Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
но-транспортных комплексов машин и механизмов с дистанцион ным и автоматическим управлением, а также машин циклического действия для автоматизированных конвейерных линий; расширить производство специальных транспортных, погрузочно-разгрузоч ных механизмов и устройств, обеспечивающих снижение потерь сыпучих грузов — цемента, минеральных удобрений и других гру зов при их перегрузке и транспортировке; ускорить строительство и реконструкцию заводов по производству грузовых магистраль ных вагонов и контейнеров.
Морской транспорт СССР приобретает все большее значение в удовлетворении возрастающих потребностей народного хозяйст ва в морских перевозках грузов.
Доля морского транспорта в общем грузообороте, выполняе
мом всеми видами транспорта \ |
непрерывно |
возрастает |
и по от |
||
дельным годам составила: |
|
|
|
|
|
Год |
1940 |
1950 |
1960 |
1970 |
1972* |
% |
4,8 |
5,5 |
7,0 |
14,1 |
17,2 |
* См. СССР в цифрах в 1972 году. М„ «Статистика», 1973.
Грузооборот морского транспорта в 1972 г. достиг 698,2 млрд, ткм и увеличился против 1913 г. в 34,3 раза и против 1940 г. в 29,3 раза1.2
Морские материковые границы СССР протяженностью свыше 50 тыс. км примыкают к водам двух океанов и 14 морей и откры вают широкие возможности для развития внутренних и междуна родных перевозок.
Во внутренних сообщениях большое значение морских пере возок состоит в обслуживании быстро развивающихся окраинных районов, особенно Севера и Дальнего Востока, где отсутствуют другие виды массового транспорта, а также в направлениях, где морские маршруты короче сухопутных.
Особенно большое значение морской транспорт имеет в рас ширении экономических связей СССР с другими странами. По этому развитие морских перевозок тесно связано с непрерывным ростом внешней торговли.
В общем объеме внешнеторгового грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта, на долю морского транспорта прихо дится около 60%, а в общем грузообороте морского транспорта внешнеторговые перевозки составляют более 90%.
Ускоренные темпы развития внешней торговли и быстрое уве личение международных перевозок морским транспортом, а так же их географическое размещение обусловливают его особое зна чение как транспорта дальнего действия.
1 Транспорт и связь СССР. М., |
«Статистика», 1972, |
стр. 17. |
2 СССР в, цифрах в 1972 году. |
М., «Статистика», |
1973. |
8
Таким образом, значение, условия развития и характер дея тельности морского транспорта СССР тесно связаны с его особым местом в мировом судоходстве. Являясь преимущественно средст вом внешних транспортно-экономических связей, морской транс порт выступает на стыках международных экономических и по литических отношений между государствами.
Морской транспорт СССР, имеющий в необходимых размерах современный, экономичный и непрерывно совершенствующийся флот, способен обеспечить независимость нашей внешней торгов ли от конъюнктуры мирового капиталистического судоходства. За
1960— 1970 гг. |
СССР по размерам морского |
тоннажа |
вышел |
|||
с тринадцатого |
на |
шестое |
место |
среди |
судоходных |
стран |
мира. |
|
|
|
|
|
|
Эффективность |
работы |
морского |
транспорта определяется |
ускоренным развитием его материально-технической базы на ос нове новейших достижений науки и техники и систематическим совершенствованием методов эксплуатационной работы.
Технический прогресс на морском транспорте, определяющий эффективность его работы, характеризуется: все 'большим углуб лением специализации судов и внедрением прогрессивных спосо бов перевозок; увеличением полезной грузоподъемности судов при неизменных их параметрах за счет применения в судострое нии новых высокопрочных и более легких материалов; повышени ем скорости движения, строительством новых экономичных энер гетических установок; приспособлением грузовых помещений су дов к скоростной обработке их в портах; более широким внедре нием на судах средств автоматизации производственных про цессов.
В текущем пятилетии значительное развитие получит мате риально-техническая база морского транспорта. Транспортный флот пополнится высокоэкономичными, универсальными и специ ализированными судами с комплексной автоматизацией управле ния судовыми механизмами и системами, в том числе судами для перевозки большегрузных контейнеров, оборудования и скоропор тящихся грузов. Будет продолжаться дальнейшее развитие про пускных способностей морских портов путем создания в них специализированных перегрузочных высокомеханизированных ком плексов для погрузки и выгрузки контейнеров, навалочных и лес ных грузов. Намечается завершение строительства первой очере ди глубоководного порта Восточный в бухте Врангеля и начало строительства такого же порта на Черном море.
§ 3. ВИДЫ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК, ТРАНСПОРТНЫХ СООБЩЕНИЙ И ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК
Виды перевозок. Процесс перемещения грузов мор ским транспортом нельзя рассматривать обособленно от других видов транспорта. Он в большинстве своем связан с приемом или передачей грузов на другие виды транспорта. Движение грузов от
9
мест 'производства к местам потребления совершается нередко двумя или несколькими видами транспорта. Наиболее тесные и обширные взаимные связи в осуществлении перевозок установи лись между основными массовыми видами транспорта: железно дорожным, морским и речным.
В зависимости от характера и назначения транспортных средств, применяемых для перемещения грузов, перевозки мор ским транспортом разделяются на наливные, сухогрузные и пло товые.
Наливные перевозки — это специализированный способ пере возки нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов (жиров, ви на, спирта, сжиженных газов), который выделился из общей мас сы перевозок с созданием специальных типов морских судов — танкеров, газовозов и т. п.
Сухогрузные перевозки охватывают более широкий перечень грузов, поступающих на морской транспорт насыпью, навалом и в различной таре. Эти перевозки совершаются на различных спе циализированных морских судах (рудовозах, углевозах, зерново зах, лесовозах) и на судах общего назначения (универсальных и комбинированных).
Плотовые перевозки представляют собой также специализиро ванный вид транспортирования круглого леса в плотах за буксир ной тягой по отдельным участкам речных путей и на сравнитель но коротких направлениях морских бассейнов. Эти перевозки за нимают незначительное место в общем объеме.
В табл. 1 приведены данные объемов и доли перевозок грузов различными спос обамииз которых следует, что объемы налив ных и сухогрузных перевозок непрерывно возрастают, а соотноше ния между ними за 20 лет (1950— 1970 гг.) почти не изменились.
Г р у з ы
19 4 0 |
г . |
м л н . т j |
еч |
1 |
9 5 0 |
г . |
т |
|
|
м л н . |
|
3? |
I9 6 0 |
г . |
МЛН. т |
с? |
1965 Г.
м л н . т
3?
Т а б л и ц а 1
19 7 0 г .
. т |
|
МЛН |
чв |
Все |
грузы . . |
„ |
. |
31,2 |
100 |
33,7 |
100 |
75,9 |
100 |
119,3 |
100 |
161,9 |
100 |
Наливные . . |
, |
. |
19,6 |
63 |
15,8 |
47 |
32,5 |
43 |
53,5 |
45 |
75,1 |
47 |
|
Сухогрузные. |
. |
. |
11,0 |
35 |
17,2 |
51 |
42,3 |
56 |
64,9 |
54- |
86,4 |
53 |
|
Лес |
и дрова |
|
в |
0,6 |
2 |
0,7 |
|
|
|
|
|
|
|
плотах |
.......................... |
|
|
2 |
и |
1 |
0,9 |
1 |
0,4 |
0,2 |
В последние годы начали развиваться бесперегрузочные пе ревозки различных грузов по морским и речным путям. Они воз никли с появлением крупных искусственных водохранилищ Волж ского и Днепровского речных бассейнов. В связи с увеличением
1 Транспорту связь СССР, М., «Статистика», 1972, стр. 153.
Ю
глубин на речных участках Волги и Днепра построены специаль ные суда смешанного плавания река — море, которые при сравни тельно большой грузоподъемности имеют осадки, позволяющие совершать бесперегрузочные перевозки на морских и речных бас сейнах.
В зависимости от районов судоходства и дальности пробега судов перевозки в морских бассейнах разделяются на малый ка ботаж, большой каботаж и заграничные. Понятие о видах пере возок распространяется также и на грузы. Различают грузы ма лого и большого каботажа и внешнеторговые; последние в свою очередь подразделяются на экспортные (вывозимые из страны) и импортные (ввозимые в страну).
Перевозки в малом каботаже совершаются между портами Союза ССР в пределах одного морского бассейна. Например, в отношении малого каботажа как одно рассматриваются Черное и Азовское моря; Белое море и Северный Ледовитый океан; Япон ское, Охотское и Берингово моря.
Перевозки в большом каботаже совершаются между портами Союза ССР, расположенными в различных морских бассейнах, на пример между Одессой и Владивостоком.
Каботажные перевозки осуществляются исключительно отече ственными судами. Однако для срочных перевозок в большом и малом каботаже могут быть использованы также иностранные суда.
Перевозки в заграничном плавании производятся между оте чественными и иностранными портами любых морей и соверша ются советскими судами, а при необходимости и иностранными.
За период 1950— 1970 гг. перевозки в заграничном плавании увеличились в 7,2 раза, а в малом каботаже — в 3,2 раза. Данные о росте перевозок отдельных грузов по видам плавания 1 приведе ны в табл. 2.
Виды транспортных сообщений. Перевозки по транспортной сети СССР с участием двух или нескольких видов транспорта мо гут совершаться как непрерывный процесс перемещения грузов из сферы производства в сферу потребления или же они могут прерываться на стыках отдельных видов транспорта.
В тех случаях, когда перемещение грузов ограничивается толь ко одним видом транспорта, считается, что перевозка совершается в прямом (не смешанном) сообщении.
Прерывным процессом перемещения называется такой про цесс, когда в перевозке грузов от производства к потреблению требуется участие нескольких видов транспорта, но, в силу опре деленных обстоятельств, забота по перевалке грузов на стыках транспорта ложится на грузовладельцев. Такие обстоятельства возникают из-за недостаточной подготовленности портов или же
лезнодорожных |
станций к |
выполнению |
отдельных операций по |
1 Транспорт и |
связь СССР. |
М., «Статистика», |
1972, стр. 144—146 (обработ |
ка автора). |
|
|
|
11