированием осыпных склонов (рис. 12). Тер расы создают возведением стен из сухой кладки высоток 1,5 — 2,0 м, шириной поверху 0,80— 1,0 м и глубиной за-
Рис. 10. Влияние переуборов на прочность породы в откосах выемок и на основной площадке земля
ного полотна
51
s
Рис. 12. Террасирование осыпных склонов (цифры показывают очередность постройки стен)
На рис. 13 приводится установленная на одном из оползней дороги зависимость коэффициента устойчиво сти от угла внутреннего трения оползающих грунтовых масс, обусловливаемого естественной влажностью грунта.
Из анализа графика нетрудно сделать заключение, что с уменьшением естественной влажности грунтов W с 28 до 25%, т. е. всего лишь на 3%. угол внутреннего тре ния ср (основной расчетный показатель устойчивости про тив оползания) увеличился с 14 до 20°, а коэффициент ус тойчивости рассматриваемого склона п увеличился с 1,0, т. е. с предельного состояния равновесия, до 1,45 вполне достаточной устойчивости.
Поэтому локализация любых склоновых подвижек на дороге осуществляется простейшими водоотводными со оружениями и посадками влаголюбивой растительности (эвкалипта, белой акации и др.), транспирирующей грун товую влагу на испарение. И только при недостаточности этих мероприятий принимаются варианты строительства специальных противооползневых сооружений в виде дре нажно-осушительных сооружений для отвода поверхност ных и грунтовых вод и удерживающих сооружений для поддержания оползающих толщ земляных масс. К удер живающим сооружениям относятся подпорные стены, га лечные банкеты, контрфорсы, контрбанкеты, свайные за крепители.
53
Рис. 13. |
Зависимость |
коэффициента |
устойчивости |
|
оползневого склона от угла внутреннего |
трения ср и |
|||
|
естественной |
влажности грунта |
|
|
Стабилизация многих крупных и мощных оползневых |
||||
смещений на |
Черноморском побережье, |
как, |
например, |
|
Мюссерских, |
Петропавловских и Харчилавских |
оползней, |
достигалась устройством галечных банкетов. Устройст во таких банкетов сводится к замене в нижней упорной части оползневого тела глинистых грунтов с низкими по казателями их константов, материалом, обладающим большей устойчивостью, например, камнем, щебнем, га лечником или даже гравием.
На рис. 14 приводится схема расчетного обоснования целесообразности устранения оползневых подвижек уст ройством галечного банкета при следующих исходных данных: оползание происходит по элювию майкопских
коренных глин, имеющих следующие |
физико-механиче |
|
ские свойства: |
|
|
естественная влажность......................... |
117=30% |
|
объемный вес............................................. |
7 = 1,65 |
тс/м3 |
угол внутреннего трения..................... |
и =10° |
тс/м2 |
сцепление.................................................. |
с = 0 ,3 |
Расчетное оползневое давление в сечении / —/ (воз можном месте постройки противооползневой стены) со ставляет 39,2 тс/пог. м.
54
Рис. 14. Стабилизация оползневого склона:
а — nocTpoiiKOit противооползневой стены; б — устройством |
галечного банкета; I — оползающая толща; 2 — элювш1 |
коренных глин; 3 — коренные |
глины Майкопа |