Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

счет пароходства, доставившего груз непоконосаментно или незамаркированным. Если груз маркирован и марка в документах име­ ется, складские работники могут производить рассортировку само­ стоятельно, если же маркировки нет, необходимо вызвать предста­ вителя товарной экспертизы, который даст заключение о порядке рассортирования и маркировки грузов.

Импортные грузы принимают общим слетом мест, рассортиро­ вывают и маркируют по указанию представителя внешнеторгового объединения, что свидетельствуется соответствующим актом.

От железной дороги и клиентуры немаркированные грузы не принимаются. Однако порт может выгрузить их на склад и предо­ ставить железной дороге возможность произвести маркировку на складе. После этого оформляют документы о приеме груза.

Выбор позиции, наиболее удобной для работы приемосдатчи­ ка, является решающим условием правильного счета грузов и за­ висит от многих факторов: характера грузов, типа захватных приспособлений, варианта работы, состояния упаковки и марки­ ровки грузов и т. д. Наиболее удачна такая позиция, при которой приемосдатчик сумеет обеспечить счет мест и проверку маркиров­ ки, не замедляя темпа работы грузчиков и механизмов.

Рассмотрим варианты наиболее удачной позиции приемосдатчи­ ков при различных способах перевалки грузов.

Во время разгрузки судов приемосдатчик может находиться у борта судна, если грузы стандартные и места можно считать во время перемещения подъема, не дожидаясь его приземления; ког­ да у грузовых мест нет контрольных лент, тара прочная и в каж­ дом трюме находился груз только одного-двух коносаментов.

Во всех других случаях наиболее удобным местом для приемо­ сдатчика является трюм судна. Находясь в трюме, приемосдатчик имеет возможность наиболее качественно выполнять свои основ­ ные функции: совместно с трюмным матросом указывать грузчи­ кам порядок поконосаментной разгрузки грузов; проверять марки­ ровку каждого грузового места и записывать необходимые данные в книжку; не допускать выгрузки поврежденных и испорченных мест; просчитывать количество грузовых мест в каждом подъеме; получать подпись судового приемосдатчика за каждый подъем.

В тех случаях, когда разгрузка судна производится по вариан­ ту борт — вагон, приемосдатчик сдает груз железнодорожному весовщику непосредственно в вагоне. После погрузки каждого ва­ гона приемосдатчик порта проверяет с судовым приемосдатчиком выгруженные с судна места и получает от него подписи за все подъемы, переваленные в вагон. При этом варианте надо следить за тем, чтобы в вагон не попали поврежденные места.

Когда груз с судна поступает на отделенные тыловые склады, каждая машина или вагон внутрипортового обращения следует от борта судна к складу с сопровождающим документом — «Путевым листом» или «Внутренней накладной». Если приемосдатчик нахо­

дится в трюме, то

применяется

способ доставки

накладной

вместе с подъемом.

Для этого в

определенном месте

захватного

286


приспособления (еще при его изготовлении в мастерской) при­ крепляют металлическую трубку, у которой один конец заглушен. В нее приемосдатчик закладывает накладную, а на берегу води­ тель извлекает ее и доставляет вместе с грузом на тыловой склад.

Таким образом, при приеме грузов с судна наиболее удобным рабочим местом приемосдатчика являе$ря трюм. Это подтвержда­ ется практикой приема различных штучных тарно-упаковочных грузов со сложной маркировкой и ценных продовольственных и про­ мышленных грузов. Исключение составляет вариант борт — вагон.

При выдаче груза на суда наиболее удобной позицией приема и сдачи является место у борта. Если груз складирован на прикордонной площадке, приемосдатчики порта и судна находятся у штабеля в том месте, где производится укладка подъема. Совме­ стно проверяя груз, они пересчитывают все места и расписываются друг у друга в книжках за каждый подъем. Если груз подается к борту транспортерами, конвейерами, автомашинами или внутрипортовыми вагонами без пакетов, прием и сдачу также производят в месте укладки грузов на подъем, т. е. у борта. Если груз пода­ ется пакетным способом, необходимо укладывать его на универ­ сальные площадки или другие прицепные приспособления ровными рядами с таким расчетом, чтобы у борта судна можно было пере­ считать количество мест, не перекладывая пакет.

При приеме грузов на суда из вагонов приемосдатчик должен находиться непосредственно в вагоне, чтобы точно подсчитать ко­ личество фактически выгруженных мест, проверить состояние та­ ры, контрольных мест и общее состояние каждого грузового ме­ ста. При сдаче грузов со склада в вагоны приемосдатчик должен также находиться в вагоне и совместно с железнодорожным ве­ совщиком пересчитывать фактически погруженные места. Счет мест удобнее всего вести по законченным рядам груза. Одновре­ менно с этим перед погрузкой каждого вагона просчитывают для контроля количество мест в том штабеле, из которого предстоит погрузка. После погрузки вагонов просчитывают остаток груза в штабеле. Недопустима сдача груза в вагоны, если приемосдатчик находится в складе у штабеля; это приводит к просчетам.

В практике перегрузочных операций могут встретиться случаи, когда изложенный выше порядок неприемлем, например во вре­ мя приема и сдачи груза с перевеской, когда сдающая и прини­ мающая стороны должны находиться у весов. В этих случаях условия приема и сдачи должны быть согласованы между сторона­ ми с таким расчетом, чтобы принятый порядок обеспечивал пра­ вильность счета мест и необходимый темп перегрузки.

К операциям по подготовке грузов к отправке со складов отно­ сятся проверка их транспортабельности, маркировки, наличия контрольных данных, исправности тары и определение массы каж­ дой повагонной отправки или коносаментной партии. В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении каждая вагонная партия следует без дробления на всем пути от пункта отправления до пункта назначения. В экспортном сообщении каждая вагонная

287



партия грузов тоже без дробления принимается от железной до­ роги и сдается на судно. В импортном сообщении коносаментные партии очень часто дробятся. В этих случаях перед отгрузкой гру­ зы необходимо комплектовать по вагонным отправкам, определяя массу каждой отправки различными способами.

Отгрузка тяжеловесных и негабаритных грузов. Есть некото­ рые особенности организации отгрузки тяжеловесов и негабарит­ ных грузов. Негабаритными считаются такие грузы, которые при погрузке на платформу выходят за пределы габаритов пути. Пу­ тевые железнодорожные габариты ограничиваются расположением станционных строений, шириной междупутья, размерами туннелей и мостов. Существует стандартный габарит, который определяет допустимые очертания негабаритных грузов.

Для отгрузки негабаритного груза необходимо изготовить его чертеж и вместе с заявлением подать начальнику станции. Воп­ рос возможности отгрузки того или иного негабаритного груза разрешается управлением железной дороги, если груз следует в пределах данной дороги, или Центральным управлением МПС, ес­ ли груз следует по нескольким дорогам.

Правильность погрузки негабаритных грузов проверяется спе­ циальной комиссией железной дороги, которая составляет акт проверки и прилагает его к грузовым документам. В документах под наименованием груза делают отметку «Груз негабаритный такой-то степени». Негабаритные грузы могут быть отправлены на специальных платформах с пониженным полом.

Отгрузка мелких партий. Как на морском, так и на железнодо­ рожном транспорте отгрузка мелких партий, которые называют «сборными грузами», сопряжена с некоторыми трудностями.

Впортах мелкие отправки можно разделить на поступающие

иобразующиеся. К первым относятся мелкие партии, которые поступают в порт от местной клиентуры по отдельным перево­ зочным документам, в сборных вагонах с железной дороги, а так­ же мелкие коносаментные партии импортных и экспортных грузов. Ко вторым относятся мелкие-партии, которые образовались в пор­ ту. Причины образования мелких партий могут быть разные: пло­ хая комплектация отгрузки на железную дорогу партий импортных грузов (остались недогруженными отдельные места); отгрузка укомплектованных вагонных партий в вагоны несоответствующего тоннажа; плохой складской учет и небрежное складирование (во время погрузки вагонов остались отдельные места); дробление коносаментных партий импортных грузов.

Отгружать сборные партии на море легче, чем на же­ лезную дорогу, так как любая мелкая партия может быть приня­ та на судно, идущее в пункт назначения мелких партий. При от­ грузке на железную дорогу следует из мелких партий комплек­ товать сборные вагоны с учетом их полной загрузки и следования в определенные пункты через определенные формировочные станции.

Сборные вагоны делятся на прямые, загружаемые мелкими от­ правками, следующими на одну станцию назначения (обеспечивает­

2 8 8


ся наиболее быстрое продвижение сборных грузов); перегрузоч­ ные, загружаемые мелкими отправками, следующими на разные станции в пределах одной дороги; курсовые, загружаемые мелкими отправками, следующими на станции разных дорог.

В настоящее время комплектовать курсовые сборные вагоны, как правило, не разрешается. Наиболее правильная организация отправки сборных грузов — в прямых вагонах. Для этого необхо­ димо в тех портах, где накапливается много сборных грузов, ор­ ганизовывать склады или площадки отдельно для морского и же­ лезнодорожного направлений. Заведовать сборным складом же­ лезнодорожного направления должен работник, хорошо знающий условия комплектования сборных вагонов.

Сборные грузы, следующие на железную дорогу, необходимо комплектовать и складировать по станциям или дорогам назначе­ ния. Если остаются мелкие партии, которые нельзя укомплекто­ вать в сборные вагоны, их передают для дальнейшей отправки местным железнодорожным станциям.

Особенно трудно комплектовать сборные вагоны при дроблении на складах коносаментных партий импортных грузов на мелкие отправки. В этих случаях необходимы дополнительные операции по рассортировке и перевозке грузов на сборные склады. Для сок­ ращения операций по комплектации мелких отправок внутри пор­ та применяют вагоны, состоящие на его балансе (портовые вертуш­ ки). После предварительного укомплектования таких вагонов к ним подают на параллельные пути линейные вагоны равной вместимо­ сти и производят перегрузку. При таком способе комплектации и отгрузки сокращается простой линейных вагонов, исключаются случаи неправильного комплектования грузов и их засылок.

Выдача местных грузов. Во многих портах в составе грузообо­ рота большой удельный вес имеют местные грузы, которые выво­ зятся из порта автотранспортом, железнодорожными вагонами местного обращения и различными плавучими средствами. Опера­ ции по местной выдаче грузов необходимо включить в сменно-су­ точный план работы погрузочно-разгрузочного района.

Чтобы облегчить планирование местной выдачи грузов, порт должен своевременно известить клиентуру о , их прибытии. Кабо­

тажный отдел порта обязан

запросить клиента, когда, каким

транспортом и в

каком

количестве

будет производиться

вывоз.

Оформлять

расходные

документы

и

пропуска

на въезд

в порт

необходимо

накануне

для вывоза

груза.

Работники

ТЭК обязаны согласовать с погрузочно-разгрузочными районами возможность и порядок выдачи грузов и объявить его клиенту, предупредив о необходимости соблюдения этого порядка. Накану­ не дня выдачи оформленные расходные документы направляют в районы для планирования выдачи местных грузов. Порядок выда­ чи грузов в последующие дни заведующие складами согласовыва­ ют уже с клиентами и подают начальнику складской группы заяв­ ки для включения указанных операций в сменно-суточный план работы района.

19 Б. Г, Приходько

289