Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но-транспортных комплексов машин и механизмов с дистанцион­ ным и автоматическим управлением, а также машин циклического действия для автоматизированных конвейерных линий; расширить производство специальных транспортных, погрузочно-разгрузоч­ ных механизмов и устройств, обеспечивающих снижение потерь сыпучих грузов — цемента, минеральных удобрений и других гру­ зов при их перегрузке и транспортировке; ускорить строительство и реконструкцию заводов по производству грузовых магистраль­ ных вагонов и контейнеров.

Морской транспорт СССР приобретает все большее значение в удовлетворении возрастающих потребностей народного хозяйст­ ва в морских перевозках грузов.

Доля морского транспорта в общем грузообороте, выполняе­

мом всеми видами транспорта \

непрерывно

возрастает

и по от­

дельным годам составила:

 

 

 

 

Год

1940

1950

1960

1970

1972*

%

4,8

5,5

7,0

14,1

17,2

* См. СССР в цифрах в 1972 году. М„ «Статистика», 1973.

Грузооборот морского транспорта в 1972 г. достиг 698,2 млрд, ткм и увеличился против 1913 г. в 34,3 раза и против 1940 г. в 29,3 раза1.2

Морские материковые границы СССР протяженностью свыше 50 тыс. км примыкают к водам двух океанов и 14 морей и откры­ вают широкие возможности для развития внутренних и междуна­ родных перевозок.

Во внутренних сообщениях большое значение морских пере­ возок состоит в обслуживании быстро развивающихся окраинных районов, особенно Севера и Дальнего Востока, где отсутствуют другие виды массового транспорта, а также в направлениях, где морские маршруты короче сухопутных.

Особенно большое значение морской транспорт имеет в рас­ ширении экономических связей СССР с другими странами. По­ этому развитие морских перевозок тесно связано с непрерывным ростом внешней торговли.

В общем объеме внешнеторгового грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта, на долю морского транспорта прихо­ дится около 60%, а в общем грузообороте морского транспорта внешнеторговые перевозки составляют более 90%.

Ускоренные темпы развития внешней торговли и быстрое уве­ личение международных перевозок морским транспортом, а так­ же их географическое размещение обусловливают его особое зна­ чение как транспорта дальнего действия.

1 Транспорт и связь СССР. М.,

«Статистика», 1972,

стр. 17.

2 СССР в, цифрах в 1972 году.

М., «Статистика»,

1973.

8


Таким образом, значение, условия развития и характер дея­ тельности морского транспорта СССР тесно связаны с его особым местом в мировом судоходстве. Являясь преимущественно средст­ вом внешних транспортно-экономических связей, морской транс­ порт выступает на стыках международных экономических и по­ литических отношений между государствами.

Морской транспорт СССР, имеющий в необходимых размерах современный, экономичный и непрерывно совершенствующийся флот, способен обеспечить независимость нашей внешней торгов­ ли от конъюнктуры мирового капиталистического судоходства. За

1960— 1970 гг.

СССР по размерам морского

тоннажа

вышел

с тринадцатого

на

шестое

место

среди

судоходных

стран

мира.

 

 

 

 

 

 

Эффективность

работы

морского

транспорта определяется

ускоренным развитием его материально-технической базы на ос­ нове новейших достижений науки и техники и систематическим совершенствованием методов эксплуатационной работы.

Технический прогресс на морском транспорте, определяющий эффективность его работы, характеризуется: все 'большим углуб­ лением специализации судов и внедрением прогрессивных спосо­ бов перевозок; увеличением полезной грузоподъемности судов при неизменных их параметрах за счет применения в судострое­ нии новых высокопрочных и более легких материалов; повышени­ ем скорости движения, строительством новых экономичных энер­ гетических установок; приспособлением грузовых помещений су­ дов к скоростной обработке их в портах; более широким внедре­ нием на судах средств автоматизации производственных про­ цессов.

В текущем пятилетии значительное развитие получит мате­ риально-техническая база морского транспорта. Транспортный флот пополнится высокоэкономичными, универсальными и специ­ ализированными судами с комплексной автоматизацией управле­ ния судовыми механизмами и системами, в том числе судами для перевозки большегрузных контейнеров, оборудования и скоропор­ тящихся грузов. Будет продолжаться дальнейшее развитие про­ пускных способностей морских портов путем создания в них специализированных перегрузочных высокомеханизированных ком­ плексов для погрузки и выгрузки контейнеров, навалочных и лес­ ных грузов. Намечается завершение строительства первой очере­ ди глубоководного порта Восточный в бухте Врангеля и начало строительства такого же порта на Черном море.

§ 3. ВИДЫ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК, ТРАНСПОРТНЫХ СООБЩЕНИЙ И ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК

Виды перевозок. Процесс перемещения грузов мор­ ским транспортом нельзя рассматривать обособленно от других видов транспорта. Он в большинстве своем связан с приемом или передачей грузов на другие виды транспорта. Движение грузов от

9



мест 'производства к местам потребления совершается нередко двумя или несколькими видами транспорта. Наиболее тесные и обширные взаимные связи в осуществлении перевозок установи­ лись между основными массовыми видами транспорта: железно­ дорожным, морским и речным.

В зависимости от характера и назначения транспортных средств, применяемых для перемещения грузов, перевозки мор­ ским транспортом разделяются на наливные, сухогрузные и пло­ товые.

Наливные перевозки — это специализированный способ пере­ возки нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов (жиров, ви­ на, спирта, сжиженных газов), который выделился из общей мас­ сы перевозок с созданием специальных типов морских судов — танкеров, газовозов и т. п.

Сухогрузные перевозки охватывают более широкий перечень грузов, поступающих на морской транспорт насыпью, навалом и в различной таре. Эти перевозки совершаются на различных спе­ циализированных морских судах (рудовозах, углевозах, зерново­ зах, лесовозах) и на судах общего назначения (универсальных и комбинированных).

Плотовые перевозки представляют собой также специализиро­ ванный вид транспортирования круглого леса в плотах за буксир­ ной тягой по отдельным участкам речных путей и на сравнитель­ но коротких направлениях морских бассейнов. Эти перевозки за­ нимают незначительное место в общем объеме.

В табл. 1 приведены данные объемов и доли перевозок грузов различными спос обамииз которых следует, что объемы налив­ ных и сухогрузных перевозок непрерывно возрастают, а соотноше­ ния между ними за 20 лет (1950— 1970 гг.) почти не изменились.

Г р у з ы

19 4 0

г .

м л н . т j

еч

1

9 5 0

г .

т

 

 

м л н .

 

3?

I9 6 0

г .

МЛН. т

с?

1965 Г.

м л н . т

3?

Т а б л и ц а 1

19 7 0 г .

. т

 

МЛН

чв

Все

грузы . .

.

31,2

100

33,7

100

75,9

100

119,3

100

161,9

100

Наливные . .

,

.

19,6

63

15,8

47

32,5

43

53,5

45

75,1

47

Сухогрузные.

.

.

11,0

35

17,2

51

42,3

56

64,9

54-

86,4

53

Лес

и дрова

 

в

0,6

2

0,7

 

 

 

 

 

 

 

плотах

..........................

 

 

2

и

1

0,9

1

0,4

0,2

В последние годы начали развиваться бесперегрузочные пе­ ревозки различных грузов по морским и речным путям. Они воз­ никли с появлением крупных искусственных водохранилищ Волж­ ского и Днепровского речных бассейнов. В связи с увеличением

1 Транспорту связь СССР, М., «Статистика», 1972, стр. 153.

Ю


глубин на речных участках Волги и Днепра построены специаль­ ные суда смешанного плавания река — море, которые при сравни­ тельно большой грузоподъемности имеют осадки, позволяющие совершать бесперегрузочные перевозки на морских и речных бас­ сейнах.

В зависимости от районов судоходства и дальности пробега судов перевозки в морских бассейнах разделяются на малый ка­ ботаж, большой каботаж и заграничные. Понятие о видах пере­ возок распространяется также и на грузы. Различают грузы ма­ лого и большого каботажа и внешнеторговые; последние в свою очередь подразделяются на экспортные (вывозимые из страны) и импортные (ввозимые в страну).

Перевозки в малом каботаже совершаются между портами Союза ССР в пределах одного морского бассейна. Например, в отношении малого каботажа как одно рассматриваются Черное и Азовское моря; Белое море и Северный Ледовитый океан; Япон­ ское, Охотское и Берингово моря.

Перевозки в большом каботаже совершаются между портами Союза ССР, расположенными в различных морских бассейнах, на­ пример между Одессой и Владивостоком.

Каботажные перевозки осуществляются исключительно отече­ ственными судами. Однако для срочных перевозок в большом и малом каботаже могут быть использованы также иностранные суда.

Перевозки в заграничном плавании производятся между оте­ чественными и иностранными портами любых морей и соверша­ ются советскими судами, а при необходимости и иностранными.

За период 1950— 1970 гг. перевозки в заграничном плавании увеличились в 7,2 раза, а в малом каботаже — в 3,2 раза. Данные о росте перевозок отдельных грузов по видам плавания 1 приведе­ ны в табл. 2.

Виды транспортных сообщений. Перевозки по транспортной сети СССР с участием двух или нескольких видов транспорта мо­ гут совершаться как непрерывный процесс перемещения грузов из сферы производства в сферу потребления или же они могут прерываться на стыках отдельных видов транспорта.

В тех случаях, когда перемещение грузов ограничивается толь­ ко одним видом транспорта, считается, что перевозка совершается в прямом (не смешанном) сообщении.

Прерывным процессом перемещения называется такой про­ цесс, когда в перевозке грузов от производства к потреблению требуется участие нескольких видов транспорта, но, в силу опре­ деленных обстоятельств, забота по перевалке грузов на стыках транспорта ложится на грузовладельцев. Такие обстоятельства возникают из-за недостаточной подготовленности портов или же­

лезнодорожных

станций к

выполнению

отдельных операций по

1 Транспорт и

связь СССР.

М., «Статистика»,

1972, стр. 144—146 (обработ­

ка автора).

 

 

 

11