Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
счет пароходства, доставившего груз непоконосаментно или незамаркированным. Если груз маркирован и марка в документах име ется, складские работники могут производить рассортировку само стоятельно, если же маркировки нет, необходимо вызвать предста вителя товарной экспертизы, который даст заключение о порядке рассортирования и маркировки грузов.
Импортные грузы принимают общим слетом мест, рассортиро вывают и маркируют по указанию представителя внешнеторгового объединения, что свидетельствуется соответствующим актом.
От железной дороги и клиентуры немаркированные грузы не принимаются. Однако порт может выгрузить их на склад и предо ставить железной дороге возможность произвести маркировку на складе. После этого оформляют документы о приеме груза.
Выбор позиции, наиболее удобной для работы приемосдатчи ка, является решающим условием правильного счета грузов и за висит от многих факторов: характера грузов, типа захватных приспособлений, варианта работы, состояния упаковки и марки ровки грузов и т. д. Наиболее удачна такая позиция, при которой приемосдатчик сумеет обеспечить счет мест и проверку маркиров ки, не замедляя темпа работы грузчиков и механизмов.
Рассмотрим варианты наиболее удачной позиции приемосдатчи ков при различных способах перевалки грузов.
Во время разгрузки судов приемосдатчик может находиться у борта судна, если грузы стандартные и места можно считать во время перемещения подъема, не дожидаясь его приземления; ког да у грузовых мест нет контрольных лент, тара прочная и в каж дом трюме находился груз только одного-двух коносаментов.
Во всех других случаях наиболее удобным местом для приемо сдатчика является трюм судна. Находясь в трюме, приемосдатчик имеет возможность наиболее качественно выполнять свои основ ные функции: совместно с трюмным матросом указывать грузчи кам порядок поконосаментной разгрузки грузов; проверять марки ровку каждого грузового места и записывать необходимые данные в книжку; не допускать выгрузки поврежденных и испорченных мест; просчитывать количество грузовых мест в каждом подъеме; получать подпись судового приемосдатчика за каждый подъем.
В тех случаях, когда разгрузка судна производится по вариан ту борт — вагон, приемосдатчик сдает груз железнодорожному весовщику непосредственно в вагоне. После погрузки каждого ва гона приемосдатчик порта проверяет с судовым приемосдатчиком выгруженные с судна места и получает от него подписи за все подъемы, переваленные в вагон. При этом варианте надо следить за тем, чтобы в вагон не попали поврежденные места.
Когда груз с судна поступает на отделенные тыловые склады, каждая машина или вагон внутрипортового обращения следует от борта судна к складу с сопровождающим документом — «Путевым листом» или «Внутренней накладной». Если приемосдатчик нахо
дится в трюме, то |
применяется |
способ доставки |
накладной |
вместе с подъемом. |
Для этого в |
определенном месте |
захватного |
286
приспособления (еще при его изготовлении в мастерской) при крепляют металлическую трубку, у которой один конец заглушен. В нее приемосдатчик закладывает накладную, а на берегу води тель извлекает ее и доставляет вместе с грузом на тыловой склад.
Таким образом, при приеме грузов с судна наиболее удобным рабочим местом приемосдатчика являе$ря трюм. Это подтвержда ется практикой приема различных штучных тарно-упаковочных грузов со сложной маркировкой и ценных продовольственных и про мышленных грузов. Исключение составляет вариант борт — вагон.
При выдаче груза на суда наиболее удобной позицией приема и сдачи является место у борта. Если груз складирован на прикордонной площадке, приемосдатчики порта и судна находятся у штабеля в том месте, где производится укладка подъема. Совме стно проверяя груз, они пересчитывают все места и расписываются друг у друга в книжках за каждый подъем. Если груз подается к борту транспортерами, конвейерами, автомашинами или внутрипортовыми вагонами без пакетов, прием и сдачу также производят в месте укладки грузов на подъем, т. е. у борта. Если груз пода ется пакетным способом, необходимо укладывать его на универ сальные площадки или другие прицепные приспособления ровными рядами с таким расчетом, чтобы у борта судна можно было пере считать количество мест, не перекладывая пакет.
При приеме грузов на суда из вагонов приемосдатчик должен находиться непосредственно в вагоне, чтобы точно подсчитать ко личество фактически выгруженных мест, проверить состояние та ры, контрольных мест и общее состояние каждого грузового ме ста. При сдаче грузов со склада в вагоны приемосдатчик должен также находиться в вагоне и совместно с железнодорожным ве совщиком пересчитывать фактически погруженные места. Счет мест удобнее всего вести по законченным рядам груза. Одновре менно с этим перед погрузкой каждого вагона просчитывают для контроля количество мест в том штабеле, из которого предстоит погрузка. После погрузки вагонов просчитывают остаток груза в штабеле. Недопустима сдача груза в вагоны, если приемосдатчик находится в складе у штабеля; это приводит к просчетам.
В практике перегрузочных операций могут встретиться случаи, когда изложенный выше порядок неприемлем, например во вре мя приема и сдачи груза с перевеской, когда сдающая и прини мающая стороны должны находиться у весов. В этих случаях условия приема и сдачи должны быть согласованы между сторона ми с таким расчетом, чтобы принятый порядок обеспечивал пра вильность счета мест и необходимый темп перегрузки.
К операциям по подготовке грузов к отправке со складов отно сятся проверка их транспортабельности, маркировки, наличия контрольных данных, исправности тары и определение массы каж дой повагонной отправки или коносаментной партии. В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении каждая вагонная партия следует без дробления на всем пути от пункта отправления до пункта назначения. В экспортном сообщении каждая вагонная
287
партия грузов тоже без дробления принимается от железной до роги и сдается на судно. В импортном сообщении коносаментные партии очень часто дробятся. В этих случаях перед отгрузкой гру зы необходимо комплектовать по вагонным отправкам, определяя массу каждой отправки различными способами.
Отгрузка тяжеловесных и негабаритных грузов. Есть некото рые особенности организации отгрузки тяжеловесов и негабарит ных грузов. Негабаритными считаются такие грузы, которые при погрузке на платформу выходят за пределы габаритов пути. Пу тевые железнодорожные габариты ограничиваются расположением станционных строений, шириной междупутья, размерами туннелей и мостов. Существует стандартный габарит, который определяет допустимые очертания негабаритных грузов.
Для отгрузки негабаритного груза необходимо изготовить его чертеж и вместе с заявлением подать начальнику станции. Воп рос возможности отгрузки того или иного негабаритного груза разрешается управлением железной дороги, если груз следует в пределах данной дороги, или Центральным управлением МПС, ес ли груз следует по нескольким дорогам.
Правильность погрузки негабаритных грузов проверяется спе циальной комиссией железной дороги, которая составляет акт проверки и прилагает его к грузовым документам. В документах под наименованием груза делают отметку «Груз негабаритный такой-то степени». Негабаритные грузы могут быть отправлены на специальных платформах с пониженным полом.
Отгрузка мелких партий. Как на морском, так и на железнодо рожном транспорте отгрузка мелких партий, которые называют «сборными грузами», сопряжена с некоторыми трудностями.
Впортах мелкие отправки можно разделить на поступающие
иобразующиеся. К первым относятся мелкие партии, которые поступают в порт от местной клиентуры по отдельным перево зочным документам, в сборных вагонах с железной дороги, а так же мелкие коносаментные партии импортных и экспортных грузов. Ко вторым относятся мелкие-партии, которые образовались в пор ту. Причины образования мелких партий могут быть разные: пло хая комплектация отгрузки на железную дорогу партий импортных грузов (остались недогруженными отдельные места); отгрузка укомплектованных вагонных партий в вагоны несоответствующего тоннажа; плохой складской учет и небрежное складирование (во время погрузки вагонов остались отдельные места); дробление коносаментных партий импортных грузов.
Отгружать сборные партии на море легче, чем на же лезную дорогу, так как любая мелкая партия может быть приня та на судно, идущее в пункт назначения мелких партий. При от грузке на железную дорогу следует из мелких партий комплек товать сборные вагоны с учетом их полной загрузки и следования в определенные пункты через определенные формировочные станции.
Сборные вагоны делятся на прямые, загружаемые мелкими от правками, следующими на одну станцию назначения (обеспечивает
2 8 8
ся наиболее быстрое продвижение сборных грузов); перегрузоч ные, загружаемые мелкими отправками, следующими на разные станции в пределах одной дороги; курсовые, загружаемые мелкими отправками, следующими на станции разных дорог.
В настоящее время комплектовать курсовые сборные вагоны, как правило, не разрешается. Наиболее правильная организация отправки сборных грузов — в прямых вагонах. Для этого необхо димо в тех портах, где накапливается много сборных грузов, ор ганизовывать склады или площадки отдельно для морского и же лезнодорожного направлений. Заведовать сборным складом же лезнодорожного направления должен работник, хорошо знающий условия комплектования сборных вагонов.
Сборные грузы, следующие на железную дорогу, необходимо комплектовать и складировать по станциям или дорогам назначе ния. Если остаются мелкие партии, которые нельзя укомплекто вать в сборные вагоны, их передают для дальнейшей отправки местным железнодорожным станциям.
Особенно трудно комплектовать сборные вагоны при дроблении на складах коносаментных партий импортных грузов на мелкие отправки. В этих случаях необходимы дополнительные операции по рассортировке и перевозке грузов на сборные склады. Для сок ращения операций по комплектации мелких отправок внутри пор та применяют вагоны, состоящие на его балансе (портовые вертуш ки). После предварительного укомплектования таких вагонов к ним подают на параллельные пути линейные вагоны равной вместимо сти и производят перегрузку. При таком способе комплектации и отгрузки сокращается простой линейных вагонов, исключаются случаи неправильного комплектования грузов и их засылок.
Выдача местных грузов. Во многих портах в составе грузообо рота большой удельный вес имеют местные грузы, которые выво зятся из порта автотранспортом, железнодорожными вагонами местного обращения и различными плавучими средствами. Опера ции по местной выдаче грузов необходимо включить в сменно-су точный план работы погрузочно-разгрузочного района.
Чтобы облегчить планирование местной выдачи грузов, порт должен своевременно известить клиентуру о , их прибытии. Кабо
тажный отдел порта обязан |
запросить клиента, когда, каким |
|||||
транспортом и в |
каком |
количестве |
будет производиться |
|||
вывоз. |
Оформлять |
расходные |
документы |
и |
пропуска |
на въезд |
в порт |
необходимо |
накануне |
для вывоза |
груза. |
Работники |
ТЭК обязаны согласовать с погрузочно-разгрузочными районами возможность и порядок выдачи грузов и объявить его клиенту, предупредив о необходимости соблюдения этого порядка. Накану не дня выдачи оформленные расходные документы направляют в районы для планирования выдачи местных грузов. Порядок выда чи грузов в последующие дни заведующие складами согласовыва ют уже с клиентами и подают начальнику складской группы заяв ки для включения указанных операций в сменно-суточный план работы района.
19 Б. Г, Приходько |
289 |